Олегу Далю посвящается
***
Слабые трогать запястья
В поисках пульса и пут...
И разрываться на части:
Кто же – король или шут?
С белою ниткой иголку
Вечно в кармане носить...
Штопай, не штопай – без толку,
Все надо заново шить.
Просто принять за ошибку
Не признающего стад...
Ясную эту улыбку,
Этот лучащийся взгляд
Вам он оставил на память –
Тонкий в судьбе и в кости –
Чудо посмевшие править,
Не догадавшись спасти...
Я поклонюсь ему в ноги,
Тихо его попрошу:
Вы их простите, убогих,
Ваше Величество Шут.
(...Жаль, что автор не оставил своей фамилии. )
***
"Подари мне покой,
О Господи!..."
О. Даль
Как мотыльки, летят снежинки.
Ты пишешь о своем страданьи.
Идешь с бедой своей вобнимку
По переулкам мирозданья.
Твои коты других дичатся,
Зато едят с твоих ладоней,
И мне уже не докричаться:
Мой голос в их урчаньи тонет.
Твои слова других яснее,
Твои стихи всех прочих проще.
Понятней пискнуть не сумеет
Щегол вон в той счастливой роще.
А сам ты - на мосточке шатком
Над бутафорским пестрым садом,
Задушен вражьей лестью сладкой,
Отравлен лживой правды чадом,
Измят, как бабочка в ладошке
У несмышленого ребенка,
Истоптан, как в саду дорожка,
Надломлен, точно стебель тонкий.
И голос твой твердит чуть слышно
Сквозь бурный ропот жизни шумной,
Что не был ты на свете лишним,
А лишним был тот свет безумный.
(автор -
[340x335]
[145x218]
Олег Даль
[373x460]
[252x202]
[400x254]
[236x318]
[576x368]
[500x348]
[449x600]
[372x600]
[478x600]
[600x394]
[450x600]
Анжела БУТЕВА , 26.05.2006 , 17:14
[показать] |
||
|
|
||
|
25 мая исполнилось 65 лет со дня рождения замечательного советского артиста Олега Даля. К этой дате на российском телевидении, а также в печати вышли памятные программы и публикации. Современнику Даль может быть интересен уже тем, что своей ролью в фильме «Тень» как бы предвосхитил появление в России Владимира Путина (хотя вряд ли на этом делался акцент в юбилейных материалах).
С Украиной Даля по большому счету ничего не связывало, хотя он и провел здесь свои последние часы – актер умер в Киеве, в гостиничном номере 3 марта 1981 года. Но в Украине, как и в России, в других частях бывшей империи живет немало поклонников таланта выдающегося актера, исследователей его творчества. По мнению автора очерка, который мы предлагаем вашему вниманию, вклад Олега Даля в советское киноискусство и сегодня остается недоцененным.
У Олега Даля странная судьба. При жизни его преследовала слава непризнанного гения, но лучшие его фильмы шли вторым и третьим экраном или просто ложились на полку. Сегодня, спустя двадцать пять лет после смерти, его образы все чаще появляются на телеэкране, словно крупицы золота, отмытые временем в песке ушедшей эпохи. Но подлинного признания Артиста как не было так и нет. Правда, вышли уже четыре сборника воспоминаний о Дале и его литературного наследия. Когда в первом из них в 1998 году был опубликован поразительный по своей лаконичности, глубине и жесткости суждений Дневник актера, могли обидиться многие: Даль был беспощаден в оценке себя и своих современников. В воспоминаниях самых близких из них — знакомых, партнеров, друзей — нет-нет да и мелькнет эта невольная обида или, по крайней мере, оправдание неуправляемости и неуживчивости погибшего в сорок лет таланта. И тут же, как рефрен — горькие сожаления о недовоплощенном, недоигранном Далем и признание его непостижимой актерской тайны.
Может быть, дело в том, что мы согласны выслушивать правду о себе, но не любим последних, самых горьких истин? Даль как раз терпеть не мог каких-то надуманных тайн и мистицизма в искусстве. Всей своей жизнью он постигал и постиг загадку человеческой личности и художественного совершенства.
Необычный артист
[197x270]Все началось с его феноменальной природной одаренности. Как должен был выделяться среди “ярких представителей советской молодежи” начала 60-х этот нездешний физический облик, грациозно-гармоничный в своей парадоксальности. Небольшая круглая голова, короткое сутуловатое туловище, несоразмерно длинные руки, ноги, пальцы — и удивительно русское лицо с чуть вздернутым носом, огромными синими глазами, мягкой округлостью черт и нежной улыбкой. А еще среди абитуриентов Щепкинского театрального училища его не могли не отличать абсолютное чувство ритма, невероятная по выразительности пластика и речь, и при этом — необъятный психо-эмоциональный диапазон. Он до слез и колик потряс приемную комиссию монологами Мцыри и... Ноздрева, и поступил сразу, и почти не учился, потому что играть для него было так же естественно, как дышать. С такими данными он просто не мог не вытащить свой “звездный билет” — роль в фильме “Мой младший брат”(1962) по культовой повести Василия Аксенова. Ничуть не выпадая из
[143x223]"Олег Даль. Воспоминания. Материалы из архива".
Сост. Н. Галаджева, Е.Даль, М., АРТ, 1992 г.
Старая, старая книга... с давным-давно распроданным тиражом, водящаяся разве что в библиотеках. Пожалуй, самая первая из книг о Дале, если не считать обзорного сборничка Забозлаевой "Современники" (галопом по европам об актерах 1941 года рождения - Даль, Виктор Павлов, Виталий Соломин).
Просто благородно оформленная обложка, просто и со скупой лаконичностью. Та самая книга, о которой в одном из своих интервью говорила Лиза:
Потом, что было трудно, когда мы собрали книгу с Наташей Галаджевой, т.е. надо было сказать, Наташа Галаджева вместе со мной, собрали книгу, основным зерном, ядром в этой книге, был дневник Олега, потому что он раскрывал его лучше всего, лучше, чем все воспоминания, лучше, чем любые слова. И редактор, я не помню ее фамилии, издательства "Искусство", она мне звонила ежедневно и говорила: "Елизавета Алексеевна, ну давайте выбросим дневник, мы тогда завтра же будем печатать книгу". Причем это 80-е гг., уже вторая половина. Вышла-то она в 92 году, тоже очень интересно, потому что я говорила, я ради дневника эту книгу хочу издать, только ради дневника. Она говорит - зачем, он такой мрачный, и там про Вас ни одного слова нет, зачем это Вам? И вдруг однажды раздался звонок, и звонил человек, который был главным редактором издательства ВТО, тогда было такое издательство, это был Никулин, а сейчас он руководитель издательства "Арт-театр". Прелестный человек, он мне позвонил и сказал: "Я знаю, что Даль вел дневник". Я говорю - да. "Я хочу его издавать". Я говорю - Вы его читали? "Нет, но я знаю, что если Даль вел дневник, значит, его надо печатать". Короче говоря, когда он узнал, что макет книги готов, но договор не заключен с "Искусством", он сказал: "Выкрадите, пожалуйста, этот макет и тащите сюда". Что мы и сделали с Наташей. И вот он в 92 году издал эту книгу. Далее>>
" Олег Даль. Воспоминания, дневники, письма ".
Сост. Н. Галаджева, А.Иванов, М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 г.
"Дурь и пафос - по сути одно и то же."
(МК-Воскресенье)
Главным недостатком является излишняя редактура, обезличившая статьи воспоминаний, напрочь уничтожив индивидуальные особенности речи респондентов в угоду так называемой "авторской концепции". Излишне пафосная манера повествования, присущая составительнице, создает ноту кликушества как в ее собственном очерке, так и в остальных "отредактированных" статьях. Дневники О.Даля представлены в минимальном объеме.

"Олег Даль. Воспоминания, дневники, письма".
Ред. Б. Поюровский, сост. Н. Галаджева, Е.Даль, М., ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2001 г.
"Елизавета Даль утопила светлый образ артиста
в порой ненужных бытовых подробностях"
(Рогнеда Смирнова
)
Подборка стихов органично дополняет представленную в предыдущей книге, без каких-либо повторов. Представлены рисунки актера. Практически полностью представлены дневники актера. Комментарии Е.Даль к дневникам - безупречны, т.к. индивидуальность речи комментатора сохранена в полном объеме.
Среди подборки мемуарных статей примечателен рассказ Виктора Конецкого "Артист," написанный в живой и ироничной манере.
Главное достоинство книги -дневники тещи актера, Ольги Эйхенбаум "Горькая память". Несмотря на название, воспоминания исполнены оптимизма и теплоты. Наивная старческая сентиментальность и доля нравоучений с лихвой
[300x331]Одна из книг, посвященных его таланту, называется «Взрослый молодой человек». Гениальный заголовок. Гениальный потому, что точный. Лучше не скажешь. Олег Даль не только не успел состариться, он не успел и повзрослеть. «А как непозволительно он был молод! Мне казалось, что он слишком молод – для героя моей пьесы, слишком молод для своих лет», – писала польский драматург Агнешка Осецка. Ему суждено было навечно остаться мальчиком.
Он был закономерен в середине 60-х. Кинематограф начинает делиться на официальный и «полочный», в «Современнике» ставят «Голого короля» – первый антисталинский спектакль, в это же примерно время в кино – каждый по-своему – дебютируют Чухрай, Хуциев, Иоселиани, Шукшин, чуть позже Высоцкий, Тарковский. Олегу Далю тоже выпало высказать молодых шестидесятников. Стать выразителем поколения. Ясноглазым, с хрупкой мальчишеской полукошачьей гибкостью, грустным обаянием и беззащитной улыбкой. Быть идеальным современником. Должно быть, это нелегкая задача. Он ее себе поставил, он ее выполнил, он от нее страдал.
Лермонтов был по-настоящему его поэтом. «Герой нашего времени» – мечтой. Она сбылась, потому что была загадана рано и четко. Опять попадание. Даль со школьной скамьи мечтал сыграть Печорина. Он его сыграл. Точнее, он им родился. Героем своего времени, воплощенным современником. Хотя в одноименном театре ему как будто не везло. В труппу взяли без проб – а ролей больших не давали. Он уходил из «Современника» несколько раз. Несколько раз возвращался. И однажды все-таки ушел навсегда. Из дневника: «Динамизм – главное?! Сие есть действие. Действие – главная движущая сила в нашем коллективном творчестве, если таковое еще осталось. Малокультурье – суть, обязательно мещанство. Воинствующее мещанство – непременно минифашизм – все это вместе взятое – есть нынешний театр. («Современник»! «Где некогда бывал и я».) (КАПЛЯ В МОРЕ)».
За талант прощают многое. Самые проницательные – прощают все. Даль пил. Мог появиться нетрезвым на съемочной площадке, на сцене. Прощали и это.
Когда режиссера Козинцева, снимавшего Даля в роли Шута в «Короле Лире», спросили, почему Далю можно то, чего не позволено другим, он отвечал: «Мне жаль его, он не жилец».
Зато он никогда не жалел себя сам, к себе был беспощаден. Как верно сформулировал однажды Эдвард Радзинский, Даль страдал манией совершенства. Беспощаден к себе. Беспощаден к окружающим. С детства. Поступить в театральный вуз – детская мечта, вторая после мечты стать летчиком. Стать актером и сыграть моряка, летчика – всех, всех, всех. Мешала страшная картавость, она обрекала на провал в театральном, она успокаивала инженерно-учительскую семью: провалится – выберет что-то посерьезнее. Помогла мания совершенства. За феноменально краткий срок он самостоятельно преодолел картавость и попал в Щепкинское училище. Так же ему всегда хотелось преодолеть и все остальное. Чужую косность, бездарность, тупость, карьеризм, собственную неспособность с этим мириться и искать компромиссы хотя бы ради дела. Ирина Алферова вспоминает: «Ему нужны были гении-режиссеры, гении-партнеры, гениальная пьеса, и все должно было гениально репетироваться».
Он не сыграл роли Хлестакова, о которой мечтал, только потому, что на роль Городничего пригласили Анатолия Папанова, актера другой школы. Даль понимал, что ансамбля не получится, и отказался от мечты.
Не было и роли Пушкина в спектакле «Медная бабушка». Литературный материал Олег Даль счел слабым, недостойным – нет, не себя, а воплощения Пушкина на сцене.
Он не хотел выходить на съемочную площадку и играть принца Флоризеля в плохом костюме. Потому что принц должен был выглядеть безупречно, и никаких условностей и допущений здесь быть не могло, в том числе и с пиджаком. «Это у принца пиджак с чужого плеча! У