Тэнсин Седэн Катори Синто Рю - это боевая система, и главная ее цель состоит в том, чтобы научить воинов побеждать противников в реальном бою.
Система обучения - традиционная, при которой изучаются базовая техника (стойки и удары), ката (обусловленные спарринги) и субури (боевые связки). Для приближения к реальности работа ведется с деревянными мечами (боккэнами), что отличается от работы в кэндо. Металлический меч (иайто) используется только в технике иайдзюцу.
В программе изучения следующие техники:
* Кэндзюцу – владение мечом (одним, двумя, коротким);
* Иайдзюцу – мгновенное выхватывание меча из ножен с одновременным ударом;
* Бодзюцу – техника шеста;
* Нагинатадзюцу – техника японской алебарды и другие техники.
Все регулярные тренировки проходят с оружием; практикуются только формы, которые по-японски называются ката. Ката тоже объединяются в строгие последовательности, начинающиеся с относительно простых движений, связанных с выхватыванием меча. Далее ученики приступают к практике омотэ-кендзюцу, ката с мечом для начинающих, которые, как и все последующие, выполняются парами. Каждый фехтовальщик должен в равной степени освоить обе роли в боевых ката. Учебная программа построена на последовательном переходе от первых простых ката к более сложным и разнообразным последующим.
За первыми ката с мечом следуют формальные упражнения, в которых один из учеников использует бо, или посох. Наконец в дело вступает нагината, или алебарда. Промежуточные ката очень сложные, быстрые и скоротечные.
Отработка боевых приемов с деревянным оружием - это лишь часть тренировочного процесса. Другая часть - иайдзюцу - основана на классических сольных упражнениях с боевым мечом.
Суть иайдзюцу сводится к нанесению единственного, доведеного до совершенства удара мечом. Это поединок, который состоит из одного страшного момента, как это произошло в знаменитой сцене из фильма Акиры Куросавы “Семь самураев”. В Катори Синто Рю студентов учат нанесению последовательностей ударов в ситуациях, максимально приближенных к реальной боевой конфронтации.
Общие сведения о школе Катори
Основатель Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю — Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 г. в семье воина из деревни Иидзаса (ныне — город Тако-мати в префектуре Тиба). В молодости он выделялся своими способностями и прилежанием в овладении искусством боя с мечом и копьем. Молодой Иэнао не один раз сражался в поединках на поле боя и ни разу не потерпел поражения. После гибели своих сюзеренов — семьи Тиба, он стал отшельником и поселился в неподалеку от святилища Катори. В возрасте шестидесяти лет Иэнао принял решение отслужить непрерывную тысячедневную службу в Катори-дзингу. После выполнения аскетических обрядов он посвящал себя суровым воинским тренировкам.
Согласно легенде, в этот период духовной дисциплины Иэнао посетило видение бога Фуцунуси но Микото. После этого Иэнао основал собственную воинскую традицию, которую назвал Катори Синто рю. Перед этим названием школы мастер поставил выражение “тэнсин сёдэн” — правильная передача небесной (божественной) истины — в знак того, что эта традиция была санкционирована свыше и пользуется божественным покровительством Фуцунуси но Микото.
Мастер Иидзаса Тёисай Иэнао умер в возрасте 102 лет.
Изучение наследия старинной японской школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю позволяет нам прикоснуться к древней мудрости людей, сумевших очистить свои помыслы от тщеславного и мелкого и постигнуть гармонию человеческих взаимоотношений. Являя собой уникальный инструмент для духовного и физического совершенствования человека, учение школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю по праву считается первым среди учений всех японских школ воинских искусств.
Разнообразные дисциплины, входящие в процесс обучения и далеко не всегда имеющие отношения воинским искусствам, позволяли сформировать всесторонне развитую личность, подготовленную к общественной жизни во всех ее проявлениях.
Не случайно и упоминание в названии школы синтоиского храма Катори. Храм Катори воздвигнут в честь божества Футсунуси-но Оками, почитаемого японцами как божество-хранитель государственности и воинской доблести, и считается одним из трёх самых значимых синтоиских храмов Японии. То обстоятельство, что именно в стенах этого храма, аккумулировавшего в себе тысячелетний заряд духовной энергии, основатель школы О-сэнсэй Иидзаса Тёисай Иэнао совершенствовал свой дух и тело наложило отпечаток на учение школы, сделав его воплощением гармонии и мира. Благодаря закрытому методу обучения, бережному хранению наставлений основателя и наследованию школы только прямыми потомками учение школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю дошло до наших дней в первозданном виде.
Чем занятия Катори полезны в наше время?
C одной стороны, они полезны для здоровья и доступны даже очень
Не случайно я решила поместить сюда этот краткий материал. Сенсей рассказывал
нам о трех священных вещах Японии. Надеюсь Вы сможете почерпнуть что-нибудь полезное из этой статьи.
Япония: страна, люди, традиции
Страна-загадка. На далеком от Европы Востоке есть страна, история которой хранит много загадок. Это Япония. Никто точно не может ответить, откуда произошел ее народ, когда возникли его мифы, как складывались его древние традиции и почему они так свято соблюдаются доныне.
Япония – это страна, состоящая из островов. Самый ближний к Азии – Кюсю, до него 200 километров. В древности туда можно было добраться только на корабле. С него-то и началось заселение островов народом монголоидного происхождения. Люди селились небольшими группами, в основном по побережью и вдоль рек. Жили в самых простых жилищах; даже правители обитали в крытых соломой домах, где столбы и балки крепились веревками из лиан. Основной пищей был рис, из которого умели изготовлять и водку – сакэ. Японцы знали прядение и ткачество, выращивали шелковицу для разведения шелковичных червей. Они охотились и занимались рыбной ловлей.
Самый большой остров Японии – Хонсю. С начала нашей эры он постепенно заселялся выходцами их Кореи, а потом и Китая. Им очень нравился мягкий климат равнин, изобилие цветов и деревьев, плодородие почвы. Они принесли с собой новые умения, орудия труда, сельскохозяйственные культуры, украшения, письменность. Постепенно более и менее древние переселенцы на острова перемешались в единый народ.
Религия древних японцев. Древние японцы обожествляли природу. Они поклонялись ей и ее явлениям, обожествляли солнце, луну, бурю, приливы, отливы. Они боготворили и простые, но жизненно необходимые вещи – колодцы, горшки. Но самое удивительное – они поклонялись просто красивому в природе – скалам и ручьям, деревьям и цветам. Они как-то особенно чувствовали и понимали красоту природы и были ей благодарны за все. Многие древние обряды, песни и пляски воздают хвалу и благодарение богам, а не только просят или умиротворяют их.
Своих богов японцы называли «ками» – «верховные». Их, думали японцы, очень много. Ведь и солнце – ками, и песок – ками, и даже черви, паразиты – ками.
Главной богиней японцев была Аматэрасу. Великолепная и могучая Солнечная Богиня.
Ритуалы. Все, что было связано с обрядами, в древней Японии производили особые люди. Их называли «хранителями удачи». Они связывались с богами и сообщали их волю. Прежде совершения любого ритуала они постились, воздерживались от пищи, совершали омовение тела, надевали чистую одежду.
Богослужение состояло из поклонения, жертвоприношений и молитвы. Первоначально в жертву приносились пища и питье. Позже к дарам добавилась ткань, а в конце концов стали пользоваться символическими полосками бумаги.
Первые святые места (святилища) были самыми разными: вершина горы, отдельно стоящее дерево, необычной формы камень. Такие места обозначали веточкой вечнозеленого дерева сакаки и огораживали веревкой, свитой из соломы.
Обряд общения с ками состоял из его встречи, пиршества «вместе с ним» и его проводов. Пиршество было самой важной частью обряда: считалось, что вкушая «вместе с божеством» принесенные ему в дар яства, люди общаются с ками. Чаще всего встреча происходила глубокой ночью. После проводов все ритуальные предметы сжигались или закапывались в землю. Оставалась на месте только соломенная веревка.
