• Авторизация


УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ 07-10-2008 19:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x600]

 

 

 

 

 

 

УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ
 
 
 
 
ПРИГЛАШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ
 
 
 
 
 
 
Как-то я опубликовал несколько юморесок моих студийцев о школьном житие-бытие. И вспыхнула дискуссия...
 О нет, продолжать её я не собираюсь. Двух объёмитых постов с сотнями комментариев оказалось вполне достаточно, чтобы школа со всеми её «персонажами» явилась во всей красе. Но в одном я убедился: «Уроки словесности» нужно продолжать, если уж они вызывают столь активную и непредсказыемую реакцию.Тем более, что в последнее время ко мне часто стали обращаться юные читатели, присылать на рецензию свои произведения с настойчивой просьбой: - Ну хоть немножечко поясните, как надо сочинять, чтобы всем было интересно. И вообще – чтоб получилось...
 Что ж, продолжим уроки словесности. Я подчёркиваю – продолжим, ибо этой теме посвящён весь мой дневник. И я не собираюсь повторять то, что уже «пройдено». Полистайте, кто захочет, – там  всё об     э т о м. Но прежде всего - образность.  И неутомимые поиски своих слов. Можно ли этому научить... Мы уже не раз убеждались – да, можно.  Для «разминки» поиграем... в сравнения. Всё в этом мире начинается с игры...
Три-четыре человека ( отгадчики) выходят за дверь, а остальные договариваются, какой предмет будут сравнивать. Когда отгадчики возвращаются, ведуший начинает: «То, что мы задумали, похоже на...» и даёт слово тому, кто первым нашёл сравнение.
 - ... цветок
-... на бабочку
-... на крендель, на велосипед и на карнавальную полумаску.
-... на восьмёрку, которая лежит на боку.
-  Очки? – спрашивает кто-нибудь из отгадчиков.
- Нет! – разве очки похожи на винт вертолёта?
- Бант! – додумывается другой и получает право назначать новых отгадчиков.
 Из наблюдений...
 
«Папа, смотри: на дереве – травка растёт!»
Речь идёт о сосне, к которой внимательно пригляделся ребёнок. И увидел, удивился: на всех деревьях листья, а на этом «травка растёт».
 Так начинается вовлечение в творчество. Игра «в открытия». Открытия – это уже художественные образы. Свои фразы и свои слова.
   Еще одна игра...
 
«Допиши две строки!»
Предлагаю детям неизвестное и незаконченное четверостишие. Обычно юмористическое. Например:
 
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот...
- Добавьте две строчки, чтобы получилось смешно.
Начинается творчество Вот один из сочинённых вариантов.:
 
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот.
Бегемот во всю хохочет
Ёж ему нутро щекочет...
 
Когда сочиняешь, надо всегда помнить о том, как важен в произведении подтескт – то, что  - «между строк». И как важно уметь фантазировать, «выдумывать». И как важно удивить читателя неожиданным оборотом речи, занятным диалогом, афоризмом, шуткой. Впрочем, этих «важно» слишком много. Перейдём к делу.
 
 Несколько   произведений моих учеников...
 
 
Страсти Самохиной
 
- Никитин, ты меня любишь? –
Мой страстный голос порхнул по классу и достиг таки ушей любимого. Любимый вздрогнул.
- Я не люблю тебя, Самохина!
- А почему ты меня не любишь?
- Потому что ты полная идиотка!
- Никитин, я не полная!
- Полная, полная.
- Нет, не полная! У меня талия -58...
- Полная относится к идиотке, а не к талии.
- А-а...
 Я успокоилась: чего дёргаться, если полная относится не ко мне, а к какой-то идиотке.?..
- Ники – и – тин, - вновь проворковала я. - ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ?
- Нет, Самохина!!!
- А за что, Никитин? Я, например, тебя очень люблю...
- И за что ты меня так?! Са-мо-хи-н-нн –а!    
 
