ЯКУТИЯ 4
19-09-2006 16:52
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
73.
Октябрь 2001 год.
НЕ СДАЕТСЯ В ЯКУТИИ ВЛАСТЬ,
ТАМ ЕЩЕ НАДО МНОГО УКРАСТЬ...
«...Блага цивилизации были даны нам без ликвидации невежества, не достигнуты естественным ходом. Изменившиеся посторонней силой условия бытия при сохранении негативных черт характера, породили в массах иждивенческое настроение...».
Валерий МЕКУМЯНОВ опальный якутский мыслитель.
ШЕЛ, УПАЛ…
Как и во всяком пограбленном крае - в Якутии нынче жутко.
- Республику захлестнула волна насилия, - гробовым голосом сообщила администраторша гостиницы «Стерх» в городе Якутске и советовала вертаться к ночлегу засветло.
Утром я позвонил в редакцию газеты «Моя республика Саха», где третьего дня давал интервью местному журналисту Алексею Дьяконову. Ответили, что Алексей... в реанимации. Средь бела дня избит в центре города неизвестными и вторые сутки не приходит в сознание. Врачи к нему не пускают.
- Это его за статьи что ли? - спрашиваю.
- Да не-е, - спокойно отвечали коллеги, - у нас каждый день избивают кого ни попадя... .
Когда к Алексею вернулось сознание, его посетили две дамы из розыска, но вовсе не за тем, чтобы доложить о захвате налетчиков, - а пришли... уговаривать не писать заявление в органы. Поскольку Алексей где-то сам виноват - не спросил у бандитов ни визиток, ни адресов. Лишь помнит их было двое и оба якуты. А по таким приметам и Шерлок Холмс не сыщет. (Алексей тоже якут). И пострадавший махнул рукой. А дамы привычно так записали: «шел, упал...». После, правда, начальники УВД Якутска мне возмущенному лично пообещали возбудить это дело.
Его даже не грабили, а избили только за то что «рожа интеллигентная», а быдло таких не любит, милиция - тоже. Для чего в Якутии держат милицию - понять трудно. Разве что для черного юмора. Недавно, например, мужик по фамилии Архипов выловил труп из реки Лены. Весь день звонил об этом в милицию (придумал, куда звонить!), но та так и не приехала. Еще через пару дней тело смыло обратно в реку. Другой случай. На берегу Лены нашли окровавленные «Жигули» пропавшего гражданина Попова. Родственники Попова передали машину в милицию. В милиции на закрытой стоянке в ходе расследования своровали с машины все ценные запчасти, а остов даже без колес вернули обратно родственникам. И тогда родственники Попова сами прочесали сетями дно Лены и даже выловили чей-то череп и... опять отнесли находку в милицию. Но там сказали, что заниматься черепом некому и задвинули его в долгий ящик.
Согласно переписи еще не истребленное бандитами население Якутии составляет ныне порядка 950 000 человек, что на 70 000 меньше от подсчетов в 1996 года.
ПОСРЕДИ ТАЙГИ, БОЛОТ
УНИТАЗНЫЙ ЕСТЬ ЗАВОД
Простого якута легко убедить, что живется ему в России всех лучше. И непростые якуты-политики этим здорово пользуются, заявляя, что на деньги от алмазов закупается заграничного оборудования в Якутии больше чем где-либо в России! Зато только выброшенного в тайгу этого оборудования дотошные контролеры насчитали аж на 34 миллиона 783 тысячи долларов. Купил, например, «Якутптицепром» агрегат для сушки куриного помета за 2 миллиона долларов и подальше в тайгу его выбросил. Так же выброшены и ржавеют в якутской тайге станки для производства унитазов на 1 723 092 доллара, присланные заводу «Полимер». И привезенное из «заграниц» оборудование для обувной фабрики аж на 14 500 000 долларов! Ну, там еще большой список. Пытливый читатель наивно спросит: «А на фига козе баян покупали?». Отвечу: так очень удобно воровать деньги. И сошлюсь на личный жизненный опыт. Как-то в трудные годы автору (то есть мне), довелось торговать на просторах отечества голландскими сыроваренными заводами. Автор ехал к директору, скажем, денежного химпредприятия и нахваливал сей в общем-то никчемный для химиков агрегат. «А что я буду с него поиметь?» - вопрошал директор, и мы договаривались: сколько директор набросит сверху цены, столько и заберет себе. То есть, директор на деньги своего предприятия или еще лучше - на деньги от министерства заказывает, например, заводик ценой в 10 тысяч, но мы пишем цену на 30 тысяч! После директор в голландском банке снимает разницу в 20 тысяч и тихо делит ее с бухгалтером и с кем там еще… Получает он свой сыроваренный завод, который годами будут монтировать в подшефном колхозе, покуда не разворуют или не выбросят… Зато директор, продавец-голландец и автор получали шальную валюту, а Родина-мать - кучу металлолома. Автор даже купил себе две японских машины, но однажды он вдруг прозрел и сказал себе: «Что ж ты делаешь, паразит! Родину, которая хлебом тебя вскормила, грабишь - подобно последнему олигарху…!» - и плюнул автор на это дело, раздал машины бедным и ушел в слезах и раскаяньях в монастырь «Комсомольской правды».
