• Авторизация


стыд 20-07-2008 10:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вот как в тему происходят в моей жизни всякие случаи, а. Я прямо довольна. А случай вот какой.

Я периодически покупаю всякую хрень в одном интернет-магазине. Курьера ихнего помню и в лицо, и по голосу. Тут заказала - звонит другой голос. Я думаю: ну вот, ничто не вечно под луной, сменился курьер. Да, говорю, приезжайте. Приезжает весьма пожилая женщина, но не "бабушка", а такая - одета аккуратно, с поправкой на старость, на голове что-то вроде "халы", очки, поджатые губы. Я сразу на эти поджатые губы внимание обратила, но сначала значения не придала. Второе, на что я обратила внимание, - это на то, что она сразу попыталась пройти в комнату, хотя в прихожей у нас достаточно места, чтобы выдать покупку и взять деньги. Я ее тактично остановила и говорю: "Здесь, пожалуйста".

И вот она начинает выкладывать мою покупку, чек и бумажку, где надо расписаться, и все это делает такими резкими, нервными движениями, чуть ли не швыряя, я так удивилась и стала к ней приглядываться. А у нее глаза потуплены, губы поджаты и вообще такое впечатление, что она или сейчас заплачет, или начнет хамить. Я опять тактично ей говорю: "Вы не торопитесь, все в порядке", и понимаю, что она не особо врубается, где какая бумажка. Показываю ей, где накладная с чеком (остается у меня), а где бумажка, которая магазину, она кивает, и я спрашиваю: "Вы первый раз товар развозите, да?"

И тут она начинает выкладывать: "Да! я первый раз! вот до чего дожила на старости лет! стыд-то какой! курьер в фирме!" (слово "фирма" она произнесла с выражением "публичный дом") "А я, между прочим, заслуженный учитель! несколько поколений учеников! еду и глаза поднять боюсь!"

Я ее выслушала и говорю: "Но послушайте, в работе курьера нет ничего постыдного. Вы же сами детей в школе учили: все работы хороши. И потом, уверяю вас, что никто ничего не думает о курьерах и о том, что надо бы этих людей презирать. Вы просто делаете работу, которая нужна. В этом нет ничего, чего следовало стыдиться. Вы не сидите дома, жалуясь на жизнь, а зарабатываете деньги и одновременно приносите пользу, не расстраивайтесь вы так". Она меня выслушала, горько вздохнула, взяла деньги и бумажку, попрощалась, отжав губы, и пошла.

А я осталась и думаю: о! стыд! это же совершенно супер-пупер маркер "свой-чужой". То, за что человеку может быть стыдно, великолепно проявляет его шкалу ценностей. Учительница стыдится быть курьером, потому что в ее подсознании сидит макрокультурная установка "профессия учителя самая почетная и тыры-пыры" и субкультурное (профессиональное) представление о том, что на нее "все смотрят" (у учителей есть две профессиональные привычки: быть в центре внимания и поучать). И вот она едет в метро со своей сумкой и сгорает от стыда, не допуская даже мысли о том, что люди вокруг не обращают на нее ни малейшего внимания.

А когда она приезжает к заказчику, она ассоциирует себя с чуть ли не прислугой, и это ее убивает. При этом она упускает из виду, что заказчик сконцентрирован на своем заказе, а вовсе не на том, кто его привез и как он дошел до жизни такой.

И еще очень важно это "фирма". По всей видимости, дама из "бывших", то есть из тех, кто активно строил коммунизм и воспитывал нового человека. "Фирма" было произнесено с таким отвращением, что я поняла и второй аспект ее стыда: она себя воспринимает чуть ли не коллаборационистом, льющим воду на мельницу отвратительного капитализма.

Жалко, конечно, бабушку, но дело не в ней. Дело в том, что я знаю людей, которые на ее пенсии выстроили себе дворцы, живут в них в свое удовольствие и не испытывают ни малейшего стыда. Они даже удивились бы, если бы им сказали: "а вам не стыдно?" Они удивились бы и сказали: "Так ведь если я не возьму, другой возьмет, так почему бы не я?"

Какой шикарный маркер.

Встает следующий вопрос: а бывают ли люди, которым не стыдно вообще ни за что? то есть внутренний локус контроля напрочь отсутствует, и все, что делает Я-Любимый, - все хорошо и нравственно. Мне кажется, что да, что эти живущие во дворцах хари именно таковы. Но вот информация от приятельницы, которая с такой харей крутила курортный роман: "Он в сердцах бросил на песок <что-то> и пошел прочь. Я поржала и лежу дальше, смотрю на море. Возвращается. "Прости меня". Я спрашиваю: "За что?" - "За то, что я вышел из себя и устроил скандал". - "Да бога ради". - "Мне очень стыдно"".

Не исключено, что у харь стыдом становится выход за рамки неких приличий, некоего этикета. Поскольку вся их жизнь - это пляски перед теми, кто сильнее (харее) их, постольку ошибиться в этикете может быть очень чревато. Им страшно и стыдно нарушить приличия. Азия-с.

Стыд - какой замечательный маркер, какая прелесть. И если вас спрашивают "Вам не стыдно?", имея в виду то, за что вам совершенно не стыдно, значит, этот человек откуда-то ОТТУДА.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (211): вперёд» последняя»
Меня спрашивали:
- как тебе не стыдно носить такое
- как тебе не стыдно курить (???)
- как тебе не стыдно не готовить (этот вопрос задал бойфренд в далекие холостые времена, и это был его последний вопрос мне)

А вот если человека никогда не спрашивают, "не стыдно ли" ему, это означает, что он живет в гомогенной среде, среди людей своей культуры. Ото ж!
zouty 20-07-2008-13:33 удалить
«о! стыд! это же совершенно супер-пупер маркер "свой-чужой"»


Я бы поостерегся его использовать как инструмент такого рода.

Стыд — это индивидуальное реактивное чувство. Слишком отягощенное совершенно различными контекстами.

Кто-то говорил, что животные не испытывают стыда и тем отличны от человека, но я и в этом даже не уверен. Хотя страстное жедание человека наделить своих питомцев этим чувством, увидеть его в их поведении говорит в пользу версии стыда как возможного маркера "своего".

Тема, вообще говоря, интересная. Сью, у меня складывается мнение, что тебе в последнее время соцантропология что-то покоя не дает.
(пьяным голосом)

Всегда!
xif 20-07-2008-18:29 удалить
Кудряшка_Сью, я тут недавно довольно плотно общалась с одним человечком, умница, очень интересный. Но иногда он просто ставил меня в тупик. Пока не поняла, что у него просто нет совести. Ну не завезли, ну что. Не просто уговаривает себя, что (вставить нужное), а просто - нет.
И все стало на свои места.
Просто стараюсь от него не зависеть ни в чём.

а про гомогенную среду - наверно, да.
))))) Я не даю на чай курьерам ))))
Кудряшка_Сью, тем кто живет во дворцах, не стыдно - они обеспечили свою семью, детей и внуков, а также прочих родственников средствами на много лет вперед, иногда даже построили несколько больниц, школ и храмов и живут с чувством выполненного долга. А то что у нас есть еще бедные пенсионеры, бомжи и прочие работники низкобюджетной сферы их беспокоит точно так же, как нас с Вами, живущих в каменных домах с отоплением и водопроводом, оснащенных вычислительной техникой, беспокоит голод в Сомали.

А сомалийским пиратам тоже не стыдно захватывать суда - им кушать нечего!
Хуйня какая-то.

(подумала, что недостаточно ясно выразилась)

Вы, Мудрый Эх, написали хуйню какую-то.
Надо было добавить "и Вам за это должно быть стыдно"
Вам стыдно, Мудрый Ээх?

(кстати, за ваш ник вам тоже должно быть стыдно)
Исходное сообщение Кудряшка_Сью
))))) Я не даю на чай курьерам ))))
А что, денег не хватает или тоже стыдно? :)
Честно говоря, для меня вообще загадка, откуда взялись чаевые для курьеров и таксистов. Для официантов еще туда-сюда могу понять - если обслуживание было сверх-прекрасным (потому что просто прекрасное обслуживание - норма, и приплачивать за нее глупо). Но курьерам и таксистам-то с какой стати? Какое "обслуживание" подразумевается у них?

Вот потому, что я не знаю ответа на этот вопрос, поэтому и не плачу (ну то есть на чай не даю). Я, Субурбанит, если не понимаю, за что платить, то никогда не плачу.
zouty 21-07-2008-19:17 удалить
Сью, у тебя японское отношение к вопросу.

Вообще, чаевые вроде как пошли из Англии и, по слухам, tips значит «to insure prompt service». А может и врут, но даже и врака показательна. Вот тебе и ответ, зачем.

Чаевые тоже можно рассматривать как культурологический маркер.
Историческая, знаете ли, традиция. В каком-то смысле она оправдана - зарплаты у курьеров копеечные, стимула делать свою работу быстро у них никакого, поэтому желание успеть в максимум мест и собрать маскимум типов является "ускоряющим фактором".

А уступать даме место в автобусе тоже традиция, причем устаревшая. И матом не ругаться в светском обществе. А уж про такой идиотизм, как галстук, и говорить нечего...
Меня совершенно не волнует, какие зарплаты у курьеров, таксистов и официантов. Если люди соглашаются работать на каких-то условиях, то я рассчитываю, что они будут выполнять свою работу. Если условия их не устраивают, то пусть не работают на этих условиях. Во всяком случае, если они согласились работать на этих условиях, то достаточно странно с их стороны ожидать, что я буду им приплачивать.

А то можно договориться до того, как в современной России бюджетники говорят: "А что вы хотите за такую зарплату?"

Короче, не понимаю я этой традиции и чаевые не даю.
Таким образом, Вы теряете право жаловаться на плохое обслуживание, хамство и нецензурную брань. Это ведь все тоже совершенно бессмысленные традиции, не записанные ни в законе, ни в трудовом договоре. :)
zouty 21-07-2008-22:02 удалить
Кудряшка_Сью, ну а если официант соглашается работать без зарплаты, как на юге Франции, полагаясь на традицию? Там часто не платят з/п официантам, но на чай дают до четверти чека. Это не Испания. У Клинтон были проблемы размером с хороший скандал из-за того, что она не оставила на чай официанту. Обычай. Вообще, официанты имеют доступ к нашей еде.
Я предпочитаю, чтобы меня обслуживали с удовольствием.
И мне нравится эта практика.
Ни фига подобного. За услугу я расплачиваюсь по тарифу. И о том, что я за это заплатила, свидетельствует чек. А вот чаевые я даю без документа, соответственно, ежели мне и с чаевыми нахамят, то жаловаться у меня как раз никаких оснований не будет - документа-то нет.

Короче, я считаю так: вежливость - по умолчанию, стандарт качества - по умолчанию. За это я и плачу. Могу добавить, только если мне предоставят действительно суперский сервис, не предусмотренный стандартом по умолчанию.
В местах, где МНОГИЕ хорошо дают на чай, обслуга дорожит местами и, следовательно, работает лучше. А там, куда ходят люди, считающие "типы" бессмысленной условностью, у обслуги нет стимула держаться за место, поэтому набирают случайных людей. А случайные люди и работают, э-э, случайно. Исключение составляют люксовые места, где чаевые "заряжены" и в цены, и в более высокие зарплаты персонала.

Таким образом, не давая на чай, Вы ухудшаете шансы других посетителей получить хорошее обслуживание. :)

PS: Есть такое понятие, как "коллективный альтруизм" - например, когда надо скинуться всем поселком по принципу "кто сколько может" на постройку дороги. В поселке, где будете жить Вы, дороги не будет. :)
И, кстати, г-н Зути прав. При частом пользовании сервисом не давать "тип" просто опасно - в следующий раз можно получить холодную пиццу, обнаружить "случайные" пятна на доставленных покупках или, наоборот, не обнаружить поварский плевок в супе...
(поперхнулась)

И вы считаете это нормой, Субурбанит? я бы на вашем месте давно сменила поставщика услуг.

Что касается поселка и дороги, то это никакой не коллективный альтруизм, а коллективная покупка дороги. То есть товара, стандарт качества которого известен и входит в цену по умолчанию. Следуя вашей логике, Субурбанит, заплатить за дорогу следует отдельно, а дорожным рабочим - отдельно, чтобы они хорошо сделали свою работу )))) несмотря на то, что строительная компания им уже заплатила (и неважно сколько - они же согласились работать за эти деньги).

А если вести разговор не "вообще", а обо мне лично, то выбирая поселок, я, конечно, выберу тот, в котором дорога уже есть. Пусть дом там будет дороже, но зато не надо будет геморроиться впоследствии с "кто сколько может".
Сменять поставщика услуг на что? На точно такого же от другой фирмы, который сделает ровно то же самое. Смысл?

Пример про коллективный альтруизм явно прошел мимо клюва. Объяснить еще раз, как блондинке, или опять делаете вид, что не поняли?
Ой, а я Зутин пост-то и пропустила ))) Зути, если это такая сильная местная традиция, то я, конечно, дам, мне ж не денег жалко, а я принципа не понимаю. Ну если там все так серьезно, то дам, конечно, я ж не зверь какой. А в Москве даю только в одном кафе, и только потому, что хожу туда довольно часто и обслуживание там действительно выше среднего. А в том инет-магазине, где я года три делаю покупки, я ни разу не дала на чай одному и тому же курьеру, и каждый раз он был безукоризненно вежлив. Так что не канает эта тема "без чаевых - хамло, с чаевыми - холуй". Отнюдь. Канает тема "стандарт качества - по умолчанию", а вежливость, напомню, входит в стандарт качества любого обслуживания и любого общения.
Субурбанит, тогда смените место жительства на такое, в котором есть фирмы, которые предоставляет нормальный сервис. Я не понимаю, как это так - вы оплачиваете покупку, то есть чистую и новую вещь, а вам ее доставляют грязной на том основании, что вы не дали на чай курьеру. Охуели, что ли?

Насчет дороги объясните, как блондинке. Может, я что-то и впрямь не поняла. Я с идеей "кто сколько может" давным-давно не сталкивалась.
(развеселилась)

А вы вообще замечаете, что пытаетесь логически объяснить традицию? что есть само по себе нонсенс. Ибо традиция и логика идут обычно разными путями. Причем очень характерно то, как вы это делаете: Зути упирает на доброту по отношению к персоналу, а Субурбанит - на то, что иначе персонал в суп плюнет.
Так что не канает эта тема "без чаевых - хамло, с чаевыми - холуй".

Глубоко ошибочная формула - не "холуй", а "профессионал". А профессионалы работают там, где им платят - то есть или там, где дают хорошие чаевые, или там, где эти чаевые включены в цены и зарплату обслуги. В остальных местах работают те, кто не нашли другую работу.

Субурбанит, тогда смените место жительства на такое, в котором есть фирмы, которые предоставляет нормальный сервис.

Согласно исследованиям, сделанным при помощи скрытых камер, около 20% американских поваров после возврата на ресторанную кухню неудачного или непонравившегося блюда плюют в тарелку с порцией, предлагаемой рестораном в качестве бесплатной замены. Традиция, блядь, у них такая. Причем исследования проводились только в Zagat-rated точках, т.е. не речь не о китайских рыгаловках. И что заставляет Вас думать, что рестораны в других местах/странах лучше? :)

Насчет дороги объясните, как блондинке. Может, я что-то и впрямь не поняла. Я с идеей "кто сколько может" давным-давно не сталкивалась.

Объясняю как блондинке. У человека в такой ситуации есть два конфликтных интереса - а) сделать дорогу получше и б) заплатить поменьше. В идеале, надо не вносить ничего, а другие чтобы внесли побольше. Но если все будут рассуждать так же и, соответственно, не внесут ничего, то дороги не будет вообще. Поэтому каждый вносит сумму, определяющую его личный баланс между необходимостью что-то внести и личной жандостью. тот факт, что означенная сумма всегда больше нуля, и называется "коллективный альтруизм". Теперь доступно?

Так вот, чаевые - это и есть эта дорога. Чем больше чаевых, тем (в среднем, разумеется) сильнее обслуга держится за места и, как следствие, лучше работает. Жадность, подсознательно трактуемая как "отсутствие необходимости", говорит "не давать ничего", но коллективный альтруизм утверждает, что надо что-то дать - конечно, если есть желание еще когда-либо пользоваться услугами.

А вы вообще замечаете, что пытаетесь логически объяснить традицию? что есть само по себе нонсенс.
Булшит. Большинство традиций имеют под собой вполне реальную, хотя и зачастую забытую основу. Знаете, например, почему англичане ездят по левой стороне? Или почему принято снимать шляпу при входе в дом?
Исходное сообщение Кудряшка_Сью
Вам стыдно, Мудрый Ээх?


Пожалуй, нет.

Когда мне было лет пять, одна бабушка сказала: "Я считала тебя лучшим, чем ты есть!" Вскоре она чуть не отравила соседских детей абрикосовыми косточками. Из этого события в раннем детстве (Фрейд) я сделал вывод: не обязательно нравиться всем.

Вот, Вы не даете чаевых. А Вам не стыдно?

Заслуженная учительница, работающая курьером, заслуживает откровенного разговора. У Вас нет идейных союзников в современном мире, пожилая леди! Извините, Товарищ! У Вас нет друзей во всяких там "Фирмах"! И поэтому деньги, которые даю Вам я, должны пойти не в какой-то там "общак" с сопливыми студентами-наркоманами, а послужат компенсацией Ваших многолетних страданий. Нет! Отдайте им эти деньги! Каждый раз как Вы придете ко мне, Вы будете получать еще больше! И одновременно с суммами будет расти и Ваш авторитет. Через два месяца Вы станете старшим курьером и будете читать лекции на тему: как заработать первый миллион. Через полгода вас назначат руководителем курьерской службы. Через год Вы станете сейлс-менеджером!

Продолжение следует (при необходимости).

Я, как видите, не жалею чаевых. Но чтобы Вас ценили и было не стыдно, это должны быть не только деньги.

Одному моему знакомому юристу, долго объяснявшему владелице небольшого банка, что задуманное ей - незаконно, в конце концов было сказано "Вы бессовестный человек!" Так что я по сравнению с ним - ангел.

Извините, если написал в прежнем, упомянутом вами, жанре;)
Извиняю, Мудрый Ээх. Засим примите и проч.

Субурбанит. Про дорогу. Вы исходите из того, что действительно есть два конфликтных интереса. Я исхожу из того, что есть один интерес - получить качественный товар/услугу. И если для этого надо заплатить больше, я, естественно, заплачу больше. Если остальные жители поселка будут жаться и говорить: "а нам жалко, но дорогу мы хотим", я, как уже было сказано, поищу другой поселок - где или уже есть дорога, или живут нормальные люди, готовые платить за качество.

Рестораны. Слава тебе господи, мне ни разу не приходилось менять плохое блюдо на бесплатное. И я, в общем, и не собираюсь этого делать. Если мне не понравится еда, я просто ее не доем и в этот ресторан больше не приду. Ни о каких чаевых, разумеется, в этом случае не может быть и речи. А рядиться за бесплатную замену, да еще в которую могут плюнуть - я еще с ума не сошла.

Профессионалы. Мне трудно себе представить "профессионального курьера", но даже допустить его существование, то я все равно, убей бог, не понимаю, почему надо платить ему сверху его зарплаты. Ведь ежели он профессионал, то наверное ценит себя и согласился работать за соответствующую зарплату?

Я же, заметьте, Субурбанит, не говорю, что официантам, таксистам, курьерам и дорожным рабочим не надо платить вообще. Я плачу ту цену, которую объявляет фирма-поставщик (такси-служба, инет-магазин, ресторан или строительная компания). Если всем этим людям мало той зарплаты, которая входит в цену товара/услуги, поставляемой фирмой, пусть они требуют повышения зарплаты. Пусть фирма повысит отпускные цены, и я буду их платить, и меня будет греть сознание того, что справедливость восторжествовала и мне не надо тратить свое время на то, чтобы соображать, какую сумму дать на чай персоналу, чтобы наконец мотивировать его работать хорошо. Я, видите ли, исхожу из идеи, что раз ты взялся работать за некую сумму, то сделай свою работу хорошо, даже если эта сумма занижена.

Ну то есть мне проще заплатить больше по прайсу, чем каждый раз пытаться сообразить, сколько дать, чтобы не обидеть.

Что касается традиции и логики, то тут вы меня не поняли. Логически можно восстановить, как традиция возникла, но почему ее продолжают придерживаться - уже обычно логике не поддается и даже зачастую противоречит.
А если бы мне привезли грязную вещь из интернет-магазина, я бы ее не приняла и отправила бы курьера с ней обратно, и пусть этот "профессионал" сам с магазином объясняется, почему товар испачкан, заказ отменен, а постоянный клиент слился ))))

(до сих пор не могу поверить, что так может быть - привезти испачканный товар, - в голове не укладывается)
(развеселилась еще больше)

Слушайте, я что сейчас подумала ))) а ведь следуя логике Субурбанита, взятки, которые россияне дают ментам и гаишникам, - это не взятки, это чаевые )))) у ментов же зарплата маленькая )))) и они посадить могут )))) а так дал из коллективного альтруизма на чай - и езжай себе спокойно дальше.


Комментарии (211): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник стыд | Кудряшка_Сью - рейнеке-лис | Лента друзей Кудряшка_Сью / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»