Кручинная одежда из собрания Глебушкина
автор (ladolado)
Сходила на столь желанный раздел Кручинной (траурной) одежды
выставки народного костюма Сергея Глебушкина.
И желанен он был не зря! Входим мы и видим: стоят.
[показать]
В чужих отзывах я встречала слова, сходные моему ощущению от этого зрелища: чистота, истовость, праведность, глубина, молчание. Значит, не я одна так тронута этим жанром народного костюма... Мне довелось пережить некоторый даже мистический опыт, но о нём я расскажу чуть позже.
Сегодня о Печальной сряде. Как вы видите, в ней преобладает белый и чёрный.Белый - исконный цвет траура у славян и индоевропейцев. Чёрный - как мрак ночи - также вполне логичен для горького состояния. Оба они противопоставлены пестроте красок жизни, радости дневного бытия.
[показать]
Места наряда, обычно щедро расшитые узорами, здесь лишь обозначены парой дорожек. Край рукава и подола иногда вовсе "сухой", без вышивки.
(ворот женской рубахи, Тульская обл.)
[показать]
Прекрасные "ужики" (S-образные фигуры), по моему ощущению, очень к лицу кручинной одежде. Здесь не хочется засеянности, окошек и зёрнышек, - по мне, правильнее что-то незамкнутое, текучее, проходящее.
(завеска, Рязанская обл.)
[показать]
(ворот рубахи пожилой женщины, Рязанская обл.)
Красный - цвет жизни - робко встречается в печальном убранстве. Его наличие зависит от степени траура, то есть от того, в каком родстве с умершим состоит женщина. Если умер её муж, родитель - то красного не будет вовсе. Если дальний родственник или ребёнок - то печаль более щадящая, немножко красного будет (жить-то надо!). Также цвета жизни появляются по прошествии определённого срока траура 40 дней со смерти - самое горькое время, дальше в другой сряде кручинятся до года или до 3-х лет.
Ещё нужно упомянуть сряды солдатки, вдовы и вековухи (старухи), которые примыкают ко кручинной одежде, так же обозначая утрату, невозможность чадородия. Но о них на выставке не было.
[показать]
Занятно, что в Белгородской области, где праздничная рубаха вышивается чёрным по белому, кручина выглядит обратно: белое на белом, перевить, кружево.
(Оплечье женской рубахи, Белгородская обл.)
[показать]
(Рязанская обл.)
Понёвы отражают печаль числом клеток. Чем кручиннее сряда - тем реже клетка. И наоборот, на понёве молодухи, праздничной - клетка будет до ряби частой.
Кстати, бахрома - довольно редкое украшение русского наряда.)
[показать]
(Поминальная женская сряда, Рязанская обл.)
Редко где на Руси сохранились тканые платки. Наряду с убрусами-рушниками это был древний головной убор - богато вышитое домотканое полотно. С сер. ХVIII века все традиционные уборы очень бойко стали заменяться фабричными косынками, и теперь что удмуртка, что русская, что татарка - все считают цветастый платок частью своего национального костюма :(
[показать]
[показать]
(оба пояса- Рязанская обл., первый - в сряде пожилой женщины)
Пояса тоже сдержанные - и по цветам, и по ширине, и по технике. Правый - совсем аскетичен: сплетён узелками из 4х канатиков. А ведь праздничные тканые пояса достигают ширины 20 см! А здесь на многих нарядах вообще пояса не предусмотрено! Я не встречала сведений, что при кручине распоясывались, скорее просто использовали какой-нибудь шнурок.
Насчёт техники - подумалось: не зря пояса такие бедняцкие! Ткачество на станке (бёрде) - в мифологическом сознании ассоциируется с созиданием мира, воплощением замысла в материю. Человек в кручине соприкоснулся с разрушением и отстраняется от созидания. Потому пояса не тканые.
Это лишь моё предположение, но его подтверждает и вышивка: в перечисленных областях широко бытует браное ткачество, однако для кручинных нарядов узорытолько вышиты по уже сотканному полотну. Мифологически это значит: горе не включается в мироустройство (при тканье), для полотна жизни оно внешнее, наносное (и, стало быть, проходящее). Не знаю, удалось ли мне внятно выразить мысль, или звучит как качаевщина)).