ВО ЧТО ОДЕВАЛИСЬ НАШИ ПРАЩУРЫ |
В первые века нашей эры на историческую арену выходят племена славян.
Ранняя история славян не запечатлена ни в каких письменных источниках,
поэтому до сих пор не известно откуда они пришли, известно только, что
уже в V веке славянские племена обитали в степях Юго-Восточной Европы.
Постепенно славяне заселяли более северные территории, создавая свои
основательно укреплённые города.
Уже в IX веке Восточная Европа не
была забытой окраиной средневекового мира. Через неё проходили торговые
пути, соединявшие мусульманский Восток с христианским Западом. На этой
территории складывались и умирали города, поселения и целые небольшие
государства - княжества, которые иногда объединялись в военные союзы.
Наиболее сильными были княжества - Новгородское, Киевское, Вятское.
Большинство славянских племён были язычниками - каждый бог при этом
олицетворял определённую силу природы, главным был бог солнца Перун.
Язычники устраивали праздненства, посвященные почитанию своих богов, их
изобразительное искусство было ярким и радостным.
На территории Киева проживали древляне и поляне. Древляне были язычниками, поляне проповедовали христианство.
Древние славяне, будучи язычниками, зачастую, по политическим
соображениям, на княжение приглашали иноземцев. Таковыми были потомки
варягов Аскольд и Дир, которые отправившись в поход на Царьград, не
дошли до последнего и остались княжить в Киеве, древнейшем поселении
полян - крупного племенного объединения славян.
Потомок варягов, новгородский князь Олег (Вещий), обманом заманил
Аскольда и Дира в ловушку, после чего провозгласил себя властителем
Северной Руси (Новгорода) и Южной Руси (Киева) и таким образом возникло
новое государственное объединение славян Киевская Русь.
Олег проводил активную завоевательную политику, ему даже удалось
покорить сильнейшее государство средневековья - Византию. Византийцы
откупились от русских дружин огромной контрибуцией и данью.
После смерти Олега на княжение пришел Игорь, его жена Ольга, родившаяся
в варяжских землях, посетив Константинополь в 50-х годах Х века, была
крещена, её сын Святослав всё ещё был язычником, и только при внуке
Ольги - Владимире, который был прозван Красно Солнышко, христианство
приняло статус государственной религии.
Таким образом, Киевская Русь окончательно сформировалось к Х веку, к
этому же времени относится наивысший экономический и культурный расцвет
государства.
Искусство Киевской Руси сформировалось на основе слияния двух традиций:
древнейшей - языческой и новой Христианской. К моменту принятия
Христианства на Руси уже сформировалось своё самобытное искусство,
солнечное, радостное, исключительно светское. Поэтому несколько
ортодоксальная византийская духовная традиция в сочетании с уже
сложившимся русским искусством и дала такой необычный для Европы синтез
религиозного и светского искусства, исполненного огромной
жизнеутверждающей силы.
С принятием Христианства древнерусская культура ОБОГАТИЛАСЬ
ВИЗАНТИЙСКИМИ культурными традициями, архитектурными приемами, опытом
монументального и станкового живописного искусства. Так, в частности
древнерусские мастера переняли у византийцев искусство иконописи,
фресковой живописи, культовые сооружения возводились на основе
крестово-купольного типа храма.
При Ярославе Мудром в честь победы над печенегами был построен собор
Святой Софии, по мотивам Софии Константинопольской, украшенная
росписями и мозаиками. Возводить и украшать храм помогали византийские
мастера. Вслед за Киевом Софийские соборы появились в Новгороде и
Полоцке. В характере росписей, трактовке образов действующих лиц
сюжета, лепке формы, решению фигур ясно просматриваются влияния
византийской художественной традиции.
Влиянию византийского искусства подверглось и декоративно-прикладное
искусство, в частности - КОСТЮМ. Наблюдая древнерусские фрески,
повествующие о жизни властителей или святых, четко просматриваются эти
влияния. Это, прежде всего, многослойность, монументальность и
сдержанность цветовой гаммы.
Костюм, несмотря на свою самобытность, ощутил на себе влияние не только
византийского костюма, но также и форм западно-европейских одежд. Как
уже говорилось выше, юго-восточная славянские города находились на
перекрёстках оживленных торговых путей и русские торговцы время от
времени посещали северо-европейские земли, перенимая не только опыт
возделывания материалов, но и манеру изготовления и ношения одежд. В
Западной Европе в это время преобладали тяжёлые суконные ткани и
соответствующие им монументальные статичные одежды.
Огромное влияние на формирование русских одежд оказали также
климатические условия России. Суровый, холодный климат северных земель,
долгая зима, сравнительно короткое, прохладное лето - обусловил
появление закрытых, тёплых одежд.
Почти все русские одежды этого периода были накладными. Они имели
спереди лишь небольшой разрез. Русские люди почти не носили
драпирующихся одежд, а в народе они отсутствовали полностью. Будучи
длиннополыми, русские одежды даже в княжеской среде все-таки не
достигали такой длины, как в Византии. Сословные различия проявлялись
лишь в качестве тканей, из которых были сшиты костюмы.
Древняя Русь - страна , где основным занятием населения было
землепашество и скотоводство, поэтому изготовлялись в основном льняные
ткани и шерсть. Лён мог быть различной выработки - от тончайших полотен
до грубого холста.
Ткани вырабатывались в домашних условиях и в артелях ткачами, наиболее
дорогие ткани были привозными. Домотканая шерсть (ДОМОТКАНИНА) была
грубой выделки и называлась СЕРМЯГОЙ. Она шла на крестьянские одежды, а
также на нижние и домашние одежды посадских людей и бояр.
Ткани значительно различались по качеству. Для создания одежды
использовали КРАШЕНИНУ - все гладкоокрашенные ткани, а также ПЕСТРЯДЬ -
ткани, полученные переплетением нитей разного цвета, а также НАБОЙКУ -
ткани с нанесенным на поверхность печатным рисунком.
Для изготовления верхней, торжественной и нарядной одежды боярства
использовали ПАВОЛОК - привозные ткани. Среди них самыми драгоценными
были АЛТАБАС, АКСАМИТ - ткань из шёлка и пряденой золотой нити, похожая
на парчу, поверхность которой была заполнена узором, который создавался
петельками из золотых нитей. Излюбленными тканями были КАМКА и ТАФТА -
ткани из шелковых нитей. КАМКА - гладкоокрашенная ткань узорная ткань,
рисунок на которой получен путем различного переплетения нитей. ТАФТА -
шелковая ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных нитей
основы и утка, благодаря чему материал получался очень плотный, жесткий
с характерным шуршаньем, ”хрусткий”, как говорили в старину. Широко
применялся РЫТЫЙ ( с тиснённым рисунком) и ЗОЛОТНЫЙ бархат (шитый
золотыми нитками.
Русские одежды обычно украшались различными отделками- цветными кантами, вышивкой, мехом.
Крестьяне и посадский люд свою одежду украшали мехом зайца, белки,
лисы, часто использовали овчину, бояре использовали более ценный мех -
соболя, куницу, бобра, выдру.
Для вышивок использовали цветные нитки: крестьяне и посадский люд -
шерсть, бояре - шёлк. Кроме этих нитей очень популярны были вышивки
КАНИТЕЛЬЮ - кручёной золотой или серебряной нитью, БИТЬЮ - расплющенной
серебряной проволочкой, прикреплённой на ткань по нанесённому рисунку
при помощи простой нитки (золотное шитьё). Костюмы украшали жемчугом:
САЖЕНЫМ - когда каждая бусина пришивалась отдельно и ПОДНИЗЯМИ -
низанными жемчужными нитями, имевшими вид кружева.
Цветовая гамма одежд была самой разнообразной, несмотря на то, что
красили в основном растительными красителями. Излюбленными цветами были
золотисто-коричневые, различные оттенки красного - червлёные, багряные;
сине-голубые цвета - лазоревые и зелёные.
ИДЕАЛ КРАСОТЫ на Руси предполагал статную фигуру, гордую осанку,
плавную, неторопливую походку, которая подчеркивалась костюмом.
ЖЕНЩИНЫ должны были быть белы лицом, румяны, чернобровы, иметь длинные
волосы, заплетенные в одну косу низко на затылке. Замужние женщины
должны были скрывать волосы под головными уборами даже дома. Девушки
могли носить открытые волосы, повязанные над лбом лентой.
МУЖЧИНЫ должны были иметь окладистую бороду от виска до виска и усы.
Волосы стригли “в скобку” - типа каре, или “в кружок” - ровным
полукругом.
С древнейших времён на Руси развивалось ювелирное дело, достигшее к Х
веку небывалых высот, не только в сфере производства украшений, но и в
изготовлении драгоценного оружия и предметов утвари.
Костюм обязательно дополнялся украшениями - гривнами, серьгами,
перстнями, которые выполнялись в различных ювелирных техниках -
филиграни, ковки, эмали, черни.
Вывод. На формирование древнерусского костюма оказал влияние в большей
степени костюм Византии, а также Западной Европы, климатические
условия, уровни развития ткацкого и отделочного производства.
ИТАК, рассмотрев, каким образом, под влиянием каких факторов
сформировался костюм Древней Руси, необходимо рассмотреть ТРАДИЦИИ
НОШЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО КОСТЮМА, а прежде рассмотрим какие способы
одевания и виды ношения одежд существовали в костюме Западной Европы и
Византии то время.
По виду ношения детали костюма подразделяются на ПЛЕЧЕВЫЕ и ПОЯСНЫЕ - в
зависимости от точек опоры, соприкосновения костюма и фигуры.
По способу одевания одежды подразделяются на НАКЛАДНЫЕ, одеваемые через голову, и РАСПАШНЫЕ - имеющие сквозную застёжку спереди.
ТРАДИЦИЯ НОШЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО КОСТЮМА.
Изучая иллюстративный материал можно видеть, что НА РУСИ бытовал
НАКЛАДНОЙ способ ношения костюма, в отличие от костюма соседей
кочевников, где применялся распашной способ ношения. Это объясняется
функциональными соображениями: кочевники большую часть жизни проводили
в седле и для удобства пользования одежда разрезалась спереди, то есть
была распашной.
Характерными чертами мужского и женского древнерусского костюма
становятся статичность и простота силуэта, многослойность. Костюм не
выявлял форму тела, был свободным, но не очень широким. Одежды, как уже
говорилось были длиннополыми.
Основой мужского костюма была рубаха. В народе обычно носили одну
холщовую рубаху, которая являлась одновременно и нижней и верхней
одеждой. Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более
богатую рубаху. Рубаха была прямого кроя немного расширенной к низу при
помощи вшитых в бока клиньев. Наличие клиньев вызывалось
необходимостью, так как на Руси обычно выделывали узкую ткань, шириной
от 32 до 60 см. Рукава рубахи были вшитыми, длинными и узкими. Иногда
вокруг кисти на рукава надевали зарукавья (прототип будущих манжет) –
неширокие продолговатые куски дорогой ткани, часто вышитые.
Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди застегивали на пуговицу либо крепили шнуром.
Рубахи носили навыпуск и обязательно опоясывали нешироким поясом. Шили
их из белой, синей, красной ткани, вышивая или оторачивая тканью
контрастного цвета.
В торжественных случаях на верхнюю рубаху надевали ожерелье –
закругленный неширокий воротник, лежащий вокруг шеи и застегивающийся
сзади на пуговицу. Его богато украшали, а иногда вышивали жемчугом и
каменьями. Так как воротник был съемным, его можно было надевать к
различным одеждам.
Дополнением к мужскому костюму помимо воротника-ожерелья, и зарукавья,
служил мешочек-кошелек – калита, который подвешивали к поясу.
Верхней одеждой служила cвиma – одежда, надевавшаяся через голову.
Свита, как и все русские одежды этого времени, была неприталенной,
прямой, расширявшейся лишь книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы.
Свита могла быть различной длины, но всегда прикрывала колени и в то же
время была не длиннее чем середины голени. Она отделывалась петлицами,
имела длинные узкие рукава и широкий матерчатый пояс. Зимнюю свиту
подбивали мехом.
Одежду знати дополнял небольшой византийско-римский плащ корзно. Он
напоминал античную хламиду и имел прямоугольную или округлую форму.
Плащ накидывали на левое плечо, а на правом застегивали пряжкой. Обычно
свисавшие, концы плаща прикрывали колени. Некоторые плащи накидывали на
оба плеча и застегивали спереди под подбородком.
В качестве верхней одежды применяли ЕПАНЧУ.
ЕПАНЧА - распашная широкая просторная одежда типа плаща, без рукавов,
часто с капюшоном. ЕПАНЧА, в отличие от аналогичной нарядной одежды
корзно, застёгивалась под подбородком. ЕПАНЧУ шили из войлока и сукна и
носили как дорожную одежду или дождевик. ЕПАНЧУ предварительно
пропитывали олифой, чтобы она лучше защищала от влаги.
Второй обязательной частью одежды русских мужчин были порты –
неширокие, длинные, сужающиеся книзу и доходящие до щиколотки.
Держались они на шнурке – гашнике, который завязывался вокруг талии.
Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а народ – холщовые.
Порты заправлялись в сапоги или их обертывали онучами и поверх надевали
лапти. Онучи представляли собой узкие, длинные, до двух метров, куски
ткани. Лапти привязывали к ноге завязками – оборами, продетыми в
боковые ушки лаптей. Знать носила высокие сапоги без каблуков из кожи
различных цветов.
Неотъемлемой частью и боярского и крестьянского костюма была шапка.
Русские шапки представляли собой различные варианты колпаков из сукна
либо войлока. Они могли быть высокими и низкими, с околышем или без
него.
Русские воины поверх обычной одежды надевали сравнительно короткую,
недоходившую до колен, кольчужную рубашку. Кольчуга имела короткие
рукава и боковые разрезы внизу, облегчавшие посадку на коня. Кольчуга
надевалась - через голову и у ворота спереди имела надрез. Обычно ее
подпоясывали.
Так как кольчужный доспех был очень дорог, простые воины вместо него
носили куяк – кожаную безрукавную рубаху с нашитыми на нее
металлическими бляхами.
Голову воина защищал ШЛЕМ (ШОЛОМ), к которому изнутри прикреплялась
кольчужная сетка БАРМИЦА, спадающая на плечи и спину и застёгивающаяся
под подбородком.
Истинно русской была форма шлема “луковица”.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ.
Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней).
Плечевая часть женской рубахи также оформлялась ожерельем.
Поверх рубахи замужние женщины обычно носили поневу – юбку, запахнутую
вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых, или распашных полотнищ
и крепилась вокруг талии шнуром – гашником. Поневу часто шили из
пестрых тканей.
Обычным костюмом девушек была холщовая одежда – запона – прямоугольный
кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы.
Запона по бокам не сшивалась, одевалась поверх рубахи и была короче неё. Запону всегда подпоясывали.
По праздникам поверх поневы или запоны надевали нарядную одежду –
навершник, обычно из дорогой ткани с вышивкой. Эта одежда имела вид
туники, была длинной и довольно широкой, с короткими широкими рукавами.
Навершник не подпоясывали и тем самым придавали женской фигуре
статичность и монументальность.
В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно
которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми
волосами могли ходить лишь незамужние. Девушки на голову надевали венец
– обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец
мог иметь зубцы – треугольные или четырехугольные. Венец, у которого
была приподнята передняя часть, назывался очельем.
Замужние женщины закрывали волосы плотно прилегающим чепцом –
повойником, который состоял из донышка и околыша, стянутого на затылке.
Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так
называемый убрус.
Знатные женщины поверх убруса надевали шапки из дорогой ткани . Эти
шапки внешне ничем не отличались от мужских. Они имели вид невысокого
колпака с околышем или меховой оторочкой.
Основными предметами украшения были перстни, браслеты, бусы, серьги,
колты (височные кольца, прикрепленные к женскому головному убору).
Постепенно Русь, объединенная стараниями Владимира и Ярослава,
распалась на отдельные, зачастую враждующие между собой княжества. В
середине XII века, во время княжения Ивана Калиты на Руси уже было
порядка 250 княжеств, которые продолжали дробиться между наследниками.
Ослабленное и раздробленное государство стало легкой добычей монголов,
орды которых начали покорение русских земель, и уже к середине XIII
века кочевники завоевали практически все русские земли. Выжженная,
разграбленная Русь вынуждена была подчиниться врагам. В истории России
началась долгая эпоха, которая характеризуется старинным понятием “иго”
(ярмо).
[показать]
[показать]
ВЗЯТО НА