• Авторизация


АДЫГЕЯ 03-09-2006 10:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


48
В АДЫГЕЕ, БРАТЦЫ, В АДЫГЕЕ Я ТАКИЕ ВИДЕЛ ЧУДЕСА...


Как-то один адыгеец шибко меня удивил признанием, что за пятнадцать лет супружеской жизни он ни разу не встречался со своей тещей, что живет на соседней улице. Это был высокий министерский чиновник из Майкопа Тугуз Ибрагим Мадинович. На вопрос: «Почему?!» - собеседник ответил, что таков у них, у адыгов, красивый древний обычай...

ХОЧЕШЬ В ЖЕНЫ АДЫГЕЙКУ –
БРОСЬ СПЕРВА ПОСУДУ МЫТЬ...
В городе Майкопе солнечно и тепло. Девушки-адыгейки сидят на лавочке, радуя глаз и воображение. Я подошел и спросил из озорства:
- Что грустим, девушки? Поди замуж никто не берет?
К изумлению моему девушки... вежливо встали! (Спасибо, что не поклонились, а то бы я онемел от волнения, не приученный к столь учтивым манерам со стороны молодежи). После отвечали серьезно, - мол, сначала им, девушкам, надо закончить колледж, а уж после все остальное...
- А, скажем, замуж за русского вы бы пошли? - поинтересовался я в разрезе нынешней национальной политики.
- За русского?! - удивленно переглянулись они. - Нет, за русского никогда.
- Но почему?!
- Э-э, зачем нам мужья, которые сами моют посуду и стирают белье? - отвечали гордые адыгеечки, - это что за мужчины?!
- А где вы таких видали?
- В каждом кино показывают, - отвечали они.
Но после зрелые дамы из президентской администрации поведали по секрету, что в самой Адыгее ныне стиркой белья все чаще занимаются... тоже мужчины. Особенно в дальних аулах, где усатые джигиты, забыв закон гор, глухо зашторив окна от соседского глаза, предаются вечерами сей бабьей забаве. А дело в том, что адыгейский народ, благодаря мудрости своего президента (подчеркивают рассказчицы), живет все зажиточней. И ныне стало добрым обычаем для джигита привезти на виду аула в подарок жене большую стиральную машину. А легко ли молодой горянке враз одолеть эту, извините, блягу (чудище по-адыгейски) «Вятку-автомат-пулемет», детище ВПК, равное по сложности боевому компьютеру? Вот и бьется муж с блягою сам, а когда победит ее своим разумом, то жене отдавать уже жалко. Джигит может часами - подобно англичанину пред камином - сидеть философски пред стеклом стиральной машины, наслаждаться процессом. И никому из домашних в голову не придет сказать, что хозяин стирает белье, - он командует агрегатом.

КАКОЙ ДЖИГИТ НЕ ЛЮБИТ ДАРИТЬ ЦВЕТЫ
Чесать языки о своих мужьях адыгейские леди готовы взахлеб и часами.
- А вы знаете, как мужчина адыгеец дарит жене цветы? О-о! Вы не знаете, как адыгеец дарит цветы. Это поэма! Он едет на самый дальний базар, долго там озирается, чтобы не встретить знакомых. Потом быстро излагает продавщице легенду: «брат в больнице, надо врачихам цветы купить...», букет прячет в сумку и наглухо закрывает, чтоб даже собака не учуяла запаха. Дома, отведя глаза в сторону и краснея, мужчина вытаскивает плотный газетный кулек «вот, жена, поздравляю тебя с тем-то...», а сам быстро в свою комнату. Ты долго разворачиваешь, разворачиваешь... там все помято, но все равно приятно!
- Иной наш мужчина действительно может увидеть тещу только на ее похоронах, - просвещала меня советник по культуре Аминат Сообцокова. - Но случаются встречи и ранее. Это целый обряд, для которого мужчина зреет несколько лет, готовит теще подарки щедрые, слова сердечные и так далее. С чем это связано? Могу только предположить, что он как бы стесняется за то, что живет с ее дочерью. В плане чувств наш мужчина очень застенчив. Имей он даже два высших московских образования, не позволит прилюдно обнять жену. А если вынести из квартиры мусор, то только глубокой ночью, упрятав лицо за воротник. При этом он может встретить во дворе соседа и даже брата с таким же мусорным ведром, но в сей момент они просто «не узнают» друг друга.
- Зато все покупки на рынке и в магазине мужчина делает сам, - добавляла коллега Аминат. - Жена, как правило, не трудится на производстве и понятия не имеет о размерах семейного бюджета.
* * *
Молодая и не в меру красивая зам министра культуры республики Адыгея Ирина Николаевна Гнедова была немало удивлена, прослышав, что я прилетел в Адыгею по культурной линии: изучать историю и фольклор.
- Варсегов и культура...? - откровенно изумилась она при встрече, вспоминая мои прежние публикации в прессе. Но скоро смирилась с данным абсурдом и рассказала анекдот в тему: «Пациент, вы страдаете извращениями? - Ну что вы, доктор, я ими наслаждаюсь!»
Я оценил тонкий юмор, и мы сразу подружились. Ирина Николаевна вызвалась быть моим гидом по городам и аулам. За что ей сердечное наше спасибо. Путь наш лежал к известной на Кавказе и Ближнем Востоке мастерице холодного оружия Асе Евтых.

ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В ГОРНЫХ СЕЛЕНЬЯХ…
Мастерская Аси завалена саблями, кинжалами, мечами, ножами...
- Почему женщина и оружие? - спросил я.
- О-о! Это серьезный вопрос, - отвечала Ася. - Уверена, что оружие и, особенно, его орнамент должна мастерить женщина. Поглядите на этот кинжал - какое в нем мощное эротическое начало! Кинжал - папа, ножны - мама. Мастер мужчина, будучи агрессивным в сексе, вкладывает эту агрессию в оружие и насаждает ее будущему владельцу. Женщина же, наоборот, накладывает на металл свое мягкое, нежное представление об эротике. Мои округленные, завинченные, продуманные узоры не только гасят агрессию, но и передают будущему хозяину высокие чувства к женщине, снисхождение к врагам, осознание божественной красоты мира. Для каждого заказчика своя философия рисунка, гармоничная с его эго. Как только человек переступает порог мастерской, я первым делом смотрю и запоминаю его ауру, а так же изучаю невидимых простым глазом сущностей, которые человека окружают.
- Ну, вы, Ася, даете! - удивился я. - Вы, что, проникаете сознанием в параллельный мир?
- Да, у меня это с детства. Будучи маленькой, очень удивлялась, почему взрослые не обращают внимания на этих призрачных существ, которых всегда полно вокруг нас? Однажды отец приехал откуда-то злой и встревоженный, а я гляжу - за ним входят в дом не как обычно маленькие, пушистые, а такие злые, клыкастые, лохматые... Как закричу, выгоняйте их! Выгоняйте! Схватила я что-то острое, стала колоть их, они за порог. Папа и подобрел сразу.
Я к ним по жизни уж так привыкла, что не обращаю внимания, как вы на кур и на кошек. Они бывают добрые, нейтральные, злые. Если последние появляются в поле зрения, то я мысленно требую их убраться, и те убираются.
Когда я была еще незамужней, совсем юной девушкой, такой вышел случай. Приобрела в Майкопе мастерскую далеко от родительского дома. И как бывало увлечешься работой, часов до трех ночи просидишь. Потом пешком одна через ночной город. Боялась, конечно, к Аллаху взывала. И что вы думаете? Однажды, смотрю, сопровождает меня по ночной улице большой такой, метра два ростом, волосатый, бородатый мужчина из параллельного мира. Глаза у него добрые и весь такой мужественный. Тут я обрадовалась, и все мои страхи перед шпаной исчезли. Долго он со мною дружил, куда я, туда он, ну, кроме определенных мест. Тактичный мужчина. А потом вот появился Руслан, мой муж и помощник, но призрачный хранитель все равно меня не покидал. И только когда нас с Русланом пригласили на выставку в Турцию, хранитель дал понять, что ему туда нельзя. Много времени прошло, и вот однажды нам заказали сделать меч для президента. Но я еще никогда не делала мечи. Как быть? Отказаться? И, представьте, на другой день звонок в калитку. Открываю, предо мной тот самый призрак-хранитель, только в образе земного статного мужчины и в прекрасном костюме. Но я же лицо его сразу узнала! Он говорит, вот, мол, приехал издалека, чтобы отдать дань уважения вашему творчеству. В гости, говорит, не приглашайте, а возьмите эти журналы по оружию. Я глянь, - а там вся технология производства мечей! Так и появился меч президентский.
- А за что, Ася, Бог любит тебя? Хранителей посылает? А другому человеку - молись, не молись - никакой помощи нету...
- Поедемте завтра в горы, - предложила Ася, - там объясню.
Так на другой день с Ириной и Асей попали мы в некое дивное место, красоты неописуемой.
- Вот, - указала Ася перстом на горный пейзаж, - если Бог создал на земле такие красоты, значит Он первым делом - Творец. И как Творец, Он охраняет творцов среди людей, которые понимают и продолжают Его искусство. Но чаще-то человек уродует, разрушает божественную красоту, вот и получает кары заслуженно. Если мастер просто делает табуретки, но делает их красиво, он уже под Божьей защитой и семья его никогда не будет нищей.
- Логично, - согласился я. Ах, какая дивная женщина!

ПООБЩАЛАСЬ ДАМА С ЙЕТИ
И У НЕЙ РОДИЛИСЬ ДЕТИ
На одной из глухих горных дорог привернули мы к изящному каменному особнячку русского художника Владимира Меликова. Володя человек с весьма не простой судьбой. До сорока лет он странствовал по России в поисках самого себя - от Амура до Туркестана. Хорошо знаком с нищетой и алкоголизмом. Но четыре года назад в этом самом месте Володя разбил шалаш, запалил костер, закурил трубку... и вдруг из ночной темноты к нему вышел йети (снежный человек). «Живи здесь, я тебе помогу», - сказал пришелец и растворился в своем параллельном мире.
Владимир внял совету, ушел в завязку (не пьет уж четыре года!) стал вдохновенно творить, и полотна его вдруг пошли к ценителям за большие деньги. На выручку он и построил дом, посадил сад, вырыл пруд, сотворил водопад, купил осла и прочую живность. А в подвале дома вылепил памятник тому ночному пришельцу. Свое пристанище Владимир назвал - Беловодье. Никто не творит здесь Володе зла, если не считать недавнего случая, когда пьяные журналисты из НТВ, проездом с чеченской войны, явно раненые в голову, напоили Володиного осла кислой бормотухой, которую сами пили. Ослика обильно пронесло по всему любовно отстроенному подворью, и с тех пор дорога в Беловодье для компании НТВ закрыта навечно!
О своих отношениях с йети Володя умалчивает «это интимно». Однако он далеко ни единственный, кто сталкивался нос к носу с йети в адыгейских горах. И серьезным йетипоклонникам Володя позволяет в определенную ночь полнолунья собраться в подвале у памятника для оправления культа.
С год назад заезжала сюда одна пожилая немка-туристка и напросилась провести ночь взаперти с йети. А девять месяцев спустя у нее родилась очаровательная двойня, о чем она уведомила Володю письмом из Дортмунда и просила благодарить йети за помощь в этом деликатном деле.

КАК ЧЕЧЕНЦЫ СЕЮТ ЯД С РУССКИХ КУКУРУЗНИКОВ
Адыгейцы мусульмане. Но, я бы сказал, - пассивные мусульмане. Они вкушают свинину, пьют водку, правда, не напиваются. Их женщины никогда не носили паранджу. Может поэтому чеченские эмиссары и вербовщики не находят в Адыгее должного понимания. Хотя яростная чеченская пропаганда и здесь вовсю сеет зло. В иных аулах всерьез верят «мовладиудуговцам»: мол, все болезни адыгейцев и снижение рождаемости оттого ныне, что по ночам над аулами летают русские самолеты и распыляют специальный яд, ведущий к постепенному вымиранию кавказских наций. «Так в Адыгее больше половины русских живет!» - недоумевают местные. «А на русских и на животных тот яд не действует», - отвечают эмиссары. - «Он специальный!».
Этих «просветителей» не гонят отсюда в шею, и даже им где-то сочувствуют, но их идею «свободного Кавказа» не поддерживает никто: «Лучше жить в мире с русскими, чем потом на «свободном Кавказе» всю жизнь воевать с теми же чеченцами». «На чеченском гербе вечно голодный, затравленный волк, а у нас на гербе пашня и колосья. Почувствуйте разницу».

