• Авторизация


Вместо стриптиза - в оперу? 01-11-2010 17:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Вместо стриптиза – в оперу?

 

Мои впечатления от посещения спектакля Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.

 

На повисший в воздухе вопрос «Можно ли испортить гениальную оперу Верди?» режиссер-постановщик Александр Титель и художник-постановщик Владимир Арефьев своим «шедевром» дали однозначный ответ: можно.

 

Увертюра. Ожидание волшебства от слушания и созерцания давно знакомой и по сути своей вечной истории – привычки и любовь, лёгкая жизнь и тяжелая смерть, вечная проблема выбора. Занавес раскрывается и мы видим нечто, напоминающее улицу красных фонарей – стеклянные тумбы к вертящимися в них светящимися красными лепестками. Образ грубоватый, но вполне приемлемый и логичный, если учесть обстоятельства и образ жизни главной героини. Однако появление у этих светящихся столбов артистов хора в черных одеждах  дает нам понять, что имелось в виду всё же нечто иное, только вот что?

Сценография откровенно страдает. Понятно, что постановщики неплохо знакомы с современными  версиями оперных спектаклей Франко Дзеффирелли, но пытаясь, видимо, подражать, сделал это плохо и безвкусно.

Общий уровень музыкального исполнения был весьма достойный и это давало возможность радоваться музыки хотя бы с закрытыми глазами. Хибла Герзмава (Виолетта) обладает очень сильным красивым голосом, однако в последнем акте и она слегка киксанула, что, впрочем, слушателю неискушенному могло показаться частью создаваемого образа – ведь девушка-то уже была при смерти. Неудавшийся финал арии певица удачно завершила кашлем, что как бы ещё раз подчеркивало: сорвавшаяся нота не случайна, а продумана.

Образ Альфреда (Сергей Балашов) получился очень непривычным и странным. Истерично забивающийся в подушки и одеяла, постоянно куда-то бегущий, неадекватно реагирующий на ситуации. Однако тенор неплохой и музыку не испортил ни разу. За что отдельное большое спасибо, так как и это нынче редкость. Баритон Евгений Поликанин (Жорж Жермон) был в меру холоден, в меру убедителен; партия впета многими годами, это чувствуется и это радует. Хорошее владение материалом оперным артистом и понимание этого материала не может не радовать.

Чрезвычайно порадовал тот факт, что спектакль шел без купюр, столь часто принятых во многих постановках (в частности, в постановках Мариинского театра и театра оперы и балета имени Мусоргского в Санкт-Петербурге). Музыкальный руководитель постановки и дирижер Феликс Коробов.

А теперь внимание – кульминация. Второе действие, вторая картина, бал у Флоры. Все, кто бывал на «Травиате», должны помнить, что в этой сцене помимо хора присутствует полноценный балет – гадание цыганок и танец тореадоров. Сцена эта настолько интересна и красива, что отдельные номера из неё даже исполняются в концертах. Великие Васильев и Максимова исполняли танец из «Травиаты» в фильме Франко Дзеффирелли. И что же мы видим? Первая мысль, приходящая в голову на вчерашнем спектакле: интересно, это своих балетных подвергли творческому изнасилованию или артистов из стрип-шоу пригласили? Вышагивающие в сапогах на высоченных каблучищах блондинки, сбросившие с себя практически всю одежду и откровенно любующиеся своими телами мускулистые юноши в стрингах. Где балет, где пластика, где чувство вкуса? Вот так и стирается грань между пошлостью и высоким искусством. Хореография не хромала – её попросту не было. Впрочем, для девушек из недорогого пип-шоу с садо-мазо уклоном было, наверно, не слишком плохо. Как чуть позже выяснилось, это действительно были артисты из эротического шоу. Девушек не виню и не ругаю – они выполняли свою работу так, как умеют и, судя по всему, исключительно с одобрения хореографа, прости Господи, за это слово в таком контексте.

 

Я не против стриптиза. Но я (и я абсолютно уверена, что не только я ) не пойду за этим в оперный театр – для этого жанра есть гораздо более подходящие места с соответствующей публикой, антуражем и настроением.

