• Авторизация


Гетера и хозяйка (Таис) 20-02-2009 13:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


- Да, у нас женские и мужские боги не разошлись далеко, и в этом
счастье эллинов, на вечную зависть всем другим народам. В Элладе женщинам
открыт мир, и потому они не так отличаются невежеством, как у других
народов, и дети их не вырастают дикарями. Тех, кто во всей красоте
позирует художникам и скульпторам, у нас не убивают, а прославляют,
считая, что отдать красоту людям не менее почетно, чем мастеру перенести
ее на фреску или в мрамор. Эллины поняли силу Эроса и важность поэзии для
воспитания чувств. Мы не сумели сделать так, чтобы женщины сочетали все
свои качества в одном лице, но, по крайней мере, создали два вида женщин,
в двух ее важнейших обликах: хозяйки дома и гетеры-подруги.


- Какой же из них важнее?
- Оба. И оба едины в Великой Богине-Матери, Владычице Диких Зверей и
Растений. Но помни, что Великая Богиня не живет в городах. Ее обиталище -
холмы и рощи, степи и горы, населенные зверями. Еще - море, она и морская
богиня. Пророки Сирии считали море прародиной всего греховного, с ним
связана Рахаб - соблазнительница и наследница вавилонской богини Тиамат.
Они восклицали: "Не будет больше моря! " И египтяне тоже боятся моря...
- Как странно! Мне кажется, я не смогла бы долго жить без моря, -
сказала Таис, - но меня не пугает город, когда он стоит на морском берегу.
- А разве ты не знаешь, какому облику следовать? - усмехнулся
философ. - Не задумывайся! Сама судьба поставила тебя гетерой, пока ты
молода. Будешь старше - сделаешься матерью, и многое изменится в тебе, но
сейчас ты - Цирцея и обязана выполнять свое назначение.
На вопрос Таис - какое назначение, делосец объяснил ей, что женская
богиня - Муза, хотя и не кровожадна, но вовсе не так добра, как это
видится влюбленным в нее поэтам. Среди обычных людей существует поговорка
о том, что быть поэтом, любить поэта или смеяться над ним - все одинаково
гибельно. Древние лунные богини Крита и Сирии были украшены змеями для
напоминания, что их прекрасные образы скрывают Смерть, а львы сторожат
свои жертвы у их ног. Таковы же их сестры: богиня-сова с горящими
мудростью глазами, - летающая ночью, возвещая смерть, подобно "Ночной
кобылице" Деметре, или беспощадная соколиха Кирка (Цирцея), вестница
гибели, владычица острова Плача - Эа на севере Внутреннего моря. Кирка -
волшебница любви, превращавшая мужчин в зверей соответственно их
достоинству - свиней, волков или львов. Артемис Элате (Охотница), следящая
за здоровьем всех диких зверей и людей, уничтожая слабых, больных,
малоумных и некрасивых.
Великая богиня Муза обнажена, как дарящая истину, как не приверженная
ни к месту, ни к времени. Она не может быть домашней женщиной, она всегда
будет противостоять ей. Женщины не могут сколько-нибудь долго выдержать ее
роль.
- Я знаю, - грустно и тревожно сказала Таис, - сколько менад кончают
самоубийством на празднествах любви.
- Я доволен тобою все больше! - воскликнул философ. - К твоим словам
добавлю, что та, которая родилась быть музой, но вынуждена быть домашней
хозяйкой, всегда живет под искушением самоубийства. Твоя роль в жизни -
быть музой художников и поэтов, очаровательной и милосердной, ласковой, но
беспощадной во всем, что касается Истины, Любви и Красоты. Ты должна быть
бродильным началом, которое побуждает лучшие стремления сынов
человеческих, отвлекая их от обжорства, вина и драк, глупого
соперничества, мелкой зависти, низкого рабства. Через поэтов-художников
ты, Муза, должна не давать ручью знания превратиться в мертвое болото.

И. Ефремов. Таис Афинская
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гетера и хозяйка (Таис) | Матильда_Астра - моя сокровищница | Лента друзей Матильда_Астра / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»