• Авторизация


100-летие Солженицына, РCХД и ИМКА 11-12-2018 15:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!
https://www.youtube.com/wat...9tncY3tAEc

   Где корни такой ненависти Солженицына к истории СССР? Кажется, что он так искренен в своей нелюбви к СССР и его язык словно указывает на родство с дореволюционной Россией. Но внимательно присмотревшись, мы обнаружим, что его язык неестественный, тяжёлый, даже архаичный. Откуда же такое желание выглядеть пророком, учителем? Оказывается, его идеология восходит к журналу "Вестник РСХД", который в свою очередь является ответвлением ИМКА - международной протестантской организации. Об этом рассказывает историк Елизавета Пашкова в беседе с Андреем Фефеловым.






Андрей ФЕФЕЛОВ. 11 декабря в Москве открыли мемориальную доску Солженицыну, а в следующем году ему собираются устанавливать памятник на Большой Коммунистической улице, несколько лет назад переименованной в улицу Солженицына. В своё время я предлагал поставить там несколько бетонных сооружений и назвать эту улицу "Тупик Солженицына", поскольку его идеология является антисистемой, встроенной в нашу реальность. Какую-никакую, но всё же реальность, имеющую некий позитивный тренд. И тут нам снова подсовывают Солженицына, автора концепции "Как нам уничтожить Россию". В год столетия революции всё было пропитано Солженицыным. Причём он выставлялся как главный эксперт, главный историк революции. В МГИМО студентам вбивали в голову солженицынские тезисы и его "Красное колесо" как путеводитель по событиям 1917 года. Хотя на самом деле Солженицын никакой не историк! Почему так получилось?

Елизавета ПАШКОВА. Давайте посмотрим, откуда Солженицын черпал свои исторические конструкции. Вернёмся на 35 лет назад в Нью-Йорк, на пресс-конференцию, на которой выступала тогда супруга Солженицына, сейчас уже вдова, Наталья Дмитриевна Солженицына. Она заявила, что самой лучшей помощью, которую когда-либо получали она и её супруг, была помощь, оказанная Полом Андерсоном. А спустя почти 30 лет, уже в Москве на конференции, она сказала буквально следующее: строительным материалом для их с Александром Исаевичем знаний, мировоззрения и душ являлся журнал "Вестник РСХД".

Андрей ФЕФЕЛОВ. Кто такой Пол Андерсон и что такое "Вестник РСХД"?

Елизавета ПАШКОВА. РСХД — это Русское студенческое христианское движение, которое является русской ветвью ИМКА (YMCA), международной протестантской организации, преимущественно американской, очень влиятельной и в XIX веке, когда она была создана, и на протяжении всего ХХ века.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть, внимание! Это не мы привязываем за уши к Солженицыну американских протестантов, об этом говорит его супруга!

Елизавета ПАШКОВА. Да, это её слова. Сказать, что нечто является строительным материалом для душ и мировоззрения — сильное заявление. Я думаю, что стоит посмотреть, откуда взялся этот журнал "Вестник РСХД", и что именно черпал оттуда Солженицын. И ещё надо отметить, что ИМКА имела своё русскоязычное издательство "ИМКА-Пресс" в Париже. Возглавлял это издательство секретарь ИМКА для русской эмиграции Пол Андерсон. В этом издательстве вышел и "Август Четырнадцатого" Солженицына (в 1971 году), и его "Архипелаг ГУЛАГ" (в 1973 г.). Причём исключительные права на издания своих произведений дал этому издательству сам Солженицын.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть ИМКА была неким идеологическим и организационным штабом, острие действий которого было направлено на Россию?

Елизавета ПАШКОВА. Да. Причём ИМКА в начале XX века действовала непосредственно в России, открывая свои отделения во многих университетских центрах империи. Летом 1917 года Пол Андерсон приехал в Россию по приглашению Временного правительства как личный секретарь руководителя ИМКА Джона Мотта. После Февраля 1917 года в Россию прибыли сотни представителей ИМКА с самыми радужными перспективами. Временное правительство создало для них режим наибольшего благоприятствования.

Но в 1918 году Полу Андерсону пришлось уехать из Советской России, после того как его арестовала ЧК. Вскоре советская власть закрыла все структуры ИМКА в России, и тогда ИМКА сосредоточила свои усилия в русской эмиграции, создав в начале 1920-х годов Русское студенческое христианское движение (РСХД) и издательство "ИМКА-Пресс". Тогда и начал выходить "Вестник РСХД", который потом станет путеводной нитью для четы Солженицыных и который, кстати, издаётся до сегодняшнего дня — "Вестник РХД". Снято слово "студенческого", поскольку с самого начала в ИМКА были далеко не только студенты. Но поскольку ИМКА (Young Men’s Christian Association — YMCA) — ассоциация молодых людей-христиан, эта организация традиционно была привязана к университетским центрам. Тот же Пол Андерсон, который учился в университете штата Айова, получил специальную подготовку в ИМКА и начинал работу в качестве секретаря ИМКА в Шанхае. ИМКА — очень разветвлённая структура, имеющая свои отделения не только в протестантских странах.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Да и издательство "ИМКА-Пресс" на слуху…

Елизавета ПАШКОВА. Конечно, ведь сначала в Праге и Берлине, а потом в Париже в 1920-х годах это издательство собрало вокруг себя тех, кто представлял собой интеллектуальную силу белой эмиграции. В 1922 году к ним добавились философы и богословы, высланные из Советской России. Бердяев сразу стал главным редактором "ИМКА-Пресс", с соответствующей зарплатой, его заместителем стал Вышеславцев. Не только "ИМКА-Пресс", но и Религиозно-философская академия, и Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, и Русское студенческое христианское движение — всё это финансировалось ИМКА. Причём Пол Андерсон писал, что тогда в распоряжении русской службы ИМКА в Париже были средства практически на любой проект, который они могли реализовать в среде эмиграции. Помимо "Вестника РСХД" издавались журналы "Путь", "Новый град", "Православная мысль", богословские труды Свято-Сергиевского института и многое другое.


В этих изданиях прослеживается концепция, которая стала ключевой для Солженицына. Речь идёт о том, что в журналах ИМКА было много публикаций Николая Бердяева и Федора Степуна, высланных из России, а также Георгия Федотова, историка западноевропейского Средневековья. Федотов эмигрировал из России добровольно в 1925 году, поскольку, по воспоминаниям его жены, его заставляли читать лекции на фабриках и заводах.

В статьях этих трёх мыслителей в самом начале 1930-х годов, ещё до прихода Гитлера к власти, появилась концепция "коммунофашизма". Сейчас я ради любопытства заглянула в Википедию: кому же приписывают термин "коммунофашизм"? Оказывается,Алле Гербер. Но Алла Гербер родилась в 1932 году и никак не могла быть причастна к тому, что писалось тогда на страницах имковских изданий.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть к приравниванию коммунизма и фашизма, Гитлера и Сталина? Это то, что и сейчас мы слышим от митрополита Илариона (Алфеева). То, что мы слышали в 1993 году, когда расстреливали Дом Советов, нас расстреливали, "красно-коричневых", "коммунофашистов"! И эта концепция родилась не сегодня и даже не вчера, а поза-позавчера!

Елизавета ПАШКОВА. Она родилась в конце 1920-х — начале 1930-х, и это напечатано чёрным по белому в журналах "ИМКА-Пресс" тех лет. Пол Андерсон писал, что секретари ИМКА специально уделяли большое внимание этой теме. Секретари ИМКА — это высокопрофессиональные, высокооплачиваемые сотрудники ИМКА, которым поручался ответственный фронт работ. Секретари регулярно посылали отчёты в штаб-квартиру ИМКА в США. Они постоянно просматривали все статьи для своих изданий, и по этим изданиям чётко видно, что линия "коммунофашизма" шла из номера в номер все 1930-е годы, вплоть до 1939 года — оккупации Парижа.

Но, что удивительно, и в оккупированной нацистами Европе тот же Пол Андерсон совершенно спокойно получил возможность работать с военнопленными, которые находились в немецких лагерях! Во время войны издательство "ИМКА-Пресс" в Нью-Йорке и Женеве выпустило тысячи томов на русском языке, через эти издания идеология ИМКА распространялась и среди военнопленных, и среди советских граждан, угнанных в Германию. Более того, Пол Андерсон обратился к послу Советского Союза в США, а им был тогда Андрей Андреевич Громыко, с тем, чтобы, учитывая, что секретари ИМКА и нанятые ими волонтёры работают с советскими военнопленными в Европе, допустить структуру ИМКА и к военнопленным, находившимся на территории Советского Союза, — немцам, итальянцам и т.д. Естественно, Андерсон ответа от Громыко не получил, чем был очень недоволен, поскольку ему было с чем сравнивать. А сравнивал он с позицией императорской России в Первой мировой войне, когда секретари ИМКА получили полную свободу работать в лагерях для военнопленных по всей России, даже вдоль Транссиба…

Андрей ФЕФЕЛОВ. Что потом кончилось восстанием чехословаков в 1918 году и уводом золотого запаса России в неизвестном направлении.

Елизавета ПАШКОВА. Да, Российская империя была открыта для международных организаций. С 1900 года петербургскому отделению ИМКА покровительствовал один из высших сановников империи — принц Ольденбургский.

Не получив ответа от Громыко, Пол Андерсон …

Андрей ФЕФЕЛОВ. Приуныл?

Елизавета ПАШКОВА. …вспомнил свой прежний опыт. Ведь после того, как при Ленине он и все представители ИМКА были высланы из Советской России, они переключились на работу с эмиграцией. И теперь они начали работать с так называемыми "перемещёнными лицами" (DP), которые оказались в Германии и других государствах Европы. Один проект был связан с Восточно-Европейским фондом Форда. Возглавил этот проект Джордж Кеннан, который одно время был послом в Советском Союзе. Любопытно, что он стал персоной нон-грата для Советского Союза после того, как сравнил своё пребывание в сталинской Москве в начале 1950-х с пребыванием в нацистской Германии в начале 1940-х. То есть линия "коммунофашизма", конечно, не является какой-то исключительной собственностью ИМКА. Постановка на одну доску гитлеризма и сталинизма началась с конца 1920-х и тянется до сих пор, не исключая и эпоху Второй мировой вой­ны, когда мы с США были союзниками.

Также и понятие тоталитаризма. Разумеется, само это слово появилось в доктринах итальянских фашистов — доктринах тоталитарного государства. Но то, что понятие тоталитаризма вошло в годы "перестройки" в наши школьные учебники и до сих пор "объясняет" период нашей истории, связанный с именем Сталина, — во многом заслуга "ИМКА-Пресс", издававшего Бердяева и других авторов, активно разрабатывавших эту тему применительно к СССР.

Андрей ФЕФЕЛОВ. По сути дела, мы говорим о некой идеологической лаборатории, сконструированной и оплачиваемой, которая действовала не одно десятилетие и которая выстрелила, в конце концов, и через такую фигуру, как Солженицын.

Елизавета ПАШКОВА. Конечно, возьмем само понятие "Архипелаг ГУЛАГ". После войны для любого советского человека слово "концлагерь" было очень сильным. Это место, ужаснее которого трудно придумать. И оно у нас ассоциировалось исключительно с нацистской Германией, с гитлеризмом. Но в издаваемом "ИМКА-Пресс" "Вестнике РСХД" писали, что концлагеря были изобретены не Гитлером, а Лениным, что населению Советского Союза они стоили 40 млн. жизней и т.д. Поэтому не случайно Н.Д. Солженицына говорит о том, что они питались источниками из "Вестника РСХД".

Андрей ФЕФЕЛОВ. Самое интересное, что эти идеологические штампы — главное оружие сегодняшних либералов! А Солженицын своей бородищей, какими-то своими заявлениями посконными, православными создаёт иллюзию патриотизма, даже русского национализма. А на самом деле он является самым настоящим либералом, но прикрытым такой хорошей, мощной бородой.

Елизавета ПАШКОВА. Тенденцию прикрывать либерализм чем-то иным мы тоже можем найти на страницах имковских изданий. Ведь и "коммунофашизм" Бердяев противопоставлял вовсе не индивидуализму и либерализму. Он писал, что употреблять слово "индивидуализм" как-то уже не очень прилично, поскольку в Европе люди каждый день ощущают на себе Великую депрессию, когда этот индивидуализм, доведённый до крайности, приводит к неимоверным человеческим страданиям. Поэтому Бердяев считал, что нужно назвать это всё персонализмом и делать упор на человеческой личности, на свободе. "Апостол свободы" Бердяев писал, что ни при Гитлере, ни при Сталине нет свободы мысли и слова, а значит, эти режимы тождественны, и их необходимо отрицать во имя персонализма…

Андрей ФЕФЕЛОВ. …отрицающего любые групповые стратегии, которые только и могут привести к каким-то результатам. Поскольку всё остальное ведет к антирезультату — к поражению. По сути дела, Солженицын — это пророк поражения России.

Конечно, я могу сказать, что на каждый памятник Солженицыну мы ответим тремя памятниками Ивану Грозному. Но, к сожалению, эти памятники Ивану Грозному возникают под великим давлением общества снизу, а Солженицына нам навязывают сверху, его ставят, как шахматного ферзя.

Елизавета ПАШКОВА. Нелюбовь к Московской Руси, к Ивану Грозному — это тоже одна из концепций в изданиях ИМКА. И Бердяев, и Федотов сравнивали сталинизм с Московской Русью только в отрицательных коннотациях. Для них эпоха Ивана Грозного — это почти то же самое, что сталинизм, фашизм, нацизм в один ряд. "Вестник РСХД" и до войны, и после неё неуклонно вёл эту линию "тиранов, тоталитарных диктаторов": Ленин, Сталин, Гитлер, Мао. Связка этих имён — "людей с больной психикой — вождей тоталитаризма" — крутилась в разных статьях из десятилетия в десятилетие. Что, собственно, мы видим и сегодня.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Некоторые сегодняшние патриоты считают себя сторонниками так называемой исторической России. На их взгляд, мы сейчас живём в неисторической России, потому что историческая Россия для них кончилась в 1917 году. И это тоже солженицынская подрывная формула. Но самое главное, что многое в трудах Солженицына основано на концепции, лёгшей в основу закона "о порабощённых народах", которые якобы существуют в Советском Союзе. И этот закон не отменён до сих пор. США отменили поправку Джексона-Вэника, но они до сих пор считают эти "порабощённые народы". Более того, они их умножают: казаки, поморы, сибирские народы и т.д. Снова на Россию направлен зловещий луч, дьявольский монокль, и Солженицын является частью этой системы. Вспомним, как благостно он отзывался о радикальных украинских националистах в "Архипелаге ГУЛАГе", ведь бандеровцы — представители "порабощённых народов". И русские патриоты, сторонники бородатого Солженицына, работают на эту русофобскую систему.

