Интервью с Марией Ривой (Maria Riva), дочерью Марлен Дитрих, и Питером Ривой (Peter Riva), внуком Марлен Дитрих
«НЕБО БЫЛО ЗЕЛЕНЫМ, ЕСЛИ ОНА ТАК ГОВОРИЛА»
13 ноября 2005 года. Мария Рива, 81 год, дочь Марлен Дитрих, оживленная, грациозная и, также как и ее сын, который появился на интервью без предупреждения, одетая безупречно. Оба одеты в темные тона и необыкновенно благородную обувь. Петер Рива, ему 55, в носках ярко-красного цвета. Во время разговора много смелись, а когда оба вспоминали кулинарное искусство Дитрих, от которого всю семью регулярно тошнило, то оба просто сотрясались от смеха. Правда, это был преисполненный любви смех, по которому можно было заметить определенное облегчение. Смех людей, которые перенесли нечто напряженное и теперь вспоминают об этом со стороны и с веселым оживлением.
Фрау Рива, сейчас Вы опубликовали тексты, которые в последние годы жизни Ваша мать написала, проведя множество бессонных ночей в парижской квартире. Книга называется «Ночные мысли», это стихи и наброски о людях ее жизни, о ее любовниках таких, как Габен ( Gabin ) или Синатра ( Sinatra ), о Катарине Хепберн ( Katharine Hepburn ), Рильке ( Rilke ), Гитлере, а также о Вас.
У Вас есть любимые стихи?
Я американка, больше всего мне нравится «Академия наград» (« Academy Award »), где она высмеивает «Оскар». У матери был хороший юмор висельника. Ее грустные стихи, которые я хорошо знаю. Но она была еще и клоуном, а это я считаю намного лучше.
В последние годы жизни Ваша мать полностью спряталась от общественности и больше не покидала кровать в своей парижской квартире. Вы понимали ее?
Так тяжело быть живой легендой. Выглядеть всегда так, как этого ожидают люди, быть всегда тридцатилетней, никогда не разочаровывать публику. А это так много работы. Впрочем, даже если ты молодой, это такая же ужасная работа. Всегда парик, косметика и тело. Она просто устала от этого напряжения.
Главное произведение Марлен Дитрих – это быть Марлен Дитрих?
Да.
Несколько лет назад Вы опубликовали биографию Вашей матери, в которой раскрыли подробности, необходимые для того, чтобы создать образ гламурной звезды. Не разрушаете ли Вы тем самым дело всей жизни Вашей матери?
Нет.
Вы писали о невидимых корсетах, скрывающих ее обвисшую грудь, о ее привычке вызывать рвоту после еды.
Нужно же знать, что не всегда правда то, что видишь. Она просто считала своей обязанностью быть совершенством. Дитрих создал режиссер Штернберг, она согласилась на эту роль. По своей собственной легенде она должна была быть всегда совершенной.
В 1979 году Ваша мать слегла в постель в своей квартире на Авеню Монтень и больше не встала до самой смерти в 1992 году. Что она делала все эти годы?
Читала. Кричала на телевизор. Звонила. Она разговаривала по телефону среди ночи. В три, в четыре часа. Она не говорила ни «Здравствуйте», ни «До свидания». Не было и слов «Как дела, как дети?» или, что обычно говорят люди по телефону. Было только: «Мне нужны эти чулки из этого магазина!», « Мне нужен этот номер телефона!», «Пришли мне эту статью!». Это была постоянная работа.
далее
Перевод с немецкого языка на русский Татьяны Фроловой (г. Самара)
«O, lieb, solang du lieben kannst!
Und Sorge, dass dein Herze glüht
... Und hüte deine Zunge wohl.
|
![]() |
Пока ты мог любить – любил,
Так сохрани же в сердце пыл,
... Следи за языком. Он вдруг |
Frag nicht, warum ich gehe, frag nicht warum
Was immer auch geschehe, frag nicht warum
Ich kann dir nur mehr sagen, ich hab dich lieb
Das Schönste im Leben wollt ich dir geben
Frag mich bloß nicht das eine, frag nicht warum
Frag nicht, warum ich weine, frag nicht warum
Wir gehen auseinander, morgen küsst dich die andre
Dann wirst du nicht mehr fragen, warum
Das Lied ist aus, das du für mich gesungen
Beim letzten Klang war mir nach dir so bang
Das Lied ist aus, die Melodie verklungen
Nichts blieb von der Musik zurück
Ein Echo nur von Liebe
Die Rosen die du mir gebracht,
Sind jetzt ein welker Blumenstrauß ? das Lied ist aus
Frag nicht, warum ich gehe, frag nicht warum
Was immer auch geschehe, frag nicht warum
Ich kann dir nur mehr sagen, ich hab dich lieb
Das Schönste im Leben wollt ich dir geben
Frag mich bloß nicht das eine, frag nicht warum
Frag nicht, warum ich weine, frag nicht warum
Wir gehen auseinander, morgen küsst dich die andre
Dann wirst du nicht mehr fragen, warum
![]() ![]() |
В музее «Царицыно» стартует международный арт-проект, посвященный легендарной актрисе
Компания Fashion Planet, Фонд «Германская фильмотека» и Государственный музей-заповедник «Царицыно» при поддержке Правительства Москвы представят в столице арт-проект «Великая Марлен: история звезды». Выставка откроется 12 ноября 2008 года в Хлебном доме и продлится до 8 марта будущего года. На ней будут представлены одежда и аксессуары из личного и сценического гардероба Марлен Дитрих, созданные всемирно известными дизайнерами, такими как Chanel, Elsa Schiaparelli, Dior, Irene, Jean Louis, Travis Banton и др.; коллекции фотографий, многие из которых до сих пор не экспонировались; художественные и документальные фильмы с участием актрисы, в том числе киноленты из ее личного архива; переписка Марлен Дитрих с известнейшими личностями ХХ столетия; документальные свидетельства отношения звезды к Советскому Союзу, материалы мировой и советской прессы о ее поездке в СССР в 1964 году; записи песен в исполнении актрисы.
В одном из залов будет оборудован мини-кинотеатр для показа фильмов с участием Марлен Дитрих.
с 21 по 25 июля на канале "культура" ретроспектива фильмо с Марлен Дитрих
понедельник 11:45 "марокко"
вторник 11:45 "шанхайский экспресс"
среда 11:45 "Ангел"
четверг 11:45 "Нью-орлеанская возлюбленная" (Нью-орлеанский огонек)
пятница 10:50 "Зарубежный роман"
31 мая 115 лет со дня рождения Константина Паустовского. И вот какая вспомнилась удивительная история...
Я был когда-то советским библиотечным ребенком, любил читать сентиментальные рассказы советского писателя Константина Паустовского.
Все мы тогда бредили Западом, русской культуры как бы стеснялись. Шла оттепель - первая духовная "перестройка". Однажды мне в руки попала моя детская книжка Паустовского - отшатнулся с краской стыда. И тут как раз - звонок Андрона Кончаловского: "Марлен Дитрих приехала! В Доме кино!"
Вечером у Дома кино на Воровского - не пробиться. Но - Андрон ведь сын баснописца! Сидим в партере. И вот - О н а. Узкое белое платье. Потрясающая фигура. Колье из сияющих бриллиантов. Запела! - чуть хрипловато, бесстрастно, как бы сверху - и чудовищно эротично!.. "Лили Марлен!" Мы лопались от священного восторга! Вот оно! Вот он - волшебный Запад! Зал ревел...
Напились мы тогда у Андрона - по-страшному. Орали, визжали - к черту Россию лапотную, - только Запад! Его изощренность, его раскрепощенность, его свобода! Проснулись днем, страстно продолжили восторги, и сил пойти вечером на второй концерт Марлен Дитрих уже не было.
Прошло много лет, и как бы сбылись наши оттепельные мечты - пришла Перестройка! Дюжина олигархов и 20 тысяч обкомовцев-ЦКВЛКСэмовцев быстренько скупили - за гроши! - всю Россию. Народ среагировал немедленно - начал вымирать по миллиону в год. Слово "мораль" было оплевано по самое некуда, самой популярной в России стала фраза: "Я ничего никому не должен!" Россия захлебывалась восторгом свободы, не замечая ее стремительного обращения в дикое своеволие.
Над словами - "долг", "патриотизм", "душевность" издевались сверху донизу, от радио до ТВ. Страной правили Новые Русские Мошенники, блатные и горсть новых бюрократов. Я от этой вони и грязи сбежал на Запад, с ужасом слушал "Новости" о Жириновском, об "авторитетах", правящих целыми областями, о путанах, ставших главными звездами медиа, о Березовских и Смоленских, о батальонах киллеров и прочей пене нашего лжекапитализма. Так прошло 15 лет. Но мало- помалу Россия с Путиным стала опоминаться, оглядываться - хотя бы стонать.
Я вернулся в Москву, башенную и безбашенную. Съездил в Крым, страну нашего юного диссидентства. С ужасом бежал из шалманистого, грохочущего Коктебеля. Заехал в Старый Крым и случайно попал в маленький, только что открытый музейчик всеми забытого советского писателя, кумира моего детства К. Паустовского. Осмотрел простенькую экспозицию как бы со снисходительной полуусмешкой умудренного путешествиями по земному шару небожителя и вдруг увидел на стене странную фотографию: Константин Паустовский, а перед ним на коленях стоит какая-то странная женщина. Я наклонился, щурясь... и, не веря своим глазам, обернулся к девушке-заведующей. И она кивнула мне - с улыбкой понимания: "Да, это Марлен Дитрих!"
Признаюсь, я испытал легкий шок. А когда девушка рассказала мне историю этой фотографии, пришел в шок настоящий. Потому что оказалось, что 35 лет назад, на том самом втором вечере Дитрих в ЦДЛ, куда мы с Андроном не дошли, случилось нечто фантастическое.
То есть в конце концерта на сцену ЦДЛ вышел с поздравлениями и комплиментами большой начальник из кагэбэшников и любезно спросил Дитрих: "Что бы вы хотели еще увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, мавзолей?"
И эта как бы недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: "Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!"
Сказать, что присутствующие были ошарашены, - значит не сказать ничего. Мировая звезда - и какой-то Паустовский?! Что за бред?! Все зашептались - что-то тут не то! Начальник, тоже обалдевший поначалу, опомнился первым, дошло: с жиру звезда бесится. Ничего, и не такие причуды полоумных звезд пережили!
И всех мигом - на ноги! И к вечеру этого самого Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. И вот пришлось - с непривычки неумело - умолять. Умолили...
И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик.
А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, гордая валькирия, подруга Ремарка и Хемингуэя, - и вдруг, не сказав ни единого слова, молча грохнулась перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала