• Авторизация


Про Аватар и тварей. 07-01-2010 14:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


По поводу «Аватара», но не о нем. Не о нем, потому что фильма я пока не видела, поэтому не компетентна)) Но из того, что слышала от заслуживающих доверия людей, могу сделать вывод: наивно, но очень красиво – что собственно обсуждать? Какие у «синеньких» ушки и глазки?
Из рецензий на «Аватара» меня заинтересовала только одна (заинтересовала в данном случае не значит «я согласна»): во-первых, там обсуждались не «ушки» и «глазки», а смысл фильма, а во-вторых, она вызвала кое-какие ассоциации с другими произведениями. Поэтому не об «Аватаре» пост, а «по поводу».

Статья «Аве, тварь!» (игра слов, оцените).
http://doppel-herz.livejournal.com/294936.html
Смысл (если кому лень читать): фильм о предательстве. Весь роскошный визуальный ряд просто призван скрыть от зрителя, что герой – банальный гнусный предатель. Ради роскошной жизни в роскошном мире (здоровье и местная женщина прилагаются) он предал свою расу. Вы говорите: нет, он не предатель, он встал на защиту слабых, на защиту правды и природы? А на секунду представьте, что «слабые», «правда» и «природа» представлены не симпатичными синими кошечками, а – дальше процитирую – «А если бы планету населяли не столь симпатичные существа? Представьте смердящую лужу вонючей жижи, в которой плещутся похожие на фекалии создания, живущие в полной гармонии с окружающей их природой. Роются в навозе, прыскают друг в друга струйками гноя, лепят из грязи ритуальные куличики. А под лужей расположены залежи лекарственного препарата, способного спасти миллионы землян от мучительных страданий, на что обитателям водоема, грубо говоря, насрать. Ну не хотят они уходить со своего священного отхожего места и все тут. Будете ли вы столь же сильно переживать, если всю эту благоухающую братию слегка подвинут бульдозерами в сторонку?» Прав автор? Прав. Так что про слабых и природу не катит. Герой просто выбрал прикольную, разноцветную жизнь.
И вот когда я готова с автором уже согласиться, он упоминает фильм «Матрица» - и я кое-что вспоминаю из своих ощущений от «Матрицы» и еще.. от «Тараса Бульбы».
Когда я посмотрела «Матрицу», я, помнится, вот о чем подумала: ну хорошо, разрушит Нео Матрицу – и что? Что будет с миллиардами голых, лысых людей с атрофированными мыщцами (и мозгом), которых вдруг грубо разбудили среди прекрасного сна и кинули на выжженную Землю? Кто ими будет заниматься? Самого-то Нео долго в фильме разным иглоукалыванием лечили, ну он Избранный, а неприспособленные к реальной жизни миллиарды просто погибнут. На Земле ведь ничего нет! Погибнет человечество, если Матрицу сломать, вот ведь что!
А вторая мысль – вдогонку первой – а если бы это был МОЙ выбор: отключиться от Матрицы или нет? Я бы не отключилась. Потому что все, что мне нравится на Земле, осталось только в Матрице. Да, и комфорт, и вкусная еда (недаром предателя в ресторане показывали - продался за жратву!), но и более глобальные вещи: природа такой, какой я ее люблю (в реальности на земле давно уже экологическая катастрофа), и культура, да вообще – ВСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – все это осталось только в Матрице. Поэтому если б какие доброхоты меня и отключили, я бы тут же с криком «Роди меня обратно!» попыталась бы втыкнуться в Матрицу снова. Да, мне плевать на судьбу человечества. Да, я выбираю разноцветные сны.
Еще пример. И когда училась в школе, и когда в ней работала, безумно ломала меня одна книга.. ну не знала я, как ее преподавать по-человечески. «Тарас Бульба», а конкретно – то единственное, что достойно в ней обсуждения – предательство Андрия. С одной стороны, банально, как гвоздь: предал из-за любви семью, товарищей и Родину.. нехорошо-то как получилось! ***а в последней экранизации, где Андрий страстно рвет платье на помирающей от голода девице, так вообще за него стыдно!*** А ведь у Гоголя все совсем не так примитивно. И не в одной любви там было дело. Чуть напомню по тексту:
Андрию легко давалась учеба, он вообще имел "более живые и развитые чувства". Он любил побыть один. Ему нравилось гулять в дворянских районах Киева, где дома были выстроены «с некоторой прихотливостью». Уже – и без всякой «любви-страсти» - видно, что это не типичный казак. Что другие у него вкусы, другие наклонности – от природы другие. И потом уже, в осажденном польском городе, видно, как он "не по-казацки" реагирует на всё, что видит (я подчеркнуто ничего не буду говорить о девушке). Вот он попадает в церковь, слышит орган – и приходит в восторг: «.. и дивился Андрий с полуоткрытым ротом величественной музыке». Вот он видит умирающих от голода – и ему жалко их. И поэтому когда он говорит полячке: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего!».. с ним , по-моему, трудно не согласиться. Другое дело, что ему пришлось, защищая «самое милое для себя», не только бросить своих – имел полное право, но и пойти против них. Так военное время, что делать. Трагедия – да, гнусное предательство? Никак нет. В его поступках не было никакой корысти, он выбрал то, что соответствовало его внутренним ощущениям. Это можно назвать предательством?

… в общем, вопрос интересный: что есть предательство? Что есть измена? И что есть измена себе?
А автор статьи про «тварь» и согласившиеся с ним, интересно, что бы выбрали: серую жизнь (возможно, в инвалидной коляске) – или разноцветную? Если отвечать без пафоса. Вполне может быть, кстати, что и серую – если синенькие кошечки просто не в их вкусе.
[570x320]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
Глория_Мунди, на всякий случай посмотри фильм ;) а то обсуждение выйдет в духе беседы слепого с глухим))) Фильм кстати и вправду красивый...
По поводу предательства...а в чем собственно предательство? Не позволил разбомбить окончательно еще оду планетку? Не дал вырыть ценное ископаемое? Вот если бы он возглавил наступление на Землю или что-то в этом духе...а так...люди нападали, нави защищались, гл.герой просто выбрал сторону (кстати сказать не сразу выбрал, он же солдат все-таки, очень долго честно старался выполнить приказ...пока его самого генеральчик не подставил)
А по поводу того была ли эта история такой в других декорациях? Думаю да...если смотреть на нее изнутри. От имени какашкоподобных существ, в чей мир вторгаются неизвестно кто и неизвестно зачем. Думаю история была бы такой же...но смотреть ее было бы менее приятно)))
просто_Риана, я обязательно посмотрю, но потом. Поэтому я и "Аватар" и не обсуждаю пока)) мне интересна сама проблема предательства.. Имел право Андрий уйти к полякам? Имел право человек выбрать жизнь в Матрице, а не борьбу с машинами? Ты бы на месте героев "Матрицы" что бы выбрала?
Глория_Мунди, насчет Андрия не знаю...к моему стыду Тараса Бульбу я так и не осилила...
Насчет Матрицы. Тут сложный вопрос. Бороться - это красиво, это героично...только вот оправдано ли... Если бы меня выдернули из матрицы, я наверно все-таки в нее не вернулась бы. Все-таки ложь есть ложь, мне было бы интересно так вот резко все изменить. Но вот только и пополнять ряды воюющих с матрицей я бы не стала. Очень мне нравится одна фраза, по-моему она сюда как раз подходит: "Спаси нас Бог от тех, кто решил одарить нас своими мечтами". И еще "В чужой монастырь со своим уставом не лезь". В идеале я бы каждому дала право выбора, а не решала бы за всех как будет лучше.
Что для меня предательство? Для меня это две вещи: первая - это когда тебе доверяют что-то, а ты доверия не оправдываешь. (банальный детский пример - ты узнал чей-то секрет и всем его разболтал); вторая - это пойти против своих моральных устоев, против совести как их контролера. Скажем если для тебя важнее всего справедливость, а приказы имеют меньший приоритет, то в таком случае нарушить приказ не будет предательством, а вот поступиться справедливостью напротив будет (сорри за пафос, но такие громкие слова как-то обязывают))
Когда грозит слепая сила
Всё то, что было сердцу мило,
Железной растоптать пятой,
А мы, увы, часть силы той -
То проклят путь тяжёлый наш:
Куда не двинь - везде предашь.
просто_Риана, Стекляшкин, я вот думаю, что в этом и причина моего очень прохладного отношения к людям в военной форме: ну не нравятся они мне, потому что они "часть силы" и не должны обсуждать приказы
Waldmichel 08-01-2010-07:06 удалить
К понятию "предательство" отношусь настороженно.
Допустим, сбежал парень из армии, или даже переметнулся на другую сторону. Вердикты понятны: дезертирство и предательство. А если он с самого начала не разделял устремления своего руководства, а в армию попал не по своей воле?
Думаю, вопрос ещё в том, кого именно предаёшь. Если это честные люди, не сделавшие тебе ничего, кроме добра, - тогда, конечно, поступок достоин осуждения (со стороны тех, кого предали, конечно). Поэтому в конфликте Тараса Бульбы с Андрием правых и виноватых нет: просто так получилось, что Андрию не стоило попадаться :)
Ответ на комментарий Waldmichel #
Исходное сообщение Елисей_Первый
Поэтому в конфликте Тараса Бульбы с Андрием правых и виноватых нет

.. но поскольку у нас эту книгу включили в школьную программу, то и виноватого в ней нашли - чтоб дети не запутались))
.. а по Матрице что скажешь: стал бы с ней бороться или и в ней хорошо?)
Ca_va_bien 08-01-2010-13:26 удалить
Мало кто может принять голую совершенно правду и реальность - так что многие бы Матрицу тоже выбрали (и я в том числе :-))
А моральные понятия все - вещь относительная, ярлыки зависят от точки зрения оценивающего (те же "шпионы" и "разведчики", например).
Кстати, в том же "Аватаре" разработка минерала велась исключительно ради миллиардных прибылей - так что люди "с точки зрения морали" выглядели определенно плохими ;-)
Жаль даже, что Камерон не додумался добавить неоднозначности (если бы речь шла об уникальном лекарстве, спасающем человечество)
Lady_Elora 08-01-2010-13:44 удалить
Стекляшкина в цитатник. ;)

Глория_Мунди, так-с... попробую по пунктам. Чтобы самой не запутаться. :))

1. Что для меня есть предательство?
Вот тут Риана очень правильно сказала, мне особенно и добавить нечего. Предательство - это сознательный обман доверившегося тебе существа. (Почему существа? Да потому что и к животным, и к... хм... :)) инопланетянам это вполне применимо). Я недаром сделала упор на слово "сознательный". Нельзя обвинять человека, если он не ведает, что творит, а бывает и такое. Случай с Джейком вообще уникален, поскольку тут имеет место двойное предательство и оба осознанных... с точки зрения общей морали. Но если копать глубже, получаем совершенно иную картину. Предательство всего одно! То, которое и было действительно осознанным, т.е. изначальное - предательство по отношению к На'Ви, которых парень ввёл в заблуждение (пришёл якобы учиться, а сам...). А потом... о каком предательстве человеческой расы может идти речь? Джейк конкретно запутался, и удивительно, как многие этого не видят. А ведь больше половины фильма он мечется, разрываясь между двумя сторонами, каждая из которых ему по-своему дорога. В фильме показана (во всяком случае, я её так увидела) именно трагедия человека, ставшего перед непростым выбором. С одной стороны - будущее никому не нужного инвалида без семьи и работы, с другой стороны - жизнь в гармонии с Природой и обществом, здоровая жизнь, в которой не деньги всё решают. Ясное дело, что в этом случае человек выберет. И не надо петь пафосных песен о том, что это не патриотично и т.п. Что пресловутая "родина" для Джейка сделала? Да ничего. Так какого, спрашивается, Хаоса за неё то самое место рвать? ;) Скажу больше, я почти на все 100 уверена, что поставь перед аналогичным выбором автора статьи, он не стал бы бить себя кулаком в грудь и вопить о преданности родине. :)) Потому что прекрасно знает: родина - не оценит. А сидеть в тёплой комнате у навороченного монитора и гнать волну всякий умеет. Все мы герои и патриоты, пока есть где жить, что кушать, что носить и чем ходить. :\

2. Предательство Андрея.
Это не предательство. Однозначно. И за это мне в своё время первый и единственный раз в жизни влепили четыре по сочинению по литературе - пункт оценивания "содержание". :) Учитель трактовал книгу "как принято", а мне за высказанную мысль, отличную от "официальной версии", снизил оценку. Дык вот я считала, что Андрей не предавал. Во всяком случае, получилось это у него далеко не так сознательно, как должно для настоящего предательства. Во-первых, сразу было видно, что парень явно отличался от всех прочих казаков своего возраста. Во-вторых, мне почему-то с первых же страниц показалось, что ему все эти войны-рубиловки были ох как не в тему. Ему бы вирши сочинять, или живописью заниматься, или играть на каком-нить муз. инструменте... Творческий ведь человек, по всему видно. Ан нет. Шашку в руки - и туда же. :\ Ясное дело, что человек пошёл против себя, против своей природы. И стоит ли удивляться, что когда он нашёл более подходящий мир и уклад, он "проголосовал ногами"? ... Правда, дело не только в творческой натуре. Когда было мне лет 12 (а, собсно, тогда мы оное сочинение и писали), я почему-то делала упор ещё и на любовной теме. Андрей влюбился. Влюбился сильно, пылко, как и положено в его возрасте. А когда такие чувства, поступками руководят в основном одни гормоны, разум там редко включается. Парень хотел быть с полячкой и баста! И раз родина не смогла ему это предложить, он, опять же, "проголосовал ногами". :)) Тут, как мне кажется, наложилась целая куча аспектов... что и сподвигло на предательство. Да. В какой-то степени это таки предательство. Но... за давностию лет уже не всё так хорошо помню... однако сложилось у меня впечатление, что делал Андрей всё уж больно сумбурно. Да и осознал предательство едва ли не в самый последний момент.