Елизавета ПАШКОВА. Если говорить о порабощённых народах, следует отметить, что секретари ИМКА вели колоссальную работу в лагерях DP, отбирая как раз представителей различных национальных меньшинств. Причём, что интересно, они это делали как в Первую мировую войну, так и во Вторую мировую. То есть направленность на разрушение России по национальным границам не зависела от того, какой у неё был тогда общественный строй — монархия или советский строй. Издание книг на национальных языках было одной из приоритетных задач на протяжении практически всего ХХ века.

Вспомним о таком предприятии, как издательство имени Чехова в Нью-Йорке, которое было создано в начале 1950-х годов Восточно-Европейским фондом. Кстати, Пол Андерсон, о котором мы уже упоминали, входил в совет попечителей этого фонда. Фонд выделил огромные деньги на то, чтобы найти среди перемещённых лиц специалистов по истории национальных меньшинств и религии в СССР, по притеснению церкви. А эта тема станет одним из краеугольных камней в творчестве Солженицына, поскольку его апелляция к религиозным, православным сюжетам общеизвестна.

В лагерях DP на территории оккупационных зон союзников были собраны материалы, на основе которых были изданы десятки томов по этим проблемам. Эти книги были розданы в библиотеки США и многих других стран. После прекращения деятельности Чеховского издательства в 1956 году это направление было продолжено в "ИМКА-Пресс" и в первую очередь — в "Вестнике РСХД", который регулярно публиковал материалы о положении религии в СССР.

Кстати говоря, после войны многие преподаватели и воспитанники Свято-Сергиевского богословского православного института, созданного на средства ИМКА в Париже в 1920-х годах, переместились в Америку, в том числе и Федотов. Они продолжали создавать свои труды на те же темы, становились консультантами и работниками всевозможных радиостанций, вещание которых было направлено на Советский Союз. И всё время там звучало слово "свобода", даже в названиях радиостанций. Не зря Пол Андерсон называл "апостола свободы" Бердяева самым важным сотрудником YMCA.

Бердяевские идеи были отлиты в чёткие параграфы инструкций, которые давались представителям ИМКА, получившим возможность посещать СССР в период "оттепели". Разумеется, не в качестве деятелей ИМКА, а, например, с французскими выставками. В "Вестнике РСХД" они описывали свои поездки, подчёркивая, что ни в коем случае нельзя говорить советским гражданам о том, что вы защищаете капитализм против социализма. Надо говорить всегда о том, что вы защищаете свободу против диктатуры, против тоталитаризма. Наверное, вряд ли кто из них решился сказать о коммунофашизме, но тоталитаризм рекомендовался как термин.

И всё же понятие тоталитаризма нужно было ещё разъяснять советским гражданам, а вот с диктатурой всё было понятно. Надо было выступать против той диктатуры, которая не даёт писать писателям, которая не даёт читать читателям то, что они хотят. Наталья Солженицына рассказывала на одной из конференций, как она ночью на машинке перепечатывала "Доктора Живаго", статьи из "Вестника РСХД" и других имковских изданий. Она говорила, что им давали только на одну ночь, и за это время она должна была прочитать и что-то напечатать, чтобы утром отдать следующему человеку.

Апелляция к свободе, как и предполагали те, кто выступал на страницах изданий "ИМКА-Пресс" ещё до Второй мировой, оказалась очень чувствительной для творческой интеллигенции в Советском Союзе. Интеллигенция, считая себя несвободной, легко откликалась на проповедь борьбы с тоталитарным государством. Причём некий литературовед Аркадий Белинков, который бежал на Запад в 1960-х годах, сразу же написал там о том, что СССР — это советско-фашистское государство с водородной бомбой. Эта терминология не сходила со страниц западных изданий.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Все эти идеологические разработки, которые требовали колоссальных денег и колоссальных организационных усилий, в конце концов себя оправдали, поскольку наша страна была разгромлена. И можно только "поаплодировать" тем, кто работал на таком высочайшем уровне — идеологическом, системном, на уровне создания штампов, даже брендов. Поскольку "Архипелаг ГУЛАГ" — это бренд, он создан по некой коммерческой схеме. Можно под ним рестораны открывать, поскольку ясно, что в ГУЛАГе не сидело ни одного заключённого, потому что это было Главное управление лагерей. Но это звучит очень ёмко, красиво, это всё формировали стратеги. И те, кто сейчас думают, что во время холодной войны Запада против СССР существовал некий одиночка, романтический герой, который бодался с системой, с дубом, такой телёнок Солженицын, они либо вообще ничего не понимают, либо они полные… романтики.

Елизавета ПАШКОВА. Вы сказали о воспоминаниях Солженицына "Бодался телёнок с дубом". Очень хотелось бы, чтобы те, кто принимает решения, связанные с Солженицыным, почитали эти воспоминания. В них есть глава, которая называется "Опорный треугольник". А ведь треугольник — это символ ИМКА. И в этой главе речь идёт именно об ИМКА! То есть даже таких вещей, о которых писал сам Солженицын, они то ли не видят, то ли не хотят видеть.

Говоря о Западе, отмечу один момент. Когда Солженицын был выслан, тот же "Вестник РСХД" печатал обзоры того, как принимают его на Западе. Солженицын выступал во многих телепрограммах. Это разрушительно подействовало на европейских левых, на европейское коммунистическое движение. Молодые философы Бернар-Анри Леви и Андре Глюксманн заявили, что раз есть "Архипелаг", то никакого отличия Советского Союза от нацистского режима не существует.

В самом Советском Союзе насаждение представлений о "коммунофашизме" западными русскоязычными радиостанциями и самиздатом породило у некоторой части интеллигенции состояние психоза. Например, в воспоминаниях о математике Феликсе Березине приводится такой факт: в 1970 х годах Феликс со своими друзьями-диссидентами реально боялся погромов, поскольку "коммунофашизм" у них ассоциировался именно с погромами. И паника, которая возникла в этой среде, была совершенно не шуточной. Вскоре Феликс Березин погиб на Колыме. Это был 1980 год, казалось бы, какая Колыма? Но вот такая странная, страшная судьба: на Колыму он отправился в байдарочный поход. Навязывание взгляда на жизнь в Советском Союзе как на явление "коммунофашизма" имело очень много последствий.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Большое спасибо за беседу! Это ещё не все точки над i, но основные вешки в теме Солженицына мы обозначили.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (52): «первая «назад
Исходное сообщение Соккар
С таким же успехом эти слова можно отнести и к 90-ым годам, и к петровским реформам... Я читал интервью О. Волкова, где он себя антисоветчикам не считал.
А если читать "деревенскую" прозу, то и там можно найти подобную же критику. Но эти авторы тоже не считали себя антисоветчиками. Я привёл пример О. Волкова только лишь потому, что он сидел намного больше, чем Солженицын, но не стал врагом своей родины. То же самое можно сказать о Л.Н. Гумилеве, А. Ф. Лосеве. Тюрьма злобит тех, у кого зло уже проявилось.



Так "враг" то у вас тот, кого назначили "врагом":) назначили бы Волкова - был бы он "враг".

С "деревенщиками" тоже интересно. У Солоухина есть эссе "Читая Ленина".
"Но вот Россию завоевала группа, кучка людей. Эти люди тотчас ввели в стране жесточайший оккупационный режим, какого ни в какие века не знала история человечества. Этот режим они ввели, чтобы удержаться у власти. Подавлять все и вся и удержаться у власти. Они видели, что практически все население против них, кроме узкого слоя «передовых» рабочих, то есть нескольких десятых населения России, и все же давили, резали, стреляли, морили голодом, насильничали как могли, чтобы удержать эту страну в своих руках..."
Чем это отличается от Солженицына? Все то же самое.

Интересна история появления эссе. Сам по себе Солоухин был простым деревенским пареньком, назначенным "писателем". Но он честно шевелил лапками "к свету", старался думать, развиваться. Это достойно уважения. Сам бы он читать Ленина не додумался. Но кто-то понимающий ему сказал: "Открой такой то том, такую то страницу. Почитай, подумай." Он прочитал и схватился за голову. Понять он конечно смог процентов 5 из происходившего, но хватило и этого.
Финик 12-12-2018-18:03 удалить
Ответ на комментарий Старенький_Ху #
Исходное сообщение Старенький_Ху Так "враг" то у вас тот, кого назначили "врагом":) назначили бы Волкова - был бы он "враг".


Во враги назначили того, кто согласился им быть, - Солженицына.
Не думаю, что Волков согласился бы. Вот и Шаламов не согласился, оставив о Солженицыне такой отзыв:"Деятельность Солженицына — это деятельность дельца, направленная узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности."


Исходное сообщение Старенький_Ху С "деревенщиками" тоже интересно. У Солоухина есть эссе "Читая Ленина".

О Солоухине ходил такой насмешливый анекдот:
Идёт по улице опечаленный Солоухин. Навстречу приятель из Союза писателей:
- Что случилось, Владимир, Алексеевич? Не печатают?
- Да нет, вот уже третья книжка миллионным тиражом выходит.
- А что, жить в Москве негде?
- Да нет, уже всю семью обеспечил жильем.
- Так может, дачу не дают?
- Да и дача имеется. А еще и домик на Вологодщине.
- Ну, может, талона на автомобиль не дали?
- Да два авто уже в гараже стоят.
- Так в чем дело-то?!
- За державу обидно.
Честный Ваш паренёк был еще тем прохиндеем.
А что касаемо статьи «Читая Ленина», то она была раскритикована даже соратниками Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина»:<<Настоящей научной критики ленинских взглядов мы до сих пор не имеем. На смену славословиям приходит подтасовка цитат с целью очернить их автора. Наиболее показательный пример — «Читая Ленина» В. Солоухина. С моей точки зрения, это грубая подтасовка, извинительная, может быть, лишь потому, что известный писатель никогда научной работой не занимался. Открыл тома Ленина, наткнулся на «страшные» места. Человек он эмоциональный… Я тоже читал ленинские тома и мог бы доказать, что цитаты Солоухиным вырваны из контекста. Мы в очередной раз имеем дело с недобросовестной, односторонней критикой Ленина.>>
Финик 12-12-2018-18:09 удалить
И ещё о смене настроений Солоухина:
Солоухин от перестройки многого ждал: свободы слова, освобождения от тех пут, которыми мы были связаны в советское время. Но потом он очень разочаровался, потому что не оказалось в перестроечное время настоящего национального деятеля, который обратил бы её на пользу страны. Солоухин был расстроен, что перестройка не улучшила общего положения дел в стране. Он был возмущён приватизацией, совершенно не принял новые демократические порядки. «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?» — писал он.
Исходное сообщение Финик
О Солоухине ходил такой насмешливый анекдот:
Идёт по улице опечаленный Солоухин. Навстречу приятель из Союза писателей:
- Что случилось, Владимир, Алексеевич? Не печатают?
- Да нет, вот уже третья книжка миллионным тиражом выходит.
- А что, жить в Москве негде?
- Да нет, уже всю семью обеспечил жильем.
- Так может, дачу не дают?
- Да и дача имеется. А еще и домик на Вологодщине.
- Ну, может, талона на автомобиль не дали?
- Да два авто уже в гараже стоят.
- Так в чем дело-то?!
- За державу обидно.
Честный Ваш паренёк был еще тем прохиндеем.



Спасибо, не слышал анекдот:) только анекдот-то получился про "советского человека". Дело в том, что у него полностью отсутствует эмпатия. Он действительно не понимает - как же так? Денег навалом, квартира в Москве. Ну устроили в СССР геноцид, а чего такого то? У тебя же все хорошо. Живи да радуйся. Не хочешь радоваться - прохиндей:) Советский мир - это мир "перевернутый", где черное - это белое.
Финик 12-12-2018-18:35 удалить
Ответ на комментарий Старенький_Ху # Ну, а смена солоухинских настроений от ненависти к ностальгии по советским временам Вас не впечатлила. )))
Соккар 12-12-2018-18:41 удалить
Читая Солоухина в советское время, было одно впечатление, а со временем многое стало восприниматься более критично. Он был тем ещё конъюнктурщиком, ну и немножко изображал оппозиционера. Такой советский барин...
Исходное сообщение Финик
Ну, а смена солоухинских настроений от ненависти к ностальгии по советским временам Вас не впечатлила. )))



Ну я совсем простые вещи не стал комментировать - "лежачего не бьют":) где же там ностальгия? Он говорит о том, что в 1990х сделали чуть ли не хуже, чем было в СССР. Сделали кто? Управляющая страной советская номенклатура, которая никуда не делась, а просто стала называть себя "либералами".
Исходное сообщение Соккар
Читая Солоухина в советское время, было одно впечатление, а со временем многое стало восприниматься более критично. Он был тем ещё конъюнктурщиком, ну и немножко изображал оппозиционера. Такой советский барин...



Само собой. Официальная идеология то меняется, а все это видится на ее фоне. Сейчас идеология "Солженицын враг, Сталин - хороший". Интересно зачем? Понятно, что будут рассказывать, что "СССР это хорошо", но можно же было выбрать и менее скомпроментированный период. Рациональное объяснение видится только одно. Это нужно, чтобы за границей можно было показывать указкой - "Смотрите, какой народ то у нас. "Людоеды". Им лишь бы убийств да лагерей побольше. Так что лучше с нами сотрудничайте, а то они себе опять какого нибудь полоумного падишаха поставят":)
Финик 12-12-2018-18:56 удалить
Старенький_Ху, Солженицын был и остаётся врагом. Без всяких официальных идеологий. Это народная идеология, возникшая на основе новой информации и об этом деятеле, и о советской истории.
Соккар 12-12-2018-19:00 удалить
Старенький_Ху, мне представляется иначе. У власти свои герои (Колчак, Маннергейм, Солженицын, Ельцин, Алексеева), у народа - другие (все герои Отечественной войны, Сталин, Грозный). Сталин и Грозный - потому, что не жалели номенклатуру.

Вот не нравится Путину красный цвет, советская история. Поэтому потихоньку убрал дату 7 ноября, заменил на 4 ноября - День народного единства... И вызов всем фронтовикам - во время парада драпируют Мавзолей голубым цветом. Советский период критикуется властью, потому что там (при всех сложностях) всё же преобладала идея социальной справедливости. А власти она не нужна...
Соккар 12-12-2018-19:01 удалить
Исходное сообщение Финик
Старенький_Ху, Солженицын был и остаётся врагом. Без всяких официальных идеологий. Это народная идеология, возникшая на основе новой информации и об этом деятеле, и о советской истории.

100%!
Полностью согласен!
Исходное сообщение Финик
Это народная идеология



Где-то я это уже слышал:)
Исходное сообщение Соккар
Старенький_Ху, мне представляется иначе. У власти свои герои (Колчак, Маннергейм, Солженицын, Ельцин, Алексеева), у народа - другие (все герои Отечественной войны, Сталин, Грозный). Сталин и Грозный - потому, что не жалели номенклатуру.

Вот не нравится Путину красный цвет, советская история. Поэтому потихоньку убрал дату 7 ноября, заменил на 4 ноября - День народного единства... И вызов всем фронтовикам - во время парада драпируют Мавзолей голубым цветом. Советский период критикуется властью, потому что там (при всех сложностях) всё же преобладала идея социальной справедливости. А власти она не нужна...



Это и есть идеология, созданная "властью" для народа:) Как говорил Владимир Ильич Ленин "Люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать ИНТЕРЕСЫ тех или иных классов."
А политиком Владимир Ильич был профессиональным. Что говорил - понимал.
Соккар 12-12-2018-21:58 удалить
А Владимир Владимирович - политик лукавый, вроде говорит всё правильно, а налоги у богатых такие же, как и у бедных. И клянётся-клянётся, что итоги приватизации пересматривать не будут. Вот только партнёры на Западе не хотят признавать их равными. Обидно, понимаешь... В политике он - вроде бы и патриот, а в экономике - либерал. Вот такая загогулина, как говорил учитель:-)))
Ответ на комментарий Старенький_Ху # Старенький_Ху, "Официальная идеология то меняется, а все это видится на ее фоне. Сейчас идеология "Солженицын враг, Сталин - хороший". И кто же вам сказал такую глупость?! Путин вполне официально кладёт цветы к памятнику Солженицыну, а вдова последнего вещает по федеральному ТВ о том, как хорош был покойный. Нам в Ростове пытались впендюрить памятник Солженицыну, но, видимо, опрос на сайте "Активный ростовчанин", когда 71% высказался вообще против памятника, как-то повлиял на то, что к 100-летию не успели найти место для этого памятника. Тем более что вдова и компания пытались впендюрить памятник в центре города, а не в микрорайоне, где ранее местные власти уже назвали улицу "проспектом Солженицына (вот ещё пример официальной идеологии!). и главное, что в этом микрорайоне вокруг улицы, названные сплошь и рядом именами полководцев ВОВ: маршалов Жукова, Ерёменко, Малиновского, генерала Доватора. А среди них проспект капитанишки Солженицына! О Сталине же ОФИЦИАЛЬНАЯ пропаганда молчит. А лозунг "Солженицын враг, Сталин - хороший" надо искать не во власти, а в народе! А, как известно, "Глас народа - глас божий". Жаль, что вы этого гласа не слышите, а, если и слышите, то переворачиваете с ног на голову. А это для вас опасно, т.к. народ к вашему Ху может добавить ещё одну букву и вы со словом на три буквы останетесь, как с клеймом, на всю оставшуюся жизнь.
Исходное сообщение Соккар
А Владимир Владимирович - политик лукавый, вроде говорит всё правильно, а налоги у богатых такие же, как и у бедных. И клянётся-клянётся, что итоги приватизации пересматривать не будут. Вот только партнёры на Западе не хотят признавать их равными. Обидно, понимаешь... В политике он - вроде бы и патриот, а в экономике - либерал. Вот такая загогулина, как говорил учитель:-)))



А что в этом удивительного? Все по ленинским заветам:) Тот же Ленин говорил и более прямо: "Кто в политике верит на слово, тот безнадежный идиот, на которого машут рукой." В этом суть советской политики. Что выгодно, то и говорят. Сегодня "большевик" говорит, что Сталин великий вождь и учитель - завтра что это культ личности. Сегодня организует массовый террор, завтра говорит что это плохо, послезавтра что этого не было. Сегодня говорит что он - коммунист, завтра что либерал, послезавтра что патриот. Сегодня что он строит социализм, завтра что он - миллиардер.

Поэтому бессмысленно слушать что они говорят, любая идеология это "для дураков". Имеет значение только КТО говорит.
Исходное сообщение Пушкин-Плюшкин
Путин вполне официально кладёт цветы к памятнику Солженицыну, а вдова последнего вещает по федеральному ТВ о том, как хорош был покойный. Нам в Ростове пытались впендюрить памятник Солженицыну, но, видимо, опрос на сайте "Активный ростовчанин", когда 71% высказался вообще против памятника, как-то повлиял на то, что к 100-летию не успели найти место для этого памятника. Тем более что вдова и компания пытались впендюрить памятник в центре города



То есть народ вопреки власти (которая и создает для него идеологии, в которые он верит) рвется верить в хорошего Сталина и врага Солженицына?:) это звучит несколько странно:) а насчет памятника не переживайте - его сейчас будут обливать грязью, раскалывать и т.д. Это необходимая часть спектакля.

Есть такое понятие - "двухходовка". Например в СССР из за большого количества ограничений, были популярны идеи либерализма. Тогда некоторые представители советской номенклатуры сказали "мы либералы" и взяли в руки томик Солженицына. Ну и старались изображать из себя "плохих". После того, как СССР был той же номенклатурой разобран и поделен, на них стали показывать указкой - "смотрите, это не мы, это все либералы с Солженицыным виноваты, а мы - хорошие". Двухходовка - и власть сохранили и вредные для себя идеи дискредитировали.

Вроде уровень двухходовки - "для детей". Спектакль с детского утренника. Но для "советского человека" это, конечно, слишком сложно. Написанное выше он не поймет. Он может считать только на один ход вперед и всегда верит на слово. Его таким специально сделали.
Соккар 13-12-2018-19:28 удалить
Ответ на комментарий Старенький_Ху # Старенький_Ху, нет, Путин живёт не по ленинским заветам, а по ельцинским. Он наградил Ельцина орденом Андрея Первозваного, а Медведев - Горбачева.

"любая идеология это "для дураков".
Не думаю. Если принять это за истину, тогда надо поставить крест на мышлении.
Исходное сообщение Соккар
Старенький_Ху, нет, Путин живёт не по ленинским заветам, а по ельцинским. Он наградил Ельцина орденом Андрея Первозваного, а Медведев - Горбачева.



Так это одно и то же. "Патриот", "либерал" - это бессмысленные ярлыки. Кто такой Ельцин? Секретарь ЦК, вершина советской номенклатуры. Кто такой Путин? Это советский КГБшник. Вы не найдете во власти ни одного человека, который не был бы выходцем из советской номенклатуры. То есть это ваша родная советская власть. Те же самые люди, сменившие маску.



Исходное сообщение Соккар
"любая идеология это "для дураков".
Не думаю. Если принять это за истину, тогда надо поставить крест на мышлении.



Как раз наоборот. Мышление - это понимать, как устроена идеология, когда она создавалась, кем и для чего, как работала и к каким результатам привела. А верить в идеологию - это как раз поставить крест на мышлении. Вместо него будет чужая упрощенная схема, заставляющая действовать в чужих интересах. В общем любая идеология - это просто намеренная ложь, которую используют как социальный инструмент.
Соккар 13-12-2018-19:55 удалить
Ответ на комментарий Старенький_Ху # Старенький_Ху, не согласен.
Исходное сообщение Соккар
Старенький_Ху, не согласен.



Это нормально:) Ну если вам так хочется посмотреть, что у управляющей страной советской номенклатуры внутри, верят они там в "либерализм" или в "патриотизм" или еще во что-то, то это несложно. Ведь если из советской идеологии выбросить мусор социализмов-коммунизмов "для народа", то окажется что у нее есть основа. Это "материализм". Он является сутью системы взглядов советской номенклатуры. "Так завещал великий Ленин". Что будет, если посмотреть на историю СССР их глазами, через "материализм", ленинским прищуром?:) Получится следующее:

Приехала из-за границы в 1917м группа людей, физически уничтожила местную элиту и стала контролировать территорию. Но так получилось, что в процессе борьбы за власть экономика территории была разрушена на щепки. Надо было создавать новую. Ее создали - сначала трудом рабов, потом платя аборигенам какие-то копейки, периодически и их отбирая. Чтобы работали "за бесплатно", промывали мозги идеологией. Когда экономику создали, ее надо было оформить на себя. Идеология этому мешала - ее отменили. Для отмены использовали всех этих Солженицыных и Солоухиных, боровшихся с идеологией. Все - больше с точки зрения материализма в истории СССР ничего нет.
Финик 13-12-2018-20:16 удалить
Ответ на комментарий Старенький_Ху #
Исходное сообщение Старенький_Ху Приехала из-за границы в 1917м группа людей...


Ну, а Вы хотели бы, чтобы уже не группа людей, а иностранные армии раздербанили бы Россию на куски и раздали бы эти куски своим корпорациям, которые бы эксплуатировали местное население (то, которое выжило бы по случайности) в качестве рабов для своей выгоды, а не для страны Россия. И не болтали бы мы с вами здесь, кто восхваляя врагов России, кто поливая Родину грязью. И не было бы "величайшего" писателя Солженицына и пили бы все баварское пиво на развалинах Петрограда. И т.д. и т.п.


Комментарии (52): «первая «назад вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 100-летие Солженицына, РCХД и ИМКА | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»