http://zlaya.blog.ziza.ru/7979.html#cutid1
Итак, господа! Тут кое-кто из моих читателей-почитателей высказал пожелания увидеть здесь в блоге выкройку традиционной мужской одежды. Я обещала в ближайшее время это дело вывесить. Обещала - выполняю. И даже не через три года.
Для начала напомню, что на всей территории расселения русских, или великороссов, как правильнее следовало бы нас называть, мужской костюм сохранял единообразие. И состоял из рубахи, портов, пояса, головного убора, обуви и верхней одежды. Рубахи были туникообразного покроя с разрезом на груди, как правило, на левую сторону - отсюда и название - косоворотка. Но встречались рубахи и с прямым разрезом. Например - в Воронежской и некоторых уездах Вологодской губернии. Для расширения рубахи с боков вшивались вставки - прямые, или клиновидные, расширяющие рубаху книзу. Носили рубаху навыпуск, подпоясывая поясом.
Ниже я выкладываю отсканированные выдержки из журнала "Чудесные мгновения"№4 за 2004г. Надо сказать, что этот журнал у нас в Питере купить можно только в 2-3 местах. Издаётся он в Москве.
Одежда, кроме своей чисто утилитарной функции - защиты тела человека от агрессивной внешней среды, играла ещё и роль оберега. особенно ярко это было заметно в праздничной одежде. Праздничная и обрядовая одежда ососбенно долго сохраняла свои архаичные черты. Это было связано с теми магическими функциями и свойствами, которые ей приписывались. Одежда призвана была защищать от "сглаза" и "порчи". Функцию такой защиты играли узоры, которыми украшали одежду. Обычно узорами украшали рукава, ворот, разрез на груди, рукава и подол. То-есть именно те места, откуда под одежду могла проникнуть всевозможная нечисть. [показать]
[показать] Вверху - женская юбка. Северные губернии. Нередко высота вышивки на подоле достигала полуметра. Узор геометрический. Это - стилизованное изображение солнца и земли. Обратите внимание - в узоре прелбладают свастические мотивы. Свастика - древний солнечный символ, известный многим народам, в том числе - русскому. Свастику изображали не только на вышивках. Её изображение часто встречается на домовой резьбе - наличниках, причелинах. А потом пришёл Гитлер. И всё опошлил. Доходило даже до того, что в войну по деревням ездили команды НКВД, которые конфисковывали у баб одежду, на которой были вышиты свастические мотивы. Конфискованное нещадно сжигалось тут же - посреди деревни.
Ромб - символ земли. Вообще ромб - это символ женщины. Женщина - Мать -Земля. Поэтому в вышивках женских рубах преобладали ромбические узоры. Они были призваны защитить репродуктивную функцию женщины, дать ей многочисленное и здоровое потомство. [показать]
Ниже - женская рубаха-"сенокосница" из Олонецкой губернии и праздничный женский передник с вышивкой "месяцы". Это не просто узор, а календарь. Обратите внимание - в центре цветка опять вышита свастика. Четыре цветка - по числу времён года. Передник вообще играл в женском костюме особенную роль. Он не просто защищал одежду от загрязнения. Он был призван защищиать хозяйку от сглаза. В некоторых русских губерниях появление на улице без передника для женщины было позором несмываемым. Кстати, в гимназиях и пансионах благородных девиц учениц в наказание ставили к стене без передника. И, между прочим, во времена моего детства, во вполне советской школе, в начальных классах наша полоумная( она действительно впоследствии свихнулась), училка, наказывала девочек, ставя их к доске без передника.
Ещё одним мотивом, наиболее часто повторяющимся в вышивках, был мотив "Мирового Древа". В общеславянской культуре его обычно изображали в виде женщины с поднятыми руками, на которых сидят две птицы. Таким образом Мировое Древо соотносилось с Женщиной-Праматерью. Великой Богиней всего Сущего. Бог, вообще-то, ребята, это Женщина, а не мужчина. Великая Праматерь. Наши пра-пра-предки были мудрее нас. Нередко рядом с женской фигурой изображают двух всадников на конях. Конь - в славянских представлениях - символ солнца. И он же - один из мужских символов. Мужские рубахи обычно украшались вышивками с изображениями коней. Конь - защитник от всякого рода нечисти. Конского ржания, как и пения петуха, боится нечистая сила. Изображение коня так же было призвано защитить и репродуктивную функцию мужчины. Вообще наши предки отводили деторождению и вступлению в брак самую главную роль в жизни. Жизнь русского человека вообще определяли три основных события - рождение, свадьба и смерть. Причём на бобылей - холостяков и старых дев-"вековух" всегда смотрели косо и с неодобрением. Им не разрешалось участвовать в "братчинах" и обрядах, посвящённых урожаю. Так что, дорогие мои мужчинки, которые с городостью заявляют, что ещё ни одна женщина не сумела затащить вас в ЗАГС - хвалиться тут нечем! ВЫ ПРОСТО ЖАЛКИЕ АХТУНГИ!!!!! А НИКАКИЕ НЕ ГЕРОИ!!! ВЫ ВСЕГО ЛИШЬ "СЭКОНД_ХЭНД", КОТОРЫЙ НАХРЕН НИКОМУ НЕ НУЖЕН!!! Бракованные вы и порченные, раз бабы на вас не нашлось. Нормальный мужик, как считали у нас на Руси испокон веков, должен быть женат.
Женским символом считалась и лягушка. Она ассоциировалась с рожающей женщиной и её изображение нередко вышивалось на женских головных уборах. [показать]
[показать]
[показать]
Вышивки на северных русских кокошниках. Вверху - сорока. Этот головной убор назван так потому, что в разложенном виде он напоминает птицу. На очелье - стилизованное изображение женщины-лягушки. Внизу - вышивки донца кокошников. На них - стилизованное изображение Мирового Древа.
Замужняя женщина не должна была появляться с непокрытой головой не только на людях, но и даже перед собственным мужем. Обычно сразу после венчания невесту уводили в церковную сторожку, где две свахи - женихова и невестина, снимали с неё девичий головной убор и заплетали ей косы "по-бабьи", а сверху надевали бабий головной убор - кичку, кокошник, сороку. [показать]
Последовательность надевания каргопольской сороки. Сначала заплетаются и укладываются вокруг головы волосы. Потом сверху надевают шапочку-"сдериху" с "копытцем" надо лбом, а уже поверх неё - "сороку". "Копытце" придаёт форму очелью "сороки". Нередко поверх "сороки" надевали ещё платок. [показать]
[показать]
Типы женских головных уборов. Особенность девичьего головного убора была в том, что верх был открыт и сам головной убор позволял видеть волосы. Девичья коса считалась символом непорочности и брачных возможностей девушки. [показать] На Русском Севере существовал обычай во время гуляний понравившейся девушке класть подарки на голову внутрь повязки.
[показать]
[показать]
Ниже - Воронежская "сорока". Отличие её от северной - в каблукообразной форме. Это - головной убор на жёсткой основе, украшенный золотым шитьём. Его носили молодые женщины первого года замужества по большим праздникам.
Рядом - чехлик. Женская нагрудная одежда рязанской губернии. Вообще - основная черта русской одежды - её многослойность. И одна из причин - именно охранная, обереговая функция одежды. Все детали одежды покрывались вышивкой, имеющей обереговую функцию. [показать]
Вышивка женской рубахи Орловской губ.
Одежда, кроме своей чисто утилитарной функции - защиты тела человека от агрессивной внешней среды, играла ещё и роль оберега. особенно ярко это было заметно в праздничной одежде. Праздничная и обрядовая одежда ососбенно долго сохраняла свои архаичные черты. Это было связано с теми магическими функциями и свойствами, которые ей приписывались. Одежда призвана была защищать от "сглаза" и "порчи". Функцию такой защиты играли узоры, которыми украшали одежду. Обычно узорами украшали рукава, ворот, разрез на груди, рукава и подол. То-есть именно те места, откуда под одежду могла проникнуть всевозможная нечисть. [показать]
[показать] Вверху - женская юбка. Северные губернии. Нередко высота вышивки на подоле достигала полуметра. Узор геометрический. Это - стилизованное изображение солнца и земли. Обратите внимание - в узоре прелбладают свастические мотивы. Свастика - древний солнечный символ, известный многим народам, в том числе - русскому. Свастику изображали не только на вышивках. Её изображение часто встречается на домовой резьбе - наличниках, причелинах. А потом пришёл Гитлер. И всё опошлил. Доходило даже до того, что в войну по деревням ездили команды НКВД, которые конфисковывали у баб одежду, на которой были вышиты свастические мотивы. Конфискованное нещадно сжигалось тут же - посреди деревни.
Ромб - символ земли. Вообще ромб - это символ женщины. Женщина - Мать -Земля. Поэтому в вышивках женских рубах преобладали ромбические узоры. Они были призваны защитить репродуктивную функцию женщины, дать ей многочисленное и здоровое потомство. [показать]
Ниже - женская рубаха-"сенокосница" из Олонецкой губернии и праздничный женский передник с вышивкой "месяцы". Это не просто узор, а календарь. Обратите внимание - в центре цветка опять вышита свастика. Четыре цветка - по числу времён года. Передник вообще играл в женском костюме особенную роль. Он не просто защищал одежду от загрязнения. Он был призван защищиать хозяйку от сглаза. В некоторых русских губерниях появление на улице без передника для женщины было позором несмываемым. Кстати, в гимназиях и пансионах благородных девиц учениц в наказание ставили к стене без передника. И, между прочим, во времена моего детства, во вполне советской школе, в начальных классах наша полоумная( она действительно впоследствии свихнулась), училка, наказывала девочек, ставя их к доске без передника.
Ещё одним мотивом, наиболее часто повторяющимся в вышивках, был мотив "Мирового Древа". В общеславянской культуре его обычно изображали в виде женщины с поднятыми руками, на которых сидят две птицы. Таким образом Мировое Древо соотносилось с Женщиной-Праматерью. Великой Богиней всего Сущего. Бог, вообще-то, ребята, это Женщина, а не мужчина. Великая Праматерь. Наши пра-пра-предки были мудрее нас. Нередко рядом с женской фигурой изображают двух всадников на конях. Конь - в славянских представлениях - символ солнца. И он же - один из мужских символов. Мужские рубахи обычно украшались вышивками с изображениями коней. Конь - защитник от всякого рода нечисти. Конского ржания, как и пения петуха, боится нечистая сила. Изображение коня так же было призвано защитить и репродуктивную функцию мужчины. Вообще наши предки отводили деторождению и вступлению в брак самую главную роль в жизни. Жизнь русского человека вообще определяли три основных события - рождение, свадьба и смерть. Причём на бобылей - холостяков и старых дев-"вековух" всегда смотрели косо и с неодобрением. Им не разрешалось участвовать в "братчинах" и обрядах, посвящённых урожаю. Так что, дорогие мои мужчинки, которые с городостью заявляют, что ещё ни одна женщина не сумела затащить вас в ЗАГС - хвалиться тут нечем! ВЫ ПРОСТО ЖАЛКИЕ АХТУНГИ!!!!! А НИКАКИЕ НЕ ГЕРОИ!!! ВЫ ВСЕГО ЛИШЬ "СЭКОНД_ХЭНД", КОТОРЫЙ НАХРЕН НИКОМУ НЕ НУЖЕН!!! Бракованные вы и порченные, раз бабы на вас не нашлось. Нормальный мужик, как считали у нас на Руси испокон веков, должен быть женат.
Женским символом считалась и лягушка. Она ассоциировалась с рожающей женщиной и её изображение нередко вышивалось на женских головных уборах. [показать]
[показать]
[показать]
Вышивки на северных русских кокошниках. Вверху - сорока. Этот головной убор назван так потому, что в разложенном виде он напоминает птицу. На очелье - стилизованное изображение женщины-лягушки. Внизу - вышивки донца кокошников. На них - стилизованное изображение Мирового Древа.
Замужняя женщина не должна была появляться с непокрытой головой не только на людях, но и даже перед собственным мужем. Обычно сразу после венчания невесту уводили в церковную сторожку, где две свахи - женихова и невестина, снимали с неё девичий головной убор и заплетали ей косы "по-бабьи", а сверху надевали бабий головной убор - кичку, кокошник, сороку. [показать]
Последовательность надевания каргопольской сороки. Сначала заплетаются и укладываются вокруг головы волосы. Потом сверху надевают шапочку-"сдериху" с "копытцем" надо лбом, а уже поверх неё - "сороку". "Копытце" придаёт форму очелью "сороки". Нередко поверх "сороки" надевали ещё платок. [показать]
[показать]
Типы женских головных уборов. Особенность девичьего головного убора была в том, что верх был открыт и сам головной убор позволял видеть волосы. Девичья коса считалась символом непорочности и брачных возможностей девушки. [показать] На Русском Севере существовал обычай во время гуляний понравившейся девушке класть подарки на голову внутрь повязки.
[показать]
[показать]
Ниже - Воронежская "сорока". Отличие её от северной - в каблукообразной форме. Это - головной убор на жёсткой основе, украшенный золотым шитьём. Его носили молодые женщины первого года замужества по большим праздникам.
Рядом - чехлик. Женская нагрудная одежда рязанской губернии. Вообще - основная черта русской одежды - её многослойность. И одна из причин - именно охранная, обереговая функция одежды. Все детали одежды покрывались вышивкой, имеющей обереговую функцию. [показать]
Вышивка женской рубахи Орловской губ.