http://sarmata.livejournal.com/65924.html
Перечитываю любимый с детства роман Ивана Ефремова «Таис Афинская». Сюжет романа, герои и красочные исторические декорации очень подошли бы для грандиозного голливудского блокбастера.
Главная героиня романа гетера Таис – эмансипированная женщина древности, супервумен, сочетающая божественную красоту с пытливым умом, художественно одаренная и умеющая постоять за себя, в общем, «отличница, спортсменка, комсомолка и просто красавица».
Роман «Таис Афинская» основан на известном по античным источникам историческом эпизоде: сожжении Персеполя - одной из столиц персидского царства - знаменитой афинской гетерой, участвовавшей в походе Александра Македонского.
В предисловии к роману Иван Ефремов пишет о своей героине как о реальном историческом персонаже: «нет оснований сомневаться в правдивости Плутарха, Арриана, Диодора и других древних авторов, сообщающих о ней».
Что же сообщают о Таис древние авторы?
Труды историков, современников Александра, до нас не дошли, и основную информацию о нем мы получаем из трудов историков римского времени (Арриана, Плутарха, Квинта Курция Руфа и Диодора Сицилийского).
По мнению большинства исследователей, наиболее серьезным источником является труд Арриана «Поход Александра». Арриан сообщает, что Александр сжег царский дворец в Персеполе для того, чтобы отомстить персам за то, что во время вторжения в Элладу они разрушили Афины и сожгли множество греческих храмов. Арриан, однако, не одобряет этого поступка Александра, считая его бессмысленным. Никаких красочных описаний пожара у него нет, как нет и упоминания о греческой гетере.
Более красочное описание этого события приведено у Диодора Сицилийского. Во время пира Александра в царском дворце в Персеполе, "одна из присутствовавших женщин, по имени Таис, уроженка Аттики, сказала, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, самым прекрасным будет сожжение царского дворца: пусть он отправится веселой компанией вместе с ними, и женские руки заставят в один миг исчезнуть знаменитое сооружение персов". Пирующие воодушевилась этой идеей. "Тут же набрали множество светильников, прихватили женщин, игравших и певших на пиру, и царь (Александр) выступил в этом шествии под звуки песен, флейт и свирелей. Зачинщицей всего была гетера Таис. Она после царя первая метнула во дворец зажженный факел; то же самое сделали и другие, а скоро дворец и все вокруг было охвачено огромным пламенем".
(Следует отметить, что по сложившейся традиции в русских переводах имя Таис (Thaïs) ранее писалось как Фаида. Я везде исправил его на Таис, чтобы избежать разночтений).
А вот что пишет Плутарх в жизнеописании Александра: «Однажды, перед тем как снова пуститься в погоню за Дарием, Александр пировал и веселился с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таис, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таис сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македоняне, узнавшие о происшедшем. Они надеялись, что, раз Александр хочет поджечь и уничтожить царский дворец, значит, он помышляет о возвращении на родину и не намеревается жить среди варваров. Так рассказывают об этом некоторые, другие же утверждают, будто поджог дворца был здраво обдуман заранее. Но все сходятся в одном: Александр вскоре одумался и приказал потушить огонь».
Квинт Курций Руф в «Истории Александра Македонского» пишет о Таис как о распутнице: «В то время как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать, а недавно побежденные и покоренные им с пренебрежением относились к его новой власти, он (Александр) еще засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей: этого, мол, ожидают все, чьи города разрушили варвары. К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином; царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: “Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не запалить город?” Все разгорячились от вина и бросились хмельные поджигать город, ранее пощаженный вооруженными врагами. Царь первым поджег дворец, за ним гости, слуги, наложницы. Обширный дворец был построен из кедра, он быстро загорелся, и широко распространился пожар. Когда это увидели в лагере, расположенном недалеко от города, воины, думая, что загорелось случайно, побежали, чтобы оказать помощь. Но подойдя к порогу дворца, видят, что сам царь все еще поддает огня. Вылив воду, которую принесли с собой, они и сами стали бросать в огонь горючий материал».
Этим исчерпываются сведения исторических источников о гетере Таис, спутнице Александра, инициировавшей поджог Персеполя (330 г. до н.э.).
Правда, гетера с таким именем известна и по другим источникам, однако, нет веских доказательств, что речь идет об одном и том же лице.
Согласно позднейшему преданию, гетера Таис была возлюбленной комедиографа Менандра.
Афинская гетера Таис - героиня комедий «Таис» Менандра и «Евнух» Теренция. Комедия Менандра до нас не дошла, а у Теренция гетера представлена благородной и великодушной.
Вот и все, что нам известно о Таис из Истории. Остальное – плод художественного творчества Ивана Ефремова. Но «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».