Сегодня в творческой студии моя студентка
Кристина Бухарина.
Речь, как обычно, пойдёт о творчестве. Но отнюдь - не о литературном...
Интервью с братом
Близится вечер. Завтра на Журналистике интервью сдавать – зачётное. А я... так и не нашла ни одной «знаменитости»... И вдруг меня осенило. А не поговорить ли с младшим братишкой, семиклассником. Давно проверено. Какой бы разговор с ним ни завести, он всегда сведётся лишь к тому, чтобы излить «одну, но пламенную страсть». А мне останется - сидеть и записывать. Не работа, а отдых. Но... просчиталась. Отдыха не получилось. До поздней ночи так и не смогла избавиться от волшебных образов, навеянных жаркими откровениями этого тринадцатилетнего фантазёра...
Итак, сажусь в удобное кресло и включаю диктофон..
Дала себе слово – ничего не менять в стиле речи, хотя иногда очень хотелось что-то оживить или хотя бы упростить... Но тогда обезличился бы мой собеседник . Пусть говорит, как умеет ...
Первый вопрос - «дежурный», для «разогрева», так сказать.
- Артур, чем ты увлекаешься?
- Железнодорожным моделированием.
- А яснее...
- Создаю модели железных дорог, уменьшенных в 87 раз. Такой масштаб называется – HO (аш-о) или нулевой масштаб. Он возник в Британии в 1987 году. Чтобы ты поняла - я проектирую и сам создаю копии подвижных составов, то есть поездов, которые ездят у нас в Латвии, также в России, Прибалтике.
- А почему ты выбрал поезда именно этих стран?
- Ну, Латвия - это понятно, я здесь родился. А вообще данные поезда выглядят мощнее, более впечатляюще.
- А как же ICE? (для читателей – высокоскоростной немецкий поезд белого цвета, крайне симпатичный, на мой взгляд).
- Когда я был маленьким, мне он очень нравился. Я даже хотел его купить. Тогда он считался высокоскоростным поездом. 300км/час для электровозов было крайне много. Теперь же я отношусь к нему спокойно. Да и ICE был сделан бездушными станками, без участия человеческих рук, в отличие от наших и российских производителей. Сейчас мне нравится французский TGV, который набирает скорость до 700км/час.
- Не верится, что на такое способен поезд! Быстрее, чем машина?
- Быстрее, чем самолёт!
- А почему же он не взлетает? Притяжение?
( Смеёмся)
- Аэродинамика не позволяет, если можно так сказать.
- А давно ты занимаешься моделированием? И как всё началось?
- В 3 года я начал увлекаться железной дорогой. А самим моделированием - когда мне исполнилось 11. Помню, мы зашли в магазин с родителями и я случайно наткнулся на вывеску с изображением игрушечного тепловоза. И в тот момент меня охватило желание смоделировать подобный самому. В те же 11 лет я накопил на свою первую настоящую модель и начал расширяться. На данный момент собираю местный подвижной состав тепловоза ЧМЭ3-4848.
- Объясни, пожалуйста, для простых смертных, что означает «местный подвижной состав»?
- Это те поезда, которые ездят в настоящее время в Латвии – пассажирские и грузовые. Детали я заказываю из России и других стран. В основном это отливы из смолы или как говорят – «киты», то есть не готовые модели для сборки. Их надо обрабатывать по чертежам, сравнивать по фотографиям, переделывать так, чтобы они были похожи на оригинал.
- Ну и как? Получается?
- Стараюсь. Думаю, модель будет выглядеть натурально. Не дорогой игрушкой а настоящей уменьшенной копией! Ты знаешь, железнодорожный моделизм – это как наркотик…
- Наркотик???
- Да, как попкорн – ты его ешь, ешь и не можешь остановиться.
- А откуда ты заказывал детали для своего нового проекта?
- Делался запрос в Россию, из России - в Чехию. Потом по тому же пути в Латвию.
- Как ты их заказываешь ? Через Интернет?
- Нет, через друга.
- Значит, у тебя есть единомышленник?
- О, конечно! Это мой лучший друг и товарищ.
- Расскажи, как вы познакомились?
- Очень просто. Когда у нас появился Интернет дома, я через Google нашёл международный сайт, связанный с железной дорогой. Там увидел примечательную картинку электровоза, модель мне очень понравилась. Кликнул на неё - появилась строка с именами и е-майлами людей, зарегистрированных на этом сайте. Это были моделисты из России, Украины, Эстонии. Долго я искал кого-нибудь из Латвии и наконец свершилось! Вот так я и познакомился с Андреем. Ему 18 лет, живёт в Вентспилсе. Мы переписывались в течение полугода. Затем встретились, обменялись чертежами, побеседовали – так началась наша дружба.
- Ведь ты ещё и фотографируешь подвижные составы?
- Да. Помнишь, ехали мы на дачу, у меня был с собой фотоаппарат Я увидел электричку и подумал: «А почему бы не сфотографировать? Поставлю потом на Desktop»
Так возникло ещё одно пристрастие – фотоохота. Конечно, фотографии сначала получались ужасными! Это я теперь понимаю. Не хочу хвастаться, но сегодня мои работы выглядят вполне пофессионально...
- А как ты выбираешь место съёмок?
Бывает, советуют друзья, а иногда сам ищу, с помощью карты. Я выбираю живописную местность, где есть сосновый бор, к примеру.
- Тебе нравится сочетание пейзажа с техникой? Это особый вид искусства...
- Я вообще очень люблю природу. Во время съёмок для меня очень важно, чтобы не было разрисованных станций. Знаешь, железная дорога считается стратегическим объектом, и тебя могут оштрафовать за съёмку без разрешения. Поэтому я фотографирую на перегонах. Перегон – это расстояние от одной станции до другой. Там поезда разгоняются, и их можно запечатлеть во всей красе.
- У тебя есть фаворитный подвижной состав?
- Естественно! Пассажирская электричка R2T.
- Что значит R2T ?
- R – рижская, 2 – вторая модель электропоезда, T – теристорная система торможения - это когда надо остановиться - двигатель вращается в обратную сторону, тем самым замедляя ход состава.
- Интересно! А каким окраскам ты отдаёшь предпочтение?
- Новым жёлтым,с изменённой кабиной – модернизированным электропоездам. Но больше всего мне нравятся старые электропоезда, которые ходили ещё в советское время – зелёные с жёлтой полоской посередине. У нас их было не так много, они, как и любой объект железной дороги, состарились, пришли в негодность, и их списали. Сейчас они есть только в России, на Украине, в Казахстане и ещё в нескольких странах.
- Какие у тебя планы на будущее?
- Когда мне исполнится 20 лет, у меня будет своя личная жизнь. Сейчас, к примеру, мне дома не разрешают строить макет, так как для него необходимо значительное пространство, а также опыт. Хочу работать машинистом на железной дороге. И ещё учиться в университете на инженера, скорее всего проектировщика – улучшать модели, вносить новые электрические схемы. Хочу создать свою перевозочную компанию, спроектировать свой подвижной состав, проложить свою «ветку», скажем, до Гайзинькалнса или в любую другую точку, где большое население.
- Скажи, если не секрет, машинисты много зарабатывают?
- В железной дороге есть звания, как и в армии. Сначала ты работаешь помощником машиниста, потом машинистом, затем машинистом – инструктором. И с присвоением каждого звания ты зарабатываешь больше и больше. Сложно сказать в точности - сколько. Это зависит от «ветки», на которой ты работаешь, количества вагонов и типа поезда. С уверенностью скажу – на беззаботную жизнь хватает! Я имею в виду - чтобы нормально содержать семью, купить машину, ездить отдыхать в Египет или куда-нибудь ещё.
- Если ты не против, я немного расскажу о тебе. Не скромничай только.
- Постараюсь…
- Я знаю, что ты учишься в 40-ой школе, занимаешься теннисом, боксом, дополнительно занимаешься математикой. Как тебе хватает времени на твои увлечения? Тебе ведь надо ещё и уроки успевать делать и погулять, наверно, хочется?
- На самом деле не хватает. Иногда нахожу время на выходные, выкраиваю по будням. Но по большому счёту, я этим живу, и это всегда со мной.
- Может, ты хочешь что-нибудь ещё рассказать о себе?
- Да, кстати, на данный момент я занимаюсь созданием фильма «Электропоезда в Латвии». Но я думаю, это ещё не окончательное название. Идея фильма – показать всю важность отдельных типов поездов и воззвать людей к тому, чтобы они чаще об этом задумывались.
- Есть ли у тебя какие-нибудь пожелания, рекомендации читателям.
- Уважайте машинистов. У них довольно трудная профессия. Они отвечают за каждую вашу жизнь. Выполняют действительно сложную психологическую работу, заботятся о вашей безопасности, они делают всё, чтобы вы не опоздали на работу и вернулись вовремя домой.
- Большое спасибо за беседу, Артур.
- Пожалуйста.
Ооо, поверьте он готов мне был рассказать ещё очень и очень многое. Но стрелка на часах подсказывала, что время близится ко сну. И мне пришлось его прервать… и не один раз.
Ещё в 3-ёхлетнем возрасте сквозь сон он махал проезжающим под окнами, трамваям и имел коллекцию паровозиков…
Сейчас он уже ездит в кабине машиниста. Ему разрешают нажимать на гудок, а иногда даже управлять настоящим электропоездом
[525x700]