Вчера успела заглянуть в Новый манеж на бородинскую выставку, иначе потом бы уже не попала. Более 1000 экспонатов, так что даже некоторые гравюры, висящие особо высоко, приходилось рассматривать на цыпочках.
Много думалось и вспоминалось об этом историческом событии, которое каждому так по-школьному знакомо, по крайней мере по Лермонтову и Толстому. И как не умиротворенно верилось в толстовскую теорию об отнюдь не подавляюще роли личности в творении истории, а именно каждого отдельного солдата многопоточной армии, но глядя на иконоподобный портрет Кутузова и оставленного в муках гения Наполеона на стульчике в картине Верещагина, снова хочется увлечься верой в всеподавляющую роль личности как двигателя истории.
В противовес грандиозным впечатлениям героев битвы, трогательно теплым благославлением веет от нагрудной иконы или замасленной табакерки.
Я люблю Бородино. Люблю его по-лермонтовски и по-толстовски, люблю и по-своему как символичную битву титанов, в которой нет однозначного победителя. Одна историческая книжка подытожит, что торжествовала русская армия, другие неоспоримо бросят, что с все той же легкостью победы продолжал наступление Наполеон. В этом и есть настоящая история как наука, лишенная штампов, заставляющая разбираться, а что значит «выиграл», что являлось победой для каждой из сторон и тп. Люблю Бородино и в качестве поля как для трусливого хватания звезд, так и для проявления отваги и благородства с изысканно-легкой тенью показушничества.
Символична и потребность в праздновании юбилеев: живописны были торжества в 1912, уже готовятся к 2012. Это не просто обязанность, это необходимость хотя бы в редкие даты вспоминать что «были люди в наше время, не то что нынешнее племя» и стараться подтянуться хоть в чем-то под тех людей, «что умирать шли мимо нас». И я понимаю, почему рвались на ратное поле мальчишки-лицеисты. Да, там был и юношеский азарт, но еще и очевидно-однозначная возможность напрямую сослужить своему Отечеству, которой некоторым не хватает в наше запутавшееся время.
[350x466]