Но якутские бизнесмены раскаяться не торопятся. Край жутко богатый, каналы отлажены, а карательные органы не работают. И сейчас главная задача для якутского делового мира - не пропустить в президенты республики нового кандидата - заместителя генпрокурора России Василия Колмогорова. «Из-за леса, из-за гор едет злобный Колмогор!» - пугает якутов, аки малых детей, республиканская пресса и называет Колмогора «рукой Москвы». Газеты пишут про Колмогоровский штаб: «огромный офис на третьем этаже в здании «Якутстроя», где после евроремонта установлены биде и даже джакузи... . По городу рыщут с чемоданами долларов энергичные колмогоровцы...». Терзаемый любопытством я проник по указанному адресу и попал в тускло освещенный обшарпанный коридор, где даже афроремонта никогда не было. В одном из холодных кабинетов средь списанной мебели сидели четыре мужичка пролетарского вида и одна девушка. Главный из них некто Юра с удовольствием на лице показывал всем свой правый ботинок, который вчера очень за дешево починил в будке у армянина и пояснял, как армянина найти: «До угла улицы, где труп лежал, и от угла направо...». После незначительной перебранки со мной: «Кто вас прислал?! Зачем вам наши фамилии?!» - мне дали газету «Выбор народа» с массой завлекательных заголовков: «Мы не рабы!», «В Якутске готовятся теракты!», «На кладбищах станет спокойнее», «Воруют!».
ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ
В городе Якутске армян-сапожников на каждом углу. Я зашел в одну будку, представился и попросил молодого коренастого парня Гарика поведать, как попал он сюда на холодный край света? Гарик посмотрел с удивлением и спросил:
- Вам, наверное, надо обувь починить? Вы прямо скажите.
- Гарик, я не чиню обувь.
- А как же, когда поносится?! - удивился он.
- Выбрасываю, покупаю новую, - отвечал я, совершенно не желая его обидеть.
Но Гарик посмотрел как-то очень не дружелюбно, сунул гвозди себе меж губ, возбужденно так насадил на фаллоподобный железный штырь мохнатый женский сапог и процедил сквозь гвозди:
- Извините, мне надо работать.
Его коллега по ремеслу в соседней сапожной будке Вагаршак Мартиросян оказался куда разговорчивей. Инженер из Ленинакана с 1959-го года рождения. В 1996 году его с группой товарищей завербовал на стройки Якутии некто Валера. В Армении, по словам Вагаршака, разруха и безработица неистовые. Хорошо живут только начальство, зубные врачи и милиция. А у него мать, жена и три дочки на выданье, бесприданницы. Потому в богатую Якутию полетел с радостью. Все нормальные мужчины, кроме начальства, стоматологов и милиционеров, из Армении уж давно улетели. Кто поумней - в Америку, другие - в Россию. С полгода Вагаршак сотоварищи вкалывали на стройке коровников за похлебку и Валерины обещания о большой зарплате. Но... «Призрачно все в этом мире бушующем». Дело о зарплате уж пятый год лежит в суде, а судить некого. Валера, получив деньги, в сей же миг куда-то самоликвидировался, а директор коровника, естественно, ни при чем... .
Обратно армянам лететь было не на что, вот и пришлось всем (их Валера навербовал с полсотни) переквалифицироваться в сапожников. Поселились на отшибе в заброшенных вагончиках. Утеплили, жить можно. За день на сапогах выходит до 150-200 и даже 300 рублей. Правда, рэкет одолевает. Ходит пьяная молодежь: «Дай на бутылку!». Приходится давать, а то подожгут. Ладно, армяне, народ мастеровой, выживут. А вот что по зиме будут делать таджики, которых завезли сюда землю копать, обещая бешенные деньги (потом, разумеется) - вот это загадка. Денги армяне отсылают семьям на родину. Себе оставляют самую малость на дешевое пропитание. Женщин из экономии любят недорогих и нечасто, только по мере острой необходимости.
