Симбирцит – минерал, с которым человек познакомился еще в XVIII веке, но обработка камня стала возможной только в прошлом столетии. Его название объясняется местом нахождения минерала: город Симбирск (который в силу исторических причин сейчас называется Ульяновском) стал родиной симбирцита.
Если говорить об этом минерале, то в одну цепочку с ним станут оникс и кальцит, они действительно родственны симбирциту.
Galerie de Modes du Voleur Littéraire et du Cabinet de Lecture réunis, Париж, 1848 г., из коллекцииRijksmuseum, Амстердам.
На этой парижской модной картинке XIX века одна дама держит лорнет, другая рассматривает публику в бинокль, третья дама положила маленькую складную подзорную трубу – монокуляр, на перила ложи. И еще одна красавица поправляет прическу, демонстрируя свой наряд.
Изящный французский монокуляр XVIII века из севрского фарфора в золотой оправе, длина 8,2 см в сложенном виде.
В этой подборке представлены не только театральные бинокли, но и их предшественники – монокуляры. В XVIII веке состоятельные любители театра пользовались складными монокулярами, чтобы лучше рассмотреть происходящее на сцене. Монокуляры из фарфора различных размеров производили в Севре. Подобные роскошные экземпляры в наше время – большая редкость. Парижские маршан-мерсье, продавцы предметов роскоши и произведений искусства, заказывали для них ювелирную отделку и оптический механизм. В записях маршан-мерсье Лазара Дюво отмечена продажа нескольких подзорных труб, в том числе одной мадам де Помпадур в 1756 году за 180 ливров, и герцогине де Мазарини в декабре 1757 года.
Художник, писатель и орнитолог Ларс Йонссон (Lars Jonsson) родился в Стокгольме в 1952 году, а сейчас живет и творит на острове Готланд. Название этого острова многим знакомо — именно на нем разворачивается действие фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение». А еще на Готланде происходят мрачные события серии детективных романов шведской писательницы Мари Юнгстедт.
Ларс получил международное признание за свои путеводители по птицам, самый известный — полевой справочник «Птицы Европы с Северной Африкой и Ближним Востоком», изданный в 1992 году, вышло несколько альбомов с его картинами.
«Я начал рисовать птиц еще до того, как у меня появились какие-либо воспоминания, в возрасте четырех лет, — рассказал художник в одном из интервью. — Я убежден, что именно район, в котором я вырос, вдохновил меня на наблюдение за птицами и дикой природой. А потом я начал проводить лето на острове Готланд, где видел много птиц (...)
Я смотрю на иллюстрации и картины как на разные ветви одного дерева. Иллюстрация к полевому определителю имеет очень конкретную цель, помочь людям распознать птицу, и это имеет строгие ограничения в выражении. Мои свободные картины, которые обычно делаются в поле, когда я наблюдаю птиц в подзорную трубу, показывают в основном впечатление птицы. Мне гораздо приятнее исключать детали или использовать световые эффекты. Тем не менее, я всегда хочу иметь то, что я называю „присутствием“ как в моих иллюстрациях, так и в моих картинах. Ощущение того, что ты находишься прямо там, ощущаешь живую птицу на открытом воздухе, прямо сейчас.