Вопрос:
Действительно ли обязательно для мусульманина следовать определённому маз’хабу (малики, ханафи, ханбали и т.д)? Если это так, какой маз’хаб является лучшим? Верно ли, что маз’хабу Абу Ханифы следуют наиболее широко в мусульманском мире?.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Необязательно для мусульманина следовать какому-либо определённому маз’хабу из этих четырёх. Люди раздичны в их уровне понимания и способности извлекать правила из свидетельства. Есть некоторые, для кого допустимо следовать (так’лиид), и, действительно, в их случае это может быть обязательным. Есть другие, которые могут следовать только свидетельству шариата. В Фатаауа аль-Лажна аот-Даа'има /Постоянный Комитет учёных по академическому исследованию и фатвам в Саудии/ нa этот вопрос отвечено в детальной манере, что стоит процитировать здесь полностью.
Вопрос:
Каково правило о следовании одному из четырёх маз’хабов во всех случаях и ситуациях?
Комитет ответил:
Хвала Аллаху, и благословения и мир Его Посланнику и его семье и сподвижникам.
Во-первых: четыре маз’хаба названы в честь четырёх имамов - Имам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам аль-Шафаи и Имам Ахмад.
Во-вторых: Эти имамы изучали фикх (юриспруденцию) из Кур'ана и Сунны, и они - мужтахидиины в этом отношении. Мужтахид или делает это правильно, тогда он будет иметь две награды, награду за его ижтихаад и награду за то, что сделал это правильно, или он сделает это неправильно, тогда он будет вознаграждён за его ижтихаад и будет прощён за его ошибку.
В-третьих: тот, кто способен извлекать правила из Кур'ана и Сунны, должен извлекать из них как те, кто был до него; неправильно для него следовать вслепую (таклиид), когда он полагает, что правда лежит в другом месте. Напротив, он должен следовать тому, что, как он верит - правда. Допустимо для него следовать в вопросах, в которых он неспособен прийти к выводу, основанному на Кур'ане и Сунне, и он нуждается в руководящих принципах касательно специфической проблемы.
В-четвёртых: Тому, кто неспособен извлечь правила сам, разрешается следовать тому, в следовании за которым он чувствует себя спокойным. Если он – не спокоен в следовании тому, тогда он должен спрашивать, пока он не найдёт того, с кем ему удобно.
В-пятых: Из вышеупомянутого ясно, что мы не должны следовать их мнениям во всех ситуациях и всегда, потому что они могут делать ошибки, но мы можем следовать их взглядам, которые являются достоверными и основаны на свидетельстве.
Фатаауа аль-Лажна, 5/28
В Фатаауа аль-Лажна говорится, № 3323:
Тот, кто квалифицирован, чтобы извлекать правила из Кур'ана и Сунны, и имеет сильное знание в этом отношении, даже если это - с помощью фикха, унаследованного от более ранних учёных Ислама, имеет право на это, так что он может делать это непосредственно сам и объяснять это в спорах и издавать фатвы для тех, кто консультируется с ним. Тот, кто не квалифицирован в этом, должен спрашивать заслуживающих доверия людей, так, чтобы он мог изучить правила из их книг и действовать в соответствии с этим, не ограничивая его вопросы или его чтение одним из учёных четырёх маз’хабов. Напротив, люди обращаются к четырём имамам, потому что те настолько известны, и их книги хорошо написаны и широко доступны.
Тот, кто говорит, для образованных людей обязательно следовать учёным вслепую во всех случаях, делает ошибку и является неумолимым, и думает, что эти образованные люди неадекватны, и он ограничивает нечто, что является широким в возможностях.
Тот, кто говорит, что мы должны ограничить следование четырём мазхабам, также ошибается, потому что он ограничивает нечто, что является широким в возможностях, без свидетельства на то, чтобы так поступать. Что касается обыкновенного (то есть необразованного) человека, нет никакого различия между этими четырьмя имамами и другими, как аль-Лейз’ ибн Са'д, аль-Аузаа'и и другими фукаха'.
Фатауа аль-Лажна, 5/41
В фатве № 1591 говорится:
Ни один из них не призывал людей следовать его мазхабу, или был приверженцем в следовании этому, или обязывал кого-либо ещё действовать в соответствии с этим или с определённым мазхабом. Напротив, они призывали людей следовать Кур'ану и Сунне, и они комментировали тексты Ислама, и объясняли его основные принципы и обсуждали незначительные проблемы согласно общим руководящим принципам, и издавали фатвы в отношении того, о чём спрашивали их люди, не обязывая ни одного из их студентов или кого-либо ещё следовать их взглядам. Напротив, они критиковали тех, кто делал это, и говорили, что их мнения должны быть отвергнуты, если оные шли против сахих хадиса. Один из них сказал: «Если хадис – сахих, тогда это мой мазхаб.» Рахима-хумуллаа.
Необязательно для кого бы то ни было следовать определённому мазхабу, напротив, мы должны стремиться изучать правду, если возможно, или искать помощь Аллаха в этом, нежели полагаться на наследство, которое более ранние мусульманские учёные оставили тем, кто пришёл после них, таким образом облегчая им понимание и применение текстов. Тот, кто не может извлечь правило из текстов и т.д по некоторым причинам, которые препятствует ему в этом, должен спросить у заслуживающих доверия учёных о любых правилах шариатa, в которых он нуждается, потому что Аллах говорит (интерпретация значения):
«Так спросите знатоков религии, которые хорошо знают первые писания [Священные писания - Таураат (Тора), Инджил (Евангелие)], если Вы об этом не знаете» [аль-Анбия’ 21:7]
Поэтому он должен стремиться спрашивать того, кому он доверяет среди тех, кто известен за их знание, достоинство, благочестие и справедливость.
Фатаауа аль-Лажна аль-Даа’има, 5/56
Мазхаб Абу Ханифы (Рахима-хуллаа) - самый широко распространённый мазхаб среди мусульман, и возможно одной из причин для этого - то, что этому мазхабу следовали оттоманские халифы, и они управляли мусульманскими странами в течение более, чем шесть столетий. Это не означает, что мазхаб Абу Ханифы - самый достоверный мазхаб, или что каждый ижтихаад в нём является правильным, так же как и другой мазхаб содержит некоторые вещи, которые являются правильными и некоторые, которые являются неправильными. Чо верующий должен делать - следовать правде и тому, что является правильным, независимо от того, кто говорит это.
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Саалих Аль Мунаджид