• Авторизация


К вопросу о современной эстраде. 28-07-2006 10:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Думаю, что каждый здравомыслящий человек понимает (должен понимать), что современная российская культура находится в небывалом доселе кризисе, и особенно это касается музыки. Если в плане литературы начали появляться некоторое подобие пульса, что, несомненно, доказывает, что пациент скорее жив, чем мертв, то в плане музыки, все обстоит гораздо и гораздо хуже. Но почему в литературе есть позитивные изменения, а в музыке этого не наблюдается, для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужно, прежде всего, уяснить для себя, что такое музыка вообще? Очевидно, что это некий набор звуков, расположенный в определенной последовательности. У Томаса Манна, и у Германа Гессе я встречал очень похожее сравнения музыкальной композиции с математической формулой, т.о. современная музыкальная теория строится на, если угодно, позициях, которые занимают ноты по отношению к друг-другу, как числа в числовом ряду (прима, секунда, терция, кварта, квинта ну и т.д.). Но верен ли этот, я бы сказал, механистический подход к музыке? Передает ли он сущность музыки как таковой? На мой взгляд, нет. Музыка это, кончено, больше чем формула, в своем явлении, восприятии она близка к иерофании, к вещи духовного порядка (собственно Ницше об этом писал в своей знаменитой «Рождение трагедии из духа музыки») из которой и вышло все современное искусство.
В древности вся музыка носила, прежде всего, сакральный характер, будь то знаменный распев, или лихая матерная народная частушка, все это восходит к духовному началу, просто в первом случае, это сдержанная строгая, направленная на внутренний мир человека энергия, то во втором мы наблюдаем, отголосок той эпохи, когда славяне прыгали через костер, приносили кровавые жертвы, своим, давно забытым богам, и валились в травы в хмельном безумии, в горячие объятия друг друга, во славу урожая.
Творчество – это непрерывный процесс выражения, и художник (в том числе и музыкант) в этом процессе всего лишь медиатор, или ретранслятор, это выражение, того, что есть в художнике, но он, на это, не имеет никакого права, потому что это не принадлежит ему, это принадлежит, если угодно духу, или народу, если верить Достоевскому (поэтому художник не должен брать плату за «свои» произведения). Но со временем, в искусство начинают проникать товарно-денежные отношения, и вместе с ними деградация, спрос убил свободу и волю, толпа стала править балом. Художник превращается в этакого инженера, хитроумного математика, музыка – формула, классицизм уступил место академизму, сухому мертвому технократизму. Вагнер и Ницше осознав это, провозгласили возвращение Жизни в музыку, и после них пульсируя, дионисические энергии просыпались в разных культурах, и разных странах, так было в Ливерпуле, Вудстоке, так было в Сиэтле.
Последний всплеск, живой, во всех смыслах этого слова, музыки в отечественной культуре произошел в начале 80-х XX-го века, когда из подполья выбрался на свет советский (русский) рок. Если отбросить всевозможные закосы под западную музыку, или откровенно номенклатурный хлам, можно выделить нескольких исполнителей, которые обладали тем живым дионисическим запалом, который рождает настоящую животрепещущую музыку это, прежде всего, Сергей Курехин, Егор Летов и товарищи, а также Аукцыон(хотя их было значительно больше, я ограничился лишь широко известными). Наиболее ярким, на мой взгляд, среди них был Курехин и его безумная «Попмеханика», он был не просто талантливым исполнителем, не просто писал отличную музыку, он еще и создавал новую философию искусства. Подобно алхимику создатель «Попмеханики» силился вернуть все виды искусства обратно в музыку, его представления это гремучая смесь, критическая масс которой зашкаливала, и зрителю ничего не оставалось как либо расплавиться в этом коллективном безумии, что творилось на сцене, либо просто с кислой миной непонимания выйти вон. Сам Сергей Анатольевич говорил о том, что пришло время новому искусству, которое должно быть нечто то, что незнакомо классическом искусству, впрочем, как мы увидим у Ницше, Курехин всего лишь вернулся к хорошо забытому старому. Курехин искренне верил, в то, что вот-вот появится новый вид искусства, принципиально иное искусство, которое родит нового человека, однако воистину роковое метафизическое явление отодвинуло мечту об ином человеке в дальний ящик – на сцене появился дебиловатый Анрюша Разин со своим «ласковым маем», из творческого небытия вернулась Пугачева, и начался период смуты и разрухи, разинщина и пугачевщина в отечественной эстраде. Откровенный дебилизм стали выдавать за юношескую наивность, плюс хорошая реклама и слезливая история сделали свое дело. Певцы переставали петь, кучи банд (сейчас бы сказали клоны) Разинцев рассекали просторы СССР, и пропагандировали новую форму музыки, в которой живой певческий голос заменялся на холодную запись, где превыше всего стало кривляние артиста на сцене, а не живое исполнительское мастерство, а сцену вышла иллюзия голоса, фикция музыки, сплошной симулякр искусства - смерть. Рок музыка после ярчайшей звезды Цоя также окончательно окостенела, капитализм стремительно ворвался в чистое искусство, и художники довольно быстро перековались в дельцов (а кто не перековался, сдох от водки, тоски и прочей трески). И по сей день крупная трупная тушка А.Б. Пугачевой еще что-то смердит и завывает об малолеточке. Фабрика, ударными темпами штампует вурдалаков и упырей от искусства, некромантией занимаются продюсеры, вытаскивая на свет всякие «комбинации» да «дюны», под сомнительные напевы которых вершилось самое крупное ограбление века – Разворовывание России. Дух смерти, который воцарился в нашей культуре, который паразитирует на низменных инстинктах, не дает воздуху настоящему живому искусству, а все что прорывается, сквозь мутное марево современной российской культуры, со все больше возрастающей скоростью, приструняется при помощи капитала(вспомним сколько потребовалось времени, для того чтобы купился Шнур, и раздолбайский оркестр Ленеград). До тех пор, пока художник не вздохнет свободной грудью, пока он не сможет беззаботно разыгрывать свои мистерии, нас ждет эта синюшная, как паленая водка, попса, до тех пор, пока единственным метрономом художника не станет пульс Вселенной, ан не курс валют, мы будем испытывать эту тяжелейшую духовную интоксикацию. И еще, если художнику не дают сцену, то пусть он выходит на улицу…там больше свежего воздух и дышится лучше.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Dead_neuron 04-08-2006-19:53 удалить
Отличные рассуждения! Браво!
Вот я прочитал сей пост и у меня возникло 2 вопроса (совершенно не связанные друг с другом):
1. Какой выход-то? Что делать-то? Как спасать настоящее исскуство (ведь 1 в поле не воин)?
2. Как ты относишься к творчеству Игоря Талькова?
Унгерн 05-08-2006-10:37 удалить
1)"...И еще, если художнику не дают сцену, то пусть он выходит на улицу…там больше свежего воздух и дышится лучше..." Мне кажется что в условиях современности, искуство должно войти в жизннь...в том числе и в политику...скажем из какой нибудь акции протеста устроить натуральный карнавал, с музыкой представлениями, сделать что-нибудь настолько невооброзимо дикое и не на что не похожее, прямо на улице, собрать единомышленников взять инструменты и устроить тотальное представление
2)Поразному, у него красивые стихи, но сама манера исполнения меня не особо радует...да и вообще монархизм, в той форме в которой он существует у нас, для меня не преемлем...хотя то что певец радел за судьбу отчизны это конечно ставит его гораздо выше многих и многих его собратьев по цеху искусства.
Velvet_Sultan 07-08-2006-21:35 удалить
Не остаётся сказать ничего иного, кроме как - хм-м-м... Мне кажется, что совершенно неуместно сравнивать личности типа Курёхина и Пугачёвой. Это не то что разные плоскости - это разные миры!.. Курёхин - авангардист, человек, искусство которого изначально не доступно массам, массовому сознанию, над которым он так великолепно стебался. Пугачева же, наоборот, является именно народной певицей. Другое дело, что за долгие годы своей карьеры она стала не то что пародией на саму себя, а пародией на пародию самой себя...
Про Цоя - не считаю его такой уж супер-пупер звездой. Опять же, звездой он был в массовом сознании, и то, благодаря раскрутке в неглубоких, но героических фильмах типа АССЫ и ИГЛЫ. Мне гораздо ближе Майк Науменко.
А про смерть культуры я бы тоже, говорить не стал. Просто надо перестать смотреть наш великий и ужасный телевизор (кроме Культуры) и всё будет хорошо... Настоящее ИСКУССТВО нужно 10 % населения, остальные же будут смотреть свои Аншлаги и Песни года. И они будут чувствовать себя хорошо, а у Вас появится лишний повод для рефлексии.
Унгерн 08-08-2006-15:16 удалить
А я и не сравнивал Пугачеву и Курехина, и даже не проводил паралель между ними, я всего лишь хотел сказать, что искусство импульсивно, и что последний (хронологически а не как либо иначе)яркий импульс российской музыкальной культуры связан с Курехиным, и напротив период того катострофического спада что мы наблюдали где-то с середины 90-х, связан с возвращением Пугачевой. И всетаки Курехин был доступен массам, и довольно популярен, его знали и в столицах и в провинции...т.е. грубо говоря народ имел доступ к его творчеству, в современности же, даже если и есть подобный персонаж в музыкальной среде, то максимум, он будет известен в некоторых клубах, да на нескольких форумах в интернете...короче настоящее искуство вновь стало эзотеричным, хорошо это или плохо, я не знаю.
