В Guildhall Gallery на выставку Watts: Victorian Vision я пошла пешком, пробираясь между толпами "пасхальных" туристов у собора святого Павла и уже начавших выходить на свой заслуженный ланч работников Сити, этих слащавых стройных красавцев в выглаженных брюках и крупно-задых, в некрасивых туфлях на низеньком каблуке офисных мисс. На время ланча Лондон пропахивает быстро-готовящимся кофе в бумажных стаканчиках и треугольными сендвичами с салатом.
В Guildhall Gallery я хожу по пятницам не случайно, в Guildhall Gallery по пятницам бесплатный вход и единственные во всем городе смотрители, сравнимые с московскими, водят бесплатные экскурсии. Из-за экзаменационного подготовительного периода я шла ненадолго, только на выставку, которая грозилась закрыться на днях, а упустить Уаттса, моего любимейшего из прерафаэлитов художника, я не могла. Уточню, для тех, кто не имеет представления о галерее, что это собрание Корпорации Лондона, которое город начал собирать еще с 17 века. Во время второй мировой галерея была разрушена и вновь открылась только в 1999 году. Самое ценное в собрании, которое насчитывает 4 000 работ, пре-рафаэлиты и пейзажи Джона Констебля . На постройку галереи было затрачено 70 миллионов фунтов стерлингов, именно поэтому здесь все чисто, вход платный, ковры красные, свежие лилии мутантски-огромных размеров в гигантских вазах, а экскурсоводы с красивейшим английским и богато одетые.
[533x400]
Пытаясь сконцентрироваться только на выставке, я не удержалась и присоединились к экскурсии именно тогда, когда компания из трех человек-экскурсантов направлялась в залы к прерафаэлитам: две пожилые ухоженные дамы, одна из которых явная англичанка, а другая говорила с, по-моему, греческим акцентом и один из тех стройнотелых офисных красавцев, который постоянно отвечал на какие-то смс и вообще не выпускал из рук телефон. Экскурсовод был очаровательный пожилой джентльмен с белой бородой, полный внимательности и остроумия, готовый "читать" картины на нескольких уровнях, уверенный в высокой начитанности и интеллигентности своих слушателей - а это всегда подкупает. Он по нашей просьбе завел нас к Уаттсу, потом как всегда к Россетти, Милле, Ханту и прочим членам братства. Я знаю людей, которые уверены, что любить пре-рафаэлитов, этих извращенно-эротичных, стилизованных отравителей морали - дурной тон. Я же не могу, раз в них влюбившись, не наслаждаться их символизмом, техникой,натурализмом, доведенным до абстрактности, остроумием и интеллигентностью.
Уаттс оказался еще богаче и разнообразнее, чем я о нем думала по его "Надежде", которая висит в Тейт в постоянной экспозиции и стала одной из первых запомнившихся мне в Лондоне картин.Уаттс был очень умный, наблюдательный, ищущий, честный, монументальный и глобальный человек. Особенно впечатлили пейзажи и после-итальянские картины бедняков.
[380x507]
А вечером я пошла в Национальную галерею, где по пятницам вход до 9 вечера, играют живую музыку (чаще всего скрипка) и можно легкомысленно побродить по залам: в этот раз я предпочла французов и англичан 19-начала 20 века, а потом, чтобы закрыть тему пре-рафаэлитов, зашла полюбоваться моей любимой Nativity" (1500) Боттичели. Запланировано купив приезжающему на днях Дмитрию Быкову подарок в книжной лавке, я в уже в вечернем, освещенном фонарями мраке поехала домой.