ТАКАЯ, ВОТ, ИСТОРИЯ
В давние времена соседство адыгов (они же черкесы) с русскими ничем не отличалось от злососедства любых других народов. И наша с черкесами мрачная история широко представлена во всех книжных магазинах Майкопа. Нелишне, думаю, показать читателю иные работы местных историков.
«В 944 году киевский князь Владимир разбил хазар и овладел Таманью, она же - Тмутаракань. В 1022 князь Мстислав, желая расширить владенья, повел русов «на касоги» (черкесы). Касожский князь Редедя вышел с войском против русов и предложил Мстиславу: «Зачем губить всю дружину? Сойдемся лучше сами бороться без оружия, и если ты одолеешь, то возьмешь все мое: жену, детей, землю. Если я одолею, возьму все твое». И начали биться крепко, и уж стал Мстислав изнемогать, и сказал: «Пречистая Богородица, помоги мне, если одолею врага, то построю церковь во имя Твое». Сказал он это и ударил Редедю о землю, вынул нож и зарезал его. Земли забрал, вернулся в Тмутаракань и построил церковь Богородицы».
Потом надолго завоевала Кавказ Золотая орда. А в XY-XYI веках на землю адыгов насели крымские татары и турки. Турецкий летописец Ибн-Кемаль в 1479 году писал с упоением: «В стране черкесов каждый день гордые храбрецы (турки) снимали острыми мечами головы мятежникам адыгам. Изрубив на куски нечестивцев, бросали их на съеденье воронам».
«Поэтому - указывают современные историки - адыги сочли возможным (подчеркнуто мной) для борьбы с турками и татарами вступить под покровительство могущественного северного соседа - России...».
Но древнерусский коллега-летописец, со свойственным нам – труженикам пера - цинизмом, гордое «сочли возможным» трактовал так: «...приехали... челом бити... чтобы их государь пожаловал, вступился за них, а их с землями взял к себе в холопы... Крест государю (Ивану Грозному) целовали на том, что им со всею землею Черкасскою служить государю до своего живота, куда их государь пошлет на службу, - туда им ходити». «А они холопы царя с женами и детьми вовеки».
СМИ государевы явно не дружили с дипломатической этикой, показывая адыгов этак уничижительно. А посему нынешние историки Адыгеи подают нам те события с перегибом в другую сторону, мол, сие было: «...не добровольное присоединение Земли адыгов к России, а военно-политический союз равноправных партнеров, вызванный крайней необходимостью».
Хоть и жутко представить мне участь послов, рассуждающих с И. Грозным о принципах равноправия, но по-своему историки правы в нежелании видеть предков своих вассалами московского демона. Невежество царской дипломатии постепенно отвернуло черкесов от России - к Турции, что стоило потом большой крови и тем, и другим, и третьим. Это невежество свирепствует и сейчас.
В сумрачную годину перестройки лихие черкесские парни, начитавшись своей истории, однажды ночью на станции Лазаревской (северный Сочи) взяли да привязали тросом к поезду бюст адмирала Михаила Петровича Лазарева.
После начальник станции несколько раз водружал глыбу на место, но её упорно сбрасывали. Пришлось ему с проклятьями к горцам глубоко закопать адмирала до лучших времен. Но мало какой русский, в отличии от адыгов, ведает какое число горцев, оборонявших сочинский берег, погубила могучая эскадра адмирала Лазарева. Так зачем раздувать страсти? Мы бы тоже не согласились, даже за очень большие деньги, скажем, назвать Бородино Наполеоновкой и установить там памятник Бонапарту. А бронзовый бюст адмирала, конечно, следует вырыть из огорода начальника станции да отправить на родину во Владимир. Укрепить там как следует, зацементировать, чтобы земляки отдельные на металл не позарились.

АДЫГЕЙЦЫ И РУССКИЕ
По мнению местных русских Адыгея вторая на Кавказе республика наравне с Осетией-Аланией, где к нашим соплеменникам относятся хорошо. Хотя и стараются адыги не перенимать иные традиции русских: мыть посуду мужскими руками, открыто дарить женам цветы, напиваться до одури, сдавать родителей в дом престарелых. «У них если бабка совсем одинокая, она все равно принадлежит какому-то роду. Пусть там через десятое колено. И род никогда не бросит ее, это страшный позор!». Так уважительно толковали мне о местных порядках здешние русские и добавляли печально: «А наши, блин...!».
В поведении адыгейских мужчин я засвидетельствовал такие странности. В городе Майкопе меня пригласили в дом к художнику Замудину Гучеву. Несколько часов без спиртного и женщин мы пили чай, после гости дудели в какие-то огромные рогатули, трещали на трещотках, пели и плясали на трезвую голову. Было весело, но как-то чуждо и непонятно. Если я дома соберу московских друзей и предложу им сплясать на трезвую голову, меня ж посчитают за идиота.
Справедливо подметил мудрец: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и им никогда не сойтись вместе».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АДЫГЕЯ | Николай_Варсегов - Дневник Николай_Варсегов | Лента друзей Николай_Варсегов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»