• Авторизация


Историческая психология. Часть III. 26-01-2009 18:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Лично для Максим_Жидко, ASorel,

Эту часть моего опуса, я хочу посвятить не только Максиму, но и Леди Агнессе, так как в ней затрагиваются вопросы, которые мы с ней тоже обсуждали.

Итак, мы говорили о психологии восприятия, в частности о том, что искусство Ренессанса не только унаследовало семантику Средневековья, но еще и по ходу пьесы рождало свою систему символов и знаков, унаследованную частично и сегодняшним искусством, но вот читать эту книгу знаний сегодня умеют, к сожалению, немногие.

Я не буду здесь мудрствовать лукаво, а перейду сразу к конкретным примерам. Давайте рассмотрим два портрета.

  1. Мастер из Франкфурта «Портрет художника с женой». Ок. 1460 г.
[552x699]
 

Конечно, говоря о Западноевропейской живописи XV-XVII вв. надо учитывать, что вся она пронизана в первую очередь христианской символикой.

В натюрморт, расположенный на первом плане включены хлеб и вино, в кувшине и бокалах символизирующие таинство Святого причастия, а также нож,- символ жертвоприношения, напоминающий о мученической смерти Христа. Все это, как и обручальное кольцо на пальце жены, должно охарактеризовать супругов, как добропорядочных христиан, освятивших свой союз в церкви. И все было бы замечательно, если бы не некоторые другие детали: муха – символ греха, изображенная на белом чепце молодой женщины и на краю патен (плоского металлического блюда), к тому же блюдо наполнено вишнями, символизирующими вожделение, что сразу ставит под сомнение благопристойность ее поведения. В руке она держит цветок примулы, с которой связано множество легенд и народных поверий, по которым примула входит в состав любовного напитка.

В верхнем полукруглом завершении картины, в декоративном обрамлении помещен герб художника, куда включено изображение крылатого быка – символ евангелиста Святого Луки, который, как Вы знаете, по легенде первым запечатлел образ Богоматери. Этот святой считается покровителем живописцев и его имя носила профессиональная гильдия художников в Нидерландах.

Единственное, что для меня осталось загадкой, как эта пара решилась написать такой портрет, вскрывающий внутренние проблемы их брака, и откуда это было известно художнику?) Но это лирика.

 

  1. Второй портрет более позднего времени. Абрахам ван ден Темпел «Портрет вдовы», 1670 г., на мой взгляд даже перенасыщен символами.

[515x600]
 

[610x699]
 

Парк, изображенный в правой части холста, украшает статую богини любви Венеры. А две розы – цветы, посвященные ей – лежат на консоли, около которой стоит молодая женщина; рядом – скульптура  Амура. Все это вместе говорит нам о счастливой любви этой дамы с мужем, - единственным возлюбленным – первым и последним – роз всего две и они бледно розового цвета. И все было бы замечательно, но розы увяли, Амур горько плачет, - смерть разлучила супругов. Вдова держит анемон, цветок, который вырос на том месте, где кровь Адониса, погибшего возлюбленного Венеры, упала каплями на землю. Из ее траурного наряда – черного с белой отделкой, мы можем заключить, что возлюбленный муж, покинул ее довольно давно, но рана еще не зажила, его еще любят и помнят.

 

Конечно, было бы крайне неплохо, если бы любой образованный человек мог читать любое произведение искусства как открытую книгу, но семиотику искусства не дают почти нигде, что крайне обидно, потому что огромный пласт знаний проходит мимо. Ну и конечно, чтобы свободно читать символы нужно хорошо знать историю, и уметь устанавливать внутренние связи и логические цепочки между фактами, людьми и событиями, научиться чему помогает историческая психология, открывая тайны мышления, менталитета людей прошлых веков.

На этой светлой мысли, позвольте мне, Максим, закончить свое повествование, конечно, это все галопом по Европам, но, надеюсь, на Ваш вопрос я ответила.)))

Готова отвечать на все вопросы, которые возможно возникнут по следам этих постов, а пока, с чувством выполненного частично долга, ухожу болеть дальше.)))))))