- А как же жены на родине? - спрашиваю, - к стоматологам поди ходят?
- Не-е! - уверенно отрицает сие Вагаршак, - у нас такое исключено! Восток!
К будущему лету Вагаршак очень надеется встретить честного мужика по строительству, который уж точно не кинет, заработать на стройке и улететь домой. Дочерей выдать замуж, купить маленькую машинку и «таксовать» по городу. На то же надеялся он и год, и два, и три назад, но... пока этот честный мужик бродит где-то не по тем улицам.
«Кто родился свободным, тот при любом режиме свободен».
Юрий МОЧАНОВ опальный якутский ученый, академик
ЭТУ ЖЕНЩИНУ ЛУЧШЕ ОБЪЕХАТЬ
Несмотря на лютый мороз перед зданием правительства в центре Якутска каждый день стоит закутанная в плакаты женщина средних лет с румяным русским лицом Анна Горлова. Со всех сторон на ней крупно написано: «ЗОЛОТОБАНК, ИНФРОБАНК МЕНЯ ОБВОРОВАЛИ!», «НЕТ ИЗБРАНИЮ В ПРЕЗИДЕНТЫ С. БОРИСОВА, М. НИКОЛАЕВА!», «НЕДОВЕРИЕ ПРОКУРОРУ ЯКУТИИ!», «ДОЛОЙ (таких-то)!». Вот уж четыре года бессменно она сквернит центральную площадь шершавым языком плаката. Когда в Якутск прилетают иностранцы иль вельможи московские, то градоначальники - даже сам мэр - галантно просят пикетчицу посидеть дома и клятвенно обещают вернуть похищенное. Потом, разумеется, о ней забывают. Теперь она уж не поддается ни на какие уговоры, и почетных гостей приходится обвозить по резервному участку улицы Ярославской. А всего-то два банка похитили у вкладчицы Горловой 39 000 и 41 700 рублей. В то же время асфальт и покраска объездного участка по улице Ярославской обошлись городской казне в 7-8 раз дороже! Но вернуть деньги Горловой никак нельзя, потому что обворованных вкладчиков в Якутске тысячи-тысячи. Они ж скажут: и нам отдай!.
За четыре года стояния Анна Николаевна стала для простых якутян близким и возвышенным человеком. К ней ходят жаловаться на пьющих мужей, советоваться в делах, исповедоваться в грехах. Влюбленные подле ее назначают свидания. А недавно приковылял пожилой инвалид аж из города Алдана и донес на своего соседа, который промышляет краденным золотом.
- Как вы целый день на морозе? - спросил я пикетчицу.
- Отлично! Утром ледяной водой обливаюсь, вот и не мерзну. Сама я родом из Сочи, а в Якутии уж пятнадцать лет. Просто приехала, устроилась бухгалтером, чтобы к пенсии подзаработать.
В эту версию я сразу не поверил и предложил свою:
- Признайтесь, тут наверняка замешаны чувства…?
И Анна Николаевна очень нехотя рассказала, что звали его... Валерой, он не раз отдыхал в Сочи, клялся..., она поверила, переехала. Но, оказалось, Валере была нужна не она, а ее сочинская квартира... . Но Бог - он все видит и каждому воздает - Валера, как ей стало известно, в последний год долго и тяжело болел, а недавно отмучился. Но Анна Николаевна простила покойника и даже отчасти ему благодарна за подаренную землю - Якутию, в которую за пятнадцать лет так влюбилась, что ни на какие другие места променять ее не согласна.
Откуда взялись гении
в столь глухом селении?
За двести верст от Якутска на запад есть глухой преглухой наслег (кучка маленьких деревень) под названием Мытах, известный загадочной аномалией. Почему-то из этого места вышел самый большой во всей Восточной Сибири процент творческих личностей на душу населения: самый гениальный художник Якутии Афанасий Осипов, самые гениальные литераторы республики - братья Даниловы, Савва Тарасов, актрисы, ныне московские, Варламова и Прокофьева, актер Михаил Жирков, и еще с десяток больших фигур от политики, журналистики и даже от руководства Якутии.
