[529x700]
Nora Inu/Stray Dog ((1949)) - Kurosawa Akira
Stars: Toshirô Mifune, Takashi Shimura and Keiko Awaji
Особым лулзом этого фильма является тот факт, что здесь Тоширо Мифуне играет забитого новичка убойного отдела
петроградского РУВДкакого-то там участка японийской поллюции. То есть, играет-то он забитого новичка, но грозный взор Свиборга-то всё равно никуда не денешь! Если обычно Мифуне всегда появляется на экране с видом типа «Щас одним взглядом напополам порву», то здесь он скорее хочет показать что-то вроде «Я, конечно, не совсем уверен, что у меня получится, но щас одним взглядом напополам порву». Смотрится это крайне забавно.
Вообще, прочитав поначалу описание фильма на I(a)MD(e)B(ile), я представила себе главгероя этаким нуарным распиздяем в лучших традициях Суппайку из газеты «Шпигель». Ну, посудите сами: кто ещё, кроме полнейшего распиздяя, сможет просрать казённый пистолет в начале фильма, а всё оставшееся экранное время заниматься его усиленными поисками? Вот и я о том же. Но, как оказалось, герой у нас со всех сторон правильный, и просто-напросто случилась с ним на заре службы в органах такая вот хуйня. Особого баттхёрту бедняге добавляет предчувствие, что из его собственного оружия прямо сейчас могут кого-то убивать. Или не сейчас, но в скором времени. Как выясняется, барабан-то был забит на все дыры.
К слову, о правильности: персонаж Мифуне настолько молод, неопытен и восприимчив к неудачам, что на фоне своих более старших коллег он смотрится… ну, прямо-таки каким-то Иванушкой-дурачком. Вот то ли дело Сато-сан, которого к нему приставляют позже. Этот кадр лёгенько и ненавязчиво троллит подозреваемых, дымя им в лицо цыгаркой на мундштуке, притом постоянное ссаньё своего напарника по поводу утерянного пистоля воспринимает с этаким настроением незримого фейспалма. Так сказать, возможная версия Мураками (так звать героя Мифуне) в будущем. С одной стороны, выглядит это весело, но с другой… Нетрудно догадаться, что похуизм в чистом виде встречается только у совсем уж циничных индивидов, а большинство учится развивать в себе похуизм искусственный, дабы скрывать им нежелательные беспокойства. Сато-сан, к счастью или к сожалению, относится к этому большинству. Он обладает гораздо более широким набором нуарных черт, чем я предполагала увидеть в персонаже Мифуне. Его уже не беспокоит судьба преступников, которых он ловит; не беспокоит количество преступлений, совершённых ими; даже методы поимки для него теперь не разграничиваются по канону «вот это можно, а вот это можно, но нежелательно» - если можно, значит, желательно, и нехуй мне тут, блеать! Короче, “I just take things day by day” читается буквально во всём, что он делает. Хотя вроде и семья даже у мужика имеется. Наверное, ради того, чтобы на них было не похуй, ему пришлось подставить под тяжёлый кулак похуизма ряд других аспектов собственной жизни. Так оно и бывает, в общем-то. Но в этом нет ничего грустного. Грустно вдруг становится в конце, от осознания того, что честный, добродетельный, смотрящий пока ещё охуевшими глазами на этот мир Мураками со временем тоже может научиться мириться с тем фактом, что нести добро и справедливость в чистом, неразбавленном виде могут, разве что, заботливые мишки из тех богомерзких детских мультиков 80-х. Но тут нам не мультики, а суровая реальность, а потому – фтопку добродетель, с одними только благочестивыми намерениями гопника не поймаешь, а с любовью и сочувствием кольт у него обратно не выпросишь. В первом случае хорошо полагаться на собственный моск, ну а во втором кулак по ебалу неплохо работает.
Понятно, что все эти метаморфозы закономерны, и процесс моральной дефлорации главгероя неизбежен, но само понимание невозможности иного жизненного сценария удручает. Мы просто слишком много всего узнаём в процессе жизни. Так много, что это уже перестаёт вмещаться в сформированную нами ранее картину мира. Потому приходится её либо растягивать, насколько это возможно (т.е. мириться с сопутствующим когнитивным диссонансом и терпеть все неудобства такого восприятия действительности), либо перекроить её заново (т.е. начать жить с учётом свежепочерпнутых знаний и по тем правилам, которые действительность диктует). Всё это формирует характер путём его тщательного излома. No pain – no gain, так они говорят.