В США во второй половине 50-х годов несколько фирм независимо начали конструкторские работы по разработке сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), которыми с 1959 г. руководила созданная для этого специальная группа экспертов.
[показать]
26 октября 1962 г. правительства Великобритании и Франции подписали соглашение о совместном создании сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд». Известие об этом не только встревожило общественное мнение США (по соображениям престижа), но также и (что еще важнее) застало врасплох авиационные фирмы, у которых не было собственной конкретной программы разработки самолета. Реакция правительства США была незамедлительной, и уже в январе 1963 г. начал работать комитет (во главе с вице-президентом США), координирующий программу создания пассажирского самолета с крейсерской скоростью, соответствующей М= 2,7-3,0, и дальностью не менее 6400 км.
[показать]
В США считали, что европейский проект основан на «старой» технологии и традиционных конструкторских решениях, а потому, располагая предельными техническими возможностями, не имеет перспектив дальнейшего развития. Другими словами, новые самолеты в начале эксплуатации будут иметь максимально возможные летные данные, и уже в 70-х годах (!) их конструкция начнет устаревать. Именно такого рода аргументация послужила обоснованием американского проекта самолета с М = 3,0, который почти в 2 раза дороже и потребует в 2 раза больше времени для разработки, но зато обеспечит возможность после проведения несложных модификаций увеличить крейсерскую скорость без принципиального изменения конструкции. Следует, конечно, учесть, что на решение США повлияли также престижные соображения и опыт, приобретенный при создании и эксплуатации самолетов Х-15 и ХВ-70 и особенно рекордного военного самолета YF-12A, развивающих максимальную скорость более 3000 км/ч.
[показать]
К январю 1964 г. три фирмы представили эскизные проекты, две из которых - Boeing и Lockheed в апреле 1964 были допущены к дальнейшим разработкам (сенсацией оказалось отклонение проекта фирмы «Норт Америкен», разрабатывавшей в то время первый тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик ХВ-70А с примерно такой же максимальной скоростью). Впоследствии был отклонен и проект фирмы «Локхид», и в декабре 1966 года, после более чем 14 лет исследований, проектных работ и конкурентной борьбы, Boeing был выбран федеральным правительством для постройки опытного образца SST. Производство двигателя было поручено General Electric. Американцы заявили, что Боинг-2707-300 взлетит всего на полгода позднее «Конкорда».
«Боинг» вначале рассматривает возможность создания самолета изменяемой геометрии (были проведены даже лабораторные испытания некоторых агрегатов самолетов, например соединения подвижных частей крыла с центропланом), но в октябре 1968 отказывается от первоначального намерения в пользу самолета классической схемы с треугольным крылом. Окончательный вариант представлял собой фюзеляж с иглообразной носовой частью, которая отклонялась вниз во время взлета и посадки для улучшения обзора вперед. Четыре двигателя устанавливались на пилонах под дельтавидным крылом. Выбор более высокой, по сравнению с «Конкордом» и Ту-144, скорости в 3000 км/ч привел к необходимости широкого использования титана и стали.
В рамках программы создания сверхзвукового пассажирского самолёта с 1969 г. Национальное аэрокосмическое агенство (НАСА) использовало для исследований специально расконсервированные перехватчики YF-12A. Изучались влияние конфигурации воздухозаборника на тягу двигателя, тепловая нагрузка на планер самолёта, поведение пограничного слоя, а также способность самолёта «держать» высоту на сверхзвуке.
Президент США Ричард М. Никсон 23 сентября 1969 одобрил строительство двух опытных образцов. 26 авиалиний заказали 122 самолета.
В середине 60-х производственные мощности Boeing были сильно загружены созданием самого большого пассажирского самолета в мире Boeing-747. Но сложности создания SST были гораздо больше. С 1967 г. в США ширится экологическое движение против СПС. Утверждалось, что их полеты уничтожат озоновый слой, а мощный акустический удар, возникающий при сверхзвуковом полете, считался недопустимым для заселенных территорий. Под давлением общественного мнения, а затем и конгресса, Никсон создает комиссию из 12 членов для решения вопроса по SST. Но вопреки его ожиданиям, комиссия отвергает необходимость создания SST не только по экологическим, но и по экономическим причинам. Для создания первого самолета было необходимо затратить 3 млрд. долл, что окупилось бы лишь при продаже 300 самолетов.
Работы над самолетом были прекращены 20 мая 1971 г. на этапе предварительных исследований после постановления сената США (24 марта) о прекращении дальнейших государственных ассигнований. Стоимость программы к этому времени уже достигла 700 (800) млн. долл.
Работы по созданию СПС были продолжены фирмой Макдоннел-Дуглас в 1975 г. по программе AST. А Boeing использовал полученный опыт при создании СПС второго поколения по программе HSCT (High Speed Civil Transport).
Описание
|
|---|
Разработчик |
Boeing |
Обозначение |
Boeing 2707-300 |
Тип |
Сверхзвуковой пассажирский самолет |
Число пассажиров, чел. |
до 300 |
Геометрические
характеристики |
|---|
Длина самолета, м |
97 |
Силовая установка
|
|---|
Число двигателей |
4 |
Двигатель |
ТРДФ |
Тяга двигателя, кгс |
24300 |
Летные
данные (расчетные) |
|---|
Крейсерская скорость (М=) |
2,7 |
Высота полета, км |
|
[показать]