6 основных принципов школы Дайто-рю Айки Дзюдзюцу |
Существует 6 основных принципов школы Дайто-рю. Каждый из этих принципов является чрезвычайно глубоким и сложным и требуется много времени и усилий, для освоения даже одного из них. Только путем постоянных и энергичных усилий, всё время следуя всем 6ти принципам, человек может добиться полностью правильного выполнения техник.
![]() Рэй – “Официальные правила личного поведения” Существует разные варианты перевода термина “рэй”, например этикет, умение вести себя, учтивость, уважительное отношение, правила приличия. Однако смысл основного значения рей можно передать как условия соответствия “Официальным правилам личного поведения”. На протяжении всей истории Японии, такие правила служили для смягчения социальных и межличностных отношений и предотвращали конфликты между людьми. Школа Дайто-рю сохраняет официальные правила личного поведения в их исторической форме, не потому что они непосредственно влияют на эффективность выполнения техники как таковой, а потому что они содержат и продолжают принципы, укрепляющие дух традиционного воина, который проходит сквозь всю традицию Дайто-рю, и являяется её основой и в наше время. Мэ-цуки – “Контакт взглядом” Мэ-цуки переводится как использование глаз. По существу в Дайто-рю есть два типа тренировок мэ-цуки. Название первой — Мокусин (“мысленный взгляд”), второй – ганрики (“сила взгляда”). Мокусин отвечает за видение с помощью “ока разума”, полностью заключающее в себя противника, обволакивающее его. С другой стороны Ганрики, это пристальный, острый, проникающий взгляд, видящий намерения противника и дающий превосходство и контроль над ним. Ма-ай – “Выбор дистанции” Ма-ай переводится, как физическое расстояние или “интервал” между предметами. Ма-ай часто оказывается самым важным фактором, влияющим на исход поединка. Например, иногда один из участников схватки считает, что выбрал благоприятную дистанцию, однако она внезапно оказывается выигрышной для противника. Являясь в первую очередь видом рукопашного боя без оружия, школа Дайто-рю сосредоточена на старательном изучении ударных техник и захватов, применимых в ближнем бою, хотя в определённых ситуациях используются и другие дистанции. Кокю – “Дыхание” Ко-кю означает “дышать” или “дыхание”. Нам легче сконцентрировать физическую силу и выполнять движения, на выдохе, или задерживая дыхание. Выдыхая или задерживая дыхание мы находимся в состоянии “янь”. Противоположностью ему, является состояние “инь”, в котором мы находимся, когда вдыхаем. Поэтому обычно техники выполняются на выдохе, часто от начала до конца в течение одного выдоха. Основываясь на вышесказанном, идеальным считается начать атаку, поймав противника в момент, когда он, полностью выдохнув, только начал вдыхать. Проводя множественные |
Сэппуку (яп. 切腹 — вспарывание живота; другое название — харакири) — ритуальное самоубийство путём вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
type:, atr:,, title:Ритуал сеппуку (харакири)
Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену и т. д.). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих тайных помыслов перед богами и людьми.
Сэппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные», японско-китайские чтения), а харакири наоброт — 腹切 (первый иероглиф — «живот», используются «кунные», чисто японские чтения). В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок.
История возникновения
В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Как обычай, сэппуку возникает во второй половине XII века, во время войны Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото. Cэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом покончить счёты с жизнью.
История возникновения
В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Как обычай, сэппуку возникает во второй половине XII века, во время войны Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото. Cэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом покончить счёты с жизнью.
Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник невольного самоубийцы, обыкновенно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по сути сводилось к ритуальному обезглавливанию.
Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной
Автор: Содрицов Ярослав
Опубликовано на сайте: 2007-05-15
«Каждый проходит эпоху Мэйдзи.» Учитель Хатакэяма Горо |
Школа подобна карте окрестной местности, путник идёт дальше сам, открывая темные места и нанося их на карту. Так происходит взаимный симбиоз школы и адептов. Адепты неразрывно связаны с текущей жизнью, с ее меняющимися требованиями. Сначала школа дает начинающим адептам метод, выкристаллизованный с течением времени, а затем зрелые адепты совершенствуют и корректируют этот метод, привязывая его к потребностям текущего отрезка времени (наносят новые участки на карту, уточняют и корректируют уже имеющиеся участки на карте) — так кристаллизуется знание… Так происходит симбиоз метода и адептов, школы и учеников. Не всегда этот путь прост и понятен. Ибо просто идти по свету и тяжело блуждать в темноте. Люди, которые приходят учиться только с убеждением, что школа должна только давать знание, что в ней есть ответы на все вопросы — бесполезные люди. Они подобны сухой ветке дерева, которая вроде бы и на дереве, а плодов не дает и ломается при сильном весеннем ветре перемен (дзидай — эпоха). Те же ученики, которые ищут новое понимание старых техник, ставят новые вопросы к себе и к техникам, работают над оживлением старых техник — подобны гибким зеленым веткам, которые адаптируются, сгибаются под сильным весенним ветром перемен, расцветают и приносят плоды по осени (некоторые из которых вырастают в отдельные деревья). Такие ученики — гордость школы, только благодаря им школа существует. Школа живет пока жив хоть один такой ученик. Как только такие люди уходят – школа умирает. Для начинающих и неопределившихся — не важно насколько долго в день вы занимаетесь – важно насколько вы регулярно и сосредоточенно ищете ответы на вопросы…Если учитель будет разжевывать все без остатка для адепта — адепт — будет жить чужой жизнью со всеми вытекающими. Везде важен собственный опыт, а не опыт других. И Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю и Айкибудо как часть Единого Целого не является исключением.
Надо уметь чувствовать время, когда школа питает знаниями, и когда надо питать знаниями школу. Хотя это всего лишь иллюзия…
Хороший пример этому школа — Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Здесь важно сразу отметить, что в отличие от появившихся в 17 веке так называемых дуэльных школ и кэндо, Катори можно назвать сложившейся «армейской» школой. В любой исторический период армия представляет собой большую группу людей, которую условно можно разделить на три группы: знатные самураи (самые дорогие доспехи), самураи среднего достатка (доспехи среднего уровня), бедные самураи (легкие доспехи или без доспехов) и крестьяне-копейщики. Школа прошла через разные эпохи совершенствования и средств нападения (оружие) — самурайские мечи различного вида от прямого до тати и катаны, и средств защиты (доспехи) — когда были тяжелые доспехи, когда появились облегченные доспехи и доспехи европейского, панцирного (в Японии они назывались «нового») типа.
Из первой эпохи пришли в основном колющие техники, которые с течением времени трансформировались в сторону рубящих. Во-первых, самураи не ходили круглые сутки в доспехах даже во время боевых действий. Во-вторых, даже в эпоху феодальной раздробленности были периоды мира, не говоря уже о времени сёгуната Токугава, когда люди ходили без брони и это совершенно не значило, что они не могли подвергнутся нападению. В итоге мы имеем достаточно разный арсенал колюще-рубящих техник, которые еще в разных ветвях школы объясняются по-разному (колющие техники можно назвать более древними, так как они были направлены на проникновение между пластин тяжелых доспехов, рубящие — более поздними, они начали доминировать в период облегчения доспехов ближе к периоду Токугава). Например, различное исполнение о-гасуми, как цуки или как рубящее движение. Ката школы в разделе омотэ состоят из отдельных элементов, которые хорошо просматриваются в гогёо и особенно в гокуи, связанных логической последовательностью — как отдельные сцены собираются в полноценный фильм, благодаря сценарию. Одни и те же техники могут объясняться с точки зрения атаки или контратаки противника, одетого в тяжелую или облегченную броню, а в некоторых случаях совсем без брони! Это естественно — ведь мы имеем дело со школой, прошедшей длинный исторический период и впитавшей в себя знание многих лучших представителей школы, которых в ней было великое множество, пережившей в том
Опубликовано на сайте: 2005-08-18
взято с сайта aikibudo.ru