По всей дороге от Якутска до Мытаха не увидишь ни одного дома, никаких примет жизни, кроме трех-четырех встречных машин. Но вот средь заснеженного безмолвья показалось кладбище, а за ним и деревня, некрасивая и растрепанная, похожая на пьяную актрису Чурикову из так называемой комедии «Ширли-мырли». Понятно, что все мытахские гении навсегда покинули этот край.
Председатель наслега Степан Пахомов встречает чаем с карамельками и документом под названием «Социально-экономическая характеристика наслега», с полным перечнем людского и скотского поголовья: «В настоящее время в наслеге проживает:
646 чел. в том числе мужчин 316, женщин 330.
В личных хозяйствах содержится:
КРС (крупно-рогатый скот) 967, в т.ч. коров 330.
Лошадей 627, в т.ч. кобыл 310.
Свиней 205, в т.ч. маток 25.
Лисиц 26, в т.ч. маток 10.
Кроликов 86 (пол, к сожалению, не указан, - Н.В.).
- Пьют?
- Пьют, - не скрывает председатель, - воспитания не стало. Вместо иконы у людей телевизор, а чему он хорошему научит? Разврату да пьянке. Да и погода у нас высокогорная к тому располагает, лета практически нету. В начале июля еще до минус 10 бывает, а в начале августа уже минус 2-3.
В Мытахе среди якутов живет единственный русский Герман. Мужик он мастеровой и у него самая большая изба в деревне. Герман уехал на заготовку леса. Жена его Клара, самая набожная из деревенских, строчила под образами на швейной машинке. Рассказывала, что приехал Герман сюда еще парнем в 1961-м году из Вятки. «Это где-то под Ленинградом». Думал ненадолго, но влюбился в нее молодую вдову с тремя младенцами на руках, да так и остался, своих породил. Человек он неугомонный, то кур разводил, то теплицы строил для огурцов, только ни куры, ни огурцы в здешнем климате не приживаются. Не может прижиться и сам Герман. Язык хоть и знает, а говорить по-якутски стесняется, потому и друзей у него - никого. Всю жизнь собирался семью на Вятку перевезти, где все растет и цветет, и пахнет, и лето почти круглый год, да только видать то место райское не для него. Соберет Герман денег года за три, поедет на родину в деревню Шабалино с твердым помыслом дом купить, а вернется ни с чем, потому как душа у него щедрая, а друзей и родни на той Вятке много. А в последние годы о переезде уж и не заговаривает. А коль шибко тоска накатит, купит бутылку да один себе выпивает, песни жалостные поет и плачет-плачет... . Вот такая она Якутия, попасть сюда просто, а выбраться - тяжело.
ДЛЯ ЯКУТОВ, КАТАРЖАН ПРИРОДЫ,
ДАЖЕ ЗВОН КАНДАЛЬНЫЙ ТЕШИТ СЛУХ
Хранительница деревенского музея Елизавета Максимова знакомит с полотнами художника Осипова, коих здесь до сотни, ни кем не охраняемых. Одна из картин больно ушибла меня угрюмым, жизнеотвергающим осенним пейзажем. Словно видишь себя в гробу.
- Поглядите, сколько в ней радости! Сколько жизни! - ошарашила хранительница музея.
Как по-разному мы понимаем мир! У якутов, каторжан природы, даже серые тучи над увядшей тайгой вызывают радость.
- Ни один якут мне не может ответить, - спросил я Елизавету Степановну, - как выживал ваш народ в этом космическом холоде в прежние времена?
- Когда я была маленькой, - вспоминала хранительница, - якуты строили балаганы из жердей и хвороста, а снаружи обкладывали для тепла навозом. В одной половине жили сами, в другой содержали скот. В сильные холода скота переводили на людскую половину, тем и согревались. А уже Советская власть заставила всех строить дома. К нам эта власть пришла запоздало, в двадцатые годы в нашем наслеге надолго застряли белые офицеры адмирала Колчака.
«Может, поэтому в Мытах родилось столько гениев?» - подумалось мне.
И ЧЕМУ ИХ ТАМ УЧАТ, НА ЗАПАДЕ?
«Ты можешь быть гением мирового масштаба, повелителем миллиардов умов, но какая-то сучья микроба запросто умертвит тебя в считанные часы!»
Юрий МОЧАНОВ опальный якутский ученый, академик
Но не все деньги из якутской казны разворовываются и пускаются на ненужный импорт. Якутия единственная из россиян тратит деньги на обучение своих студентов за границей. В 57 ВУЗах США, Канады, Японии, Англии и т.д. обучаются якутские вундеркинды. Домой, понятно, вертаются далеко не все, но в богатейшем умами и деньгами крае речь об утечке мозгов не идет. Кстати, один студент, скажем, в Англии стоит якутам порядка 25 000 долларов в год.
