Исходное сообщение Кудряшка_Сью
Второй. Идеология - это в первую очередь объявление чего-то хорошим, а чего-то плохим. Например, "здоровое, свободное и безопасное общество - это хорошо, а все, что несовместимо с этим проектом, - плохо". Назвать эту идеологию можно и русофобией, потому что какая, в общем, разница, как ее назвать.
В таком случае опять же идеологично все. Например, 11-сантиметровый каблук - плохо, потому что вредит здоровью, а в здоровом обществе здорова каждая женщина, значит, мы, русофобы, против 11-сантиметровых каблуков.
Но если женщина хочет носить 11-сантиметровые каблуки и свободна в этом своем праве, то тут русофобы сталкиваются с серьезным противоречием. С одной стороны, запрет на каблуки - благо, с другой - он же зло. Русофобская картина мира становится противоречивой, и это вызвано ни чем иным, как именно идеологией русофобии. То есть иделогия выступает здесь не как фактор упрощения картины мира, а как фактор ее усложнения.
Что может произойти дальше? Дальше русофобы должны предпринять некие действия к возникшему противоречию, и предпринимать их они будут в соответствии с той культурной матрицей, которая определяет их способ мышления.
1. Русофобы могут решить, что раз некий элемент противоречит картине мира, разрушает ее простоту и стройность, то в таком случае этот элемент надо удалить. И вот они делают вид, что никаких 11-сантиметровых каблуков не существует. Картина мира остается стройной, систематизированной, идеологически выдержанной.
Реален ли этот путь? Для людей с традиционным типом мышления - да, потому что традиционный тип мышления редуцирует все противоречия, как правило, делая вид, что их нет.
Правда, тогда идеология русофобии становится, как любят выражаться ученые, ублюдочной, то есть совершенно оторванной от реальности, существующей лишь как слабо обоснованный проект изменения непознанной реальности. (Что, замечу в скобках, и произошло с многочисленными известными нам идеологиями.)
2. Русофобы могут согласиться с наличием в мире 11-сантиметровых каблуков и при включении этого факта в свою картину мира подменить его другим фактом. Тут тонкий и важный момент, следите за рукой. Русофобы могут подумать: ага, в свободном обществе каждый может носить что хочет, в том числе и то, что вредит здоровью. Мы должны объяснить женщинам, что они имеют право, но не должны хотеть носить высокий каблук. Рано или поздно убеждение даст свои плоды, и женщины откажутся от каблуков, и тогда постулаты идеологии будут соблюдены - общество здорово и свободно, потому что само отказалось от нездорового.
Здесь русофобы встраивают в свою картину мира не каблук, а Вредный Каблук. Так происходит подмена одного факта другим (его симулякром), который встраивается в идеологическую картину мира и как бы ее не нарушает.
3. Наконец, русофобы могут попробовать встроить право женщины вредить своему здоровью в свою картину мира. Не подменяя факта его симулякром. Тогда их картина мира будет сложной, противоречивой и неуниверсальной (то есть придется разбираться с каждым конкретным случаем, а не подводить все увиденное под ту или иную готовую схему).
Останется ли идеология в этом случае идеологией? то есть сохранится ли деление на "плохое"-"хорошее"? Это вопрос. Вред здоровью - плохо, право человека делать со своим телом все что захочется - хорошо. Сталкиваются две идеологемы ("плохо" и "хорошо"), взаимно отменяя друг друга и аннигилируя. Идя на дно, они тянут за собой и всю идеологическую конструкцию русофобии.
Ношение свободной женщиной высокого каблука отменяет унифицированный подход к явлениям, делает его нежизнеспособным. На мой взгляд, это разрушает и идеологию тоже, выводя русофобию из когорты идеологий в когорту постмодернистских релятивистских парадигм, но я не уверена. Тут еще надо подумать.
Это я все к чему? я чего-то забыла, к чему это я. А! это я к тому, что более узкий подход к определению идеологии означает, что идеологическое поле разрушается там, где признается одновременное существование "плохого" и "хорошего". Признавая противоречия мира, мы уходим из идеологического поля в поле рациональности и свободы... в котором нам трудно и неуютно, потому что привычки к такому типу мышления, как я уже говорила, нет ни у одного человека.