Унгерн 08-08-2006-15:20 удалить
И еще, конечно в столицах доступ к качественной музыке, кино и вообще искуству несравненно шире чем у нас в провинции, поэтому массовое сознане заполняется тем шлаком, что выбрасывает в души людей телевизор, и не вина в этом людей которые смотрят телевизор, а скорее тех, кто показывает, потому что известно что предложение рождает спрос..
Velvet_Sultan 08-08-2006-19:54 удалить
Унгерн, а мне кажется, что катастрофический спад культуры в начале 90-х связан не с появлением Пугачёвой, а с изменениями произошедшими в стране под названием СССР. Интерес к рок, авангардной музыке в конце 80-х связан скорее с общими "перестроечными" тенденциями, когда запрещать уже практически перестали. Вот тут то народ и потянулся смотреть на "запрещённые" рок-группы, которые, как раз начали вылезать из "подвалов" на большие площадки. Просто что бы посмотреть, кто же это такие? Смешно подумать, но такая группа, как Звуки Му собирала полные стадионы. А потом, когда СССР успешно рухнул, большая часть его населения озаботилась собственным выживанием (какой уж там авангард!), а меньшая - шикарным (с их точки зрения) пропиванием и проеданием мгновенно свалившихся на голову миллионов, и вылезла вся эта попса. Телевизионные каналы оказались в руках людей, которым было выгодно, чтобы обворованная ими масса специално дебилизировалась и не задавала не нужных вопросов. И с особенным рвением они принялись за молодёжь - плоды этого мы сейчас пожинаем.
Унгерн 08-08-2006-20:51 удалить
Это все понятно, и об этом я говорил выше...Пугачева образца 90-х и посей день явлется выражением смерти и безвкусицы на нашей эстраде...В последние годы существования СССР кипели колосальные социальные энергии, и народ почувствовал вкус свободы(как правило это чувство всегда сопровождает деконструкцию какой либо политической системы...так было в 20-х прошлого века...впрочем что первично появление людей жаждущих перемен, или сами перемены рождают таких людей вопрос спорный ), поэтому авангард и рок вышедшие из подполья были популярны, потому что в Совоке это были вроде подпольных радетелей свободы, этакими эталонами сопротивления чтоли...но как только энергии угасли, все стали бюргерами и теми кто стремится им стать(разумеется за исключением маргиналов)...вот для них и "воскресла" Пугачева, вернее по их зову вернулась из творческого небытия.
greenOFF 09-08-2006-06:58 удалить
Унгерн, я апладирую Вам стоя! Подалуй ничего более компактно-грамотно-сформулированного я не читал о нашей музыке. И тем не менее о Курехине, как о человеке любимом и талантливом - не была его музыка и музыка которую он пропогандировал доступна для масс, по сему он и сам страдал. Он делал довольно забавные эфиры на Радио-1 Петроград 71,66 УКВ, но после эфиров говорил, что все это "стебалово" которыми он наполняет свой эфир, только для привлечения к той музыке, которую он пропогандирует... так что, о доступности в массах - вопрос далеко спорный. ВО всем остальном я с Вами категорически согласен! Жаль Вы не упомнили Петра Мамонова, великий человек в этом процессе.
Унгерн 09-08-2006-13:29 удалить
Спасибо, рад что понравилось. И все-таки Курехин имел возможность выхода в массы..."музыкальный ринг" с "популярной механикой", кроме того композиции к фильмам, которые он писал, хоть и косвенно на закладывали определенный заряд, хотя конечно доступность эта весьма ограниченна, но всеже лучше чем совсем ничего...
greenOFF 09-08-2006-14:35 удалить
Исходное сообщение Унгерн
Спасибо, рад что понравилось. И все-таки Курехин имел возможность выхода в массы..."музыкальный ринг" с "популярной механикой", кроме того композиции к фильмам, которые он писал, хоть и косвенно на закладывали определенный заряд, хотя конечно доступность эта весьма ограниченна, но всеже лучше чем совсем ничего...
Собственно я говорил о другой доступности, доступности по уровню развития, восприятия и т.п. А так собственно у него были часовые радио эфиры еженедельные, его знала и любила трепетно его слушательская аудитория.
Унгерн 09-08-2006-17:36 удалить
Понял, о какой доступности идет речь...остается только согласиться...впрочем эта трагедия художника, на мой взгляд вечная...и тема для отдельного разговора


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник К вопросу о современной эстраде. | Унгерн - Дневник Унгерн | Лента друзей Унгерн / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»