Я пообщался с такими ребятами, большинство из них заражены западной бациллой и хулят здешние порядки. «Западное обучение к нам не подходит, там не учат воровать, а здесь приходится все постигать заново...».
Обученные за границей отличаются утонченной культурой и долго не могут вернуться в родную и уже столь чуждую им стихию. Найти себе пару - проблема глобальная. Дискотеки с мордобоем и поножовщиной - эстетика не для них. Правда, раз в год эту касту собирают со всех городов Якутии, грузят на пароход и везут по Лене в течение светового дня. За это время надо успеть отыскать себе подобного, следующий шанс - только через год. Но кто-то уже разложился, кто-то мечтает сбежать обратно, и птица счастья опять махнула крылом... .
ЯКУТИЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В 1982 году научный мир планеты Земля потрясла сенсация - супругами археологами, академиком РАЕН (Российская Академия естественных наук), академиком Академии наук республики Саха Юрием Мочановым и доктором исторических наук Светланой Федосеевой в 140 километрах южнее Якутска, на правом берегу Лены, в местечке Диринг-Юрях найдены орудия из кварцитовых валунов и гальки, возраст которых примерно 1,8 - 2,5 миллиона лет! Точно такие ж находки предметов быта древнего человека того же периода были сделаны ранее в землях Восточной Африки. Но если в Африке в те времена был теплый климат, как и сейчас, то в центральной Якутии, по словам науки, уже тогда была вечная мерзлота, а среднегодовая температура не превышала минус 14-12 градусов по Цельсию. Ныне в Диринг-Юряхе годовая малость теплее - минус 10,2 градуса.
При помощи бульдозера и солдат Мочанов и Федосеева копают Диринг-Юрях каждое лето, добывая все новые сенсации. Их западные коллеги косяками слетаются на Диринг-Юрях, шьют диссертации: «...можно предположить, что появление человека разумного почти одновременно произошло в нескольких независимых районах Земли, и сам феномен появления следует считать особым космопланетарным процессом, который отнюдь не был обусловлен только известными в биологическом мире процессами естественного отбора, микро и макро мутациями, и их наследованием. Феномен Диринга очевиден: он заставляет изменить сложившееся научное видение проблемы происхождения человека».
Проще говоря, человек скорее посеян на Землю из космоса, чем рожден обезьяной. А коли он расплодился и выжил в нечеловеческом холоде, значит, был опекаем Кем-то?
«ОН ДРЕВНИЕ СТРОЕНИЯ ИСКАЛ С ОСТЕРВЕНЕНИЕМ...»
Небольшая квартира академика Мочанова заполонена тысячами книг, грудами камней, черепков и всяческим первобытным хламом двух с половиной миллионов лет давности. Для рослого медведеподобного хозяина берложечка тесновата. Хозяйки дома не было, и мы по-мужски столовались на кухне.
В преддверии президентских выборов правительство республики предложило ему переехать в новые апартаменты в центре Якутска, но академик с супругой наотрез отказались.
- Почему?! - спросил я.
- Западло это! - отвечал академик. - Когда власти опустили нашу науку ниже дерьма, и российские ученые вынуждены рыскать по мусорным бакам, - Мочанов поедет в квартиру на двести квадратных метров…?! Не дождутся! Мочанов не продается!
Бас у академика такой, что его собака-дворняга, прижавшись к полу, то и дело закрывает лапами уши.
- Почему в России ненужной стала наука?! - спрашивает он у меня.
- Так, бардак в государстве, - отвечаю я от лица родины.
- Бардак начался не вчера, и не при Ельцине! - Разъясняет ученый, - бардак начался десять тысяч лет назад, когда случилось расслоение на богатых и бедных! Кого я больше всех ненавижу, так это вот древних греков! Все эти платоны, сократы... я им говорю: «Ведь вы же, сучары, философствовали о высоком, об идиллии мира «Добродетель есть - знание!» - а сами ж людей за людей не считали! Вы ж рабов как скота использовали!».
