• Авторизация


Без заголовка 11-06-2007 00:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда в феврале 1961 года Че Гевара был назначен министром промышленности, все восприняли это как яв­ление совершенно закономерное, и сам он был уверен, что занимает это место по праву, ибо он лучше всяких Фелипе Пасосов знал, куда вести индустриализацию. Почему он не стал министром здравоохранения? Сама мысль об этом показалась бы ему противоестественной: он сам признавался, что не хочет лечить отдельных людей, он хотел лечить народы. Здравоохранение занимается бренной плотью, которая не поддается идеоло­гической экспансии, экономика поддается, и, если ее должным образом перестроить, возникнут новые отно­шения между людьми, очищенные от материальной вы­годы, от собственности и денег, на почве этих отношений вырастет новая мораль, что приведет к расцвету высшей духовности и к формированию нового человека. 

Че рассмат­ривал капитал, свободное предпринимательство, как глав­ный источник зла на земле и как главное препятствие к переделке человеческой природы. Переделав самого себя, из угрюмого, болезненного, незащищенного юноши вылепив непобедимого вождя, облаченного в цельнолитую броню идеи, Че был уверен, что такой же сознательной, целенаправленной (пускай насильственной) переделке необходимо подвергнуть и каждого человека в отдель­ности, и человеческую природу в целом. Отмена зако­нов, «данных Адамом и Евой», представлялась ему не только осуществимой, но и осуществимой в кратчайшие сроки. Лечить народы в его понимании означало подвер­гать их постоянному «прямому воспитанию» через спе­циально созданный воспитательно-пропагандистский ап­парат государства.

«Индивидуум подвергается непрерывному воздей­ствию новой власти и осознает, что не вполне соответ­ствует ей...»

Это целенаправленное внушение каждому чувства несоответствия, недостойности, чувства вины перед государственной властью вещь достаточно хорошо нам знакомая, хотя, надо признать, никто у нас не говорил об этом так прямо, как это сделал Че Гевара в своем письме редактору уругвайского еженедельника «Марча».

«Подвергаясь к тому же давлению со стороны уже перевоспитавшейся массы, индивидуум старается приспо­собиться к ситуации... и ощущает, что именно его соб­ственные недостатки и дефекты развития мешают ему освоиться в ней до сих пор. Так он начинает уже воспи­тывать сам себя...»

Вырисовывается достаточно четкая система: воспита­тельное воздействие власти давление перевоспитав­шейся массы самовоспитание, преодоление дефектов своей индивидуальности в интересах приспособления. А целью этого процесса является создание устойчивого множества людей, объединенных общей идеей.

«В образе множества людей, движущихся к буду­щему, заложена и концепция гармоничной системы же­лобов, запруд, перекатов, пригодных для отбора тех, кому шагать в авангарде, для поощрения старательных и нака­зания тех, кто пытается помешать...»

Небольшое эстетическое противоречие, заложенное в этой модели (одновременно движущейся и в то же время неподвижной), не мешает нам очень зримо угадать в ней то, что каждому из нас доводилось видеть в действии: гладкие желоба, уносящие счастливчиков к карьере, запруды, у которых, без всякой надежды вы­браться, скапливаются недостойные, и перекаты, проско­чив через которые и не свернув себе шею, попадаешь в пожизненное благополучие. Все это было бы похоже на детскую настольную игру с катающимися по наклон­ной доске шариками, если бы роль шариков не выпол­няли тут обкатанные человеческие головы...

Впрочем, мысль о пожизненном благополучии и о гарантированной карьере абсолютно чужда бородатому человеку в черном берете со звездочкой, наклонивше­муся над гигантским столом и вглядывающемуся в него требовательным взглядом темных расширенных глаз: его идея чиста и благородна, никакие льготы для аван­гарда не заложены в его идеальную модель.

«Авангард идеологически более развит, чем масса... В нем происходят качественные изменения, которые позволяют ему идти на жертвы при выполнении своей авангардной функции... Он знает, что славная эпоха, в которую ему выпало жить,— это эпоха жертв: он знает, что значит жертвовать собою».

Все это изложено предельно просто и определенно: ни ложного пафоса, ни словесных выкрутасов. Таким был строй мысли Эрнесто Че Гевары, таким чуждым позы, фальши и стремления во что бы то ни стало понравиться был он сам. Сказать, что Че лишен был противоречий, означало бы упростить анализ: по меньшей мере одно противоречие в нем было, и весьма сущест­венное. Сам индивидуалист до последней клетки мозга, Че неприязненно относился к индивидуалистам, ко всем тем, «кто на фоне всеобщего движения вперед ищет особые индивидуальные тропы». Его сознание было так плотно заполнено общемировой моделью, что даже щели в нем не оставалось для признания неповторимости дру­гого «Я». Вообще для идеи любая неповторимость, лю­бое своеобразие (психическое, национальное любое)это дефект материала, щербина, которую следует за­шлифовать. Меж тем как для живой жизни неповто­римость является источником развития, главнейшим, если вообще не единственным. Че Гевара видел источ­ник развития в себе. И очень верно сказал о нем один из его товарищей по боливийской герилье: «Че был тем самым человеком, о котором он гово­рил, хотя сам об этом не подозревал. Он был тем самым новым человеком, о котором он мечтал».

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Che- - Un diario sobre Che Guevara. | Лента друзей Che- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»