 

Я не против современных постановок. Я прекрасно помню перенесенную в двадцатый век «Травиату» Александрова в театре «Санкт-Петербург Опера» и она мне чрезвычайно понравилась, несмотря на некоторые вольности, допущенные режиссером. И смешно, и грустно, но со вкусом и чувством меры. Тот спектакль заставлял переживать и задумываться о том, что происходит на этой сцене и в этой жизни. Так же мне близки и интересны творческие эксперименты музыкального режиссера Александра Лебедева – очень смелые эксперименты, но их целью не является эпатаж.

 

Оперная версия Александра Тителя вызывает неприязнь и недоумение. Если это пиар-ход, то нужен ли театру и самому режиссеру такой пиар? Если это стремление эпатировать, то зачем же в угоду этому приносить в жертву оперу – величайший и красивейший жанр искусства?? Удивительно, что режиссер вовсе не является едва оперившимся юнцом, стремящимся всеми правдами и неправдами. Шестидесятилетний человек, имеющий огромный опыт и прекрасное образование, звания и премии – зачем ему это? Если вдруг на просторах Интернета ему попадется эта рецензия, то я была бы очень рада получить ответы на свои вопросы.

 

Для меня «Травиата» всегда была и будет идеальным и любимейшим образцом оперного искусства. Мне нравятся все 26 опер Джузеппе Верди, но к этой я испытываю особый трепет. То, что я увидела вчера, вызывает желание ругаться матом. Что ж, не удивлюсь, если в скором времени мы и это на оперной сцене увидим.

 

Quo vadis?...

 

 

 

Ещё на эту тему у других авторов можно прочитать, пройдя по следующим ссылкам:

 

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=35009

 

http://www.smotr.ru/2006/2006_stnd_traviata.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[600x400]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
VYV, привет! Меня давно не было. Тебя тоже :)
Маргаро, без ухудшений. И это уже радует.
BatashN 06-11-2010-18:44 удалить
Меня давно уже раздражает желание эпатировать без всякого смысла. Если режиссеру нечего сказать, то тут ничего не поможет, хоть стриптиз устраивай на сцене, хоть следуй за всеми канонами. Во всем должен быть смысл и личность, и чувства, и ум режиссера.
gerarus 07-11-2010-21:15 удалить
Мне тоже знакома эта постановка, в конце июля побывал на закрытии сезона в Стасике, давали "Травиату". Еще до начала в программке углядел подозрительную строчку о неких эротик данс шоу X-Style и Цвет ночи. Подумалось, неужели из кордебалета театра нельзя кого-либо найти для исполнения вставных хореографических номеров? Оказалось - нельзя, пошлятина только со стороны. Множество фото и даже небольшое видео можно посмотреть здесь. К чести девушек из Цвета ночи, в какие-то моменты они попадали в музыку и выглядели вполне достойно, хотя и инородно для спектакля в целом. Куда большее недоумение вызвало появление вскоре двух брутальных самцов (по-другому и не скажешь), которым после обнаженных девушек уже решительно нечего было делать. Но оказалось они напряженно выжидали от дирижера своей доли, чтобы молниеносным движением синхронно друг с другом сорвать с себя штаны. Только-то и всего! Не нашел их лучших фотографий, помещаю эту:
[400x374]
один из них действительно темнокожий
А Александру Борисовичу Тителю - черный шар! За безвкусицу и стариковские слюни. __________________________________________________________________________________________________________ P.S. Но справедливости ради должен похвалить работу Феликса Коробова и всего оркестра. Все три долгих действия слушать музыку было большим наслаждением. Отлично была исполнена роль Евгением Поликаниным, его дуэт с Виолеттой во втором действии реально вышибает слезу. А сама Виолетта (Амалия Гогешвили) была превосходной везде! Красивейший голос при таком хрупком телосложении. Амалия стала открытием для меня в тот спектакль.
[500x333]
фото Амалии Гогешвили с сайта театра
Ответ на комментарий gerarus # По поводу оркестра и Феликса полностью согласна. А насчет брутальных самцов - на том спектакле, на котором была я, их было уже трое - они размножаются :)
gerarus 09-11-2010-16:24 удалить
Ответ на комментарий Ирина_Свечникова # Ну, значит Вам "повезло" еще больше. Вообще в X-Style их действительно трое.
MsTataka 08-12-2010-08:00 удалить
Я с тобой, полностью согласна.....


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вместо стриптиза - в оперу? | Ирина_Свечникова - Дневник Девушки Тяжёлого Поведения | Лента друзей Ирина_Свечникова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»