ОТРЕДАКТИРОВАНО - ВСТАВЛЕН КУСОК
Вывод. Идеология зачастую выступает не как фактор упрощения картины мира, а как фактор ее усложнения. И именно от типа мышления людей, разделяющих данную идеологию, зависит, как они поступят с вносимыми идеологией противоречиями. Люди с традиционным типом мышления проигнорируют противоречия, оставив картину мира простой и цельной, а идеологию сделав ублюдочной и нежизнеспособной. Люди с компромиссным типом мышления попытаются нивелировать противоречия вмешательством в психологию людей, не вписывающихся в картину мира, и изменением этой психологии так, чтобы она стала вписываться и чтобы картина мира стала простой и стройной. Люди с постмодернистским типом мышления признают противоречие существующим фактом, что усложнит картину мира и отменит в таком случае идеологию.
КОНЕЦ КУСКА, ВВЕДЕННОГО ПРИ РЕДАКТИРОВАНИИ
Исходное сообщение Пена_Морская
Идеология - это не обязательно набор аксиом и штампов. Идеология - это набор убеждений.
Исходное сообщение Пена_Морская
Набор штампов - это предрассудки.
И идеология - это не оскорбление, Сью. Так что не надо защищать русофобию от меня. ))))
.
Исходное сообщение Кудряшка_Сью
Набор убеждений - это не идеология. Это просто набор убеждений ))))))))
Идеология - слово бранное. Потому что является не набором убеждений, а именно что набором необсуждаемых аксиом. Поэтому я русофобию от тебя защищать буду. До последней капли крови.
Исходное сообщение Кудряшка_Сью
И на мой взгляд, куда интереснее, чем тема про украинский комитет по морали, тема про идеологию. Вот ты мне ничего не возразила на мои два длинных поста, а мне бы хотелось именно об этом. Потому что исходный тезис о том, что человек, видящий мир всегда сложным, вдруг резко начинает видеть его простым, когда вступает в область идеологии - вот этот исходный тезис, я считаю, полная чушь. Все происходит ровно наоборот - в область идеологии вступают те люди, у которых простая картина мира или которые измучались со своей сложной настолько, что уже хотят, чтобы им ее упростили (ну, невротики всякие). Вот эти люди и приходят к идеологии. А те, кто разделяет некие ценности, не придавая им застывших форм и сознавая, что эти ценности в мультикультурном мире могут оборачиваться анти-ценностями, - те в идеологию в принципе не придут.
Поэтому меня очень удивило, что ты квалифицировала эту тему и сообщество в целом как идеологическое. Идеология - это набор аксиом, штампов, если угодно. Очень-очень простых стереотипов, буквально на уровне "все мужики сволочи" и "Россия встает с колен". А идея русофобии, на мой взгляд, все-таки более широка, весьма противоречива (почему и не приживется и не станет популярной) и апеллирует уже к другому типу мышления.
Вот на эту тему я бы с удовольствием поговорила.
Исходное сообщение Пена_Морская
С чего ты взяла, что идеология - это то, о чем ты говоришь? По одной из версий определения дискурса - идеология его второе имя. Точнее, он ее второе имя. То есть тот самый способ думать, понимать, говорить. Но там еще споры ведутся - одно это или все же разное. Я как раз думаю, что немного разное, а идеология отличается большей эмоциональностью. Потому что имеет дело с убеждениями и верой. И определение русофобии тоже идеологично. Потому что в нем заложено изначальное убеждение, что свободное и безопасное общество - это хорошо. А тут ведь могут быть и другие точки зрения. Сама по себе идеология - это не хорошо и не плохо. Это просто есть. И есть практически у лбого человека. В связи с идеологией люди делятся на тех кто глупее и умнее, на более и менее рефлексированных и на более или менее сложных/простых. На более или менее способных отличать знаки от смыслов. Но практически для каждого найдется тема, в которой он проявит особую эмоциональность.
Нету никакой идеологии, даже в том случае, когда она подробно сформулирована и изложена. Любого, у кого есть "система взглядов и принципов" можно легко поставить в тупик, не говоря уже о том, что действия всех тех, кто видит мир упорядоченным - частенько расходятся с их же принципами и представлениями.
Исходное сообщение Челмедведосвин
Нету никакой идеологии, даже в том случае, когда она подробно сформулирована и изложена. Любого, у кого есть "система взглядов и принципов" можно легко поставить в тупик, не говоря уже о том, что действия всех тех, кто видит мир упорядоченным - частенько расходятся с их же принципами и представлениями.
Так и геометрии, как таковой, нет. Есть только книги, формулы, трактаты, посвященные этой абстакции. Причем нет нескольких геометрий. Это все умопостроения. Как и математика. Но как работает! Но мы же не это тут обсуждаем?
Идеология — такая же абстракция, только не аксиоматическая, а полилогическая. В силу этого она зачастую химерична. Исходя из её начальных конструкций, можно легко попасть в любую точку; тупики ей не страшны. Например, Гитлер не соответствовал идеалу арийца — и ни одного идеологически правильного национал-социалиста это не смущало. Потому как таковой должен был говорить и делать то, что от него ожидали носители такой же идеологии. И это главное.
Вот это же мы не будем отрицать?
И потом, завести в тупик легко можно только себя. По крайней мере, большая часть наших соотечественников там и пребывает, того, впрочем, не подозревая. А возможно, и все мы. И в этом смысле идеология — таки да, тупик. А дзен, например — выход. Хех.
Нужно добавить, что аксиоматика геометрии и прочей математики логически непротиворечива и совершенно обязательно требует того же от всех исходящих из неё выводов. В этом смысле вся геометрия Эвклида — сумма тавтологий его аксиоматики. И в этих пределах ей нет опровержений.
То же можно сказать и о любой области математики.
Как я уже здесь неосторожно написал, идеология полилогична. Это значит, очень грубо говоря, что это, как правило, такая штука, которая объясняет, почему носители идеологии скорее правы, а прочие скорее неправы. Причем для обоснования этого хороши любые средства. Но, надо полагать, исключения существуют и они обещают быть интересными.
Аксиомы здесь неуместны. Аксиоматика — великая вещь, но тут она ни к чему. Здесь нужны трактовки за пределами аксиом. Здесь нужны простые конструкции. Есть термин "идеологема", но он, опять-таки, слишком широко трактуем.
Например, "враххх моего врага — мой друхх". Количество «х», возможно, имеет значение. Посто, понятно. "Наших бьют". Или, очень модная: "народ достоин правительства, которое он терпит или выбирает".
Но то, что верно лишь отчасти, не верно в принципе.
Идеология как гносеологическое основание не приведет никуда. В свою очередь, строгих эпистемологических оснований у неё тоже быть не может. В размышлениях, таким образом, в обсуждении, в диалоге — это, с моей тэзэ, последнее подспорье. Не существует, как хорошо известно, "советской математики". Кстати, именно и потому ещё, что математика — априорная аксиоматическая наука.
Но идеология необходима, и она необходима, вот тут я соглашусь с вышеизложенным, наверное, каждому. Идеология — очень удобная форма самооправдания. А ещё Сартр, если я не ошибаюсь, писал, что это самый сильный инстинкт человека.
Идеология индивидом может им же угнетаться до пределов, где она перестаёт быть помехой его личности. Она может, в этом случае, выродиться в весьма полезный набор принципов. Адаптивный, например.
Или же она может поощряться им как оправдание применения расширенного набора средств в достижении результатов — и вот тут она начинает касаться не только индивида.
Было бы неплохо для начала попытаться определить, что же мы имеем в виду по собственно идеологией, обсуждаемой здесь. Потому как сам термин готов вобрать в себя слишком много смыслов.
В общем, я хочу сказать, что термин "идеология" ни фига не операционализирован, и похоже, что каждый понимает под ним что-то еще более свое, чем обычно )))
Пониманий два.
1. Очень широкое. Идеология как масштабная ценностная, установочная, поведенческая матрица, определяющая картину мира. (Не очень понятно, чем она в таком случае отличается от культуры и даже - мой бог - от личности.)
2. Очень узкое - идеология есть набор штампов и стереотипов, руководств к действию. К картине мира имеет лишь то отношение, что приходят к идеологии люди с изначально упрощенной картиной мира. Основное, на что опирается и к чему апеллирует, - различение "свой - чужой" и "хорошо - плохо".
Как я понимаю, второго определения придерживаюсь только я. А первого - ПэМ и Зути. Что за безобразие вообще.
Дорогая Сью, ты такое определение называшь узким? Да мне просто страшно подумать, насколько эта тема неисчерпаема. У неё, практически, даже своё название есть, если "свой-чужой" выкинуть. Я, пожалуй, в этой детали с тобой не соглашусь.
Мне кажется, что:
Нет сознания вне штампов и стереотипов. Есть люди, которые пользуются готовыми. Есть те, кто берет те, что попадаются. Есть те, которые тщательно выбирают их сами. Есть те, которые на основе имеющегося создают что-то совершенно новое. И есть поэты. Но нет человека, который самостоятельно смог бы пройти всю эволюцию человеческой мысли или объять всё.
Нет всеобъемлющей картины мира. Есть сам мир. И человек в этом мире, которому дано выбирать.
Сама по себе узость или широта картины мира значения не имеет. Выбрав одно, неминуемо откажешься от чего-то другого. Алферов, говорят, гениален в физике, но во всем прочем он ничем не отличается от среднего человека и даже часто совсем увы. А Эйнштейн был гениальным физиком и не менее гениальным философом. Объемных трудов по философии не осталось, но есть и фразы повесомее всего, что наворотили «советские философы». Но кое-что, естественно, не давалось и ему.
Кстати, я, как человек штампов и стереотипов, выскажу следующую, вполне банальную, скорее всего, мысль. Очень многим, увы, не понятную, что совершенно, хех, очевидно. Итак: каждый человек имеет свой, уникальный, набор штампов и стереотипов. Плюс к этому, массу явных и, зачастую, неявных и неартикулируемых вообще разрозненных сведений и знаний, в целом эксклюзивных. Это как сплав многих известных металлов с различными добавками.
Медь относительно мягкая. Олово тоже. А бронза относительно твердая.
А идеология, она как железо. Если её достаточно в сплаве сознания, то сознание хорошо выстраивается вдоль магнитных линий идеологического поля. Жалеззе надоть вытискать из сплава. А то ненавращаисся.
Насчет что нет людей без штампов и стереотипов - ну это общее место как раз. Меня интересует, почему идеологии приписываются вещи, которые лежат скорее в поле культуры и социализации (ценности, установки, принципы, картина мира). Я считаю, такое расширенное понимание идеологии приводит к тому, что идеологией в итоге можно назвать все что угодно; соответственно, любое высказывание можно назвать идеологичным и на этом основании исчезает какая-либо возможность полемики.
Поэтому такое широкое понимание термина, на мой взгляд, совершенно непродуктивно. И в первую очередь дажене столько для диалога, сколько для познания мира. Хуле его познавать, если он состоит из слошных идеологий? Пример: Дуся интересно и содержательно (и, как всегда - как всегда! - эмоционально) высказывается в теме про Украину, и ее замечательный кейс оставляется без малейшего внимания на том основании, что он якобы идеологичен. Тогда как не назвав его таковым, его можно было бы внимательно рассмотреть и получить из него интересные сведения (что лично я, например, сделала и готова отчитаться, но только в теме про Украину).
Полилогизм и есть то, о чем ты говоришь. Не важно ну нисколько, в чем суть сообщения Машеньки, если нужно нейтрализовать нежелательную интерпретацию этой сути. Нет аргументов — ими станут ярлыки. Субъективность, политизированность, очередь за гречкой, да что угодно. Да это же очевидно.
Всё началось, как я полагаю, с не очень распространённого женского имени, но кто сейчас скажет правду.
Во-во. Если суть сообщения Машеньки неважна и главное - нейтрализовать нежелательную интерпретацию, то почему бы не пойти дальше и не отказаться от "сути" в принципе? Нету ведь картины мира, есть мир, ну так какого хрена спорить о картинах, которых нет? Эх. Это я к тому, что кто бы что ни написал (идеологичное или нет) - все равно обосрут, причем с точки зрения собственных представлений о том, что есть что. И, если не сразу все ясно, начинается долгий и нудный процесс поиска единственно верного понимания того или иного слова, который, в контексте спора о происходящем - бесконечен и беспощаден.
Чтобы этого избежать, Медвед, есть такая организация дискуссии, которая называется научной. Научный дискурс, по-ихнему. Так вот я почему и прицепилась к широкому пониманию идеологии - если трактовать идеологию как нечто столь широкое, что вполне может заместить культуру, то научный дискурс просто перестает существовать, так как вместо разнообразных парадигм, в которых можно вести диалог, появляются идеологии - а ни познавать мир в рамках идеологии, ни вести диалог невозможно, поскольку идеология - это, хоть усрись, не наука. Если понимать идеологию широко, то вместо мира, который может быть познан и обсужден, возникает просто несколько идеологий, которые могут только тупо бодаться между собой.
Челмедведосвин, отказаться можно от всего. Положим, в предельном случае всё ясно: мы отказались от жизни и ситуация после этого не поддаётся описанию.
Но если мы живём, то встаёт проблема поневоле получаемых сигналов. Нужно реагировать. От того, что мы сапиенсы, никуда не денешься. Самоидентификация. Мы вынуждены, так или иначе, классифицировать и систематизировать сигналы того, что Вы называете "миром". Заметьте, это всё это возможно только во взаимодействии с себе подобными, иначе от "сапиенс" не останется даже следа. А упорядочивание сведений, получаемых во взаимодействии со средой, неминуемо приведет вас к картине среды. И, будь вы самим Буддой, во дворце вы не избежите иллюзий.
А теперь, как говорит Сью, следите за руками. Ле Бон, или Лебон, написал в свое время, что "главным фактором эволюции народов никогда не была истина, всегда — заблуждение". Мысль спорная, как и многое из того, что он написал, но можно попытаться представить себе, что же он имел в виду. Конечно, главным фактором эволюции народов может быть продекларировано всё, что угодно, всё зависит от аспекта рассмотрения. Гумилев вот полагает таковым энергетическое состояние общества при прочих равных. Если прочесть «Этногенез и биосфера Земли», то фраза наполнится смыслом. Если, в свою очередь, предположить, что Лебон имеет в виду консолидационный фактор в действии, то у него всё тоже становится более или менее понятным. Как и то, куда я клоню.
То, что нуждается в консолидации, руководствуется легко усваиваемыми и беспрестанно навязываемыми заблуждениями; индивид имеет шанс сказать себе что-то, похожее, на правду. Главное, как писал Бродский, не утратить индивидуальности.
Сью, культура (по определению) - это все, что сделано руками человека, и этого не заменит никакая идеология. Потому что "руками" и "сделано", а не только "в голове" и "придумано". Да, идеологии бодаются между собой, куда им деваться-то? Только не надо думать, что этим ограничивается вся политика и вообще все, что люди делают. Меня вот сегодня Мелисса из "Chiks on Speed" просветила, оказывается я даже не анархист (это только когда нервы сдают), я, оказывается, хипстер. Ленивый революционер, считающий условности, гламур и все дискурсы вонючей дрянью для дебилов, ибо все это делает мир "boring & ugly". Не более того. И это мнение, кстати - тоже идеология, которой только дай пободаться. Притом что все просто - уберите условности и прочее ментально-обусловленное дерьмо - и мы тут же перестанем выпендриваться и начнем жить. А насчет научной организации дискуссии - это не ко мне, это к Зути. Ща я ему тоже отвечу насчет "ЛеБона"..
zouty, я Вам щас одну вещь скажу, только Вы не обижайтесь: восприятие получаемых сигналов как "проблемы" мне кажется сильно преувеличенным. Многие москвичи в Питере, к примеру, зонтик вообще не закрывают (дождь ведь), а я круглый год хожу в бейсболке, потому что она позволяет даже очки не протирать каждые пять минут. Это я к тому, что не надо делать из мухи слона, а из действительности - проблему. Просто не надо ждать манны и истерить по поводу того, что гора не идет к Магомету. Ведь именно "проблематика" по итогу приводит к тому, что скоро все ваши передвижения, эмоции и мысли будут записываться на бесконечно большой жесткий диск для последующего анализа с точки зрения соответствия системе. Проблем, если копнуть, не так уж много. Это раз.
Второе (горячее): словосочетание "гомо сапиенс" не содержит для меня ничего ценного, ибо не все те, кого так называют, способны к элементарному анализу происходящего хотя бы с двух точек зрения, не говоря уже о трех. Заблуждаются все - это нормально, учитывая насколько далеко мы любим ментально заглянуть, как глубоко замечтаться, но я никогда не пойму, какого лысого я должен принимать на веру то, подтверждения чему я не видел и не ощущал лично. Информационная эпоха привела к тому, что ложь от правды отличить уже практически невозможно, особенно в том, что касается того, что нас не касается напрямую. Стремление людей к постоянному расширению области контроля используется в качестве загона - доказательством тому служат расисты, которые никогда толком не видели негров нигде, кроме как по телеку. Притом что НИЧТО не мешает человеку тупо и цинично не лезть в те сферы, которые его не касаются, ничто не мешает НЕ ИМЕТЬ мнения по тем вопросам, к решению которых его никогда не допустят и котоые ему, в общем, не нужны вообще. Нынешняя система, держащая человечество в облаке иллюзий устраивает большинство - именно поэтому никакой научный подход не спасет нас от маразма. Аллес, дальше можно не думать. ГАИ не виновато в том, что здесь никто не хочет ездить по правилам и платить оцифиальные штрафы - они просто пользуются этим свойством русского народа. Никакое упорядочивание (кроме расстрела на месте за безбилетный проезд) никогда никого не убедит. Лучшая конституция в мире описана у Воннегута: "за любое преступление - крюк". При этом подробности описания преступлений не нужны - все итак знают, что если делать хорошо не только себе, но и другим, то все будет хорошо. А если чужими руками жар загребать - рано или поздно огребешь. И пока рулят те, кто надеется обмануть действительность с социумом и умереть счастливым, пока они подстрекают дебилов плодиться и работать - остается только научные сопли разводить по поводу заблуждений, иллюзий и эволюции. Да, я понимаю этот Ваш смысл, но мне от этого не легче. В условиях, когда без бумажки ты вообще хер знает что, смыслы не нужны, нужен паспорт и прочие документы. Они ведь делают тебя осмысленным для системы, а на твою личную самоидентификацию она плевать хотела.
Индивидуальность, кстати, утратить вообще невозможно. Можно присоединиться к любой толпе, но твоих личных заморочек никто за тебя не решит, поэтому ты по-любому останешься собой, от начала и до конца.
Давайте не растекаться белкой по древу. По поводу проблем, если непонятно, так она одна: жизнь. Которая означает, что нужно действовать. И не важно, слон или муха ваши действия. Вопрос "как?" имеет своим ответом поведение. И никто, кроме вас лично, на него ответить не в состоянии. Это всё, что я утверждал.
Действительность на самом деле и есть композиционная проблема, и жизнь есть её композиционное разрешение. Вы, конечно, можете с этим не соглашаться и сказать в опровержение всё, что угодно. Хорошо бы по делу.
Но Вы начинаете это отрицать. Бурно, эмоционально, ну это-то ладно, но избыточно метафорично и с дефицитом смысла, мутно совершенно. Реагируя определённым образом, кстати, тем самым. Правда? Странным, я бы сказал, образом. И весь этот бурный поток вызван спокойным и банальным утверждением, что на сигналы внешнего мира нужно как-то реагировать. Я не понял, к чему эти бурные тирады, исполненные горечи и стенаний "но мне от этого не легче".
Елки-палки, да жизнь прекрасна, откуда столько отчаяния? Плюньте на всё, перестаньте жаловаться. Хотя — это Ваше дело.
По поводу утраты индивидуальности: включите на полчаса парламентский час и посмотрите на Миронова и Грызлова. Да на 99% чиновников.
Смысл, да простит мне эта лексема то, что я её употребил, Вашего высказывания без постштормовой пены эмоций я понимаю так: правду от лжи не отличишь; заблуждаться — нормально; любое расширение когнитивного пространства индивидом будет использовано против него; нехуй лезть, куда не допустят; нынешняя система инфернальна и содержит нас в состоянии иллюзий; лучшая конституция — ку-рю-ка; расстрел убедит всех и т.д.
Знаете, мои банальности или иллюзии мне нравятся больше. Они хотя бы позволяют мне их и себя усовершенствовать. Даже если и это иллюзия.
Вообще говоря, я надеюсь и почти уверен, что у Вас просто несущественное временное раздражение.
zouty, а Вы что, надеялись, что я не учту Ваши былые заслуги при наборе комментария?)) Вы, по итогу, продолжаете ту же песню, комментируя не информацию, а мое состояние. Продолжайте в том же духе, если Вам мутно и хочется научных доказательств эффективности крюка и безысходности условностей. Все иллюзии когда-нибудь станут прахом, пусть не сейчас. Нравится больше/меньше - вопрос индивидуальный, даже Миронов с Грызловым наверняка в чем-то расходятся. Может у них идеологии разные - по телеку все равно не увидишь.
На сигналы внешнего мира, маэстро, можно очень по-разному реагировать, и для этого совсем необязательно городить огород из абстракций. К тому, что Вас, лично, не устраивает в проблеме под названием "жизнь", по сути, виноваты только абстракции. Эволюция, и та, в общем, довольно абстрактная у людей получилась, несмотря на тех-прогресс - во многих "смыслах" не изменилось вообще ничего, хотя "естественность" мутирует регулярно. Это я не к тому, что Вы должны раздеться и бежать в дикие леса, это я просто разъясняю свою мутную позицию.
То, что руками - тоже культура. Именно поэтому идеология никогда ничего не перевесит, кроме другой идеологии.
Во-вторых, приписывание - это тоже чисто из головы. На деле она их частенько создает, а не решает.
В-третьих, не надо приписывать мне свойств расстроившейся толпы. У меня все в порядке, просто компромиссы уже надоело искать, поэтому мои сермяжные расклады начинают сверкать красным лучом и стремительным домкратом. Ницше вот, например, тоже много чего советовал расстрелять, и единственным оправданием ему теперь служит только психушка. Ну и мне, в общем, ничего не мешает туда попасть или не попасть, это всего лишь вопрос времени. Да и кроме психушки потом может появиться масса оправданий, которая вполне нормально рационализирует мою позицию для других. А оправдываться в процессе, это, извините, не про меня. И, кстати, ненаучно)).
Ну разумеется, то, что руками, это ТОЖЕ культура. Я отвечала тебе вот на эту фразу:
"Сью, культура (по определению) - это все, что сделано руками человека, и этого не заменит никакая идеология."
То есть мне непонятно, по какому определению (определений культуры, если мне не изменяет память около полста).
И я не очень понимаю, какое отношение к разговору об идеологиях имеет то, что сделано руками. И почему именно руками? а если на заводе? тогда считается?
(трясу головой)
Ниченепонимаю!
Насчет приписывания. Ну вот любишь ты других хватать за это место (за "на деле", "на самом деле", "в реальности" и пр.), а сам взял и первый сказал. "На деле она ничего не решает, а только создает новые". Да индивиду-то какой хрен разницы? ему надо почувствовать плечо! ему надо быть в толпе! ему там хорошо! - вот, он решает в толпе свои проблемы. А то, что при этом создаются новые, его обычно не колышет. И создаются ли они "на деле" или лишь в реальности других индивидов - это тоже еще вопрос, кстати )))
(сноска - этот абзац не имеет никакого отношения к разговору об идеологияз)
Если на заводе - тоже считается. Если ограничить дискуссию вопросом об идеологии (чем она изначально и была ограничена), то о "картине мира" говорить уже не следует в принципе, потому что любая картина (даже самая тупая) - шире чем любая (даже самая масштабная) идеология. Поэтому я и съехал в материализм во всех смыслах этого слова. Аз есмь враг абстракций, ибо надоели еще в детстве. Кроме того, руками можно такое сделать, что идеология сама сформируется, моментально...
Теперь насчет индивида. Ему, типа, надо почувствовать плечо, да? Дайте-ка мне сюда этого индивида и белый халат... Никаких "еще вопросов" не остается, если не впадать в тоску по абстракциям и лишним понятиям. Индивиды, они, конечно, разные бывают, но вопрос только в том, способен ли он к самостоятельному анализу происходящего хотя бы с двух точек зрения, а также с того, кто вовремя и убедительно промыл ему мозги. О том, где ему, индивиду, хорошо - даже он сам давно уже не в курсе. На момент, мне кажется что около 95% индивидов вписаны в элементарный блудняк только благодаря общественным условностям. То есть они, индивиды, легко обошлись бы без большинства этих условий, совокупность которых и создает почву для блудняка. И более ничего создать не может.
Какую бы идеологию не исповедовал индивид - он остается индивидом. Не все коммунисты одинаковы, также как не все русофобы, у каждого найдется абстрактное нечто, равносильное удару в пах. И, зачастую, их реакции на этот удар (и не только на удар, но и на вполне безобидные тенденции) жестко противоречат их же собственной идеологии. Декларация, какой бы она ни была - только слова, на деле же всегда приходит Жора (типа меня), чтобы все, как минимум, опошлить. Его никто, в общем, и не зовет, наоборот, прячутся от него, но он все равно приходит, иначе идеология остается на моем уровне - сугубо индивидуальном. Где были бы коммунисты со своими многотомными талмудами, если бы не своевременная поддержка Жоры? Кем был бы Махно без своих солдат? Для кого вся эта херня вообще издается - для авторов, что ли? Нет, для Жоры. Потому что его много и он, как пионер, "всегда готов", причем сам не знает к чему. Ценность любой идеологии состоит исключительно в том, насколько массовой она является, поскольку если мы с тобой, Сью, еще способны на какие-то компромиссы, то христинане с мусульманами пока что не готовы. Хотя одни регулярно подвозят других до дома на гнилых Газелях за умеренную плату.
Так ты, Медведосвин, значит, согласен со мной в том, что идеология - вещь узкая (набор стереотипов), а не широкая (большое поле ценностей, установок, принципов, картина мира)? да?
ЧМС, когда я писал о том, что мои иллюзии мне нравятся больше, я имел в виду, что они мне нравятся больше Ваших иллюзий и Вашего тупикового отчаяния и бессильной агрессивности. Когда я говорю, что жизнь представляет из себя проблему, я говорю об этом в том смысле, что как-то нужно просто жить, и это не хорошо и не плохо само по себе. Но это, хочешь ты или нет, нужно делать. А значит, рисовать картинку, которую Вы отметаете с ходу. Если это непонятно, то извините за чрезмерную сложность изложения.
Сью, я не понял, нахрена индивиду толпа? Индивид в толпе моментально теряет индивидуальность.
ЧМС, заметьте, я не говорю, что я прав всенепременно. А Вы проникнуты тем, что постигли что-то, другими непонятое. Вы даже и мысли не допускаете, что можете ошибаться ("зачем доказывать необходимость крюка") и находитесь в плену собственных иллюзий. Это довольно обычное зрелище, увы. Но это потенциально опасно для Вас как действующего агента этого зрелища.
И на какое зачем от Вас прятаться? Вас же тучи кругом.
"Индивид" я употребила в социологическом значении. Наиболее близко английское "person".
Я отвечала Медведосвину на его реплику о том, что толпа не решает проблем индивида. Имея в виду то, что если проблемы индивида - это потребность в внеиндивидуальном действии, в чувстве локтя, в бла-бла-бла (в утрате индивидуальности в том числе) - то толпа эти проблемы успешно решает.
Вообще, если честно, в пользу бедных какой-то разговор.