• Авторизация


Эстетический шок. 06-12-2011 13:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Недавно попался мне рейтинг, который время от времени составляют турагентства – рейтинг самых больших туристических разочарований. Возглавляет его – я думаю, вы догадываетесь кто, она в таких рейтингах всегда лидирует – «Мона Лиза», конечно же.
И прочитав это, я поймала себя на мысли, которая довольно часто приходит мне в голову: что люди уж очень много врут, когда дело касается искусства.
Ну, например, они отстаивают несколько часов в очереди на Дали или Пикассо – такое чувство, для того, чтобы выйти и сказать : «О, Дали, о!» Но если говорить по-честному: действительно ли они что-то почувствовали от лицезрения нескольких рисунков? Я еще понимаю, что может поразить его дом-музей в Фигерасе – ну так это огромный дом, ЦЕЛИКОМ оформленный Дали. Безусловно, некоторую подвижку в сознании вызывает. Но несколько рисунков?
Когда в галерее Уффици рядом стояли и шептались люди: «О, это же настоящий да Винчи! А это настоящий Рафаэль!» - мне хотелось развернуться к ним и спросить: вас возбуждает просто тот факт, что это да Винчи и Рафаэль? Ведь это брэнд, да. А сами картины? Вы реально ЧТО-ТО чувствуете? И уж когда я ничего не почувствовала в Сикстинской капелле перед фреской Микеланджело «Страшный суд» - более того, она мне активно не понравилась, показалась чересчур аляповатой грудой мяса – гигантский труд и не более того, а ведь какой-то римский папа лежал, говорят, ниц перед ней всю ночь.. в общем, я задумалась: может, я глухой к искусству человек? Или, скажем помягче, глуховатый?
Ни разу я не выходила из театра в безумном восторге, ни разу не застывала перед картиной или скульптурой.. более того, посещения театров и художественных музеев меня довольно сильно напрягают. С музыкой, а особенно с литературой и кино дело обстоит несколько живее – мне многое нравится, но ведь «нравится», «захватывает», «интересно» - и душевный трепет, который по идее должно вызывать Искусство - это несколько разные вещи. Пришла к выводу, что наиболее восприимчива я, наверно, к архитектуре. По крайней мере, единственный раз, когда я испытала нечто похожее на эстетический шок, было связано именно с архитектурой.. об этом напишу следующий пост.
А пока очень хочется спросить вас, дорогие читатели: вот по-честному, без оглядки на громкие имена – испытывали ли вы тот самый эстетический шок, восторг и душевный трепет от какого-то произведения искусства – и что это было?
[570x375]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (33): вперёд»
Сим 06-12-2011-13:10 удалить
меня "штырит" постоянно... особенно от картин, кино и театра. до слез натурально
от музыки такого давно уже не происходит, видимо потому что приелась...
Сим, ну хоть несколько названий?
Сим 06-12-2011-13:17 удалить
Глория_Мунди,
Живопись:
"Распятие" Брюллова
"Мост Ватерлоо" Моне
Кино:
"Седьмая печать" Бергмана
"Земляничная поляна" его же

первое что в голову пришло
Сим 06-12-2011-13:17 удалить
ах еще девочка на шаре Пикассо... ващеее там же рядом висит его же Мавританка
Redgii 06-12-2011-13:17 удалить
что-то не припоминаю. В той же Сикстинской все ждала , когда меня накроет и придавит искусством- не дождалась ))
Над фильмом, впрочем, могу всплакнуть
Сим, ничего из этого не знаю, посмотрю, интересно. Да, и еще вопрос: а это состояние как-то подготавливается заранее - ну то есть кто-то тебе рассказал, что вот есть такой потрясающий фильм - и ты смотришь уже с ожиданием, что и тебя "вштырит"? Или все абсолютно спонтанно - и чем спонтанней, тем круче? Да, и последнее: когда один, это сильнее? Или приятнее это с кем-то разделить?
Redgii, вот я тоже ждала.. пока в очереди шла, всё готовилась.. увидела - и вообще ничего, эмоционально нуль!) а всплакнуть - это немного не то. Эмоциями не так уж сложно управлять - и не так сложно их направлять. Вот душевный трепет вызвать - это посложнее.
Сим 06-12-2011-13:31 удалить
Глория_Мунди, нет никто не рассказывал..
разве что про "Земляничную поляну" я слышал отзывы положительные... но я обычно не обращаю внимание на отзывы о том, чего не видел

лучше когда один
Кино и музыка. Музыка особенно, конечно. Вплоть до обожествления её носителей)
И ещё - произведения искусства, созданные природой. Я могу расплакаться от красоты места - небо, деревья, вода, горы, море...К картинам я раводушна, хотя очень хотелось бы ощутить мурашки от взгляда на какое-то произведение великих художников. Но ничего, кроме вежливого - красиво - увы...не чувствую. Когда-то любила театр, но всё-таки для меня это слишком условное искусство. В том смысле, что в кино, например, я сопереживаю именно героям, а в театре не могу забыть, что передо мной актёр, который великолепно, но - играет. Вот этот барьер искусственности не даёт мне раствориться в процессе, как я могу растворяться в музыке или в кино. Архитектура...наверное, тоже не умею её чувствовать. Вот странно - построенное природой меня может довести до экстаза, а построенное человеком - разве что удивит , как это можно было выдумать и сделать)

Да, про литературу-то я забыла) Слова меня тоже могут довести до экстаза)
Оранжевы Йослик, про музыку тебя, наверно, можно было бы и не спрашивать)) но я спрошу! мне иногда кажется, что потрясение от музыки - это наполовину физиологическая реакция на звуковые волны: то есть хочешь-не хочешь, а тебя все равно раскачает! живая музыка особенно. через наушники тоже. а вот через слабенькие домашние колонки не так "вштырит") ты это ощущаешь - или по фигу как, главное - любимое?
кино и литература - несколько названий, пжл!
.. да, и про природу. в рейтинге туристических "очарований" (достопримечательностей, которые не обманули ожидания) - в основном памятники природные или тесно с природой связанные. Природа не врет!))
про театр - ППКС!
Было... Из картин это наверно К.Брюлов "Последний день Помпеи". Реально могу часами сидеть там и смотреть на нее, вглядываться в детали...и что-то она у меня внутри будоражит. Нравится с детства, так что не знаю лично ли это мое, или навязаное... Скульптуру люблю. Безотносительно автора. Просто ходить по залу и вглядываться в изгибы...
Если отвлечься от искусства высокого, то порой трепет и внутренний переворот вызывают какие-то картинки в том же интернете... Одна меня вообще зацепила до глубины души...прям до зуда...
Музыка очень часто. Классика реже, чаще что-то более современное. Нотр-Дам де Пари например...уууух... Или какой-нибудь "Одинокий пастух" или Дебюсси...
Кино и книги часто, но это немного другое. Порой прямо перекочевреживает, выворачивает наизнанку...надолго...и ходишь потом и мысли никак не собрать, и возвращаешься снова и снова, перечитываешь, пересматриваешь, пока не отпускает... Наверно поэтому я так люблю пересматривать и перечитывать.
С театром сложнее. Тут пожалуй соглашусь с Оранжевы Йослик, в драматическом театре никак не удается отвлечься от того что перед тобой актеры. Хотя балет люблю. И оперетту. Тоже за эмоции. Что-то необычное люблю. Например шоу японских барабанщиков...это не описать...
А вот к архитектуре я как-то проще отношусь. Хотя некоторые вещи безусловно вызывают что-то такое... Дуома в Милане например... Или флорентийский собор...
Что касается Сикстинской капеллы, у меня тоже особого трепета не вызвало... Да, монументально. но не более того. А вот дворец Доджей в Венеции понравился. Эти росписи на потолке, когда можно сидеть и всматриваться в детали. Особенно нравится когда есть какие-то пояснения к картине, описание каких-то мелочей)) Правда шея болит после таких посещений)))
Ответ на комментарий Глория_Мунди # Ну как тебе сказать...громкая музыка, которая мне не нравится - меня не качает, а раздражает) Возможно именно на физиологическом уровне.
Когда ребёнок включает Слипкнот,даже тихо, а я не знаю, что это именно они, через пять минут я его спрашиваю - Даня, что-то мне нехорошо стало, это Слипкнот?)))Похоже, у меня физиологическая неперносимость именно их музыки)
А любимое - оно и в тихом виде вставляет. Хотя через наушники я люблю больше - образуется замкнутая система, в которой мн комфортно и отстранённо от действительности) Это как инъекция - сразу в кровь.
На концертах громкая музыка не самоцель, просто звук должен быть хорошим, а основное воздействие оказывает растворённое в воздухе электричество фанатской любви к музыкантам , помноженное на собственную энергетику исполнителей)
Насчёт кино и литературы - я попозже напишу, ладно?
просто_Риана, насчет театра - согласна по поводу необычности. Как-то раз ходила на представление китайского театра кукол.. божимой, какая это тонкая работа, на всех уровнях, включая технический. Когда кукла своими кукольными пальцами развязывает на другой кукле плащ или раскуривает и подает ей трубку - просто забываешь, что это куклы! И начинается магия!
.. по поводу кино и литературы. Очень редко пересматриваю и перечитываю. Наверно, чтоб не ослаблять впечатление.
Да, и несколько названий, пжл! Вдруг я это тоже читала/смотрела, хочется сравнить ощущения!
Ответ на комментарий Оранжевы Йослик #
Исходное сообщение Оранжевы Йослик
Насчёт кино и литературы - я попозже напишу, ладно?

Не забудь!) мне очень интересно, особенно про литературу!
LuckyThirteen 06-12-2011-15:00 удалить
Так чтоб навскидку - Брюллов "Последний день Помпеи".
LuckyThirteen, вживую видела? или хорошего качества репродукция тоже впечатляет?
Глория_Мунди, мне кстати Последнего дня репродукции тоже нравятся, довольно долго висела у меня в комнате...но вживую все же лучше)))) Правда я чет как-то и не помню, у нас копия или подлинник)))
Насчет названий... с детства самое яркое впечатление - Аладдин))) Пересматривала его раз 20 если не больше) Нравилось абсолютно все) Из книг Дюма (особенно "Кавалер де Мезон Руж"), Лукьяненко (до сих пор перечитываю многое), Чейз (особенно 2 рассказа, названий не помню, но оба про какое-то детективное агенство). Правда что касается последних вряд ли их можно отнести к искусству...но зато впечатлило. "Властелин колец" безусловно. "Ритуал" Дьяченковский.
Из фильмов... "Куда приводят мечты" очень впечатлил, "Гаттака"...еще долго под ложечкой ныло от одного названия... Из недавнего так чтобы прям цепануло - английский сериал Alice. В остальных в основном моменты... Из того что точно не знаешь - была такая аниме "Стальной алхимик"...52 серии по 20мин. Посмотрела за сутки, потом подумала пару минут и включила первую серию. Всего пересматривала 7 раз... Хотя опять же не знаю можно ли это все отнести именно к искусству.
А кстати по поводу природы, хоть вопрос был и не мне, природа доставляет колоссальное наслаждение. Причем зачастую самая обычная, наша. Отьедь от города на пару км и вот она...и все переворачивается...
И еще о поездках. То что вообще не разочаровало ни разу - Эйфелева башня. Какая же она огромная. И сразу прочувствовала когда ее увидела что в Париже))))
cherez_dorogu 06-12-2011-17:40 удалить
Картины и театр. От живописи я начала тащиться, наверное, лет с семи, когда вопрос о громких именах и о давлении общественного мнения вообще не стоял - не было для меня никакого общественного мнения, точнее я о нем не знала. Потому-то наверное мне Энгр нравится больше Микеланджело. :) ООоочень "вставляет" Ван Гог - какое-то совершенно невероятные картины. Гойя тоже молодец. Скульптуры Челлини нравятся, причем не большие формы, а малые. Босх поражает - хотя тут удовольствие более интеллектуального плана. Правда, картин Босха я вживую не видела, жаль. Зато к современному искусству и к Пикассо всяким я совершенно равнодушна и никаким общественным мнением и ценами на аукционах меня не проймешь.
Балет и оперу я люблю, но без трепета. Обычное такое эстетическое удовольствие, но никаких экстазов и восторгов. А вот драма иногда так цепляет... особенно камерная сцена. Там актеры ближе и выкладываются на полную, нет шаблонности и механистичности. И главное, чувствуешь всю эту энергетику, живой импульс - вот что ценно (в кино, например, такого никогда не было и не будет). Названия приводить не буду. Тут что последнее посмотрела - то и Впечатление :)
Кино не люблю, не искусство это. Поверить надуманным переживаниям героев невозможно, всюду чувствуется кукольность и ненастоящесть. Причем чем новее фильм, тем хуже от него впечатление. Вот "Броненосец Потемкин" - это да, вещь. А всякие там Аватары - чепуха на постном масле.
Еще архитектуру люблю, да что люблю - ОБОЖАЮ. Могу прямо на улице встать, голову задрать и втыкать полчаса. Вообще, красивые старинные дома - они живые. В отличие от панельных "ульев".
Музыка и книги-это другое. Это способ жизни, а не "разовые" впечатления, так что о них писать не буду.
Ютака Кагайа картинами смог
Два года назад погрузить меня в шок :)
[показать]
просто_Риана, вот думаю, как бы так написать, чтоб не вдаваться в долгие споры: что - искусство, а что не искусство))
понимаешь, я еще в посте написала, что с кино и литературой очень сложно, слишком много нюансов - "нравится", "зацепило", "захватило", "интересно" и т.д. А это все не то, про что я спрашивала. Я вообще вычеркнула бы из этого обсуждения все остросюжетные и мелодраматические вещи - они будоражат и впечатляют, да, но на каком-то поверхностном уровне, на уровне эмоций. А я спрашивала о вещах, которые проникают глубже эмоций.. вводят в своего рода транс.. а таких фильмов и книг оооочень мало.
cherez_dorogu, я видела в Третьяковке мальчика лет трех с мамой, он абсолютно искренне тащился от картины Малявина "Вихрь", причем по словам мамы, это уже не первый случай: как они сюда приходят, так он от "Вихря" ни на шаг)) вот ребенку верю)
что касается театра и кино: любопытно, у нас прямо противоположные взгляды. я была на очень камерных спектаклях, зал в 2-3 ряда, сцены нет вообще, один раз - опера Моцарта, другой раз - постановка по моему любимому произведению - и все равно барьер, неловкость, неестественность.
А кино, наоборот, поскольку люблю смотреть одна дома или в практически пустых залах - смотрю всегда расслабленно, поэтому и воспринимаю лучше.
Стекляшкин, таких художников достаточно много в сети, разве нет? почему же именно он?)
Глория_Мунди, ну вобщем да, мне тоже когда отвечала показалось что я уже немного не о том...не фильм понравился, а фильм как искусство... Только это трудно. Оценить фильм или книгу не по смыслу, а по художественности... Ведь если рассматривать смысл, то опять вернемся к эмоциям. В этом плане наверно опять же стоит упомянуть "Куда приводят мечты". Меня он впечатлил в первую очередь с художественной точки зрения...как выверенная картина, проникающая куда-то вглубь. Очень красиво. Очень эмоционально. Не только по содержанию, но и по форме... При этом гармония картинки, музыки, настроения и содержания... Мое личное ощущение, многим моим знакомым вообще не понравилось...
Как предметом искусства восхищалась Миадзаковскими картинами. За точную передачу настроения, ощущения. За то как нарисовано. В "Унесенных призраками" утро после трудовой ночи например...такое знакомое ощущение, каждая клеточка моего тела помнит его и откликается на эту картинку. Или ночная электричка оттуда же... Или лето из "Мой сосед Тотторо". Это же такое лето, какое бывает только в детстве. Я смотрю на экран и ощущаю дуновение ветерка, запах травы, чувствую какая теплая земля, какая прохладная вода. Это для меня искусство. Пойманное ощущение, описаное, законсервированное, которое можно потрогать, ощутить...
С книгами в этом плане сложнее...немного не хватает до полноты. Но если порой я над книгой плачу, значит все-таки не просто так...хотя может это опять же эмоции...
просто_Риана, ты меня поняла)
для меня пример такого "кино как искусство" - это "Мертвец" Джармуша. Решила я его посмотреть, потому что там Джонни Депп божественно красив) и неожиданно этот фильм меня просто растворил в своей атмосфере. Я как-то давно в сообществе обсуждала его с одной поклонницей ДД, она правильно сказала: "Это не фильм, это мантра"... вот это для меня киноискусство)
Глория_Мунди, знаешь, а я вообще до 35 лет думал, что не понимаю живопись. Совсем. Не трогало ничего вообще.

Но вот в 35 лет в Париже попал в музей d'Orsay и увидел там картину Вильяма Бугурэ (William Bouguereau) Egalite devant la mort - Равенство перед смертью. И понял, что я живописи до этого НЕ ВИДЕЛ.

Ссылка не работает, но картину легко найти в сети по названию.

Никогда не знаешь заранее, что тронет именно твою душу.
Мудрый_Ээх, посмотрела. да, сильная вещь.
по поводу "никогда не знаешь.." - согласна абсолютно. даже более того, чем меньше готовишься к пафосной Встрече с Прекрасным - тем лучше.
Lady_Elora 07-12-2011-03:22 удалить
1. Живопись. Наверное, я совсем не понимаю живопись. Во всяком случае, классическую. Ничто из т.н. "классики" не зацепило. А вот современные художники вызывают душевный трепет и довольно часто. Огромное впечатление (как и на Стекляшкина) в своё время произвели картины Кагайи, и я как раз могу ответить, почему: в этих картинах художник изображал миры, абсолютно гармонирующие с моим собственным, внутренним миром. Они были настолько... близки мне (не знаю как объяснить точнее), что иногда вызывали настоящее потрясение.

[600x369]

Ещё очень сильное впечатление произвели картины Томаса Кинкейда. Я даже помню день, когда впервые познакомилась с его работами. Это было в конце декабря 2007 года. Мы с подругой бродили по супермаркету и выбирали подарки и открытки. На одной из открыток... я буквально замерла. Потому что весь мир словно бы куда-то исчез, а я провалилась во времени и пространстве и оказалась ТАМ - в том потрясающе красивом зимне-снежно-рождественском мире, где все могут быть только счастливы. Меня словно лавиной накрыло. Подруга потом еле оттащила меня от стенда с открытками. Да и то после того, как я скупила весь имеющийся там ассортимент. Самое смешное, что меня эдак накрывает до сих пор, когда я вижу его репродукции. И мне всегда безумно жаль расставаться с этим чудом.

[500x375]

2. Музыка. Enya. Однозначно! Вот где был классический эстетический шок. Сейчас я уже подпривыкла и могу реагировать спокойней, но когда я услышала её композиции впервые... у меня просто дыхание перехватило и... вот не знаю, всё как-то чересчур пафосно звучит, но... как будто подхватило и куда-то понесло. Колоссальнейший душевный подъём. Совершенно непередаваемые ощущения. ...А вот песни, которые меня так поразили:







И ещё одна композиция Rondo Veneziano в своё время вызвала у меня настоящее цунами в душе и заставило расплакаться при первом прослушивании.




3. Литература. "Овод" Э.Л. Войнич. Книга жутко мрачная и тяжёлая, совершенно не похожая на то, что я обычно читаю, но она буквально совершила переворот в моём сознании, зацепила и не отпускала в течение нескольких месяцев(!) Причём сейчас я, наверное, и не смогу объяснить, что именно вызвало такой поток эмоций. Эта книга не стоит в списке моих любимых. Более того, если бы кто-нибудь предложил мне её перечитать, я бы ни в коем случае этого не сделала. Во-первых, из-за тяжести, во-вторых, - чтобы, как ты сама писала выше, "не разрушить магию".

Серия "Отрок" Е. Красницкого тоже вызвала культурный шок. Казалось бы, околоисторическая фантастика, написанная совершенно простым языком, но... сколько я её перечитываю, столько меня "накрывает" от восхищения перед тем, КАК героям удалось буквально из ничего построить мощную боярскую вотчину. Это - натуральное чудо, но безумно логичное и последовательное. Герои ставят цель и благодаря упорству её добиваются. Это... ну потрясающе просто! У меня нет других слов.

И наконец (ногами не бить!) "Поттериана". :)) Культурный шок наступил, что характерно, после третьего прочтения, когда я неожиданно напоролась в тексте "Ордена Феникса" на один интересный момент, который заставил взглянуть на "простую детскую сказку" под совершенно другим углом. Я стала "копать" и с потрясением обнаружила, что книга-то, несмотря на кажущуюся простоту, безумно глубокая(!) Куда глубже, чем я привыкла о ней думать.

4. Кино. АВАТАР!!! XD Он меня просто раздавил - своим невероятным миром, своей масштабностью и эпичностью. Может быть, я сейчас кому-то покажусь банальной, но я правда не могу вспомнить ничего, что произвело на меня ТАКОЕ впечатление. При этом я смотрела его не в 3D, а в самом обычном кинотеатре, да ещё и не на самом большом в мире экране, и с отвратным дубляжом. Но, тем не менее, поразил и раздавил. :)

P.S. Прости за аЦЦкое "полотно".
cherez_dorogu 07-12-2011-10:41 удалить
Ответ на комментарий Глория_Мунди # Глория_Мунди, я также, как этот малый, от Врубелевского "Демона" тащилась в детстве... да что там - и до сих пор тащусь. Это как огонь или вода или процесс отсчета зарплаты - смотреть можно хоть всю жизнь :)
Вообще мне было очень интересно комментарии почитать. Еще раз подтвердила свою мысль, что всё это не зря...


Комментарии (33): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эстетический шок. | Глория_Мунди - Дневник Глории | Лента друзей Глория_Мунди / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»