Это цитата сообщения
Logosky Оригинальное сообщениеВневизм: течение всебытия
Стремглав на нас рванулась глубина…
Ф.Тютчев
В Санкт-петербургском отделении Союза писателей России прошла презентация новейшего литературно-философского течения, или вне-течения, как явствует из его названия: вневизм. Казалось бы, безумие в наше время раздробленности и хаоса заявлять о попытке целостного взгляда на мир, тем более взгляда из вне, со стороны мира непроявленного, в мир материи. «Я не своё тебе открою, но бред пророческий духов», - писал Тютчев, великий духовидец. Элементы вневизма существовали всегда: сюда можно отнести жанр пророческого откровения, медитативной лирики, философской поэзии. «Созидай наш метафизический язык», - обращался молодой Пушкин к Вяземскому, говоря не только о языке прозы, ставя и перед собой задачу, поныне в значительной степени не решённую.
Поэт и литературовед Алексей Филимонов представил концепцию нового течения, где теория и практика литературы, по замыслу, должны быть неразрывны, зачитал примеры из русской классики – от Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова, Серебряного века, до Набокова и Бродского, где есть рефлексия над идеями слов, провожаемых взглядом небытия в мир проявленный. Теолог и переводчик Ольга Соколова обратилась к наследию философской мысли М.Тареева, М.Экхарта, Вл.Соловьева, М.Хайдеггера, использовавшего термины «отрешённость» и «крайствование» для вовлечения в процесс мышления, который восходит к идее красоты, всегда помнящей о человеке, где «в самом Я от глаз – не Я / Ты никуда уйти не можешь» (И.Анненский).
Поэты и прозаики прочитали свои произведения, созданные в жанре нового направления, стремясь к новой сумме художественных прежде всего, как завещано Пушкиным (а не поиску отдельных приёмов), совокупности мысли и формы, выявлению того, что было лишь приотворено «С той стороны зеркального стекла» (А.Тарковский) прежде. Прозаик, руководитель секции критики проф. Герман Ионин рассказал о изначальном стремлении мировой культуры объединить мир реальный и не проявленный, выйти, по выражению Данте, «за Геркулесовы столпы» обыденности и индивидуализма.
Возвратить умение мыслить большими образами, категориями, вопрошая, а не констатируя распад чувственного сознания – вот задача, стоящая перед «вневистами», парадоксальная в своей установке на вневременье в современности. И все же вневизм мог проступить только сейчас, когда виртуальность, и не только в литературе, смешивает все грани, преломляю «карнавальную» традицию в некий субстрат, где невозможно выявить главное. Однако вневизм осваивает и «паутину», прорываясь через неё к свободе духа, напоминая об иерархии ценностей.
Услышать среди всех голосов «один настоящий», по Набокову – вот задача художника, его миссия по претворения звуков сфер в живые, а не мёртвые, дурно пахнущие слова «современного искусства», разлагающиеся вместе с материей. Взыскуя новизны, А.Филимонов пишет в Манифесте течения: «Вневизм – вечное напоминание о вине и ниве, незримо наполняющих и одухотворяющих течение животворящего духа в образе реки, речи, которая несет чистые «…воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола…» (Откр. 22:1)».
Обсуждение перешло далеко за рамки отведенного времени. Да и можно ли вместить в земные категории то, что доступно лишь «шестому чувству» (Н.Гумилёв)? Насколько предопределена свободная воля пишущего, который подобен «мыслящему тростнику», или перу Господа, для Которого едины живые и ушедшие в свете обновления и пересотворения? Вневизм это мировоззрение, инструмент познания и возможность привнесения нового в традицию через взгляд извне на предметы и природу творческого сознания. «Имеющий ухо да услышит!».