МАРИЙ ЭЛ
15-09-2006 13:53
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
72.
Ахтунг! Ахтунг! В небе Козлов!
В каждой приличной деревне у нас водится свой ученый. Он же немножко тронутый по деревенским меркам. В деревне Люльпаны, что на севере Марий Эл, таковым числится Аркадий Козлов 1947 года рождения. Когда Аркадий Аркадьевич на своем самодельном аэроплане с ревом проносится над крышами домов, у коров от ужаса падают надои, за что бабы и называют пилота помешанным. А заезжие немцы охотники грозятся сбить русского аса за то что разогнал всех медведей в окрестных лесах. Но местные мужики уважают башковитого самодельщика, и даже здешний деградированный элемент не покушается на стоящий под ночным небом аэроплан, на котором цветных металлов почитай, что на ящик водки.
Аркадий Аркадьевич в академиях не учился. Он родился и вырос в глухой вятской деревне. Отца своего не помнит, а мать, многодетная советская колхозница, к учению шибко не принуждала. До 1964 года деревня жила при лучине, то есть без электричества, озаряя потемки зажженной щепой (лучиной). И только в избе у Козловых светилась настоящая электролампа, на которую приходили дивиться темные деревенские массы. Уже тогда вундеркинд Аркаша смастерил ветряной генератор и озарил избу, предвосхитив приход светлых времен.
После армии он много поездил по СССР в поисках самого себя, но не прижился ни на севере, ни на юге, а в Удмуртии нашел себе молодую жену и, наконец, пустил корни в Марийской республике, породил двух дочерей и устроился кочегаром в колхозе. «Места тут больно красивые!». Но легко ли человеку романтику жить прикованным к домашнему очагу? Долгое время Аркадий Аркадьевич тешил себя строительством самодельных тракторов и машин. Все они ездили и пахали. Иногда завистливые соседи сообщали куда положено и с мастером всерьез занимались карательные органы. Но ни разу его не уличили в хищении. Благо, что в те времена советские свалки изобиловали любым дефицитом и всякие ценные механизмы, металлы проще было добыть на помойке, чем украсть, иль купить.
«Так бы взял и полетел…»
Однажды Аркадий Аркадьевич прочел в газетах заметку «Так бы взял и полетел…», вещавшую про его вятских земляков мужиков, строивших из отбросов целые самолеты! И хотя там же писалось о жутких травмах и даже гибели народных пилотов, Аркадий Козлов твердо решил – небо его призвание! Раздобыл нужные книжки да целиком отдался новой науке.
После в аэроклубе Йошкар-Олы добыл списанный двигатель и построил свой первый летательный аппарат «АК-1» (Аркадий Козлов, модель Первая). Но самолет получился громоздким. Он с ревом гонял по заснеженным полям, под гоготанье местного населения, но взмыть в небо соколом никак не желал. «Ладно, ладно, еще посмотрим, кому потом будут рукоплескать в Ля-Бурже!» – высказался в сердцах Аркадий Козлов, привязал свой «АК-1» к сивому колхозному мерину и повез разбирать махину.
Через два с половиной года мастер вывозил за деревню уже вторую крылатую машину «АК-2». Агрегат резво разогнался по ромашковому полю и взмыл аж на десять метров, прервав гоготанье толпы. Пролетев по прямой, летчик успешно спустился на землю. И хотя ноги вовсю дрожали, зато душа воспевала: «…небо наш, небо наш родимый дом! Первым делом, первым делом самолеты…».
После пяти полетов Аркадий Козлов, уже почуявши себя асом, решился на разворот, но что-то не рассчитал и от удара оземь машина рассыпалась так, что собирать ее не было смысла, зато самого летчика доктора сумели собрать. Едва залечив переломы и отказавшись от костылей, Аркадий Козлов взялся за строительство «АК-3». Поставил мотор с автомобиля «Опель», но тот оказался слаб.
И в сумрачную годину
он пересел на «Волгу»
А на дворе уже середина 90-х годов, в стране разруха. Даже авиазаводы гиганты на грани остановки и вымирания. А что же делать мелкому авиапроизводителю с колхозной зарплатой в 20-30 у.е.? И Аркадий Козлов, сознавая всю тяжесть момента, добывает старый мотор от машины «Волга». Переделывает под него всю конструкцию и выпускает новую модель «АК-4».
Самое тяжкое в производстве кустарного самолета это пропеллер. Из березового ствола его надо ювелирно вытачивать восемь дней, рассчитать каждый сантиметр. И в последний момент может вылезть мелкий сучок или трещинка – вся работа насмарку! Из пяти-шести уж готовых пропеллеров в дело идет только один.
По причине разрухи и разорения свалок Аркадий Козлов собирал «АК-4» целых шесть лет. Зато получилась машина юркая, со скоростью 100-120 км в час. Весом 550 кг. Длиной 6 метров, размахом крыльев на 10 метров. Один недостаток – бензина лопает за час полета на сто рублей. А зарплата у Аркадия Аркадьевича 1 400 рублей, столько же у супруги его. А квартплата за месяц больше тысячи… Эх, были бы деньги, да моторишко поновей, Аркадий Козлов запросто б долетел хоть до Берлина…
- Аркадий Аркадьевич, а если б нашлись бы богатые попечители, выдали вам, как российскому мастеру, миллион рублей! Что б вы на эти деньги замастерили?
- Такую цифру я просто не в силах представить, и не пытайте меня! У меня вот сейчас одна задача: накопить денег на новый мотор от «ГАЗ-24», тогда можно будет дать волю фантазиям! – и он мечтательно посмотрел в небо.
Как странно, откуда у деревенского мужика такая тяга к полетам? Может быть в прошлой жизни он был одним из братьев Райт?
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote