• Авторизация


что может человек 14-03-2010 14:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

 

                      ЭТА СТРАННАЯ ЖИЗНЬ

В юности Лев Толстой написал для себя  «Правила жизни». Вот это  - «Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою» - я принял безоговорочно. Ведь только так и раскроешь    полноту  интеллекта, отпущенного тебе природой,  свои возможности...

Но одно  «правило» показалось мне совершенно   парадоксальным, и долгие годы казалось то ли издёвкой, то ли вечным укором: «Имей цель для всей жизни... цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».

 Цель жизни – понятно... но как можно определить цели для часа или для минуты?

Никогда не мог объяснить этого ни себе, ни своим ученикам, ни студентам.  Мне казалось, что такое по силам какому-то инопланетянину. И я задался целью отыскать  хоть одного  реального человека, сумевшего таким образом «распланировать» всю свою жизнь.    Теперь я знаю его: Александр Александрович Любищев (1890-1972).

С  каким-то почти религиозным трепетом  читал его   «фантастически-фанатические дневники, начатые в 1916 году, - там час за часом, месяц за месяцем, год за годом  были скрупулёзно  хронометрированы   56 (!!!) лет его жизни. Он не остановил «секундомера» даже в тот день, когда получил известие о гибели на войне  сына.

Любищев был биологом, математиком историком и систематиком науки, энтомологом,  философом. Знал несколько иностранных языков. Обожал искусство. Театр.  За  свою удивительную жизнь   опубликовал двенадцать с половиной тысяч страниц научных трудов. Многие классические работы широко известны за границей...

  Но феномен Любищева не в этом. Он сделал то, на что обычному человеку понадобилось бы несколько жизней. И своей уникальной жизнью «расшифровал для меня»  «парадоксальное» толстовское правило о  цели жизни. Главный Урок Любищева состоял в том, что можно жить каждой минутой часа и каждым часом дня, с постоянным напором отдачи. Например, изучать иностранный язык в трамвае, по дороге в институт.А доказывать теорему - стоя в очереди. Жизнь, убедил он, - долгая-предолгая штука. В ней можно наработаться всласть и успеть многое прочитать, изучить языки, путешествовать, наслушаться музыки, воспитать детей, вырастить сад, заняться плаваньем, выучить молодых. Жизнь спешит лишь тогда, когда медлим мы сами.

 Он был честолюбив. Не ожидая похвал, научился сам воздавать себе должное. С гордостью отмечал: 1963 год - рекордный по числу рабочих часов – 2006 чаов 30 минут! В среднем в день 5 часов 29 минут. А до войны получалось примерно 4 часа 40 минут. Он отчётливо понимал подлинную цену этим цифрам – сам устанавливал свои нормы, сам следил за собой с секундомером в руке, сам награждал и сам наказывал себя.

      «Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.// Ты им доволен ли, взыскательный художник? ( А.С. Пушкин).

  Ни учеников, ни последователей у него нет. Я до сих пор уверен – подобное   неповторимо. И в то же время не покидает мысль.  Как украсилась бы жизнь, если бы  человек мог знать, на что способен. Ведь каждый из нас  может куда больше, чем ему кажется.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (58): «первая «назад
Praeterita 17-03-2010-16:03 удалить
[показать] В колонках играет - *** 38. Мельница - На север

А_Гусев, ты воспринимаешь это все всерьез? О_о Не переводи нервы, умоляю. Это же дите)
А_Гусев 17-03-2010-16:30 удалить
Ответ на комментарий Praeterita # [QUOTE]Исходное сообщение Praeterita Я экспериментирую.
Praeterita 17-03-2010-16:39 удалить
[показать] В колонках играет - *** 39. Мельница - Богиня Иштар

