Посетила два подмосковных города — Павловский Посад и Орехово-Зуево. Оба они прославили себя текстильной промышленностью. Ради фабричной архитектуры мы туда и поехали. Ну что я могу сказать — впечатляет, особенно масштабы Никольской мануфактуры Морозовых. К сожалению, из-за ограничений по времени смотрели все очень быстро, часто издалека или из окна автобуса, поэтому ставлю галочку напротив этих городов — надо будет обязательно вернуться.
Дореволюционная промышленность России, в том числе и текстильная, характеризуется в первую очередь промышленным переворотом, то есть процессом перехода от мануфактурного (ручного) производства к производству фабричному (машинному), который сопровождался как ростом темпов производства и увеличением объема промышленной продукции, так и глубоким кризисом, с многочисленными движениями рабочих за свои права.
Сначала мы посетили Павловский Посад, который и сейчас славится своими платками и шалями… да и не только ими, вообще текстилем — парчой, шелком, шерстью. Поэтому первым делом мы поехали в музей истории русского платка и шали. Находится он в здании Дворца культуры Павлово-Покровской фабрики (1929). Это самое большое общественное здание города. Здесь мы увидели платки и ткани из разных регионов России, а так же ознакомились с техникой их изготовления. Неплохой, надо сказать, музей.
[700x466]
[700x466]
[700x466]
[700x466]
[700x466]
[700x466]
[700x466]
В прошлом Товарищество мануфактур Якова Лабзина и Василия Грязнова, а сегодня ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» производит чудесные шерстяные ткани с набивным рисунком, в производстве которых немаловажную роль играет техническое рисование, от которого зависит разнообразие и вкус изделий.
Вот так выглядит павловопосадский платок в нарисованном варианте. Это, так называемый, крок.
[700x466]
Рисунок на ткань переносится с помощью досок — цветок и манер. Цветки — это полностью деревянные формы, с помощью которых набивают рисунок. Для каждой краски делается отдельная цветка. Манера — это металлический штамп, прибитый гвоздиками на деревянную доску, которым наносят на платок тонкий контур рисунка. На фотографии цветка находится слева, а манера справа. Доски начала 20 века.
[700x466]
В результате получается вот такая красота.
[700x466]
Как я уже писала, Павловский Посад знаменит не только шерстяными тканями. В 1812 году Андреем Соколиковым недалеко от города (в Филимоново) был основан шелкоткацкий промысел, специализирующийся поначалу на производстве шелковых платков. После смерти владельца фабрика была поделена между сыновьями и превратилась в два разных шелкоткацких производства. В 1918 году они были национализированы и впоследствии объединены, получив новое название «Шелкоткацкая и красильно-аппретурная Филимоновская фабрика им. Я.М.Свердлова». Сегодня это ООО «Павлово-Посадский шелк». И славится оно в первую очередь своей жаккардовой тканью, то есть крупноузорчатой гладкой тканью с рельефным повторяющимся рисунком. Это одна из самых дорогостоящих и прекрасных тканей. Название произошло от имени французского ткача Жозефа Марии Жаккара, который в 1801 году изобрел жаккардовый ткацкий станок, благодаря чему стало возможно изготавливать волшебное полотно в промышленных масштабах.
Картон с круглыми отверстиями слева — это перфолента с зашифрованным фрагментом раппорта узора для ткачества на жаккардовом станке. Справа — образец шелковой жаккардовой ткани.
[700x466]
Набор перфокарт для рисунка. Ума не приложу как этим пользоваться)
[700x466]
Сегодня ООО «Павлово-Посадский шелк» удовлетворяет потребности священнослужителей в ритуальных одеждах, местной тканью обиты кресла Малого театра... Вот правда тендер на изготовление ткани для занавеса Большого театра фабрика почему-то не выиграла, а ведь предыдущий был именно павловопосадского производства.
Еще немного о текстильном дореволюционном производстве — товарный ярлык конца 19 века фабрики братьев Николая и Спиридона Заглодиных. Такие ярлыки использовались для маркировки перевозимых тканей — приклевались к тюкам.
[700x466]
Штемпельное клеймо для маркировки ткани, дабы отличить оригинал от подделки. Сначала клейма были тканные, потом уже печатные, но многие ткани, к сожалению, вообще не маркировались поэтому сегодня очень сложно атрибутировать тот или иной образец. Этот штемпель, судя по всему, принадлежал товариществу Вичугских мануфактур братьев Разореновых.
[700x466]
И бонус — видео, иллюстрирующее производство павловопосадских платков сегодня.
Что касается промышленной архитектуры, то я, к сожалению, покажу лишь одну фабрику. Это хлопчатобумажная фабрика Русско-французского анонимного акционерного общества. Местные называют ее просто «Париж». Постройка 1900 года.
[700x466]
[700x466]
В 1910 году была достроена вторая часть здания, о чем нам любезно сообщают цифры на фасаде.
[700x466]
[700x466]
[700x466]
[700x466]
А вот и рабочие казармы при фабрике.
[700x466]
Ближе к вечеру добрались до Орехово-Зуево. Местные жители смотрели на нас с широко раскрытыми глазами, молодежь удивлялась и спрашивала «Неужели здесь смотреть есть на что?», смеялись… Люди старшего поколения присоединялись к группе, слушали, разговаривали с экскурсантами. Стало ясно, что туристы город своим вниманием не балуют.
А город между тем богат памятниками, и в первую очередь это, как вы уже, наверное, догадались, дореволюционная промышленная архитектура. Самый знаменитый комплекс — Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К° (1873), да что там мануфактура целый индустриальный городок, в который входят рабочие казармы, театр, больничный комплекс, церкви, училище, богадельня…
Менее известное сооружение, но не менее интересное — Подгорная мануфактура Ивана Никитича Зимина (1884). Надо сказать, что в его владении было еще одно предприятие — в Дрезне, городке, расположившемся как-раз посередке между Павловским Посадом и Орехово-Зуево. К сожалению, я не могу порадовать вас отличными фотографиями объектов со всех сторон и во всех ракурсах, поэтому поверьте мне на слово — это нечто, потрясающее воображение.
Немного ночных фоток из Орехово-Зуево… просто так… не пробуйте на них что-то рассмотреть или понять.
[700x466]
[700x466]
[700x466]
[700x466]
[700x466]
[700x466]
P.S. В заключении поделюсь с вами отличным ресурсом, блогом краеведа, некого Александра Послыхалина. Я зачитываюсь его постами. У него, кстати, про историю текстиля и про индустриальную архитектуру очень много написано, плюс источники информации приводятся. В общем очень, очень достойный персонаж.
http://trojza.blogspot.ru
P.P.S Я прикрепила минимальное количество фотографий. Если вы хотите увидеть полную версию нашей поездки, добро пожаловать в дневник фотографа Елены Комаровой.
Часть1: http://lenakomarova.livejournal.com/183428.html
Часть 2: http://lenakomarova.livejournal.com/182853.html