Из книги Веселина Джуретича «Развал Югославии»
В тесном сотрудничестве с Советским Союзом были осуществлены и первые общественно-экономические преобразования: в период с 1945 по 1948/49 год конфискация имущества «оккупантских прихвостней» сильнее ударила по сербским четникам, чем по хорватским усташам. Тогда в целой Югославии была ликвидирована частная собственность: заводы, фабрики, рудники, гостиницы, - конфисковано все имущество династии Карагеоргиевичей; был принят закон о национализации сдававшихся внаем домов и квартир. У Сербской православной церкви были отняты обширные угодья и земли под застройку...
В процессе коллективизации, которая началась в начале 50-х годов, в плодородные районы страны было переселено много бедных крестьян, но делалось это с определенным национальным расчетом: среди переселенцев преобладали сербы из Хорватии (из Сербской краины), а бедные хорватские крестьяне из Западной Герцеговины и Далмации переселялись в населенные сербами части Славонии, которые после войны были включены в федеральную Хорватию. Эти земли вошли в состав Хорватии по воле Тито, умело манипулировавшего сербскими «интернационалистами», в первую очередь Милованом Джиласом и его верными слугами. В результате почти компактные сербские районы вдоль Дуная (Восточная Славония, Баранья и Западный Срем) стали сербско-хорватскими. Преследуя великохорватские интересы, Тито в то время уделял особое внимание этническим группам буньевцев и шокацев на севере Бачки. Буньевцы и шокацы - потомки окатоличенных сербов, а теперь по религиозной принадлежности их приписывали к хорватам.
Ярче всего антисербский политический курс был выражен в Косове и Метохии, где поддерживались шкиптары, несмотря на то, что всю войну они боролись против сербов на стороне оккупантов, несмотря на то, что в конце 1944 г. они подняли восстание против югославских освободителей и это привело к введению в области военного управления. Самым отвратительным образом антисербский протекционизм здесь выразился в принятии закона, запрещавшего изгнанным в ходе войны сербским семьям возвращаться на свою землю (общее число изгнанных составило около 100.000, а этот закон распространялся на самые широкие категории беженцев). Отнятая у сербов земля была роздана шкиптарам, а кроме того, более 100000 албанцев, переселенных во время фашистской итальянской оккупации в Косово и Метохию, сохранили за собой узурпированные у сербов участки земли. Несколько десятков тысяч албанских переселенцев в Западной Македонии также оставили отнятую у сербов землю в своем владении...
Всемогущий Йосип Броз Тито, пользуясь национально-историческим и духовным разорением сталинской России, видел себя в то время главой некоей балканской федерации, одной из составляющих которой должна была стать Албания (вместе с Косовом и Метохией). В связи с этим он стимулировал все, что вело к этнической чистке этого центра сербской духовности и государственности (в Космете сохранилось более 1300 памятников сербской культуры, многие из которых принадлежат к XII - XV вв.). Особенность сербской исторической ситуации особенно отчетливо проявилась 19 апреля 1947 г. в Москве на переговорах Сталина и югославской делегации, в которой были Эдвард Кардель, Владимир Попович и другие. Сталин был доволен, когда Кардель сообщил, что Косово и Метохия скоро будут переданы Албании...
Иностранцы отдавали колыбель сербской культуры турецким экспонентам, хотя она, пережив столетия угнетений, в большинстве своем все еще была сербской: шкиптаров после II Мировой войны здесь было 53,8%, причем в это число входили также цыгане, турки, мусульмане (исламизированные сербы) и другие народности, а собственно сербов насчитывалось 46,16%. Общая численность населения косово-метохийской области составляла после войны 733.034 человека. Общая картина событий наводит на мысль о том, что на московских переговорах о судьбе Косова и Метохии говорилось об отделении этой области от Сербии и вхождении Албании в состав Югославии на правах седьмой республики, составной частью которой стал бы и Космет. Осуществлению этого плана помешал конфликт Тито со Сталиным...
После II Мировой войны сербские земли переживали искушения, подобные тем, что испытывал русский народ после Октябрьской революции. Власть предержащая во имя борьбы против «старой реакционной системы» уничтожала духовные и культурно-исторические составляющие сущности народа. Разжижалась традиционная и нравственная самоидентификация народа, что превращало его в идеологизированную толпу. Фаворизация нерусских и несербских народов под видом борьбы против «великорусского самодержавия» и «великосербской гегемонии» поощряла сепаратизм любого рода...
В отношении коммунистических режимов к Русской и Сербской православной церквям наблюдались не только враждебность, но и планомерные преступления. Преследовалась человеческая индивидуальность, все, чем утверждается личность: религия, культура, семья, индивидуальная собственность. Церковь подверглась маргинализации в общей политике подавления народного самосознания...
А это уже более современные данные. Православные храмы разрушенные в Косово в 1999-2003 гг.:
[482x700]http://www.liveinternet.ru/users/684695/post44654256/