Мир как Макдоналдс.
26-06-2006 16:49
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Автор данной рукописи в силу своей отдаленности от объекта и предмета исследования, лишь невероятным усилием своей интуиции, подстегнутой изрядной дозой алкоголя, решился все-таки к написанию сего трактата. Острая необходимость, инициировавшая рождение данного опуса связана с тем, что автору показалось необходимым пояснить тот тезис, которым он часто пользовался в своих полемиках он-лайн посвященных кризису западной цивилизации, а именно «Мир – как Макдоналдс». Как уже было сказано выше, автор имеет мало отношения к Макдональдсу, сам он, будучи еще совсем юным, побывал там единожды,и при написании им данной работы били использованные общедоступные источники, такие как реклама, отзывы некоторых посетителей, а так же одно упоминание, почерпнутое им из художественной литературы. И так Мир как Макдоналдс.
Я был совсем юным, когда впервые узнал что такое Макдоналдс. В голодные перестроечные годы, когда из продуктов в магазине были только хлеб и кукурузные палочки, по телевизору единственному окну в мир которое было доступно почти каждому, как-то раз показали новый открывшийся ресторан (как его тогда позиционировали)- Макдоналдс. Многокилометровые очереди еще недавно советских людей стояли в томительном ожидании отведать того, ради чего они сокрушили собственную страну - красивой жизни. Улыбчивый журналист брал интервью, у утомленных ожидающих и у тех, кто уже побывал там. Блеск в глазах, улыбка и необычайное одухотворение на лице вот первичные признаки тех, кто побывал тогда там в первые. Прошло время, и этот позитивный образ стерся из моей памяти, началась война в Чечне, через наш городок шли составы с бронетехникой и солдатами, в район боевых действий, а обратно вывозили обгоревшие остовы подбитых танков, самоходок и БТРов, дно которых было залито кровью, и засыпано стреляными гильзами и остатками пулеметных лент. Все это привело к тому, что я понял и осознал, что в мире есть вещи поважнее Макдоналдса, такие, например как война. Несколько позже, мне удалось побывать в Москве, отец показывал мне столицу нашей страны, водил по музеям (моя давняя страсть), и знаменитым местам. Одним из таких мест был Макдоналдс. Во мне проснулись прошлые впечатление, и любопытство по отношению к этой диковинке, но на удивление он не произвел на меня никакого впечатления, а то что показывали по телевизору, помнится мне тогда подумалось что все это ложь. Но вернемся все-таки к заявленной теме.
Изначально я хочу задать те координаты в рамках, которых и будет находиться данный дискурс. Вернее я перечислю некоторые аспекты нашей современности, которые, на мой взгляд, не требуют особых доказательств и пояснений. Итак, напомню, что Западное общество и тот образ мысли, в рамках которого и появился такой феномен как Макдоналдс ведет свое начало от нескольких эпохальных событий, произошедших в европейской истории. Это - Великие географические открытия, Реформация, Возрождение и Рене Декарт. Всё это привело к тому, что в Европе появляется новая парадигма антиномична в своем основании по отношению ко всей предыдущей истории человечества – Модерн, в рамках которой мы и существуем по сей день. Кульминацией победы Модерна над Традицией стала Великая Французская Революция, в которой буржуа со своими нормами и ценностями окончательно победил духовенство и аристократию. Одной из особенностей буржуа как антропологического вида является жажда потребления, при которой все человеческое бытие выстраивается в соответствии с удовлетворением его потребностей, причем в системе иерархий этих потребностей важнейшее место занимают животные инстинкты. Если для воина важнейшим действием является война, для монаха аскеза, то для буржуа - определяющем значением его онтологии является еда (впрочем, многие тут могут со мной не согласиться, и заявить буржуа делает деньги, однако деньги приобретают значение только в том случае, если на них можно что-нибудь купить, а, следовательно, потребить для чего наиболее показательным является поглощение пищи). Таким образом определив то, что еда - поглощение пищи – потребление являются неотъемлемой частью современной западной онтологии и более того метафизики (о чем будет чуть позже), мы также должны заметить, что активная вестернизация России последнего адекватного оплота традиции на пути тотального Модерна, началась с появления в СССР Макдоналдса. Именно Макдоналдс стал тем центром, в котором бывший советский человек мог приобщиться к западной системе ценностей – качественному (что кстати весьма сомнительно) потреблению. Но если отбросить политику, и приглядеться к самому этому заведению, к его бренду к этому дурацкому клоуну, то становится совершенно ясно, что Макдоналдс являет собой нечто большее чем просто забегаловка с западной системой обслуживания. Более того Макдоналдс это скорее даже метафизическая организация, со своей метафизикой, далекой метафизикой от человека, я бы даже сказал античеловеческой метафизикой. Взять, к примеру уже упомянутого клоуна. Кто такой клоун? Это недочеловек, недочеловек в квадрате, это хуже обезьяны, нормальные люди (кроме несмышленых детей) не могут смотреть на клоуна и смеяться, нормальному человеку хочется плакать или смех его будет истеричным глядя на клоуна. Так вот в Макдоналдсе клоун возведен в ранг сакрального. Подобно статуи Будды, в каком-нибудь буддийском храме, в Макдоналдсе стоит этот клоун, более того он оживает в рекламе, и по праздникам приобретает формы божества(помните эти всякие Хэппимил, когда люди получают подарки от дебелого клоуна, разве подарки не есть символ божественной сверхсилы?). Мирча Элиаде писал о том, что возведение нового храма представляло собой новое сотворение, где храм является центром этого мира, т.о. «дикое» пространство преобразовывалось в иерархичную структуру. Если применить этот принцип к Макдоналдсу, то становится понятным его сакральное значение. Представляете в дикой непонятной стране строится Макдоналдс, среди дикого хаоса неупорядоченных экономических связей и отношений, появляется светлое чистое здание, в котором вас встретит статуя доброго клоуна (которая по праздникам оживает, ну чем не иерофания?) и улыбка обслуги (ходят слухи, что младшему персоналу раздают кокаин, чтобы они всю смену улыбались), где вы спокойно можете ваши деньги (мерило эффективности вашей деятельности, что по Лютеру является показателем благодати Божей) поменять на вкусную пищу. Если в древности люди ходили в храм, чтобы утолить свои духовные потребности, то теперь ранг духовных потребностей предали желудку и хую/пизде, и теперь вы можете прийти в Макдоналдс, чтобы утолить одну жажду (впрочем говорят в Голландии официантки делают минет под столом)…. (продолжение следует)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote