[143x223]"Олег Даль. Воспоминания. Материалы из архива".
Сост. Н. Галаджева, Е.Даль, М., АРТ, 1992 г.
Старая, старая книга... с давным-давно распроданным тиражом, водящаяся разве что в библиотеках. Пожалуй, самая первая из книг о Дале, если не считать обзорного сборничка Забозлаевой "Современники" (галопом по европам об актерах 1941 года рождения - Даль, Виктор Павлов, Виталий Соломин).
Просто благородно оформленная обложка, просто и со скупой лаконичностью. Та самая книга, о которой в одном из своих интервью говорила Лиза:
Потом, что было трудно, когда мы собрали книгу с Наташей Галаджевой, т.е. надо было сказать, Наташа Галаджева вместе со мной, собрали книгу, основным зерном, ядром в этой книге, был дневник Олега, потому что он раскрывал его лучше всего, лучше, чем все воспоминания, лучше, чем любые слова. И редактор, я не помню ее фамилии, издательства "Искусство", она мне звонила ежедневно и говорила: "Елизавета Алексеевна, ну давайте выбросим дневник, мы тогда завтра же будем печатать книгу". Причем это 80-е гг., уже вторая половина. Вышла-то она в 92 году, тоже очень интересно, потому что я говорила, я ради дневника эту книгу хочу издать, только ради дневника. Она говорит - зачем, он такой мрачный, и там про Вас ни одного слова нет, зачем это Вам? И вдруг однажды раздался звонок, и звонил человек, который был главным редактором издательства ВТО, тогда было такое издательство, это был Никулин, а сейчас он руководитель издательства "Арт-театр". Прелестный человек, он мне позвонил и сказал: "Я знаю, что Даль вел дневник". Я говорю - да. "Я хочу его издавать". Я говорю - Вы его читали? "Нет, но я знаю, что если Даль вел дневник, значит, его надо печатать". Короче говоря, когда он узнал, что макет книги готов, но договор не заключен с "Искусством", он сказал: "Выкрадите, пожалуйста, этот макет и тащите сюда". Что мы и сделали с Наташей. И вот он в 92 году издал эту книгу. Далее>>
" Олег Даль. Воспоминания, дневники, письма ".
Сост. Н. Галаджева, А.Иванов, М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 г.
"Дурь и пафос - по сути одно и то же."
(МК-Воскресенье)
Главным недостатком является излишняя редактура, обезличившая статьи воспоминаний, напрочь уничтожив индивидуальные особенности речи респондентов в угоду так называемой "авторской концепции". Излишне пафосная манера повествования, присущая составительнице, создает ноту кликушества как в ее собственном очерке, так и в остальных "отредактированных" статьях. Дневники О.Даля представлены в минимальном объеме.

"Олег Даль. Воспоминания, дневники, письма".
Ред. Б. Поюровский, сост. Н. Галаджева, Е.Даль, М., ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2001 г.
"Елизавета Даль утопила светлый образ артиста
в порой ненужных бытовых подробностях"
(Рогнеда Смирнова
)
Подборка стихов органично дополняет представленную в предыдущей книге, без каких-либо повторов. Представлены рисунки актера. Практически полностью представлены дневники актера. Комментарии Е.Даль к дневникам - безупречны, т.к. индивидуальность речи комментатора сохранена в полном объеме.
Среди подборки мемуарных статей примечателен рассказ Виктора Конецкого "Артист," написанный в живой и ироничной манере.
Главное достоинство книги -дневники тещи актера, Ольги Эйхенбаум "Горькая память". Несмотря на название, воспоминания исполнены оптимизма и теплоты. Наивная старческая сентиментальность и доля нравоучений с лихвой окупаются изначально взятой интонацией повествования - интонацией домашней старушечьей болтовни, всепонимающей и примиряющей. В подобной манере любые бытовые подробности становятся изобразительным средством, которое рисует нам живую личность, человека с его проблемами и путями их решения, а не ходульно-монументальную персоналию, каковую обыкновенно скармливают на потребу публике.
Не будь записок..., образ артиста по воспоминаниям его коллег, современников показался бы слишком прямолинейным, монументальным, потому что те предпочитали изъясняться лишь "высоким штилем": артист, талант, гений, рок... Благодаря же "Оленьке" Даль предстает живым, реальным человеком. ("Калейдоскоп")
"Горькая память" предназначена в первую очередь для тех, кто пытается найти ответы на собственные проблемы через биографию кумира.

"Олег Даль. Взрослый молодой человек".
Ред. Б. Поюровский, М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г.
Н.Галаджева удалена из редакционного совета книги вместе со своим очерком. Добавлены новые мемуарные статьи, раскрывающие иные линии и повороты биографии Олега Даля. Добавлены новые фотографии.
Последняя статья воспоминаний вдовы актера, написанная "по-новому, легко, особенно чисто и невозможно грустно."
Жаль, что продолжения всему этому уже не будет :((
2004
Готовится к выходу двухтомник о Дале.
Возможно, наконец-то тексты мемуаров и материалы самого Олега Ивановича будут собраны воедино, без раздражающих разночтений типа "бабушка - надвое":)), которые побуждают фанатов скупать все новые издания, "лишь бы ничего интересного не пропало". Да прибавится изрядная доля "былей - небылиц", пребывающих в официальном статусе. Остается надеяться, что "былей" будет все-таки больше :(