Беседы с Ошо. Семья
16-05-2008 20:40
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
На протяжении тысяч лет семья оставалась основной социальной ячейкой общества, Ты же ставишь под сомнение ее ценность в условиях нового мира. Чем же Ты предлагаешь заменить семью?
Понятие семьи в настоящее время устарело. Семья уже не обладает никакой ценностью; она просуществовала слишком долго. Семья — это один из самых старых институтов человечества, и только очень прозорливые люди могут видеть, что она уже мертва. Потребуется время, чтобы этот факт был осознан и остальными.
Семья выполнила свою миссию. В современном мире она уже не может найти отражения; для нового поколения семья уже кажется неуместной.
Семья принесла человеку и пользу, и вред. Она оказала людям хорошую услугу — благодаря семье человек выжил, — но она нанесла и большой вред, исковеркав ум человека. В прошлом не было альтернативы семье, нельзя было выбрать что нибудь другое. Она была неизбежным злом. Но в будущем так не должно быть. В будущем у человека появится возможность выбирать из множества различных вариантов.
Я убежден, что в будущем не будет жесткого, определенного образца; в будущем можно будет выбирать из множества разных вариантов. Если некоторым людям все же захочется завести семью, то они должны иметь для этого все права и возможности. Но желающих будет очень немного.
В мире существуют семьи — они встречаются крайне редко, таких семей не более одного процента, — которые действительно прекрасны, которые действительно благотворны, в них имеет место свободное развитие; там нет авторитета, нет авторитарности, нет стремления к обладанию. В этих семьях дети не уродуются, жены не пытаются унизить мужей, а мужья не пытаются унизить жен; там царит любовь и свобода; в этих семьях люди соединились только из за радости общения, а не по каким либо другим мотивам; там нет корыстных интересов. Да, такие семьи существовали на земле, и сегодня такие еще встречаются. Этим людям нет смысла что то менять. В будущем они могут продолжать жить в семьях.
Но для абсолютного большинства семья — это уродливое явление. Спроси психоаналитиков, и они ответят: «Причиной всяческих психических отклонений является семья. Всевозможные виды психозов, неврозов берут свое начало в семье. Семья порождает очень больное человеческое существо».
Семья — главная причина всех наших неврозов. Нам нужно понять психологическую структуру семьи, ее влияние на сознание человека.
Прежде всего, семья обусловливает принадлежность ребенка к определенной религиозной идеологии, политической догме, некоей философии, некоей теологии. Ребенок настолько наивен, впечатлителен и чувствителен, что его можно эксплуатировать. Он не может ответить отказом, он даже не подозревает о возможности отрицательного ответа; и, даже если бы он мог ответить отказом, он не сделал бы этого из за полной зависимости от семьи, абсолютной зависимости. Он настолько беззащитен, что вынужден соглашаться с семьей независимо от того, с какой бессмыслицей семья заставляет его согласиться.
Семья не поддерживает стремление ребенка к познанию мира; она пичкает его верованиями, а эти верования ядовиты. Как только ум ребенка наполняется этими предрассудками, его стремление к познанию уродуется, парализуется, его крылья подрезаны. К тому времени, когда человек будет способен на поиск, он станет уже настолько обусловленным, что каждый свой исследовательский шаг он будет совершать с определенным предубеждением; а с предубеждением его поиск уже не будет истинным. Ты уже являешься носителем априорного мышления, ты просто ищешь доказательства правдивости своих подсознательных выводов. Ты уже не в состоянии открывать истины.
Вот почему в мире так мало будд: причина кроется в семье. Иначе каждый ребенок становился бы буддой; каждый ребенок появляется на свет с потенциалом достижения высшего сознания, открытия истины; жизнь его потенциально блаженна. Но семья разрушает все эти измерения, превращая их в абсолютно плоские.
Каждый ребенок рождается чрезвычайно разумным, но семья делает из него посредственность, ибо жить с разумным ребенком хлопотно. Он сомневается, он полон скептицизма, он задает вопросы, он не слушается, бунтует. А семье нужен послушный ребенок, который будет с готовностью следовать за старшими, имитировать. Следовательно, с самого начала семья разрушает семя разума, полностью сжигая его, чтобы не было никакой возможности появиться молодой поросли.
Девяносто девять и девять десятых процента людей могли бы стать буддами, но для этого необходимо, чтобы исчезла семья. В противном случае в мире будут христиане, мусульмане, индуисты, джайны и буддисты, а не Будды, Махавиры или Мохаммеды — в противном случае это будет невозможно. Мохаммед восстал против своей семьи, Будда восстал против своей семьи, Иисус восстал против своей . Все эти люди — бунтовщики, а семья напрочь отвергает бунтарский дух.
Человечество переживает очень ответственный период. Необходимо определиться с выбором: либо мы живем по-старому, либо мы выбираем новый стиль жизни. Этого будет достаточно! Мы уже жили по-старому, по старым шаблонам, и убедились, что все они неэффективны. Пришла пора, пришло самое время вырваться из захвата прошлого и создать новую жизнь на земле.
Семья учит ребенка несправедливости. Ты видишь, что твоя мать ссорится с соседкой; ты знаешь, что соседка права, но ты должен быть на стороне матери. Вот так познаются несправедливости жизни.
Вот что я собираюсь создать здесь — коммуну, где все дружат друг с другом. Даже муж и жена должны быть только друзьями. Их брак должен быть просто соглашением двух людей о том, что они живут вместе, ибо они счастливы вместе. Как только один из них почувствует, что счастье ушло, они расходятся. Нет никакой нужды в разводе. Нет брака — нет развода. Все живут непринужденно.
Когда живешь в несчастье, то постепенно привыкаешь к нему. Никогда, ни на секунду нельзя терпеть страдания. Возможно, в прошлом с этим человеком было хорошо, было весело, но если радости уже нет, то нужно покончить с такими отношениями. Нет необходимости злиться, становиться агрессивным, предъявлять претензии — чувству не прикажешь.
Ребенок похож на дерево. Да, ты можешь оказать ему помощь. Можно подготовить почву, внести в нее удобрения, поливать, регулировать освещенность солнцем, и это все, чем ты можешь помочь. Ты не взращиваешь дерево, оно растет само по себе. Ты можешь помочь, но ты не можешь заниматься воспитанием, не можешь заниматься созиданием.
Дети — это большая загадка. Как только ты начинаешь заниматься воспитанием, как только ты начинаешь создавать модели поведения, формировать их характер, ты превращаешь их в заключенных. Они никогда не смогут простить тебя. А научиться они могут только так. И они перенесут свой личный опыт на собственных детей, и так далее.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote