51. Лили Марлен
«Лили Марлен», 1980. Реж. Райнер Вернер Фассбиндер
Лили Марлен, звезда одного хита, поет свою знаменитую песню для нацистского руководства и солдат, слушающих ее по радио в окопах Сталинграда — по обе стороны фронта. По окончании трансляции бойцы возобновляют артподготовку. Эта абсолютно голливудская сцена в фильме европейского режиссера объясняется просто — Фассбиндер очень любил сентиментальный надрыв американца Дугласа Сёрка.
52. Нападение репликанта Прис на полицейского Декарда
«Бегущий по лезвию», 1982. Реж. Ридли Скотт
Беглая женщина-репликант Прис (Дэрил Ханна с панковской стрижкой и таким же макияжем) атакует героя Харрисона Форда в мрачной комнате сквота, уставленной механическими игрушками. Шестерное сальто-мортале — и вот уже затянутые в эластик колени Ханны душат несчастного Форда. Впрочем, Декарду везет — во время следующего кульбита он стреляет репликанту в живот. Агония Прис, похожей теперь на куклу со сломанным заводом, — одна из немногих по-настоящему душераздирающих смертей на экране.
53. Принцесса Лея в золотом бикини
«Звездные войны. Эпизод VI. Возвращение Джедая», 1983. Реж. Джордж Лукас
[366x233]Шутки шутками, но в 2000 году, по опросу, проведенному журналом Empire, Кэрри Фишер в золотом бикини, исполнявшая роль принцессы Леи в «Возвращении Джедая», была признана самой сексуальной женщиной мирового кинематографа. Лукас знал, чем брать аудиторию: в финале его звездной эпопеи (1983), вместо того чтобы спасать мир от смертельной Звезды смерти и убивать Дарта Вейдера, герои фильма битый час разбираются с криминальным лордом Джаббой Хаттом. Ему, кстати, не отказать в хорошем вкусе: принцессу Лею, обычно одевавшуюся в бесформенные белые балахоны, он красиво переодел, причесал и посадил на цепочку.
55. Янковский со свечой
«Ностальгия», 1983. Реж. А. Тарковский
Самый знаменитый эпизод Тарковского из его первого «иностранного» фильма. Десять минут крестного хода со свечой по жидкой грязи бассейна, из которого слили воду, сквозь мглистое, дымное, серое пространство. Свеча не должна погаснуть: если дойти с горящей свечой от одного до другого бортика бассейна, то мир, возможно, спасется. Герой Олега Янковского пытается пройти этот путь еще и еще раз, свеча гаснет, он возвращается, вновь ее зажигает, и опять начинает свое путешествие. Болит сердце, и этот поход может закончиться лишь вместе с жизнью — точнее, это и есть человеческая жизнь. Тарковский хотел снять свой главный эпизод, и сделал это с одного дубля и без монтажных склеек. И предопределил свою судьбу — он, как и его герой, не вернулся из Италии, где снимался фильм, домой, в Россию.
56. Убийство Аль Пачино
«Лицо со шрамом», 1983. Реж. Брайан де Пальма
Здесь Аль Пачино доводит до непревзойденной высоты образ провинциала с амбициями, живущего по понятиям «пацан сказал — пацан сделал». Умирает его Тони Монтана как и подобает настоящему пацану. В холле собственного дома, обставленного по всем правилам богатой безвкусицы, Тони заваливает половину подосланных конкурентом наемников. А потом превращается в дуршлаг под пулеметными очередями. Но он все равно стоит на ногах и продолжает громко материться, пока, после коварного выстрела в спину, не плюхается в фонтан. Прямо к подножию скульптуры с надписью «Весь мир — твой».
57. Изнасилование
«Однажды в Америке», 1984. Реж. Серджио Леоне
В «Однажды в Америке» Серджио Леоне бандитская сага превратилась в историю о том, как хотелось бы иначе, да не получается. Сколько ни води интеллигентная девица из высшего общества (Элизабет Макговерн) дружбу с безнадежно влюбленным в нее гангстером по кличке Лапша (Роберт де Ниро), а все равно все закончится на заднем сидении такси, не самым желанным сексом в не самом желанном месте. К чести всех снимавших и участвовавших, остается сказать, что при всем напряжении и ужасе этой сцены она прежде всего как-то невероятно красива.
59. Поединок Элен Рипли и Чужого
«Чужие», 1986. Реж. Джеймс Кэмерон
Потрясающая схватка двух матерей наглядно демонстрирует то, на какие фантастические подвиги способна женщина, защищающая ребенка. Сигурни Уивер, облаченная в «костюм» робота-погрузчика, не только оказывает монстру достойное сопротивление, но и побеждает все законы физики: в финале она висит в открытом космосе без скафандра, удерживая на одной руке себя, противника и тяжеленный погрузчик.
60. Маклахлан подглядывает из шкафа
«Синий бархат», 1986. Реж. Дэвид Линч
Пробравшись в квартиру загадочной женщины Дороти Валленс (Изабелла Росселини), подросток Джеффри (Кайл Маклахлан) прячется в шкаф и наблюдает оттуда сцену жесткого и странного секса между Росселини с бархатным поясом в зубах и Дэннисом Хоппером в маске для ингаляций. Одна из тех немногих загадок Линча, на которые есть отгадка — тут инсценируется обычный эпизод: ребенок сунулся в родительскую спальню и застал взрослых за каким-то непонятным занятием. Обычно после этого детская психика оказывается глубоко травмирована. Вот и Джеффри тоже в шоке.