3. Про Матрицу.
Очень сложный вопрос... Думала долго, прислушивалась к себе, прислушивалась... И вот, как ни гадко признать, но я бы не хотела отключаться. :) Потому что, как ты справедливо заметила, у меня в Матрице жизнь, семья в том виде, который меня устраивает, налаженный быт, интересный досуг. Опять же, Природу я люблю именно эту - "матричную". Плевать на то, что всё это иллюзия. Знаешь известную пословицу - "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше"? Вот тут всё абсолютно так же. :) Если мне в Матрице будет лучше, зачем отключаться? Что я, враг себе? Вспомни, ведь и Нео пожелал отключиться только потому, что был неудовлетворён своей жизнью. Был бы он счастлив, разве нужна была бы ему эта реальность?
Ullika, Кэмэрон бы додумался, но тут от него не всё зависит, а голливудским студиям такие неоднозначности в блокбастерах не нужны))
.. меня просто поразило, как народ в ЖЖ подорвался на тему прославления предательства в "Аватаре", вот уже в топе второй креатив на эту же тему висит.. может быть, авторы военные бывшие? может, им нелегко такие вещи смотреть? ну, тогда для них и фильм о заговоре против Гитлера - тоже о предательстве) ну и что, что Гитлер, присягал ему - служи)
08-01-2010-14:02 удалить
Посмотрите этот клип "на тему прославления предательства в "Аватаре" :)
http://narod.ru/disk/16623269000/AvEs.avi.html
Lady_Elora, писал фанат)) по объему чувствуется)) по "Аватару" высказываться не буду, а относительно всего другого - да главное СЕБЯ не предавать. Ну и подлости, конечно, своим "бывшим" не делать. Не знаю, делал ли подлости "бывшим" герой "Аватара", в "Матрице" предатель своих сдал, да.. ну так голливудская продукция, всё должно быть однозначно! А Андрий, перейдя к полякам, выступил против своих в открытом бою.. на подлость не похоже!
Lady_Elora 08-01-2010-14:04 удалить
Глория_Мунди, Глор, не от этого. :) Я давно уже заметила, какой народ там в основном тусуется. Нет, есть и нормальный, но в целом... сплошной эпатаж и желание выделиться. Отсюда и агрессия, и часто совершенно "не-в-темные" посты. Вот все "Аватара" хвалят, а я возьму да и поругаю. Во-первых, покажу какой я не-как-все, а во-вторых утру нос всем, когда мой пост будет в топе. :)) Только и всего. У меня один друг ушёл на ЖЖ, например, исключительно для того, чтобы таких вот товарищей подначивать.
Lady_Elora 08-01-2010-14:08 удалить
Глория_Мунди, Джейк тоже выступил в открытом бою. Причём, когда определился со сторонами, секрета из этого не делал и со всем простодушием обычного нормального парня явно показал, на чьей он стороне и почему. Более того, он до последнего пытался обе эти стороны помирить. И лишь когда не вышло, встал на сторону На'Ви. фильм посмотри обязательно. Не пожалеешь. И сразу станет ясно, что авторы подобных сочинений ни бельмеса не поняли. :)
Lady_Elora, да с большинством авторов подобных топовых постов всё понятно)) я просто всегда стараюсь подумать о людях что-то хорошее.. может, они правда такие присяге и человечеству преданные, что уххх)) как узнали бы, что вокруг одна Матрица, отключились бы от нее в момент и с красным флагом против машин) и этих синих кошечек "душили бы, душили")) и во вражеских баб никогда бы не влюбились, только командира бы любили)
Waldmichel 11-01-2010-10:17 удалить
Исходное сообщение Глория_Мунди
.. а по Матрице что скажешь: стал бы с ней бороться или и в ней хорошо?)


На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.
В данной реальности у меня жена и дочь - решился бы я их оставить? Скорее, нет, чем да, но и жить с новым знанием в голове и ничего при этом не делать - было бы тоже тошно. Может быть, попытался бы рассказать правду им и тоже привлечь на свою сторону. Как говорят математики, всё зависит от граничных условий: были бы шансы на борьбу и победу, или если бы в Матрице жизнь стала совсем невыносимой - решился бы на борьбу.

Есть ещё одна сторона проблемы: я ведь всерьёз сомневаюсь, что нынешняя реальность существует объективно. Вдруг мы все - всего лишь лягушки в болоте, которые собрались на листе кувшинки и квакают, а им кажется, будто они сидят и общаются на ЛиРу? :) И на самом деле за нами наблюдают некие более могущественные существа, решившие поставить над нами эксперимент, аналогичный Матрице?
Решился бы я прервать эксперимент ради возвращения в такую лягушачью реальность? Едва ли.

Так что суть вопроса, наверное, в наличии свободы воли. У лягушек в болоте её нет, у борцов против Матрицы - есть.
Елисей_Первый, насчет лягушек ты человечеству однозначно льстишь)) так.. микроорганизмы..
Что касается Матрицы, то вывод-то очевиден: отключиться от нее без колебаний (как герой фильма), мог бы только одинокий человек, недовольный своей жизнью.. а если б ему еще и наплели, что это в Матрице он никто и звать его никак, а в реальности он будет сами-знаете-кем.. При любых других условиях никто бы от Матрицы не отключился))
Alone_D 11-01-2010-15:35 удалить
Очень ситуативное и субъективное понятие это предательство. А живем и действуем мы интуитивно и вариативно, оттого и сложно разобраться порой. Много всего намешано. Судя по рецензии - рецензия гавно (опять же субъективно), а фильм хороший (объективно).
Глория_Мунди, подумалось что ты права...и от этого немного грустно...
Waldmichel 14-01-2010-14:10 удалить
Исходное сообщение Глория_Мунди
Елисей_Первый , насчет лягушек ты человечеству однозначно льстишь)) так.. микроорганизмы..


Согласен. :)


Что касается Матрицы, то вывод-то очевиден: отключиться от нее без колебаний (как герой фильма), мог бы только одинокий человек, недовольный своей жизнью.. а если б ему еще и наплели, что это в Матрице он никто и звать его никак, а в реальности он будет сами-знаете-кем.. При любых других условиях никто бы от Матрицы не отключился))


А вот тут не всё однозначно.
Поразмыслив, я пришёл к выводу, что всё-таки это больше женский подход.
(Не в обиду и не в укор - просто у женщин и мужчин действительно разный подход к решению проблем, и это прекрасно :)).
Скорее всего, я бы "разорвался" между привязанностями, которые остались в Матрице, и необхдимостью как-то жить и действовать в связи с новыми знаниями. Я бы всё-таки попытался увеличить свою собственную свободу от Матрицы - и близких агитировал бы на тот же путь. Хотя это, конечно, сложнее и опаснее, чем выбор из двух однозначных решений.

В общем, ближе всего мне главгерой "Обитаемого острова". :) Ситуация у него была похожая. Правда, ему было проще: он с с самого начала явился извне.
Елисей_Первый, мне кажется, у женщин в таких ситуациях более устойчивая психика: то есть если женщине сообщить, что вокруг всё Матрица, женщина смогла бы на это знание "забить" и жить дальше)) а большинство мужчин забить бы на это не смогло, и это знание просто довело бы их до псих. болезни. потому что как жить, если всё, чего ты добился в жизни, и все, кого ты любишь, - Матрица??
А вот именно отключиться от нее решительно и бесповоротно смогли бы только те, кому в ней недорого абсолютно ничего .. и никто: одинокие и неудачники, каким Нео собственно и был.
Елисей_Первый, может я конечно ошибаюсь, но мне казалось, что там был очень однозначный выбор. Либо ты пробуждаешься и пытаешься что-то с этой новой реальностью сделать, либо остаешься в матрице (причем помнится агент Смит обещал стереть все воспоминания о не-матрице). Никаких полутонов и "попробую". Либо красная таблетка, либо синяя)))


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Про Аватар и тварей. | Глория_Мунди - Дневник Глории | Лента друзей Глория_Мунди / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»