О крутом нраве академика я сполна был наслышан от его учеников. Как-то Мочанов плыл пароходом с Диринг-Юряха с американскими учеными, везли на палубе бесценный ящик первобытных находок. В одном месте пришвартовались, и тамошние власти встретили экспедицию с музыкой, плясками. Ряженые девушки всем поднесли с поклонами чарки с огурчиками, только Мочанову чарку не поднесли, приняв его в мятой робе и обросшего за... землекопа простолюдина. После на палубе разгоряченные американцы завели разговор о культуре древних. Наш академик засадил с тоски пару бутылей водки и философски спросил: «А кому то нужна она эта хренова культура?!» - при этом поднял над головой стокилограммовый ящик с древней культурой и понес его, чтобы метнуть за борт. Благо, ученики навалились скопом и насилу спасли реликвии.
* * *
Пытаясь остудить его нападки на Сократа, Платона, я возразил, что именно эти древние стояли у истоков духовности.
Опытная собака прекрасно знала, что при слове «духовность» надо срочно делать ноги, и ее в тот же миг с кухни сдуло.
- Ты говоришь «духовность»?! - вскипел ученый и так врезал по столу кулачищем, что чашек звон стрельнул в перепонки. - А что есть - духовность?! Вот, например, ты встретил немыслимую любовь, весь воспылал страстями, в голове у тебя поэзия: «Несказанная, милая, нежная…!» - или это: «Как гений чистой красоты!» - и вдруг в этот момент ты... с... захотел?! Вот тебе вся твоя духовность! Все ложь, чушь, обман и х..ня!
- Ну и что? - возразил я, - можно сходить в сортир и любить ее дальше... .
- Да о чем ты толкуешь? И какая после сортира любовь?! - махнул он обречено рукой и вздохнул тяжело.
- А на кой ляд вообще все эти раскопки? Археология? - вопросил я.
- Так хоть что-то мы должны в этой жизни понять! Кто мы? Зачем?! Вот я, например, родился и вырос в Питере, два года практически каждый день ходил и смотрел в музее на мадонну Литу. Зачем? А хрен его знает?! Но ведь что-то неудержимо влекло? И сейчас не могу понять: как обыкновенный земной человек... и смог сотворить кистью такое? Когда мы нашли Диринг-Юрях, я два года не спал. Все думал: «Ну не может этого быть!» - но беру в руки, смотрю - вот оно, вот! Опять не верю, не сплю. Жена просит: «Водки выпей!» - не помогает. Врачи, снотворное... ничего не берет! Стресс чудовищный был! Рожа распухла. Чирьи по всему телу! И лишь через два года, когда все подтвердилось - древний палеолит! - только тогда уснул, сразу выздоровел! Почему меня это так мучило? Да потому, что именно для этого Диринг-Юряха я был рожден. Я сделал свое, а кто придет туда после, он откроет такое…! Там есть пещера и в ней, я знаю, настоящий кладезь человеческой истории. Но пещера та не моя. Потому как моей жизни уже не хватит, что б ее раскопать.
- Я вот что не понимаю, - спросил я ученого, - почему человек два с половиной миллиона лет совершенно не развивался и вдруг на нынешнем нашем отрезке этакий взрыв прогресса?
- Вот я сам мучаюсь над этой загадкой, - сознался он, - все шло так ровно и вдруг вертикальный взлет!
- Может это благодаря тому, что люди десять тысяч лет назад разделились на бедных и богатых? Алчность и тщеславие стали двигать прогресс?
- Чепуха! - возразил ученый, - прогресс двигают люди пытливые! Алчные и тщеславные, которые нынче у власти, они задушили российскую науку! Государство, в котором учителя и ученые нищие - есть г....!
На этой душевной ноте мы распрощались, и академик пригласил меня на раскопки будущим летом.
У ЯКУТИИ ДВЕ БЕДЫ: МУДРЕЦЫ И МОРОЗЫ
«Откуда во мне эта дивная способность мыслить? ... В чем смысл того, что "я" должен быть? ...Был человек юным, сильным, и это ему казалось почти вечным состоянием. Но, вот, он уже стар, - а почему? Конечно, под солнцем нет ничего нетленного, но почему так быстро? Ведь быстро разлагаются, гниют только сорванные плоды. И, вот, смерть. Был человек, был «я», в котором сосредоточились все горести и радости буйного мира, и, вдруг, - ничто, вообще ничего. Не будет меня, того мальчика, босоногого, в выцветшей майке и рваных штанишках, который лучше всех знал, как через него, его сознание прошел весь этот мир, и которого так любила моя шумная, веселая мама, уже давно спящая вечным сном на погосте... Куда отлетела моя душа, мой дух? Бессмертна ли душа? Да есть ли она?»
Валерий Мекумянов опальный якутский мыслитель
Не люблю я ходить по этим ученым, по этим философам. С ними надо косить под умного, но работа снова к тому обязывает.
С философом, писателем, идолом якутской интеллигенции Валерием Мекумяновым встретились мы в его думском кабинете. Валерий Петрович из простых. Родился 24 сентября 1949 года в далеком бедном улусе. Мыслящая элита почитает его за острый ум и высокий полет раздумий. Когда Мекумянов прочел книгу президента Саха Михаила Николаева «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти ХХ1 века», он назвал ее глумлением над интеллектом. Но узнав, что книга та - плагиат, уворованный у другого президента-писателя, несказанно обрадовался, что не якутам нести сей национальный позор. За эту дерзость Мекумянов получил в президентской прессе прозвище «Демагог». В то время, когда президентская пропаганда (по опыту почившей советской) объявляет якутов одними из самых развитых, грамотных и богатых народов России, философ гнет обратную линию.
«...В чем главное отличие якутского народа от иных, скажем так, внесших большую лепту в познание мира?...Тот человек воспринимает мир как сферу исследования, ...ради облегчения его жизни... . Такая психология, в общем, свойственна и русскому человеку.
Якут воспринимает мир лишь как сферу проживания, в которой нельзя ничего трогать. В его сознании все здесь незыблемо, раз и навсегда установлено, закреплено, а кем и зачем – это не его ума дело. ...Рассуждения о мироздании для него есть пустая трата времени, ... нестандартная мысль есть ... признак безумия... Он - пока еще ученик нынешней цивилизации, бесспорность которой, конечно же, относительна...».
Представьте, если б такое сказал неякут. Но я не очень согласен с мыслителем - якобы русские отличаются страстью к познанию? Просто русских раз в двести больше и на одного пытливого якута примерно двести пытливых русских. Отсюда и неравенство во внесении лепты. Также и по количеству дундуков якуты нам не соперники.
Но далее Мекумянов бьет еще хлестче.
«...Ущемленное положение якутов, возникшее, по-видимому, по причине определенного качества их природных данных, порождало чувства уничижительности, жалостливости к себе, и в то же время гиперболизацию собственных, не очень значительных достоинств, своих мелких поступков..., придало характеру скрытность, ...что, возможно, послужило причиной неспособности души к таким высоким движениям, как великодушие, благодарность, благородство, прощение и пр. Отсутствие в якутском языке слов, обозначающих эти понятия, подтверждает данный вывод.
...Борьба за выживание, обусловленная суровым климатом, ... не оставляла ни места, ни времени для философских размышлений, осмысления внешнего мира, себя и отупляла человека. ... Тяжелая бедная жизнь не располагала к радости бытия и не могла развить веселого нрава, чувства юмора... Таковы объективные причины, обусловившие то мировосприятие, которое сегодня нам присуще».
- Он не любит свой народ, - сказал мне один большой якутский начальник.
И начальник отчасти прав. Мыслитель не любит безропотных и забитых. Зато власти такой народ обожают. Ведь если народ очнется, он спросит: «Где деньги?!». А это - конец. И редко где-то в России сыщешь сегодня ты губернатора, который мечтал бы об умных подданных…
* * *
- Что есть Истина и как правильно жить? - спросил я мудрейшего.
- В человеке есть два начала: интеллект и физиология, - отвечал он. - Каждый человек ищет правильность в том, что у кого преобладает.
- Я уже давно не считаю себя человеком, - честно признался я, - в последнее время все больше убеждаюсь, что я - биокомпьютер, посредством которого Вселенский разум обогащает и совершенствует сам себя, ставя предо мной все более сложные испытания и задачи.
Мы с любопытством посмотрели друг на друга, и Мекумянов сказал:
- Вы рассуждаете как Гегель, который говаривал: «Мысли мои есть отраженье Вселенского разума».
- Мысли мыслящих часто схожи, - согласился я.
- Как хорошо, что мы встретились, - заметил он.
- Подобное притягивается к подобному, - заметил я и задал волнующий человечество вопрос: правда ли, что человек создан для счастья, как птица для полета?
- Вольтер сказал, - отвечал мыслитель, - «Как вы можете быть счастливы, если у вас благородное сердце?».
- Вы согласны с Вольтером? – спросил я.
- Мысли мыслящих часто схожи, - заметил он и добавил, - как я могу быть счастлив, если народ мой прозябает в нищете и невежестве?
- Хорошо, почему вы, коренной якут из глухого улуса, ушли от невежества?
- Потому что я был очень исполнительным мальчиком. Учительница велела учить русский язык по сказкам Пушкина. Я не мог ослушаться, год читал и ничего не понимал, но мучился день и ночь. А когда вдруг прорвало, на меня словно хлынуло море света!
- Как все просто, - заметил я, - будь в России побольше людей исполнительных, мы бы жили умнее... .
- Помните, у Сен-Симона, - сказал мыслитель, - «Если погибнет за раз 50 французов, это не беда, но если 50 умнейших французов, - это гибель для нации!». А в России, - добавил он, - острый ум всегда истребляли.
- И тем Природа оберегала себя, - отвечал я, - потому что российский ум при низкой культуре опасен для человечества. У нас, что ни гений (от Ленина до Мавроди), то вор и злодей планетарного измерения, за редкими исключеньями.
- Такое поведение российских умов есть бунт против чуждой нам западной культуры, - пояснил мудрец. - Как организм отвергает чужеродные ткани, так и Россия отвергает насаждаемое извне. Ведь коммунизм неплохое изобретение, но мы его обработали на свой лад и превратили в чудовище. У России свой исторический путь и не надо нам чужого навязывать. Если я попытаюсь для красоты ваши голубые глаза сделать черными, то скорее лишу вас зрения.
- Россия страна морозная и мы народ заторможенный, - рассуждал я, - пока ищем в сугробах свой путь, Запад уйдет далеко вперед.
- Так и пусть уходит, - спокойно сказал мудрец, - вы куда-то торопитесь?
- Сожрут!
- Подавятся! ...Вон сколько их было, а Россия всех перемолола.
- Как вы считаете, Россия перемелет Путина с его чистыми помыслами под образ и подобие предыдущих вождей?
- Конечно! Есть мудрая восточная поговорка «Победивший дракона обязательно сам станет драконом!».
ВРЕМЯ СЕРЫХ ПРОШЛО
- Ваши ученики уверяют, что вы заранее предсказали и распад СССР, и разгром Верховного Совета, и финансовые потрясения, и даже Путина «с лицом инженера, незаметного в серой толпе»?
- В этом нет ничего мудреного, - отвечал мыслитель, - во времени все спрессовано. Нет ни будущего, ни прошлого, ни настоящего, есть только - сейчас. И прошлое с будущим существуют в этом пространстве, называемом - временем. К тому же все отражено в старых и умных книгах. Вот, послушайте, - он вынул какую-то компьютеропись: «...Не высокий, но и не низкий, не слишком густоволос, но и не лыс..., внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями...Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии... Потом первый министр был вдруг арестован и казнен, погибли под пытками несколько одуревших от ужаса сановников и словно на их трупах вырос этот беспощадный гений посредственности. ...Он объявил войну Ирукану, сам повел армию, потопил ее в болотах и растерял в лесах... Он упразднил министерства, ведающие образованием, учредил министерство охраны короны. ...Два года назад любой аристократический ублюдок с презрением говорил о «ничтожном хаме, обманувшем государя», зато теперь всякий называет себя родственником министра охраны короны по материнской линии...».
- А что там о грядущем? - вопросил я.
- «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою». Но перед этим: «Один погрешивший погубит много доброго».
- Если я правильно понял, Россия опять станет пупом Земли?
Он полистал бумаги и сказал:
- Нет. Через несколько лет будет выдумано совершенно новое оружие массового истребления, которое изменит весь мировой расклад государств и неожиданно выдвинет одну маленькую народность на первый ряд.
- Значит, все предначертано, выхода нет?
- Истинного пророчества не бывает, - успокоил мыслитель.
* * *
И напоследок якутский анекдот.
Приехал русский в тундру охотиться. Взял с собой местного якута, взяли ружья и пошли они на медведя. Наткнулись на косолапого. Якут медведя раздразнил - и деру. Русский - за ним. Медведь, естественно, следом бежит. Русский спрашивает на бегу: «Слышь, а чего не стреляем?! Давай стрельнем!». Якут молча бежит, медведь догоняет. Русский волнуется: «Все, ты как хочешь, а я стреляю!». Якут не отвечает, бежит. Русский не выдержал, остановился, как пальнет из двух стволов - медведь на бок. Тут якут подходит и говорит: «Что ж ты наделал, однако? Медведь бы сам до деревни добежал, а теперь его на себе придется тащить!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote