• Авторизация


УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ 25-07-2008 12:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]     [456x640]

 




    КАЖДЫЙ

ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ...
 



 СТУДИЯ

  ДЕТСКОГО

ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

ЮМОР В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ    ДЕТЕЙ                                                                                   

                   о джипе из бронировсанного золота,

                                                  воздушном пароходе,

                                                      волшебном сникерсе                                                                                  и прочей    белиберде
 

 «Стремление детей к сочинительству является такой

же деятельностью воображения, как и игра».
Лев Выготский
«Неосознанное словесное творчество – один из

самых   изумтельных феноменов детства».

Корней Чуковский
 

Про неосознанное творчество детей мы уже говорили. О нём – в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». Ребёнок сочиняет смешное, не догадываясь, что он это делает. Даже не хочет никого рассмешить или потешить.  Он пытается объяснить для себя суть предмета и часто представляет его со смешной, неожиданной стороны – языком образов.

Отсюда – индюк, который «утка с бантиком» или  ножик, «вилкин муж».
Наш сегодняшний разговор о творчестве осознанном. Ребёнок жаждет удивить своим произведением читателя, поведать ему нечто «эдакое», несусветное. И «несусветное» это -  прямо таки ошарашивает.

 Долгие годы я вёл в одной из центральных газет Риги «Студию детского творчества» - так что и насмотрелся, и надивился, и намаялся...

Игорю было семь лет, когда я впервые напечатал его «Сказку про Иванушку-царевича и ведьму». Там и скатерть-самобранка, которая угощает Ваню красно- чёрной икрой и кока-колой. И лягушка, что лежит на берегу - загорает. Она согласна перевезти Ваню через реку, если тот сбегает на заправочную станцию и принесёт для нее три канистры дефицитного бензина. А потом лягушка эта, выпив бензин, раздувается, как воздушный пароход, который и доставляет Ваню на Кудыкину гору, где сидит одноглазое чудище и сторожит золотой огнетушитель. Из него Ваня заливает огонь в пасти дракона. А потом надевает на него намордник, седлает и летит к ведьме...

В общем, каждая строка этой сказочки, навеянной, конечно, знакомыми образами – игра воображения. И... игра со смыслами. Современный предметный мир подключает нас к современным отношениям «деловых людей». На первый план выступает нелепая возня вокруг вещей. Очевидна абсурдность происходящего. Впику традиционной сказке здесь вся кутерьма – не ради чего-то доброго и светлого, а ради добывания волшебного мерседеса или джипа из бронированного золота.. Каждый ребёнок, рассказывающий свою сказку, привносит в неё собственное видение   сегодняшнего мира, свой личный опыт. И конечно же, свою фантазию.

Вот «Сказка о Маньке-царевне, Иванушке-дурачке и волшебном сникерсе», написанная семилетней Машей. Здесь есть характеры, а сама Манька – весьма «автобиографична». Комическое звучание – от верно воспроизведённых диалогов из жизни, пародирования ворчливых маменькиных интонаций – у автора они всегда на слуху.

«Манька была вредная, непослушная. Скажут ей: «Маня, надень носки, пол холодный!», а она – нет, босиком по холодному полу так и скачет.

Или скажут: «Съешь гречневую кашу, будешь здоровенькая, а она одни конфетки ест и бумажки бросает куда попало. Зарядку не делала, зубы не чистила. Орбит не жевала. Так и кариас нажила. А Ваня – он съел волшебный сникерс, испытал неземное блаженство и сделался от глюкозы умным и сильныи. Сникерснул как полагается. Увидел его Змей и закричал: «Не бей меня, Ваня, забирай Маньку-царевну, достала она меня...»

Пикантность этой сказке придают, как я уже говорил, многочисленные биографические детали, касающиеся «абсурдных», с точки зрения героини сказки, мамкиных «предъяв». Со взрослой точки зрения – всё, что мы предъявляем ребёнку, - правильно, имеет смысл. Со «смыслом» этим Манька и борется. Как умеет.

«Пробивать» подобную «бредятину» в печать было нелегко. «Белиберда» - это ещё самый мягкий эпитет главного редактора...

Но я видел в детском абсурдизме свои «золотые зёрна» и был убеждён – это искусство. Вероятно, и читатель сих строк осудит и меня и моих авторов.  Возмутится, удивится  и даже разгневается – какое там искусство! Об этом можно будет и поговорить в комментариях...

...Помню, как ужаснулись в одной редакции, когда я предложил им стихотворение Кости «Про Мамонта».

- Нелепость! Чушь! Издевательство!

Пока «Мамонт» бродил по разным редакциям, я читал его своим знакомым, студентам. Стоял хохот. Рвали из рук. Перпеписывали.

И вот нашёлся, наконец, редактор, который эту «чушь» понял и принял. Всю целиком – такую как есть. «Мамонта» опубликовали. И всё равно не обошлось без казусов. Когда стихотворение попало в корректуру, началось исправление «досадных ошибок и неточностей», «приведение в божеский вид» - пошла борьба за «правильность». А на самом деле – за то, чтобы «Мамонт», вся суть которого в этой шутливой «неправильности» и заключалась, - перестал существовать.

Абсурдные строки, умышленные нелепицы, «наезды» на грамматику, вообще небывальщина – это интуитивно найденный юным автором способ пародировать обычный и поднадоевший обыденный и «правильный» мир – в том числе и мир литературный, мир сказок...

                 

   ПРО МАМОНТА 
                                                        
Дикий слон, а то есть мамонт,
По траве катаясь задом,
Вдалеке завидев чаек,
Наблюдает из засады.
Те летят навстречу солнцу,
Громко каркают противно
И пернатыми руками
Во все стороны махают.
Слон подумал: «Злые птицы
Счас весь хобот оттапают
Лучше спрячусь я под камень.
Может, вовсе не заметят».
И на цыпочках – тихонько,
Хвост поджавши закорючкой,
Побежал через поляну,
Где задумал притаиться.
Чайки были неглупые
И почти не возражали
Свежим мяском попитаться.
Но на солнце перегревшись,
Они выдохлись из силы.
От усталости ломило
Пальцы цепкие в коленках.
Мамонт понял эту слабость.
Рыльце в пушку сразу сделал
И в атаку ломанулся,
Бивнь воинственно настроив.
Поначалу эти птицы
Не на шутку испугались.
Даже стали заикаться,
Портя этим своё пенье.
Но смекнув, что слоник этот
По природе безобидный,
Те решили помириться
И пожать друг другу руки.
И вот так, забыв про ссору,
Разбрелись в свои хибары,
Подарив значки на память.
 

Безграмотность –да! Чушь – конечно! Но что делать, если чушь эта – один из элементов образности, своеобразная манера автора над всем подшучивать, в том числе и над грамотностью.

Даниил Хармс, Корней Чуковский,, Борис Заходер, Генрих Сапгир, Льюис Кэролл, Эдвард Лир, кажется, давно нас убедили – в стране Вообразилии возможно всё: взять спички, к примеру, и зажечь море или встретить кошку, которая «отчасти идёт по дороге, отчасти по воздуху плавно летит»...

                    

                                  ( продолжение следует )
 
 

[369x290]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
А_Гусев 25-07-2008-20:10 удалить
А знаешь,Инента, чему ещё можно и нужно учиться у детей поэтам? Смотреть на мир так, как будто видишь его первый раз. Замечать парадоксы, к которым настолько привыкли, что они кажутся как бы само собой. И ещё: играть смыслами. Вообще - игре! Какое же искусство без игры!? И конечно же - детскому, не тронутому теорией и знаниями - воображению. Умением всегда жить в стране, которая называнется Вообразилия...
Инента 25-07-2008-20:17 удалить
Пора вспомнить Козьму Пруткова! 14. Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог. но мне стоит дать возможность высказаться и другим: 22. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. [699x569]
А_Гусев 25-07-2008-20:25 удалить
Исходное сообщение Инента Пора вспомнить Козьму Пруткова! 22. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
А кто из нас двоих фонтан? Но на всякий случай всё же заткнём. По доброй воле фонтанщиков.
А_Гусев 25-07-2008-20:28 удалить
Исходное сообщение Инента Пора вспомнить Козьму Пруткова! 14. Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог. но мне стоит дать возможность высказаться и другим: 22. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
Вот прекрасная картинка по теме "Комизм положения"!
А_Гусев 25-07-2008-20:29 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Инента Пора вспомнить Козьму Пруткова! 22. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. А кто из нас двоих фонтан? Но на всякий случай всё же заткнём. По доброй воле фонтанщиков. или фонтанёров? или фонтанариев?
Инента 25-07-2008-20:32 удалить
Это я про себя: Надо осмыслить сказанное!
А_Гусев 25-07-2008-20:42 удалить
Исходное сообщение Инента Это я про себя: Надо осмыслить сказанное!
ОСМЫСЛЕНЬЕ - МАТЬ ПРОЗРЕНЬЯ А УЧЕНЬЕ - МАТЬ МУЧЕНЬЯ А здорово я твоими картинками распорядился? воровать так воровать!
Инента 25-07-2008-21:28 удалить
Да разьве же они мои! Тоже - ворованные!  (100x100, 73Kb)
А_Гусев 25-07-2008-22:13 удалить
Исходное сообщение Инента Да разьве же они мои! Тоже - ворованные! Но с каким вкусом украдены! Ты просто - Остров сокровищ! Украденных...
Инента 25-07-2008-23:17 удалить
Это точно! Остров Сокровищ!!!  (200x160, 11Kb)
А_Гусев 25-07-2008-23:27 удалить
Исходное сообщение Инента Это точно! Остров Сокровищ!!!
Да-а-а. Это он! Но - где сокровища!?
Инента 25-07-2008-23:37 удалить
Так разворованы же! (Моя лучезарная улыбка!) [319x317]
А_Гусев 25-07-2008-23:47 удалить
Исходное сообщение Инента Так разворованы же! (Моя лучезарная улыбка!)
Сокровища в сундуке у этого зелёного пирата. Боже, как он прекрасен! Ты знаешь, что он сейчас делает? Стихи сочиняет! О любви... к золоту.
Nekros21 26-07-2008-00:49 удалить
Вы забыли Джанни Родари, Шарля Перро, Антуана Сент д'Экзюпери, Ганс Христиан Андерсен и Льюис Кэролла (его Вы упомянули), которые являются величайшими творцами страны *вообразилии*, *вообразилии* не только (в основном не) для детей, они показывают мир таким какой он есть, просто немного преукрасив, преукрасив своими мечтами, самой сказкой, тем самым играя на наших самых сокровенных чувствах, и мне кажется, что они привнесли гораздо больше в мир сказки, чем русские авторы.
Small_Witch666 26-07-2008-03:13 удалить
а Вас не пугает детская агрессивность?Психологи бы расценили именно так всё, что написано детьми.ОНи предлагают рисовать человечка,потом смотрят ели не большой ,прямо стоящий,в одежде значит ребенок уравновешен и тому подобное,а есть дети которые рисуют голых дядек ,скривленных,с голыми письками ..простите и автоматами.Я вот тоже вижу детскую агрессивность в выше описанном.Простите..это моё мнение.
А_Гусев 26-07-2008-09:12 удалить
Исходное сообщение Small_Witch666 а Вас не пугает детская агрессивность?Психологи бы расценили именно так всё, что написано детьми.ОНи предлагают рисовать человечка,потом смотрят ели не большой ,прямо стоящий,в одежде значит ребенок уравновешен и тому подобное,а есть дети которые рисуют голых дядек ,скривленных,с голыми письками ..простите и автоматами.Я вот тоже вижу детскую агрессивность в выше описанном.Простите..это моё мнение. ****************************************
Детская агрессивность - это, конечно, большое зло наших дней. И то, что ты говоришь о похабных рисунках - тоже мерзко. Но у меня - наоборот. Абсурдизм, парадоксальность, "пародии на известные сказки" - это не агрессивность. Даже "Мамонт" заканчивается примирением. Ты разве не заметила? Все мирно разошлись. Прагматизм в сказках, осовременивание их - это да! Но не агрессивность. В приведённых сказках и других текстах авторы - не агрессивны. Они просто привносят элементы современной, своей жизни в "классические тексты".
А_Гусев 26-07-2008-09:30 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Nekros21 ****************************************** Во-первых, не забыл. Кроме перечисленных вами авторов я мог бы добавить ещё многие десятки. Но дело не в этом! У меня речь идёт о таком явлении мировой литературы, как абсурдизм, и приведены, естественно, авторы э т о г о направления. Например, русский Хармс и англичанин Льюис Кэролл, Эдвард Лир. Перечисленные Вами авторы никакого отношения к абсурдизму, слава Богу, не имеют. Абсурдизм как таковой "выплыл" в связи с абсурдностью, парадоксальностью приведенных в посте детских текстов. "вообразилия" и абсурд - не одно и то же! Без воображения вообще нет литературы... Спасибо Вам за интересный комментарий!
Nekros21 26-07-2008-11:59 удалить
А_Гусев, а можете перечислить десятки авторов, у которых есть схожесть с Льюис Кэроллом и Джанни Родари ( не чипполино, а короткие сказки ), просто было интересно прочитать и восполнить так сказать дырки в образовании =)) зарание спасибо! А по повод детей, у меня есть коротенький стишок: Нет ничего важней на свете, Чем то о чем думают дети, Взрослым не понять ничего, А дети не смогут запомнить и это.
А_Гусев 26-07-2008-12:49 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Nekros21 Могу, конечно, но не десятки - это займёт слишком много места. Ты и этих - то навряд ли читал: Эдвард Лир, Хилэр Беллок, Уолтер Де Ла Мэр, Роберт Грейвз, Джеймс Ривз, Эмиьль Рью, Джон Чиарди, Вильям Смит, Морис Карем, Ян Бжехва, Огден Нэш, Клод Руа, Спайк Миллиган... Русских я не называю - достаточно тех, что в посте. А стишок твой интересный А что касается "дырок в образовании" - читай классику - не прогадаешь. И вообще советую потихоньку почитать весь мой дневник - он на одну лишь тему - как стать талантливым, одарённым читателем. Весь дневник - это как книга, он называется Уроки словесности"... Спасибо за внимание
Small_Witch666 26-07-2008-13:08 удалить
А_Гусев,сказки нынешних детей весь неординарные
А_Гусев 26-07-2008-13:22 удалить
Исходное сообщение Small_Witch666 А_Гусев,сказки нынешних детей ведь неординарные
Неординарные? Ну и что? Ради этого я и писал свой материал. В чём они, по-твоему, неординарные? Хороша ли такая неординаронсть?
)))))))))))))))))))))) А что - шикарный стих)) Милая пародия на горьковских Сокола и Буревестника)))) Сколько лет мальчику?
А_Гусев 26-07-2008-15:12 удалить
Исходное сообщение Криста_таинственная )))))))))))))))))))))) А что - шикарный стих)) Милая пародия на горьковских Сокола и Буревестника)))) Сколько лет мальчику?
Уже 12 лет! А связь с Буревестником ты уловила первая! Филолог всё-таки! Только Соколом здесь не пахнет... Спасибо!
)))))) ну, ладно, пахнет Буревестником)) Хорошая вещь,кстати) А мультик видел в сети?:))) По Песни о Буревестнике?:)
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Small_Witch666 А_Гусев,сказки нынешних детей весь неординарные Неординарные? Ну и что? Ради этого я и писал свой материал. В чём они, по-твоему, неординарные? Хороша ли такая неординаронсть?
Хороша или нехороша - не нам судить.. Она есть и помогает кому-то реализоваться творчески, и это главное.)) А если еще вдобавок к этому кто-то улыбнется - так вообще замечательно! Писать нужно лишь тогда , когда хочется) Тогда это оправдано.
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Криста_таинственная )))))))))))))))))))))) А что - шикарный стих)) Милая пародия на горьковских Сокола и Буревестника)))) Сколько лет мальчику? Уже 12 лет! А связь с Буревестником ты уловила первая! Филолог всё-таки! Только Соколом здесь не пахнет... Спасибо!
А, еще, кстати, этот стих напоминает песню-речитатив "Где же форель?" Не слыхал? Что-то вроде того: "Собирались на рыбалку, но поехали на дачу. И форель мы не поймали, а ловили вместо рыбы Олю с Петей на рыбалке. Где же форель? Где же форель..))
И еще) Привет от Светы Поповой-Караджовой) она тоже филолог. Моя однокурсница) просила привет передать
А_Гусев 26-07-2008-18:16 удалить
Исходное сообщение Криста_таинственная И еще) Привет от Светы Поповой-Караджовой) она тоже филолог. Моя однокурсница) просила привет передать
Взаимно. Света - хороший человек. Очень хороший.
А_Гусев 26-07-2008-20:56 удалить
Исходное сообщение Криста_таинственная Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Криста_таинственная )))))))))))))))))))))) А что - шикарный стих)) Милая пародия на горьковских Сокола и Буревестника)))) Сколько лет мальчику? Уже 12 лет! А связь с Буревестником ты уловила первая! Филолог всё-таки! Только Соколом здесь не пахнет... Спасибо! А, еще, кстати, этот стих напоминает песню-речитатив "Где же форель?" Не слыхал? Что-то вроде того: "Собирались на рыбалку, но поехали на дачу. И форель мы не поймали, а ловили вместо рыбы Олю с Петей на рыбалке. Где же форель? Где же форель..))
Не понял, чем напоминает... Если парадоксом, то - да... Но главное - ритм! В твоём стихе совсем другой ритм. Спасибо!
А_Гусев 26-07-2008-21:01 удалить
Исходное сообщение Криста_таинственная Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Small_Witch666 А_Гусев,сказки нынешних детей весь неординарные Неординарные? Ну и что? Ради этого я и писал свой материал. В чём они, по-твоему, неординарные? Хороша ли такая неординаронсть? Хороша или нехороша - не нам судить.. Она есть и помогает кому-то реализоваться творчески, и это главное.)) А если еще вдобавок к этому кто-то улыбнется - так вообще замечательно! Писать нужно лишь тогда , когда хочется) Тогда это оправдано.
Критса, я согласен с тобой! Но я другое хотел выяснить - нравятся ли этой девушке подобные стихи. Меня вообще интересует восприятие поэзии абсурда.


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»