ВЯТКА - СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
01-10-2006 14:25
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
78.
Несмотря на 21 век
по Вятке бродит снежный человек
Июнь 2002 год.
Темной-претемной ночью, под грозовым черным небом, на окраине мертвой деревни Гурьино, окруженной дремучей вятской тайгой, сидел я в засаде на снежного человека в старой прогнившей бане, сжимая в руке топор. А по заросшей крапивой улице, ведущей на старое кладбище, меж заброшенных изб с выбитыми окнами и дверями, бродила полуживая от страха девушка - журналистка из вятского отделения «Комсомолки» – Катя Лушникова. Где-то под ногами противно пищали мыши, в чащобе тайги ухал филин, а на десятки верст ни одной человечьей души и только на кладбище в редких проблесках дальних молний, казалось, двигались чьи-то тени. В начале лета у снежного человека брачный период, поэтому Катя бродила по улице в качестве приманки, рискуя собой во имя науки, и, борясь с диким ужасом, пела комсомольские песни. Я сидел молча и думал о странностях журналистской работы. В случае появления йети я должен был ослепить его фотовспышкой.
Чу! Недалече в болоте у Красной речки послышался резкий свист, и Катя бросилась к бане, осеняясь крестом. В том же месте послышался свист другой. Я пытался утешить девушку и себя, что это вовсе не он, не снежный, а скорее... беглые уголовники, однако, то слабо успокаивало наши нервы.
Как леший комиссаров перепугал
Снежный человек, он же леший, он же йети, лесной, шиликун и т.д. водится на Вятке со времен незапамятных. Еще дед мой по материнской линии - Матвей Шельпяков рассказывал, как в начале 20-х годов в их деревне Госковщина, верстах в 20 от города Вятки такой случай произошел. На самом краю деревни, рядом с опушкой леса жил старый колдун Анисим, росточку невысокого, но хитрости необъятной, и водил он крепкую дружбу с лешим. Потому Анисима все боялись и платили ему частью от урожая, чтобы в деревне мору, пожару или еще какой напасти не приключилось. И вот однажды уездные комиссары явились в деревню на продразверстку. Дед мой по тем временам жил зажиточно и комиссары в доме его три дня пировали, зато не взяли ни зернышка, а соседскую бедноту раскулачили - в прямом смысле слова - кулачищами по мордам, и мешки в обоз. А потом комиссары те, как люди интеллигентные, заодно порешили избавить деревню от мракобесия и отправились вечером до колдуна Анисима, прихватив и деда моего с собой. Заграбастали они щуплого колдунишку за хилую бороденку, ствол нагана ему в ноздрю и говорят: «Это ты, вредитель, контра плешивая, россказнями о лешем пролетариям мозг дурманишь?! Если ты нам сейчас того лешего не предъявишь, не дожить тебе, червь деклассированный, до светлых дней коммунизма!» - «Предъявлю! Предъявлю!» - завопил колдунок перепуганный и просил всех на лавки присесть, а сам окно растворил, сунул грязные пальцы в щербатый рот, и оглушительно трижды свистнул. В ответ ему из лесу кто-то свистом же отозвался. А скоро в проеме двери появилось огромное рыжешерстное чудище в полтора человеческих роста! Дед мой и даже пьяные комиссары напугались так, что не могли говорить, только жались друг к другу и почему-то все закрывали лица руками. «Садись!» - скомандовал колдун пришельцу, указавши перстом на лавку, и тот грузно уселся супротив комиссаров, далеко вытянув длинные ноги. Вонь от этого существа, вспоминал дед, стояла премерзкая. А страх от него исходил такой, что позабылись вдруг все молитвы. Сквозь щелку ладоней, прикрывавших лицо, предок мой разглядел, что рыло у лешего похоже на человеческое, только полностью волосатое. «Ну, нагляделись?!» - спросил колдун. «Убирай, убирай» - тихо молвили комиссары. «Уходи!» - приказал хозяин, указавши перстом на дверь, и существо, скрипя половицами, покорно отправилось восвояси. С тех пор деревню больше не раскулачивали.
Комсомольцы лешего прогнали
Мы, пацаны деревенские, в 60-х годах о «лесном дядюшке» много всякого слышали и относились к нему столь же спокойно, как, скажем, к медведю. Ни того, ни другого живьем не встречали, но знали, что за грибами в такие-то места ходить нельзя. В этом бору медведи, а там, у болот, семья лешаков живет. Но «по грибы» и чистых лесов хватало, где леший и лютый зверь, по словам взрослых, никогда не заведется. А почему не заведется? - про то нам не объясняли. Видно люди, зверье и нечисть как-то негласно и подсознательно делили между собой территорию, благо, было ее предостаточно. А потом уж, в семидесятых, там открыли ударную комсомольскую стройку, от которой почти все живое, включая меня, далеко убежало.
Ныне на Вятке уж не так много мест, где еще водится леший (снежный человек, йети). Один из таких районов - Верхошижемский, в километрах 80-ти южнее Кирова. В здешней дремучей тайге йети массово поселился лет сорок назад. Местные егеря полагают, что причина тому стихийная вырубка лесов на севере области. Рев моторов, мат лесорубов и дух сивушный, мол, вынуждают его бежать в леса более тихие.
Бывший егерь Сергеев Валерий Иванович, 1946 года рождения, встречался лицом к лицу с человеком снежным в лесах верхошижемских не один раз.
- Впервые это случилось в августе 1978 года, - вспоминает бывалый охотовед. – Я тогда собирал чернику на болотах и вдруг вижу следы громадные босых человеческих ног. Скоро услышал, что за кустами кто-то прячется и за мной следит. Я крикнул: «Кто там?!» - а в ответ у меня над головой просвистела большая коряга, кинули ее метров с 30-ти. Я: «Кто там балует?!» – и тут через полянку пробежали, как мне показалось, три женщины в шубах с густым таким мехом. Две фигуры высокие плотные, одна поменьше. Думаю: жарко, зачем они в шубах? И тут же понял, что дело нечистое, напугался порядком! Второй раз уже в начале 80-х я охотился на дичь и вышел к мертвой деревне Голямы. Вдруг, вижу по берегу оврага идут мне навстречу два существа мохнатых на задних толстых ногах. Когда приблизились, стало ясно, что это детеныши-подростки снежного человека. Я скинул ружье и в этот момент из старой бани, метрах в 50 от меня послышался резкий свист, и появилась большая фигура, наверно, их мать. Она стала махать руками, как бы зазывая детенышей к себе. Они тоже откликнулись свистом, но продолжали приближаться ко мне. Тогда она кинулась огромными шагами им наперерез и встала между ними и мной. От меня до нее было всего метров 20, и я хорошо разглядел ее. Лицо круглое, черное, как у негритянки, без волос, только маленькие усики и бороденка. Похожа больше на обезьяну, чем на человека. Нос приплюснутый. Глаз не видно, только мощные надбровные дуги. Тело покрыто густой рыже-бурой шерстью. Груди большие, плечи широкие, руки длинные, почти до колен. Преградив путь детенышам, она махнула рукой на овраг, и они помчались обратно уже на четырех лапах, видно для быстроты. Я в баню тогда зайти побоялся, а от людей слышал, что они в заброшенных деревнях, в тех же банях устраивают логово, натаскивают веток и траву.
После у Красной речки я снова охотился. Вдруг метрах в 150 кусты затрещали, и на поляну вышел снежный человек самец, уже другого типа, чем та самка. Ростом больше двух метров, очень похож на музейного неандертальца. На голове копна светлых волос, лицо светло-серое. Он резко замахал на меня руками, мол – уходи, я сержусь! Я выстрелил в небо, он засвистел, а из чащобы ему ответил свистом другой. Я не стал испытывать судьбу и ушел.
Наука считает йети одичавшим
от перестройки колхозником
После пережитого охотовед Сергеев не раз писал рапорта в разные органы с просьбой разобраться и принять меры, а район обитания снежного человека объявить государственным заповедником. Но комитеты банально отписывались: «нет денег…», а ученые отвергали йети, как элемент антинаучный. Вот один из рапортов Сергеева: «…так же отреагировали кировские ученые-биологи, благо их, ученых, в Кирове целый институт ВНИИОЗ. Официальных ответов не было. А знакомый доктор наук мне вполне серьезно объяснил, что это одичавшие крестьяне, и не больше. Вот если бы снежного человека привести в институт, что я не смог сделать, не имея возможности гарантировать ему безопасность. …семья снежных людей состоит из 12 особей, что я определил по следам (6 взрослых и 6 детенышей). Место их логова я нашел, но дело дальше разговоров не пошло».
И впрямь, ученые из института ВНИИОЗ напрочь лишены романтизма: «Ладно, Сергеев, он всю жизнь в лесу проторчал, но вы-то, корреспондент уважаемой газеты! 21-й век на дворе, какой там снежный человек, к лешим?!»
Связь со снежным человеком и учеными из ВНИИОЗ для егеря Сергеева не прошла безболезненно. В девяностых годах его подкосил тяжелый инсульт…
Скажем честно, увидеть воочию снежного человека нам с коллегой так и не довелось, но его резкий посвист в чащобе не раз заставлял нас вздрогнуть.
Иные граждане полагают, мол если б он, йети, был, то его бы давно поймали, посадили в зверинец, отдали на опыты, съели... - как всякую прочую тварь земную. Но в том-то и дело, что йети - по мнению многих исследователей и священников - тварь внеземная. Он то является к нам из параллельных миров, то опять туда исчезает. Возможно он запасной тип человека, которого Высший разум держит в резерве на случай погибели нашей породы? Ведь и наш предок - кроманьонец явился из ниоткуда, поскольку он, как известно, не имеет переходного звена между собой и обезьяной. Следовательно, мы тоже из параллельных миров явились на Землю на смену неандертальцу. Другое дело, что в отличие от йети нам не дозволено перемещаться туда-сюда.
Мои подозрения на сей счет подкрепила воспоминаниями о йети ответственный секретарь районной газеты «Верховья Шижмы» - Уланова Нина Михайловна:
- Есть у нас место у Красной речки, которое всегда считалось нехорошим. Там никогда не косили траву, не собирали грибы, ягоды и все обходили его стороной. Неподалеку находилась наша деревня, и однажды мы, ребятня, опаздывая в школу, решили пройти напрямки по тому месту. Было нас четверо лет от десяти до двенадцати. Стояла теплая майская погода, лес распускался зеленью. И едва мы прошли ту речку, как увидели на опушке леса огромную человеческую фигуру ростом метра под три. Он стоял от нас метрах в пятидесяти с громадными широченными плечами, густо покрыт рыжей шерстью, но самое интересное - он был будто бы на большом экране, то есть, он выглядел словно нарисованный на плоскости. Мы, понятно, сильно перепугались и бросились наутек. Много лет уж прошло с тех пор, но я больше ни разу не отважилась туда пойти.
Нина Михайловна, будучи журналистом, разумеется - лгать не может и по ее рассказу не трудно сообразить, что в этот самый момент - «он был будто бы на большом экране» - йети переходил к нам из другого измерения.
Неслучайно чаще дети наблюдают этих йети
В деревне Верхолипово в мае этого года громадного лешего, вышедшего из леса, наблюдали из окон своего дома три сестры от 14 до 19 лет. Девушки до сих пор так перепуганы, что разговаривать с прессой отказались напрочь. И другие местные очевидцы так же стараются не вдаваться в воспоминания о встрече с лешим, поскольку любое слово о нем по здешним поверьям притягивает к человеку нечистую силу. И если помянуть его в лесу, то он уведет человека в такие дебри, откуда выхода нет. Летом 1993 года в лесной чащобе пропал деревенский тракторист. Его искали долго и тщательно – никаких следов. А шесть лет назад в сосняке грибники набрели на человеческий череп, который и по сей день хранится в милиции за неимением денег на его изучение. Местные полагают, что он может принадлежать трактористу.
Уездный батюшка отец Евгений так же считает снежного человека посланцем нечистой силы из потусторонних миров. Для батюшки он - банальный оборотень, появляется из ниоткуда и пропадает в никуда, о чем свидетельствуют многие прихожане.
- Сам-то я не местный, - поясняет отец Евгений, - с Нижегородской области. Так вот у нас в Шахунском районе лет сорок назад такой случай был. Пошли дети в лес по грибы, по ягоды человек пять да и пропали… Недели две их всем миром разыскивали, все леса и болота прочесывали – нигде нету. Ну, уже вроде всем понятно, что живыми их не увидеть. Осень же, холодно. И вдруг все являются целые, невредимые. Мы, говорят, у лесного дяденьки все это время в гостях были. Он нас кормил и поил. Сам он большой такой, говорят, лохматый.… Как в дальнейшем сложились судьбы этих детей, мне про то не известно. Всякая нечисть пытается завладеть перво-наперво юными душами. Потому все эти барабашки, полтергейсты, НЛО с так называемыми инопланетянами все они вокруг детей чаще вертятся. Нечистый обязательно старается показаться, чтобы завладеть рассудком, а после и в душу влезть. Я вот недавно здесь в церкви над одной больной женщиной отчитку проводил. (Чтение специальных молитв для изгнания бесов из человека, - Н.В.) Семь бесов из нее вылезли, убежали, а три еще остались. Она страшно мучилась, да и я все силы отдал. Велел ей приходить еще, но она ослушалась, так и живет с ними, страдает.
Ныне через телевизор столько в человека разных новых бесов вселяется, - продолжал батюшка, - что все труднее их изгонять. Вон, в соседнем районе у нас заходит однажды поп в церковь, а бесенок прямо на иконе сидит, и ноги свесил. Батюшка-то его молитвой, а бесенок и говорит: «Ты чо меня гонишь, ты на свой приход посмотри! Погляди, какие люди к тебе в церковь молиться приходят! Да я по сравнению с ними почти что ангел!» У меня вон тоже старушка ходит, одного молодого человека извести хочет, все свечки ему за упокой ставит. А человек этот очень благочестивый и он помог мужу этой старушки, бывшему коммунисту, перед самой кончиной покреститься. И вот теперь нечисть через эту бабушку молодого человека пытается погубить, и старушка не понимает, что творит.
- Отец Евгений, так что же делать, если увидишь в лесу этого снежного человека?
- А молитвой его, только молитвой, и он растворится, - просвещал
батюшка.
* * *
Ни одно живое существо, даже анаконда или следователь по особо важным делам, не вселяет в нас столь мистический ужас, как снежный человек. И в том его защита от нашего человека. Иначе бы те же комиссары в пыльных шлемах расстреляли его в доме у колдуна, но рука со страху не поднялась.
Тварь существует и это факт! Его оглашенный свист с той жуткой ночи под мертвой деревней Гурьино стоит у автора в ушах до сих пор. И, думаю, только благодаря нашим с коллегой молитвам это чудище не показалось нам в своем мерзком облике. И все же козни нечистого незримо преследовали автора уже на другой день в поселковом хотеле. Сначала под автором развалился на щепки стул, что причинило сильный ушиб на пятую точку. А после автор запнулся в коридоре за пьяного и разбил себе лоб о печку, по причине чего много умных мыслей относительно снежного человека навсегда вылетело из головы. А потревоженный пьяный много раз помянул йети мать...
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote