• Авторизация


Причина экстаза. 28-02-2010 18:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Прелюдия: пост не о религии (на эту тему я зареклась спорить), а о литературе. Получился пост несколько однобоким (сама чувствую), поэтому было бы очень интересно послушать противоположные моему мнения.

Мануэль Ривас. «Карандаш плотника».
Эпизод: спорят врач и монахиня (оба персонажи абсолютно положительные, сильные, необычные люди). Предмет спора – Тереза Авильская, знаменитая испанская святая, прославившаяся, в частности, своими экстазами и видениями, в которых ангел протыкал ей копьем сердце, чем вызывал несказанное блаженство. О своем духовном опыте Тереза писала сама, став первой женщиной-богословом и по сути первой испанской писательницей. При этом ее произведения были достаточно своеобразны, и современные психологи и православные богословы (им-то что за печаль?) "сомневаются в целомудренной чистоте её религиозных переживаний" (с).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0...%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
Так вот, в книге Риваса врач (действие происходит в 1930-х) объясняет своей знакомой монахине причины экстаза святой Терезы. Он считает, что ее видения вызваны вполне земной страстью к конкретному человеку. Страстью, естественно, не разделенной, скорее всего этот человек ничего не знает о чувствах Терезы. И вот она в иносказательной форме пишет об этом: пишет о темнице, об оковах, о том, как «горька жизнь, в которой нельзя упиваться Господом!». И еще более странно – «Увидеть Бога пленником моим!». Для врача все ясно: какая-то неразделенная страсть.
Ничего нового. Это говорилось и до него. Новое вот. Врач:
- В «Книге жизни» она пишет: «У меня болело сердце». Да, совершенно верно, именно так оно и было: у нее болело сердце, у нее болел конкретный внутренний орган. Она страдала грудной жабой и перенесла инфаркт. Доктор Новоа Сантос, искусный патолог, съездил в Альбу, где хранится реликвия, и осмотрел сердце святой. Поверьте, он был честным человеком. Так вот, он пришел к заключению: то, что считалось раной от ангельского копья, есть не что иное, как sulcus atrioauricular, ложбинка, разделяющая предсердия. Но он обнаружил также рубец, какие оставляет склеротическая бляшка, указывающая на перенесенный инфаркт. . Вспомните строки: «Живу, в себе я не живя, и столь высокой жизни чаю, что умираю от того, что все никак не умираю». Умираю от того, что все никак не умираю! Это стихотворение…
- Оно чудесно!
- Да. Но это еще и медицинский диагноз.
- Фу, как это грубо и непристойно, доктор. Мы ведем речь о поэзии, о высочайших стихах, а вы, вы талдычите о внутренних органах, словно судебный врач.
- Извините, но я патолог. Эти стихи великолепны. Ни один патолог не сумел бы так верно описать болезнь. Святая Тереса превращает недуг, медленную смерть – следствие грудной жабы – в высший образец искусства и, если угодно, духовности. Это вздох, преображенный в стихотворение.
- Для вас «умираю от того, что все никак не умираю» – не более чем вздох?
- Да. Вздох. Но отметим, что вздох в высшей степени осмысленный и утонченный.


То есть экстаз этой святой – следствие даже не какой-то борьбы страстей, это следствие физического недуга, даже не болезни души, а болезни тела.


Я это к чему. У меня никогда не вызывали интереса биографии писателей и поэтов, которые мне нравились. Именно потому, что после знакомства с этими биографиями приходишь к мысли, что то, что тебя восхищало, все это следствие каких-то болезней, комплексов или трудных жизненных обстоятельств (по крайней мере, у моих любимых авторов дело обстоит именно так). И от этого то, что человек написал в каком-то порыве – тут же меркнет: вместо откровения вы видите перед собой продукт не совсем здорового сознания.
Что мне даст для понимания Гоголя в подробностях расписанные его последние дни? Что мне даст для понимания Достоевского его эпилепсия и игромания? Что мне даст алкоголизм Есенина? Что мне даст для понимания «Стихов о Прекрасной Даме» (люблю Блока, но не этот цикл) портрет некрасивой Любы Менделеевой и ее откровения на тему отсутствия нормальной супружеской сексуальной жизни?
Нужно ли вообще изучать биографии писателей?
Кто-то скажет: да, это помогает понять личность писателя и его творчество.
А я скажу: возьмем пример из школы – что добавляет к стихотворению «Я помню чудное мгновение» ваше знание о том, что оно посвящено какой-то там А.П. Керн? Вам она зачем сдалась, эта А.П.? Вам либо стихотворение нравится – либо нет. Все, что поэт/писатель хотел о себе сказать, он и так говорит – в своих произведениях. Зачем мне его женщины/мужчины, количество браков и детей, зачем мне его болезни и проблемы? Я либо и так понимаю его творчество и ощущаю, что оно говорит мне обо мне самой– либо, изучив биографию автора, я просто сведу все его произведение к каким-то реальным обстоятельствам, в которых оно было написано.
И то, что казалось гениальным, будет разложено на составляющие, как экстаз святой Терезы: вот здесь перенесенный инфаркт, здесь какая-то скрытая страсть… и тэ дэ, и тэ пэ....
П.С. К нелюбимым авторам это не относится. Про них могу почитать даже с удовольствием.
П.П.С. Не все перечисленные в посте - любимые. Просто яркие примеры.
[577x450]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Ca_va_bien 28-02-2010-18:50 удалить
А я вообще ни про каких авторов не люблю читать, ни про любимых, ни про нелюбимых)))
Так что присоединяюсь к тебе
ниссе 28-02-2010-18:58 удалить
Я не люблю читать ЖЗЛ. И у меня стойкое понятие того, что принцессы не какают розами. Я люблю просто читать. И выносить свое решение - понравилось мне или нет. Ну а про болезнь святой Терезы с учетом того, как я люблю Хауса, вообще молчу.
"Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда. " (А. Ахматова)
Ullika, про нелюбимых я читаю с некоторым злорадством даже)) типа "гений, гений! да вы посмотрите, какой он в жизни был!"))
ниссе, про ЖЗЛ можно почитать, если перед нами человек, у которого не было в жизни возможности как-то себя выразить в словах. Но у писателей-то этой возможности хоть отбавляй.
Стекляшкин, угу, тоже об этих стихах вспоминала. Так вот и вопрос - Ахматова на него ведь не отвечает - нужно об этом "соре" знать или нет?
Глория_Мунди,

Порой меняют человека картина, стих или рассказ,
И приучил нас опыт века бояться ядов и зараз.
Произведенья вырастают на вид чудесно хороши -
Но потребители желают знать экологию души.
Боль, страх, тоска, сомненья, слёзы и совести тревожный глас -
Не представляют ли угрозы? Не перекинутся ль на нас?
Кто знает - вдруг творца мученья творениям передались?
Прочтём мы их для развлеченья, а к нам придёт полярный лис.
Потом статью в ехидном стиле напишет строгий критик зло:
"Какого чёрта проглотили? Вы посмотрите, где росло!"
Но иногда надоедает. Что от искусства может быть?
Когда нам вкусно - то глотаем . Хоть можем не переварить.
И фиг с ним - с тем, где вырастает...
Одно лишь помогает нам - хороший вкус от бед спасает.
С авосем, впрочем, пополам :)
Стекляшкин, )))
но я вообще-то имела в виду не "строгих критиков", а наоборот, таких фанатичных биографов, которые считают, что каждая мелочь в жизни писателя должна мне быть важна! что без этого я его произведения не "переварю"! или переварю, но неправильно!
Waldmichel 17-03-2010-19:53 удалить
Тема интересная.
У меня ответ на вопрос "надо ли знать?" зависит от настроения.
Иногда непонятно, ЗАЧЕМ написано данное произведение, и вообще, чем именно мне так не нравится его автор. В этом случае подробности биографии помогают понять мотивы.
С другой стороны, бывает противно копаться в том, что не нравится. Так что однозначного ответа, хочу ли я знать биографию уже знакомого автора, у меня нет.

Другое дело, если автор незнаком, но фамилия назойливо мелькает, а поклонники восторженно нахваливают какую-нибудь книгу. В этом случае знания "подробностей биографии" вполне могут помочь мне определиться, читать эту книгу и вообще его произведения или нет.
(Три ярких примера авторов, которых я заведомо отказался читать: Кафка, Стендаль и Хэмингуэй).
-Елисей-, интересный заход: от биографии к книге, а не наоборот. У меня такого, по-моему, ни разу не было.
А если можно - вкратце: чем конкретно стали неприятны эти трое - Кафка, Стендаль и Хэмингуэй, я-то как раз в подробности биографий особо не вникаю. Хэмингуэя не читала, а по первым двум смогу, наверно, сделать выводы о связи биографии и творчества.
Waldmichel 18-03-2010-09:56 удалить
Ответ на комментарий Глория_Мунди # Вкратце может не получиться, но попробую :)
Кафка, судя по отзывам, был абсурдистом и в жизни (не только в литературе), а Стендаль был типичным "маленьким человеком" - неудачником с проблемами в общении. Оба стремились отгородиться от реального мира своими фантазиями, только у Кафки эти фантазии ещё и были вычурные. Такие типы меня интересуют разве что как психиатра-любителя, да и то ненадолго :)
А Хэмингуэй был богатым бездельником, между двумя мировыми войнами разъезжавшим по Африке и отстреливавшим крупную живность. Совсем неинтересный тип, вызывающий лишь неприязнь.
Отсюда и к их литературе априорное отношение.
Ну, и некоторые цитаты из их книг, попавшиеся на глаза, тоже повлияли.
-Елисей-, да бОльшая часть мировой литературы создана богатыми бездельниками - у кого еще время было книжки писать?))
про Стендаля у меня сложилось ощущение, что он был достаточно холодный человек, это отвратило от его книг (полторы книжки прочитала). мне показалось, что это писал не фантазер, а как раз человек рассудочный настолько, что это скучно, малоэмоциональный. поэтому так неинтересно выглядят все страсти-мордасти, которыми он наводняет свои произведения.
А Кафка.. ну да, абсурдист по жизни. Кстати, поэтому ему и веришь.


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Причина экстаза. | Глория_Мунди - Дневник Глории | Лента друзей Глория_Мунди / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»