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
NADYNROM 26-01-2009-18:15 удалить
А первый портрет не может быть автопортретом художника? Ведь, если ничего не путаю, имени и биографии мы его не знаем.
Alcasar_1474 26-01-2009-18:21 удалить
Наденька, рада Вас видеть, Вы долго не появлялись в дневнике, я даже соскучилась))) В принципе, чисто теоретически, конечно может, но... В то время в Нидерландах 15 в. это было не принято, и так никто не делал - они писали друг друга. И даже в 16 - автопортрет там - редкость. Исключение составляют так назыв. Великие Голландцы - рембрант, например, рубенс - которые писали себя, но жили чуть позже и несли все-таки уже другую культуру - для них эталоном была Италия.
NADYNROM 26-01-2009-18:26 удалить
Я заработалась=((( Вот и не появлялась. На дату создания обратила внимания, поэтому предположение выдвигала наобум. Потому что действительно символика портрета поражает своей откровенностью. Спасибо!
Alcasar_1474 26-01-2009-18:32 удалить
NADYNROM, Да, у меня тоже были разные предположения - например, помимо автопортрета - не мог ли художник, который написал этот портрет быть третьим в этой драме))) Ну это я уже так)))) Совершенно не за что))))
Прекрасное и интересное сообщение. а продолжение будет?
Alcasar_1474 26-01-2009-18:45 удалить
богомолка, Спасибо!!!)) А Вы еще не устали?)))) Нет, это пока все, но если будут вопросы - будет продолжение)))))
Таньча 26-01-2009-18:54 удалить
Как интересно ! Читаю уже третий пост на эту тему и пытаюсь всё это понять и осмыслить ... Писать комментарии не решаюсь ...мало знаний по предмету разговора.... Но читать сами посты и комментарии очень интересно ... Пишу , чтобы сказать СПАСИБО !
Alcasar_1474 26-01-2009-18:58 удалить
Татьяна_Вдовина, Благодарю Вас, и пишите. что думаете, я если и кусаюсь, то не больно))))) А если честно, обратная связь ведь тоже дорога) Может быть кто-нибудь поделиться личным опытом.))))
Таньча 26-01-2009-20:18 удалить
Alcasar_1474, Всё таки кусаетесь....так я и знала ... Вы правы, обратная связь важна , даже если это и детский лепет, в смысле знания предмета ... Спасибо !
maxgrail 26-01-2009-20:28 удалить
Alcasar_1474, класс! пиши книгу. народ жаждет
Alcasar_1474 26-01-2009-20:45 удалить
maxgrail, То есть моего заумного дневника с его такими же постами Вам моло?))) Хотите обложиться еще и книгами с моим светлым именем на обложке?)))
maxgrail 26-01-2009-21:00 удалить
Alcasar_1474, да, да! со светлым именем и светлым ликом! и цветными вкладками! и с золотым тиснением! и с вложенным CD-диском (а то и DVD)
Alcasar_1474 26-01-2009-21:08 удалить
maxgrail, Да я не сопротивляюсь, но все-таки чуть позже, хорошо?))) Возможно за это время Вы передумаете.)
ASorel 27-01-2009-11:11 удалить
Alcasar_1474, спасибо большое! Только я запамятовала - а что конкретно мы обсуждали? Что-то вроде вспоминается, мыслей-то много было, но, может, какую-то картину подробно?))) Кстати, это не лирика - действительно интересно, как это пара заказала художнику такой откровенный портрет? Может, художник и был тот самый третий лишний?))
Alcasar_1474 27-01-2009-12:13 удалить
ASorel, Мы обсуждали, если я правильно помню, черный цвет и траур, т.е. в каком месте это траур был, а в каком просто модный цвет одежды)))) Вот я тоже Наде написала эту светлую мысль - может художник и был третим? Рада, что тебе она тоже пришла в голову, а то я подумала, может я как-то не так думаю?))))
ASorel 27-01-2009-12:16 удалить
Alcasar_1474, и он шантажировал их))) Да, вспомнила, про Анну Бретонскую шла речь.
Alcasar_1474 27-01-2009-12:19 удалить
ASorel, А вот эта интересная мысль мне в голову не пришла)) спасибо, я ее подумаю)))
М_ИПС 28-01-2009-14:08 удалить
Действительно странный этот портрет художника с женой. Кажется, что их рисовали отдельно, а потом соединили и добавили атрибуты. Дама совсем не похожа на развратницу. Может её оклеветали? А он и поверил. У него такая горькая ирония на лице... Запутанная история, как говорил доктор Ватсон :))
Alcasar_1474 28-01-2009-14:20 удалить
М_ИПС, Психологически здесь конечно может быть любая ситуация.) Но тут еще большая разница в возрасте, так что может и не оклеветали..))
М_ИПС 28-01-2009-15:15 удалить
Alcasar_1474, да? А мне показалось, ничего мужичек, худощавый и не седой даже :)) А вот где они таких мух огромных взяли? Прямо мутанты какие-то :))
Alcasar_1474 28-01-2009-18:25 удалить
М_ИПС, Да нигде не взяли, конечно, это особенности восприятия человека средневековья - все слегка преувеличивали))) А иногда и не слегка.)
lucinema_studio 29-01-2009-16:38 удалить
Очень здорово! Я тоже за то, чтобы Вы, дорогая Alcasar 1474, писали книгу. Меня ужасно занимает символика и лучшее, что я знаю из исследований это - Dorothea Forstner «Die Welt der christlichen Symbole». Автор - монахиня писала книгу около 30 лет, рассматривает христианские символы в широком культурологическом ключе. В Германии книга переиздавалась несколько раз, начиная с начала 60-х годов. Может быть, есть перевод на английский, я не знаю. Вполне согласна с NADYNROM, что художник мог быть третим. Все мы люди....


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Историческая психология. Часть III. | Alcasar_1474 - Сгоревшая рукопись | Лента друзей Alcasar_1474 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»