Это цитата сообщения
Наталья_П_Коноплева Оригинальное сообщение
Это было в 1965 или 1966 году. Я училась в университете.
Папа сказал, что МИД организует посещение киностудии "Мосфильм" для английских, канадских и австралийских дипломатов. Папа разрешил мне поехать тоже.
Стояли трескучие морозы. Я ждала их у проходной "Мосфильма" в шубе и теплой шапке. Подъехали дипломаты, они были одеты в легкие кокетливые пальто и шляпы. Среди них обращал на себя внимание посол Канады в СССР. Высокий и статный, лицом - вылитый бреющийся англичанин с упаковки бритв "Жиллетт", он почти не мог ходить, и его водили под руки помощники. Говорили, что посол успешно лечит болезнь позвоночника у советских врачей. Впрочем, я отвлеклась.
Сначала нас долго держали в полутемном зале, наконец показали несколько готовых фрагментов из снимавшегося тогда фильма Бондарчука "Война и мир".
Потом повели темными коридорами, и мы оказались в ярко освещенном съемочном павильоне. Белые своды и грязные брызги на свежей штукатурке. На деревянных стропилах сидел золотоволосый мальчик с толстой книгой на коленях, оборванная девица держала в руках охапку сена, какой-то человек в холщевой рубахе неподвижно стоял спиной ко всем...
Нам представили режиссера снимающегося фильма "Андрей Рублев". Андрей Тарковский в тот день был в строгом костюме, его предупредили, что приедут иностранцы. Я запомнила, что он опирался на массивную палку, и на руке его блестело обручальное кольцо. (Позже в киноновостях я видела его быстро идущим с той же палкой и прихрамывающего. Видимо, была травма. И ему очень шла любимая светлая куртка).
[200x301]
Но сейчас Тарковский был безупречно одет и говорил общие слова, что фильм будет о трудном периоде в истории Руси... Внезапно он подтащил к нам за руку упирающегося человека в длинной холщевой рубахе:
- Это Толик, он с Урала. Он в жизни такой же, как здесь.
Толик выглядел замкнутым и отрешенным и не собирался выходить из образа. Это был тогда никому не известный исполнитель роли Рублева Анатолий Солоницын. Наверное, в те дни он держал обет молчания, о котором сейчас много вспоминают. Сопротивляясь руке Тарковского, он вырывался и что-то мычал.
Фильм по тогдашним меркам снимался недолго. Но посмотреть его удалось не скоро. В 1968 или 69 году я увидела его в клубе Бауманского института. Кажется, в том варианте он еще назывался "Страсти по Андрею". В прокат его выпустили только в 1971-м. Но показывали фильм неохотно. Помню, наша компания хотела взять билеты на вечерний сеанс в кинотеатре "Варшава". Нам долго не продавали билеты, а потом объявили, что сеанс отменяется, зал занят под заседание. Какое заседание в 7 часов вечера?
Когда я наконец увидела фильм, я сразу узнала эпизод, съемки которого мне повезло увидеть в павильоне "Мосфильма". Это была сцена отчаяния Андрея Рублева после эпизода ослепления непокорных мастеров в березовом лесу. Мальчик в этой сцене читает, грассируя, Священное писание. Девушка с охапкой сена ("Дурочка" - Ирма Рауш, жена Андрея Тарковского) рыдает, увидев зловещую черную кляксу на стене...
Сегодня я потратила не один час, нашла этот эпизод и скопировала эти фрагменты, чтобы разместить их здесь. Все получилось, но через некоторое время кадры превратились в черные прямоугольники... Как будто тот кусок времени, который удалось вернуть сюда, не захотел здесь оставаться.
Будет здорово, если кто-нибудь сможет поставить сюда эти кадры.
Пока ставлю фото Анатолия Солоницына в том же костюме, но в других декорациях:
[281x400]