• Авторизация


Противокорабельная крылатая ракета П-70 "Аметист" 07-01-2010 09:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Противокорабельная крылатая ракета П-70 "Аметист"

 

1. История

[700x390]

Первой в мире крылатой ракетой с подводным стартом стала КР П-70 "Аметист". Её разработка началась на основании постановления Совета Министров № 363-170 от 1 апреля 1959 года. Разработкой ракеты занимались:

ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной технике; головной по ракете

КБ-2 Государственного комитета по оборонной технике; топливо головная БЧ обычного типа

ЦКБ-34; разработка стартовых установок для плавстенда и ПЛ (главный конструктор Б.Г. Бочков).

НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности; разработка системы управления КР (главный конструктор Б.А.Митрофанов).

- НИИ-3; разарботка ГАК "Рубин", предназначенного для выдачи целеуказания КР (главный конструктор Н.Н. Свиридов).

КР "Аметист" оснащалась твердотопливным двигателем 293-П. Он имел двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Масса литевого топлива марки ЛТС-2КМ составляла 1040 кг. Помимо маршевого двигателя ракета имела  четыре стартовых двигателя подводного хода, четыре стартовых двигателя для воздушной траектории и два двигателя отброса. Все они работали на баллистическом порохе НМФ-2. Вес ракеты составлял 2900 кг, длина корпуса 7 м и диаметр 0.55 м. Ракета могла снаряжаться фугасно-кумулятивной БЧ 4Г-66 (масса около 100 кг) или специальной БЧ. Старт производился из предварительно затопленного контейнера ("мокрый старт") с глубины 30-40 м. Контейнер располагался под углом к горизонту. Проблема вертикального старта разработчиком так и не была решена, что сделало невозможным размещение ракетных контейнеров в прочном корпусе ПЛ. После выхода ракеты из пускового контейнера сразу же раскрывались крылья и запускались стартовые двигатели подводного хода. В момент выхода ракеты на поверхность запускались сначала стартовые двигатели для воздушной траектории, а затем и маршевый. Высота полета составляла 60 м, скорость 0.9 М. Интересно что ПКР проектировалась для двух режимов дальности стрельбы: 40-60 км и 80 км. Реально же максимальная дальность полёта не превышала 70 км.

В рамках проекта в ЦКБ-34 были спроектированы пусковые установки:
- СМ-101 для плавстенда,
- СМ-107 для для опытной ДПЛ пр.613АД,
- СМ-97 для ПЛАРК пр.661,
- СМ-97А для ПЛАРК пр.670А.

Эскизный проект был закончен к концу 1959 года. В августе и сентябре 1960 года были проведены бросковые испытания. Первый пуск из подводного положения был осуществлен 24 июня 1964 с плавстенда в Балаклаве. Для дальнейших испытаний в 1963-64 гг. на заводе № 444 ПЛ С-299 (пр.613) была переоборудована по проекту 613АД. В период с июля по декабрь 1964 с С-299 было осуществленно 6 пусков. Три ракеты попали в цель, два пуска были признаны неудачными. С марта 1965 года по сентябрь 1966 года на Черном море с лодки пр.613А было произведено 13 пусков. Испытания признаны успешными. В октябре-ноябре 1967 года на СФ с ПЛАРК пр.670 было произведено 10 пусков. Два одиночных, два двухракетных залпа и один четырехракетный   залп. Постановлением СМ от 3 июня 1968 года КР "Аметист" был принят на вооружение и получил индекс П-70 (4К66).

После старта ракета была полностью автономна ("выстрелил и забыл"). Управление ракетой осуществляла бортовая система управления "Тор". Она включала в себя: автопилот, радиовысотомер, аналоговую вычислительную машину и радиолокационную головку самонаведения. Вычислительное устройство на основе полученных от головки самонаведения данных самостоятельно выбирала цель из числа обнаруженных. Распределение целей происходило на основе анализа энергетических характеристик отраженных от целей сигналов и их пространственного расположения. Алгоритм позволял выделить к примеру место авианосца в АУГ. ПКР "Аметист" были вооружены ПЛАРК пр.661 и пр.670. Небольшая дальность полёта позволила осуществлять целеуказания  средствами самой лодки. Кроме того небольшое подлётное время и скорость близкая к звуковой повышали вероятность преодоления рубежей противоракетной обороны противника.

Малая дальность полёта и невозможность запуска из надводного положения всё же являлись серьёзными недостатками. В дальнейшем на базе КР "Аметист" ОКБ-52 разработало ракету П-120 "Малахит" с увеличенной дальностью полёта и возможность надводного пуска.

 

2. Основные ТТХ СКР П-70

Длина 

7.0 м

Диаметр 

0.55 м

Стартовая масса 

2900 кг*

Скорость полёта

0.95 М

Дальность полёта

80 км**

Высота полёта

60 м

* В других источниках указана масса 3700 кг
** Реально не превышала 70 км

 

3. Источники

- статья взята с сайта www.podlodka.org

- В.П. Кузин, В.И.Никольский   Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб,

- "Историческое Морское Общество". 1996

- А.Н. Гусев   Подводные лодки с крылатыми ракетами . СПб,

- "Галея Принт", 2000

- А.Б. Широкорад Оружие отечественного флота 1945-2000. Минск, Москва, Харвест АСТ, 2001

 

Copyright © 2003-2004 ruspodlodka.narod.ru

При использование материалов сайта обязательна ссылка на ruspodlodka.narod.ru

 

изделия из пенопласта. Производственные помещения сдача аренда. Недорогая аренда производственных и складских помещений.. жалюзи. ме

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Tarelkin2 07-01-2010-12:02 удалить
спасибо за интересный пост прочитал с интересом мне он (ваш пост) напомнил о подобном оружие примененным совсем не давно против нашего Военного коробля.....вот почитайте и посмотрите фото и карты http://shaon.livejournal.com/42729.html
Tarelkin2 07-01-2010-12:06 удалить
а противо-карабельная ракета (Иранского производства С-802) - это тот же класс ракет ?
Ответ на комментарий Tarelkin2 # Эта ракет БЫЛА на вооружении подводных лодок СССР.
Ответ на комментарий Tarelkin2 # О иранских противокорабельных ракетах (ПКР) ,к сожалению ничего не скажу.Можно сказать,что все ПКР крылатые.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Противокорабельная крылатая ракета П-70 "Аметист" | Оружие - Lege armis sedat! (Оружию подобает честь!) | Лента друзей Оружие / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»