[699x451]
Начиная с середины XVII века, когда французы осознали, что полноценная фраза проводится в два темпа ( в первую очередь как "защита - ответ" или хотя бы "показ - перевод") укоротили свою шпагу, фехтование колющим оружием стало быстро прогрессировать в разнообразии приемов, ситуативности и быстроте их применения. С этого момента начинается резкое расхождение французской школы (более ориентированной на дуэльные правила) и итальянской (развивающейся в русле "поединка в кустах", в духе XV века). Эти расхождения достигли пика своего развития к концу XIX столетия.
Во Франции со второй половины XVIII века фехтование делает быстрые существенные успехи, явно опережая Италию. В 1736 году француз Жирар ввел 8-ю и последнюю защиту, почти на два столетия позже 7-й и 1-й, что, как я понимаю, указывает на распространение атак второго намерения, заставивших описать разные способы защит нижних секторов. В 1755 году во французской «Энциклопедии» в статье «фехтование» впервые говорилось о необходимости введения фехтовальной маски для предупреждения несчастных случаев. Прошло лет 10 - и фехтовальные маски были уже достаточно распространены. Введение маски дало резкий толчок к дальнейшему техническому и тактическому совершенствованию фехтования, поскольку позволяло широко экспериментировать с техникой и тактикой в парных упражнениях, не опасаясь травм.
В 1766 году в Париже преподавателем фехтования Дане был выпущен обстоятельный труд по владению холодным оружием, значительную часть которого составляют упражнения по обучению приёмов отвода и захвата оружия противника невооружённой рукой, то есть тогда фехтование не выделилось в чисто клинковое противоборство, развиваясь как синтетический навык.
В это же время во Франции зарождается борьба двух школ: старой классической (Бертрана, Ля Буасьера, Корденуа, Бонди и др.) и школы практического направления, основателем которой был известный преподаватель Франции начала XIX века Ляфожер. Его знаменитый бой в Париже в 1816 году с графом Бонди, лучшим фехтовальщиком Парижа того времени, составил эпоху в истории фехтования. Ляфожер был маленького роста, но необычайно подвижным.
Никому неизвестный в то время провинциальный учитель фехтования Ляфожер приехал в Париж с целью проверить свою теорию на практике в бою с лучшим представителем классической школы – графом Бонди. Его блестящая победа в присутствии огромного количества зрителей и всех фехтовальных авторитетов того времени произвела сенсацию. В 1830 году академик Эрнст Легуве, приверженец старой школы, в статье «Турнир XIX столетия» писал: «Резкая реакция реализма против романтического академизма в литературе и живописи не могла не отразиться и на фехтовании. Гомар, Шарлеман, Корденуа и другие могли видеть с истинным сожалением возникающую новую школу, которая, заботясь только о нанесении укола, отбросила требования изящества и грации движений, как бесполезные и смешные. Напрасно Бертран, наш несравненный Бертран, доказывал своими уроками и личным примером, что в одно и то же время можно быть и наиболее грациозным и наиболее сильным дуэлянтом; с каждым днем новая школа завоевывала право гражданства. Фехтование отныне остается, без сомнения, упражнением полезным, занимательным, но это больше не искусство, ибо «нет искусства там, где нет красоты».
В этот период борьбы в направлении французского фехтования принцип рационализации, целесообразность каждого движения и действия является основой техники и тактики фехтования. Первым из наиболее авторитетных новаторов в этом отношении был Жакоб. Он настаивал на введении контрответов и продолжительных боевых фраз, что составляет характерную и наиболее трудную особенность французской школы в её понимании XIX в.
[640x480]
Итальянское фехтование с конца ХVIII и почти весь ХIX век находится под влиянием французов. Внедряя свои методы, французы прежде всего позаботились ввести своих учителей и своё оружие (без поперечника и с гардой в виде восьмёрки). Устройство оружия и способы его держания изменили технику, методику и тактику фехтования на севере Италии (на оккупированных территориях). В Италии образовалось три школы: северо-итальянская под руководством Радаелли, ставшая на основные позиции французской школы, южно-итальянская, возглавляемая семьёю фехтмейстеров Паризе, сохранившая итальянское оружие (с поперечником и мартингалом) и итальянскую технику и средняя школа во главе с Маркианни, занявшая наиболее выгодную позицию, взяв наиболее ценное из обеих школ. В 1879 году в Италии для объединения методов преподавания была организована правительственная комиссия, которая поддержала националистические тенденции и в 1883 году остановила свой выбор на системе профессора неаполитанской академии Мазаниелло Паризе.
[700x525]