• Авторизация


" КАК БЫ..." 02-12-2011 21:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[306x400]

     О ПОШЛЯКАХ  И  ПОШЛОСТИ

     Какой пошляк!

Так тебя могут окрестить и за похабный анекдот, и за матерное словечко, и за сальности по отношению к дамам…

Но пошляк ли это?

Вот культурнейшее семейство из рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

 Туркин Иван Петрович – устраивает любительские спектакли и сам в них играет, любит шутить и острить,  знает массу поговорок…

 Супруга его, Вера Иосифовна, пишет повести и романы и охотно читает их вслух гостям..

  Дочь Екатерина Ивановна играет на рояле…

 Милейшие люди!

А на самом деле – образцовые пошляки,  ненавистные  сердцу Чехова, столь чуткому к пошлости.

   Кто же он, пошляк? И что такое пошлость?

Для наглядности воспользуюсь ставшим уже пошлым словечком «как бы».

Пошлость - это как бы значительность. Как бы красота. Как бы ум. Как бы привлекательность. Как бы талант .Как бы учёность. Как бы остроумие. Как бы оригинальность. Как бы культура...

 Все эти новоявленные речения -  «как бы» , "типа",  «типа того»... - тоже пошлость.

  Показное глубокомыслие,  ложные,  вымученные -  «остроумности», «учёности», «культурности», «оригинальности»...

Все эти имитации подлинности и значительность, – не что иное, как заурядная пошлость.

   Можно вспомнить лермонтовского Грушницкого, обожающего красоваться, принимать величественные, картинные позы, произносить вычурные, «как бы» глубокомысленные фразы.

 Король пошлости -любезнейший мошенник  Павел Иванович Чичиков - с его сладчайшей улыбкой и и галантными манерами.

  Всё подлинное, честное, прекрасное пошлым  быть не может.

"По  определению»! Ещё одна словесная  пошлятинка.

Пошлость предполагает наружную сторону, фасад, внешний лоск.   «Культурность» напоказ.

Иногда мы и не представляем,  что это значит – украшать себя изнутри, но озабочены лишь одним – «выглядеть», не отстать от других по части моды – не важно на что – цвет волос или очередных  звёзд шоу-бизнеса. И видим в этом свою несомненную оригинальность. И неповторимость.

   А пошлости не замечаем.

И даже  забываем о происхождении этого слова:  пОшло - то, что давным-давно  пошлО,  шло долго-долго,  и наконец -то надоело, стало банальным, скучным, всем уже осточертело. Кроме пошляков.

  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (85): вперёд» последняя»
mary_formittag 03-12-2011-13:08 удалить
значит, я не "пошлый", а просто извращенец:)
А_Гусев 03-12-2011-13:25 удалить
Исходное сообщение mary_formittag значит, я не "пошлый", а просто извращенец:)
Что правда, то правда - ничего пошлого в тебе нет. А насчёт "извращенца" тебе виднее. Вижу, что прочитала внимательно - спасибо!
ммм..исходя из вышеизложенного ...комменты на лире ..их к чему привязать..? ведь по большому счёту..мы пользуемся одним и тем же набором фраз.. как то.."классно, шикарно"..и проч..
anaxmiss 03-12-2011-14:22 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # В этой жизни мы всегда пытаемся быть на кого то похожими,ищим своих кумиров.По крайней мере большинство из нас в той же одежде,поведении и тд.Я даже уверена, что мы как раз замечаем эту пошлость, но не даём ей большого значения, тк нас всё устраивает и как Вы сказали - это же модно. Но моде свойственно меняться,возвращаться и не удивлюсь,если мы когда-нибудь в скором будущем вернёмся ко всему тому сказочному и удивительному как в 80е годы. Только жаль,что люди не учтут всю ту культуру.
-NEZNAKOMKA- 03-12-2011-15:08 удалить
У меня понятие пошлость связано со словом "вкус"...Так вот, пошляк лишен его вообще.
zwesdamoia 03-12-2011-15:13 удалить
Вот смотрю я на комментарии и думаю: "что-то в этот раз мелковато, неглубоко копнули". Потому что тема очень сложная. Первую половину текста я пыталась сообразить, насколько тонка грань между пошлостью и всем остальным. Очень хочется спросить, что же тогда значат такие модные словечки, как "выпендреж" и "понты"? Мне кажется, есть между ними всеми кое-что общее... Или,наоборот, это совсем далекие понятия... Просто то,что здесь, в статье,Александр Иванович, Вы называете пошлостью, я раньше называла совсем по-другому. Конечно,самые удачные примеры для таких тем - из классической литературы. Получается. что пошлость бывает разной степени "кондиции". Откровенно пошло - это "comedy club" на ТНТ, завуалированно - тот же "КВН".... или какой-то другой пример привести бы...Я вот после прочтения только одно поняла. На пошлость сейчас повышенный спрос. Америка навязывает свои стандарты, общество меняется. Меняются ценности. Об этом пишут все... Господи, главное только,чтобы совсем не скатились
А_Гусев 03-12-2011-15:27 удалить
Исходное сообщение Та_ещё_штучка_Я ммм..исходя из вышеизложенного ...комменты на лире ..их к чему привязать..? ведь по большому счёту..мы пользуемся одним и тем же набором фраз.. как то.."классно, шикарно"..и проч..
Привязать вот к чему: согласны ли вы с таким определением понятия "пошлость" и "пошляк", как это описано. А что касается перечисленных вами штампов, то я не стал бы так обобщать. Кто это "мы"? Я, например, не пользуюсь.
А_Гусев 03-12-2011-15:36 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение zwesdamoia Вот смотрю я на комментарии и думаю: "что-то в этот раз мелковато, неглубоко копнули". Потому что тема очень сложная. Первую половину текста я пыталась сообразить, насколько тонка грань между пошлостью и всем остальным. Очень хочется спросить, что же тогда значат такие модные словечки, как "выпендреж" и "понты"?... ************************** Словечки эти обыкновенный жаргон. А "как бы" - вошедшая во всеобщий язык фигура речи, то, что уже пошло, и не остановить... ************************************************ Мне кажется, есть между ними всеми кое-что общее... Или,наоборот, это совсем далекие понятия... Просто то,что здесь, в статье,Александр Иванович, Вы называете пошлостью, я раньше называла совсем по-другому. Конечно,самые удачные примеры для таких тем - из классической литературы. Получается. что пошлость бывает разной степени "кондиции". Откровенно пошло - это "comedy club" на ТНТ, завуалированно - тот же "КВН".... ******************************************* И много-много других примеров... У меня вопрос ставится немного иначе: отличаем ли мы пошлость от подлинного, красоту от красивости. И прав ли я, давая такую вот свою трактовку пошлости ***************************************
А_Гусев 03-12-2011-15:39 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- #
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- У меня понятие пошлость связано со словом "вкус"...Так вот, пошляк лишен его вообще.
************************** Согласен с тобой. Лишён. Но ведь он об этом не подозревает, и всякие "красивости", которыми кишмя кишит ли-ру, к примеру, считает образцом красоты.
А_Гусев 03-12-2011-15:44 удалить
Ответ на комментарий anaxmiss # [QUOTE]Исходное сообщение anaxmiss Странно. Замечаем, но не придаём значения: значит, подписываемся под именем - пошляк. И дело не в моде ( это лишь крохотная деталь). Остальное просто не замечено.
-NEZNAKOMKA- 03-12-2011-16:09 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Желающих поучить вас "красивости" - найдётся предостаточно! Но у каждого своя голова и свои знания...Да и все проблемы довольно просто решаются - просто не обращать внимание на то, что является пошлым для тебя...Так проще узнать - ТО ЧТО МНЕ НУЖНО, А НЕ ТО ЧТО МНЕ НАВЯЗЫВАЮТ! Лучше всего объяснил феномен пошлости все чаще вспоминаемый на твоих страницах В.В. Набоков. Он считал, что только русские с их особым складом ума ("загадочная русская душа!") могли придумать такое емкое слово для обозначения отвращения человека с элементарным художественным вкусом к очень многим вещам, явлениям и сторонам жизни. Пошляки, конечно, есть у всех народов. Но именно русские нашли столь выразительное и емкое слово, потому что именно в России существовал когда-то среди образованных слоев общества культ простоты (в смысле отсутствия вычурности) и хорошего вкуса.
А_Гусев 03-12-2011-18:01 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- # [QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Да и все проблемы довольно просто решаются - просто не обращать внимание на то, что является пошлым для тебя...Так проще узнать - ТО ЧТО МНЕ НУЖНО, А НЕ ТО ЧТО МНЕ НАВЯЗЫВАЮТ! *********************** Проблем здесь вообще нет. Мне просто хочется, чтобы люди задумались о своих вкусах, быть может, переоценили их. И ещё я предлагаю не совсем обычную концепцию пошлости - интересно, можно ли с ней согласиться. Никто этого пока не заметил. А о русской "простоте", о корнях слова "пошлость" у меня написано: ТО, ЧТО пошлО, и.т.д... О феномене пошлости писал Даль... Горький... Сейчас представления во многом изменились.
-NEZNAKOMKA- 03-12-2011-18:24 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # А зачем задумываться о своих вкусах? На вкус и цвет - товарищей нет...Разве можно всех причесать одним гребнем? Почему ты думаешь, что можно дать точное определение пошлости...
mary_formittag 03-12-2011-18:53 удалить
А_Гусев, вообще если мыслить материально и на конкретных примерах, то пошлость - это фарфоровые слоники, ковры на стенах и много леопардового рисунка на одежде
А_Гусев 03-12-2011-19:06 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag А_Гусев, вообще если мыслить материально и на конкретных примерах, то пошлость - это фарфоровые слоники, ковры на стенах и много леопардового рисунка на одежде
Материально - да, ты права. А пошлость в душе и без всяких фарфоровых слоников? Пошлость в искусстве именитых художников?
mary_formittag 03-12-2011-19:08 удалить
А_Гусев, над этим надо подумать, причём основательно. Так сходу я и не скажу
А_Гусев 03-12-2011-19:12 удалить
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- А зачем задумываться о своих вкусах? На вкус и цвет - товарищей нет...Разве можно всех причесать одним гребнем? Почему ты думаешь, что можно дать точное определение пошлости...
Во-первых, о вкусах всё-таки спорят. Но я не говорю - задуываться о своих вкусах, я думаю о том, что вкус можно воспитать, помочь воспитать. А что касается точного определения пошлости - ты права. Но поразмышлять об этом стоит, что я и сделал. Жаль, не нашёл никакого отклика. Кстати, половина чеховских вещей - размышления, определения, если хочешь, - пошлости. И не простой, а "замаскированной". Для меня это очень интересная тема.
А_Гусев 03-12-2011-19:13 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag А_Гусев, над этим надо подумать, причём основательно. Так сходу я и не скажу
Ты меня радуешь. Люблю, когда человеку вдруг захочется подумать.
mary_formittag 03-12-2011-19:14 удалить
А_Гусев, может быть, поэтому я не очень люблю Чехова - из-за замаскированной пошлости?
А_Гусев 03-12-2011-19:21 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag А_Гусев, может быть, поэтому я не очень люблю Чехова - из-за замаскированной пошлости?
Ты ещё маленькая. И тебя ждёт великое счастье понять и полюбить Чехова. Не только юмористические рассказы,но и "Даму с собачкой", "Попрыгунью", "Ионыча", "Дуэль" и многое, многое другое. Слава Богу - у тебя ещё всё впереди...
-NEZNAKOMKA- 03-12-2011-19:50 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # "Никто этого пока не заметил. ....Жаль, не нашёл никакого отклика." У тебя дурное расположение Духа, это сильно ощущается...
А_Гусев 03-12-2011-19:56 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- #
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- "Никто этого пока не заметил. ....Жаль, не нашёл никакого отклика." У тебя дурное расположение Духа, это сильно ощущается...
Просто я привык к диалогу. И пишу исключительно для этого. А прозорливость тебя не подвела. Дурное... Вернее - "подурнело"...
А_Гусев 03-12-2011-20:29 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag А_Гусев, может быть, поэтому я не очень люблю Чехова - из-за замаскированной пошлости?
Забыл спросить - пошлости Чехова или его персонажей?
Проблема в том, что слова меняют окраску со временем. Становятся более яркими что ли. Какая-то эволюция "пошлый", однако: избитый, низкопробный - безвкусно-грубый, банальный - низкопробный в духовном, непристойный. Так же произошло, мне кажется, со словом вульгарный: народный, слишком простой, без церемоний - вообще лишённый вкуса. И тут уж, хочешь, не хочешь, а воспринимаешь последний вариант интерпретации , самый яркий. Предположим, я скажу тебе: ты пошлый! (умолчав при этом: потому что ты слишком вежливый, какое клише), разве ты поймёшь меня правильно? Не думаю. И я бы тебя то же не поняла, я бы подумала, что ты хочешь оскорбить меня. Хотя, если бы я понимала это слово в первом смысле, то была бы унижена, но не оскорблена.
А_Гусев 03-12-2011-22:41 удалить
Ответ на комментарий mary_formittag #
Исходное сообщение mary_formittag А_Гусев, персонажей
Понятно. А каких - хоть одного назови!
А_Гусев 03-12-2011-22:47 удалить
Исходное сообщение Эмма_Вудхаус Проблема в том, что слова меняют окраску со временем. Становятся более яркими что ли. Какая-то эволюция "пошлый", однако: избитый, низкопробный - безвкусно-грубый, банальный - низкопробный в духовном, непристойный. Так же произошло, мне кажется, со словом вульгарный: народный, слишком простой, без церемоний - вообще лишённый вкуса. И тут уж, хочешь, не хочешь, а воспринимаешь последний вариант интерпретации , самый яркий. Предположим, я скажу тебе: ты пошлый! (умолчав при этом: потому что ты слишком вежливый, какое клише), разве ты поймёшь меня правильно? Не думаю. И я бы тебя то же не поняла, я бы подумала, что ты хочешь оскорбить меня. Хотя, если бы я понимала это слово в первом смысле, то была бы унижена, но не оскорблена.
Что-то мне это напоминает. А-а-а, "Кандида" Вольтера.... По витиеватому стилю, конечно. И тем не менее, пошлый - значит, пошлый. И за этим определением всегда - вполне определённый образ. А окраску это слово потеряло лет 800 назад. Впрочем, пост не об этом. Спасибо!
Что ж, ты писал про массовую культуру, но тут ничего не добавишь. Большинство людей с тобой согласны. Ведь сейчас же всё связано с глобализацией. Заводятся мемы, и ты сам на них невольно подседаешь, потому что видишь удивительное единение индивидуальных мотивов в массовом бессознательном. О чём ты? Быть "пошлым" - значит ещё как-то понимать и ладить с этим миром. Как только отбиваешься от социума, чувствуешь себя одиноким. Вне вконтакте как будто вообще жизни нет, хе-хе)Я чувствую себя индивидуальностью, но употребляю много продуктов пошлости, и сознаю это. Дух времени, если хочешь.
А_Гусев 04-12-2011-11:01 удалить
Ответ на комментарий Эмма_Вудхаус # [QUOTE]Исходное сообщение Эмма_Вудхаус А я к тому,чтобы всё-таки не подседать на пошлость, ибо массовая культура, попса, во всех видах и обличиях, медленно, но верно губит и здравый смысл, и эстетическое сознание. Спасибо тебе за отзывчивость. И ещё одна была у меня задача - перевернуть привычное в массовом сознание понятие "пошляк" - поставить его на своё место.
Здравый смысл погубили книги типа "Дневников вампира" и "Сумерек", всё остальное ещё не такой бред. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0...%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0 -почитай сюжет, впечатляет %) Мне понравился твой комплимент в мой огород, насчёт Кандиды)))


Комментарии (85): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник " КАК БЫ..." | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»