• Авторизация


значение музыки 16-11-2008 14:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Положения этого китайца довольно ясно указывают нам истоки и подлинный,
почти забытый смысл всякой музыки. Подобно пляске, да и любому искусству,
музыка была в доисторические времена волшебством, одним из древних и
законных средств магии. Коренясь в ритме (хлопанье в ладоши, топот, рубка
леса, ранние стадии барабанного боя), она была мощным и испытанным средством
одинаково "настроить" множество людей, дать одинаковый такт их дыханию,
биению сердца и состоянию духа, вдохновить их на мольбу вечным силам, на
танец, на состязание, на военный поход, на священнодействие. И эта
изначальная, чистая и первобытно-могучая сущность сохранялась в музыке
гораздо дольше, чем в других искусствах, достаточно вспомнить многочисленные
высказывания историков и поэтов о музыке, от греков до "Новеллы" Гёте. На
практике ни маршевый шаг, ни танец никогда не теряли своего значения... Но
вернемся к главной теме!

(Герман Гессе "Игра в бисер")

Положения китайца в комменте:)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Впрочем, отношение нашей культуры к музыке следует еще одному
древнейшему и почтеннейшему образцу, игра в бисер отдает ему дань глубокого
уважения. В сказочном Китае "древних императоров", помнится нам, музыке
отводилась в государстве и при дворе ведущая роль; благосостояние музыки
поистине отождествляли с благосостоянием культуры, нравственности, даже
империи, и капельмейстеры должны были строго следить за сохранностью и
чистотой "древних тональностей". Если музыка деградировала, то это бывало
верным признаком гибели правления и государства. И поэты рассказывали
страшные сказки о запретных, дьявольских и чуждых небу тональностях,
например о тональности Цзин Чан и Цзин Цзэ, о "музыке гибели": как только в
императорском дворце раздались ее кощунственные звуки, потемнело небо,
задрожали и рухнули стены, погибли владыка и царство. Вместо многих других
слов древних авторов приведем здесь несколько выписок из главы о музыке
"ВЈсен и осеней" Люй Бувэя.
"Истоки музыки -- далеко в прошлом. Она возникает из меры и имеет
корнем Великое единство. Великое единство родит два полюса; два полюса родят
силу темного и светлого.
Когда в мире мир, когда все вещи пребывают в покое, когда все в своих
действиях следуют за своими начальниками, тогда музыка поддается завершению.
Когда желания и страсти не идут неверными путями, тогда музыка поддается
усовершенствованию. У совершенной музыки есть свое основание. Она возникает
из равновесия. Равновесие возникает из правильного, правильное возникает из
смысла мира. Поэтому говорить о музыке можно только с человеком, который
познал смысл мира.
Музыка покоится на соответствии между небом и землей, на согласии
мрачного и светлого.
Гибнущие государства и созревшие для гибели люди тоже, правда, не
лишены музыки, но их музыка не радостна. Поэтому: чем бурнее музыка, тем
грустнее становятся люди, тем больше опасность для страны, тем ниже падает
правитель. Таким же путем пропадает и суть музыки.
Все священные правители ценили в музыке ее радостность. Тираны Цзя и
Чжоу Син любили бурную музыку. Они считали сильные звуки прекрасными, а
воздействие на большие толпы -- интересным. Они стремились к новым и
странным звучаниям, к звукам, которых еще не слышало ни одно ухо; они
старались превзойти друг друга и преступили меру и цель.
Причиной гибели государства Чу было то, что там придумали волшебную
музыку. Ведь такая музыка, хотя она достаточно бурная, в действительности
удалилась от сути музыки. Поскольку она удалилась от сути подлинной музыки,
музыка эта не радостна. Если музыка не радостна, народ ропщет, и жизни
причиняется вред. Все это получается оттого, что пренебрегают сутью музыки и
стремятся к бурным звучаниям.
Поэтому музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление
ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление
ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а его
правительство в опасности".


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник значение музыки | Матильда_Астра - моя сокровищница | Лента друзей Матильда_Астра / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»