       Аня, 8 класс
 
 ЛЕТО В ДЕРЕВНЕ
 
 
 
 Дорогие мама и папа!
Тут, в деревне, мне очень нравится. Бабушка с дедушкой очень нравятся тоже. Я им сильно помогаю. Например, бабушке больше не надо каждый раз утром и вечером доить корову. Ведь на следующий день после того, как мы с соседским Колькой немножко покатались на ней верхом, у неё почему-то пропало молоко.
 Ещё бабушке больше не надо кормить индюшек. Это мы с другом Колько поспорили – он говорил, что индюшки умеют плавать, а я говорил, что нет. Я оказался прав.
 Собаку тоже пока кормить не надо. Мы с другом Колькой остиавили Карабаса на ночь в курятнике ( боялись как бы на улице не простудился), и там он наелася на три дня вперёд. Так что и кур бабушке больше кормить не надо.
 А после того, как мы с другом Колькой однажды выгнали пастись поросят, бабушке уже не надо полоть огород.
 Но самое главное, бабуше больше не надо заботиться о дедушке. Вы только не пугайтесь – он всего лишь в больнице. Знаете, дедушка забрался на крышу, чтобы вытащить застрявший в трубе вентилятор, который мы с другом Колькой час назад туда уронили, играя в вертолётчиков. И тут кошка Мальвина, которую мы с другом Колькой как раз смазывали от блох уксусом с машинным маслом, вдруг вырвалась, побежала, как ненормальная, и врезалась прямо в лестницу, по которой забирался на крышу дедушка. Дедушка упал и сломал четыре ноги. Потому что упал на бабушку. Теперь им не скучно. Они лежат в одной больнице. И мы с Колькой их каждый день навещаем.
 В общем, живу я тут хорошо, хотя вспоминаю вас часто и очень хочу вернуться домой.
                           Ваш сын Толик
 
P.S. Как твоё здоровье, мама? Как срастаются папины переломы? Когда выйдете из больницы, немедленно мне сообщите, я очень по вас соскучился. И друг Колька – тоже. Он просится к нам погостить. Так что ждите нас обоих.
 
                       Толик, 9 класс
 
 
ОДА СЕССИИ
 
 
 
       О, СЕССИЯ!!!
 
Все обычне слова просто блекнут, когда являешься Ты. Из сердца рвётся Ода...
Ты – тысяча книг и одна ночь! Ты – дивная игра, когда одни всё знают и молчат, а другие ничего не знают, но говорят.
Ты – маленький отрезок времени перед каникулами, когда студенты знакомятся с преподавателями, изучаемыми дисциплинами и будущей специальностью!
Когда чудным мгновеньем предстаёшь Ты – преображается весь мир: интимнейшим местом в моей жизни становится интернет ( «скачаловка»); уникальной музейной редкостью – конспекты лекций. Как бестселлеры, они выходят таким тиражом, что позавидует любой издатель боевиков.
Боже, неужели были времена, когда не существовало ксерокса и «скачаловки»! Бедные наши папы и мамы, дедушки и бабушки! Как же они учились? Неужели ходили на лекции и семинары?!?
О, Экзамен! Ты – спор, в котором рождается не истина, а оценка!
О, Плаванье! Самый испытанный метод сдачи экзамена! Почему не тонет студент и пьяница? Потому что первый – всегда плавает, а второму – море по колено!
Правильный ответ – приятная неожиданность, на которую преподаватель меньше всего надеется. Неплохо при ответе использовать свои мысли, но почему-то они всегда оказваются кратчайшим расстоянием между двумя «цитатами»...
О, профессор! О, доцент! О, доктор! Как вы самобытны! Как разны! Одни подсказывают, но только губами, как при переводе новостей для глухонемых. Что делать – приходится расшифровывать.
Другие... О них – не будем!
О, Сессия! Ты открываешь в студентах просто уникальные способности!
Они делаются магами, волшебниками, толкователями снов, изобретателями шпаргалок, душеведами и сердцеедами», знатоками языка микрожестов, джентльменами и леди...
О, Сессия – этим именем я назову свою дочурку, когда она появится на свет, озарённый Твоим светом, Сессия!
С благоговением вечная твоя должница                                       
 
                                                                                                          СЕССИЛЬ, студентка
 
 
 
 
 
                         

                       
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (54): вперёд»
В зоопарке бегемот Проглотил ежа. И вот. Бегемот во всю хохочет Ёж ему нутро щекочет... Яркий пример того, как негативное событие можно переплавить в позитив.
А_Гусев 07-10-2008-19:29 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение cat-and-mouse Совершенно с Вами согласен)
Shuurey 07-10-2008-19:55 удалить
Про сессию-так возвышенно)))))Спасибо,забрала в цитатник для радости ПЧ.
А_Гусев 07-10-2008-20:01 удалить
Исходное сообщение Shuurey Про сессию-так возвышенно)))))Спасибо,забрала в цитатник для радости ПЧ.
Это же шутка... Спасибо-)
Энелин 07-10-2008-20:45 удалить
Сессия - хорошая штука, особенно, когда она внеплановая. Когда-то где-то читала, что "сессия - это способ задержать в голове студента знания на один день". А еще, когда читала письмо, задумалась над тем, почему в наше время люди так редко пишут письма... эх, хочу назад в прошлое...
night_moves 07-10-2008-20:53 удалить
Забираю последние два рассказа в цитатник) Одно весело, второе, эххх, жизненно... Спасибо)))
А_Гусев 07-10-2008-20:53 удалить
Лучше вперёд - в будущее. А за письмами дело не станет. Благодарю за внимание и понимание)
А_Гусев 07-10-2008-20:56 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Энелин, лучше вперёд - в будущее. А за письмами дело не станет. От тебя тоже многое зависит. повторять прошлое - дело очень опасное, можно увязнуть. Благодарю за внимание и понимание)
А_Гусев 07-10-2008-20:57 удалить
Исходное сообщение raindrops_on_roses Забираю последние два рассказа в цитатник) Одно весело, второе, эххх, жизненно... Спасибо)))
Спасибо Вам за отзывчивость!
Адамыч 07-10-2008-22:28 удалить
Ученики у Вас с отличным чувством юмора!:) Как Толики, так и уже знакомые с сессией. Да, сессия доводит до состояния абсолютной сатиры и иронии. Спасибо за урок!:)
Са-фи-ра 07-10-2008-22:39 удалить
)))) Да, взрослым чаще нужно смотреть на мир детскими глазами) Тогда можно увидеть не только травку на дереве, но еще много всего интересного и ранее не замечаемого. Живой пример того Льюис Кэролл) А более яркий пример лично для меня Клайв Стэйплз Льюис, тот, что написал "Хроники Нарнии". В основном всё лучшее и великое в дальнейшем начинается с баловства или, по выражению взрослых, глупых фантазий) Взять ту же Урсулу Ле Гуин и её Земноморье, или Толкиена с его "Властелином колец".... Всё когда-то начиналось:)
А_Гусев 07-10-2008-23:00 удалить
Адамыч, спасибо за добрые слова) А что нам ещё остаётся кроме юмора?
А_Гусев 07-10-2008-23:02 удалить
Спасибо, что уловила самое главное. Глубоко копаешь)))
Са-фи-ра 07-10-2008-23:40 удалить
А_Гусев, Заметила, что сама суть обычно находится на поверхности, но мало кто ее замечает)
А_Гусев 08-10-2008-00:34 удалить
Са-фи-ра Ты же заметила. Хотя я и не согласен, что суть здесь на поверхности. Есть ещё несколько "сутей", столь же значительных. Например, можно ли каждого ребёнка научить что-то сочинять...
Мирная 08-10-2008-11:48 удалить
Са-фи-ра, Давайте не будем о Кэролле и его детском взгляде. Ну вот честное слово. Там нет детского восприятия мира, там есть лишь педофилия, хотя и в легкой форме, хотя бы за это спасибо
shantaklera 08-10-2008-16:34 удалить
)))) Я посмеялась от души!!!Особенно про каникулы Толи у бабушки!!Просто будущий Д.Хармс!))) Вспомним известные слова..."Устами младенца глаголет истина"....В этом что-то есть....., особенно, если включено ещё творчество! Спасибо!!! Я возьму это себе...в цитатник!
Alifka 08-10-2008-16:41 удалить
А_Гусев, Все таки учителем весело быть, столько можно цитат, рассказов, сочинений и тд. собрать:) Очень понравилось про сессию ... довольно жизненная Ода:) «Папа, смотри: на дереве – травка растёт!» - у меня так сестра тоже очень удивлялась, и интересовалась, почему мы на даче газон косим, а бугорок(горку), нет. Это она про елку тоже говорила. Уж очень была удивлена, когда узнала, что там не трава:)
А_Гусев 08-10-2008-19:50 удалить
АЛИСА, Видишь как здорово - значит, с травкой - не случайность. Такой предметный образ мышления. А может, просто фантазия. И последний тебе вопрос - как ты думаешь, можно ли, действуя этими и подобными методами, научить всех детей писать, говорить образно? или "сочинительство" - для избранных?
А_Гусев 08-10-2008-19:53 удалить
Надин, спасибо, что оценила именно этот рассказ.( "Лето в деревне") По-моему, он тоже самый лучший)))
Alifka 08-10-2008-20:53 удалить
А_Гусев, У детей часто бывают схожие мысли ... У них какой-то, свой мир, в котором они живут, общаются и все видят по-своему:) Ответ на вопрос: по-моему, каждый ребёнок - это Творческий человек. Многое зависит от того, как нас учили в детстве. Я думаю, что если каждого ребёнка можно научить писать, говорить, читать, то почему бы не подойти к этому как-то особенно, и не вложить в ребёнка капельку творчества. Дети, они же впитывают все) Это явно не дар ... это должно идти все с ранних лет. Мне кажется, из любого человека можно сделать и гения, и дурочка. ( как, кому повезет ...)
А_Гусев 08-10-2008-21:06 удалить
АЛИСА, В целом я согласен:-). Это и мои мысли. Не верю в одно: "из каждого человека можно сделать гения..." А как же - гены? По-твоему, выходит, дар художника в широком смысле этого слова - можно привить каждому. Но ведь он и зовётся д а р о м, потому что даётся свыше, природой, генетически Какие-то способности, если к ним есть предпосылки, развить можно. Но дар... Гений... Это уж слишком!
Спасибо за полезный пост! Еще скажите как сохранить способность сочинять? Мама рассказывает, что в детстве я очень много придумывала сказок, рассказывала в автобусе, в поликлинике, люди заслушивались. К сожалению ничего не записывали, не могу оценить что это были за сказки. А потом с приходом школы эта моя способность потерялась. Сочинения писать было мучением. Куда все ушло? Сеня мой начинает потихоньку фантазировать, рассказывает то, чего на самом деле не было. Например как он летал на Луну на лодке за ягодами. Кормит меня этими ягодами. Мама говорит я такая же была.
lussiava 09-10-2008-23:17 удалить
Добрый вечер, Александр. Очень понравился рассказ "Лето в деревне". Перечитала несколько раз и тоже заберу к себе в цитатник. Просто великолепно! А насчет гениев - согласна с Вами полностью, "сделать гения" невозможно, вот развить способности - это даже необходимо. Но если не дано свыше - гены, дар и прочее - ничего не поможет. Спасибо за очередной очень интересный пост.
А_Гусев 10-10-2008-11:20 удалить
LUSSIAVA, Очень рад Вас снова видеть среди своих читателей. Разделяю Ваше мнение о "Лете в деревне". Действительно, забавный рассказ. Автор, кстати, никогда в деревне не был. И спасибо за поддержку относительно воспитания "гениев". Хотя здесь, в общем-то, и спорить не о чем. Давно доказанные вещи. Успехов Вам )))
А_Гусев 10-10-2008-11:30 удалить
НАТАЛЬЯ, Благодарю за "визит"-) Вы сами уже ответили на свой вопрос. Школа, к сожалению, за редкими исключениями, не поддерживает, а искореняет страсть детей к фантазиям, к "придумкам". Поощрять и сохранять могут только родители, бабушки и учителя-энтузиасты этого дела. Вот и Вы- поддерживайте своего малыша, радуйтесь его сказкам... Впрочем, Вы этим давно занимаетесь и с успехом. А главное - записывайте. Я уже понял: такое "сочинительство" у вас -семейный дар, и надо беречь, сохранять его всей семьёй. Успехов Вам)))
crazy_cat_Nata 10-10-2008-13:25 удалить
добрый день!:) очень хороший пост:) особенно понравилось ЛЕТО В ДЕРЕВНЕ :))) у меня сын такой-же непоседа и баловник :)
А_Гусев 10-10-2008-13:30 удалить
Исходное сообщение наташа_натали добрый день!:) очень хороший пост:) особенно понравилось ЛЕТО В ДЕРЕВНЕ :))) у меня сын такой-же непоседа и баловник :)
НАТАША, спасибо! Рад тебя снова видеть))) Рассказ действительно смешной, потому что хорошо написан - на "полном серьёзе".
Shark_True 10-10-2008-19:07 удалить
хааахааахаа хаааааааахааааааааа)) смеюся =) а у нас сегодня кошка родила вчера котят ежик по травке бежит и хохочет... к чему это я?)) ааа, дети клевые ^^
А_Гусев 10-10-2008-19:20 удалить
Sharky, А у нас сегодня Sharky Родила вчера "статьят" Поздравляю с завершением великого труда! Настроение, я смотрю, игривое-) Благодарю за внимание - и не бойся ты этих дурацких университетов)))


Комментарии (54): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»