А_Гусев, м, авантюрист же. Но это я знала с тех пор, как ты с гиксте заобщался.
А_Гусев 17-03-2010-16:47 удалить
Ответ на комментарий Praeterita # [QUOTE]Исходное сообщение Praeterita О-О-О-О, ГИКСТЕ!!!! Где эти времена?
А_Гусев 17-03-2010-16:51 удалить
Ответ на комментарий Praeterita # [QUOTE]Исходное сообщение Praeterita О-О--О-О-О, гиксте... Где эти времена и эти тайны?
Praeterita 17-03-2010-16:57 удалить
*(надоело автозаполнение того, что в колонках играет)* А_Гусев, у меня скорость тут 20 кб. поэтому скайп не пашет, и поэтому пофлужу немного. простите, читатели! времена канули в Лету. да и не нравилась она мне, в общем-то. невменяемая) а вот ты ей мозги подвправил немного, молодец.
А_Гусев 17-03-2010-17:00 удалить
Ответ на комментарий Praeterita # [QUOTE]Исходное сообщение Praeterita Я вам обеим подправил, а одна из вас ( не скажу- кто) -сделалась даже вполне вменяемой.
Praeterita 17-03-2010-17:10 удалить
А_Гусев, что-о-о? мне подправляли мозги?
А_Гусев 17-03-2010-17:19 удалить
Ответ на комментарий Praeterita # [QUOTE]Исходное сообщение Praeterita А_Гусев, что-о-о? мне подправляли мозги? И мне тоже. Профилактика никогда не помешает.
А_Гусев 18-03-2010-20:54 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # [QUOTE]Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение Praeterita А_Гусев, что-о-о? мне подправляли мозги? И мне тоже. Профилактика никогда не помешает.[ Главное, что мы с тобой - единомышленники! И меня это очень радует.
Нежная_Эстель, Возможно я ошибаюсь, но судя по одному из ваших аватаров, вы религиозны, а точнее. вы христианка. Вы утверждаете, что восторгаться людьми не хорошо. Я хочу привести вам аргумент, который понятен христианину. Но в христианстве люди - дети Божьи, а христианами мы называемся по имени Христа, который ради любви к людям, принес свою спасительную жертву. Именно любовь, а не страх наказания, объединяющее чувство и сила веры. В этом великолепном посте - размышлении А_Гусев поднял тему самореализации человека, отношения к жизни, как к драгоценному дару, к времени именно так, как будто оно может закончиться в любое мгновение. Это ответственное, бережное отношение к каждому мгновению бытия, вызывает у автора поста и у меня большое уважение. И Любищев, в этом смысле, пример для подражания, а не кумир (чего вы наверное и боитесь). Как абсолютно верно заметил А_Гусев, он не предложил нам совершить обряд канонизации, либо какие-либо сектантские действия, отвлекающие человека от поклонения Создателю. Нам с вами предложили проследить за раскрытием истины, за размышлением над давним вопросом, мучающим автора много лет и за моментом осознания мудрой мысли в действии двух великих людей Толстого и Любищева. Поэтому, прошу вас, не будьте зашоренной, размышляйте, открывайте для себя мир, людей и получайте радость от свободы, данной нам свыше. Страх греха, тоже грех.А_Гусев, Благодарю тебя за этот прекрасный пост. Мысли, высказанные в нем заставляют задуматься. Хотим мы этого или нет, но существуют люди, в присутствии которых хочется встать и поправить галстук. Был ли счастлив Любищев? Думаю, проще всего это понять, если вспомнить чувство, которое приходит, когда ты закончил начатое, доволен своей работой. Это ежеминутные победы, а вкус победы - счастье. Заставить себя быть таким же организованным человеком невозможно, все что делается по принуждению, даже собственному, чревато побегом из плена. Важно, чтобы подобный самоконтроль приносил тебе радость. Тогда ты настоящий победитель. А это уже более глубинная работа над собственной душой. Возможно, присутствующие со мной не согласятся.
А_Гусев, Ой, кстати, здрасьте! Я тут у вас расхозяйничалась.
А_Гусев 19-03-2010-17:32 удалить
Ответ на комментарий Ксения_Осенняя #
Исходное сообщение Ксения_Осенняя А_Гусев, Ой, кстати, здрасьте! Я тут у вас расхозяйничалась.
*********************** ЗДРАВСТВУЙТЕ Я так вам благодарен. Вы - один из немногих моих читателей, кого увлекла, привлекла моя тема. Кто вообще её понял. Так приятно знакомиться с умными, компетентными, образованными и доброжелательными людьми. Чутье правильно мне подсказало - с вами надо дружить, в вашем лице можно обрести истинного понимающего ПЧ. Я рад, что не ошибся в Вас!!!
Спасибо вам! Написать такой пост, как написали вы это труд. Вы дали мне пищу для размышления. Но я даже немного завидую вам, вы нашли ответ на давно мучавший вас вопрос! Это событие. Но мы, получили все в одном флаконе и вопрос и ответ. Это тоже хорошо, наблюдать личный прогресс человека и самому учиться. LI 7.05.22 beta
А_Гусев 19-03-2010-18:02 удалить
Ответ на комментарий Ксения_Осенняя # [QUOTE]Исходное сообщение Ксения_Осенняя Спасибо вам! Написать такой пост, как написали вы это труд. Вы дали мне пищу для размышления. Но я даже немного завидую вам, вы нашли ответ на давно мучавший вас вопрос! Это событие. Но мы, получили все в одном флаконе и вопрос и ответ. Это тоже хорошо, наблюдать личный прогресс человека и самому учиться. Могу сказать лишь одно - Вы меня вывели из тупика, можно сказать, из "творческого кризиса"- я уже начал подумывать о прекращении своих "Уроков словесности" ( это ведущая тема моего блога), но вот явились Вы, и я понял: мне хочется продолжать работу, хотя и очень мало адекватных читателей. Но теперь я готов снова поднимать "сложные проблемы" и трудные вопросы, даже если у меня останется хоть один единомышленник, такой, как Вы. Спасибо ВАМ!!! Обещаю углубиться и в Ваши тексты, стать адекватным ПЧ.
А_Гусев 19-03-2010-18:04 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Ксения_Осенняя Спасибо Вам за поддержку и "просветительскую работу"!
Да. слишком много комивояжеров стало в Ли ру. Но я нашла вас у Lamantina_777, он глубокий человек, вот я и напросилась в гости. LI 7.05.22 beta
А_Гусев 19-03-2010-18:28 удалить
Ответ на комментарий Ксения_Осенняя # [QUOTE]Исходное сообщение Ксения_Осенняя Да. слишком много комивояжеров стало в Ли ру. Но я нашла вас у Lamantina_777, он глубокий человек, вот я и напросилась в гости. Сердечно ему благодарен за такую "гостью"!
Natalia_Moll 28-03-2010-14:25 удалить
Ответ на комментарий Людмила_Есипова # Согласно с вами Людмила. Ещё древние латиняне говорили -Carpe diem !Наслаждайся днём ! Если этот день расщепить на часы, минуты, анализировать чувства... Когда же жить ?
А_Гусев 28-03-2010-22:33 удалить
Ответ на комментарий Natalia_Moll #
Исходное сообщение Natalia_Moll Согласно с вами Людмила. Ещё древние латиняне говорили -Carpe diem !Наслаждайся днём ! Если этот день расщепить на часы, минуты, анализировать чувства... Когда же жить ?
И я согласен... Но для кого-то это хоть и странная, но ж и з н ь
А_Гусев 28-03-2010-23:05 удалить
Ответ на комментарий Людмила_Есипова #
Исходное сообщение Людмила_Есипова Странно, но мне его почему-то жаль.
Natalia_Moll Сообщение: что может человек Согласна с вами Людмила. Ещё древние латиняне говорили -Carpe diem !Наслаждайся днём ! Если этот день расщепить на часы, минуты, анализировать чувства... Когда же жить ? Да, такая вот странная жизнь!!!
alla_sumeny 31-03-2010-22:28 удалить
"Как украсилась бы жизнь, если бы человек мог знать, на что способен. Ведь каждый из нас может куда больше, чем ему кажется". Каждый из нас может куда больше... Быть здоровым. "Вы здоровы, если способны понять другого человека".
[499x372]
А_Гусев 04-04-2010-23:34 удалить
Ответ на комментарий alla_sumeny # [QUOTE]Исходное сообщение alla_sumeny Да-а, если бы мог знать, если бы умел заставить свой ум действовать со всею возможною ему силою....
love_amor 09-04-2010-04:41 удалить
Ну, не в такой, разумеется, форме, но преемников и последователей, как мне видится, очень много. Нет, в самом деле! Людей, ценящих каждое мгновение и помнящих о быстротечности жизни, немало. Но, к сожалению, не всем достает сил (в том числе душевных) выдержать такой темп так долго, как хотелось бы. Вот в этом, наверно, и состоит феномен Любищева. Спасибо за пост, Саша. Снова "ворох" информации и тема для размышлений.
А_Гусев 09-04-2010-12:51 удалить
Ответ на комментарий love_amor # [QUOTE]Исходное сообщение love_amor Спасибо, что поняла и оценила. Конечно же, не в такой форме - я уже писал на эту тему...
alla_sumeny 15-04-2010-21:42 удалить
Мне Вас жаль, "доктор педагогических наук"... Я - то за русский язык.... это действительно великий могучий... Я знаю , что такое "педагогика" в пост-советском пространстве - это НИЧТО... А в Латвии, русский тем более - вне закона..... Я Вас очень люблю и уважаю! Ведь мы - коллеги!
А_Гусев 16-04-2010-09:59 удалить
Ответ на комментарий alla_sumeny #
Исходное сообщение alla_sumeny Мне Вас жаль, "доктор педагогических наук"... Я - то за русский язык.... это действительно великий могучий... Я знаю , что такое "педагогика" в пост-советском пространстве - это НИЧТО... А в Латвии, русский тем более - вне закона..... Я Вас очень люблю и уважаю! Ведь мы - коллеги!
Всё, о чём вы мне пишите, - удручаящая неправда, выдумка и клевета. С чего вы взяли, например, что в Латвии русский язык вне закона!? В русских школах - это обязательный предмет. Его изучают и в латышских школах как иностранный, сдавая ут верждённый минист ерством образования серьёзный У меня в вузе два кружка русского языка, где студенты-латыши навёрстывают упущенное, хорошо понимая, что сегодня без русского им не обойтись.
А_Гусев 16-04-2010-10:07 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение alla_sumeny Мне Вас жаль, "доктор педагогических наук"... Я - то за русский язык.... это действительно великий могучий... Я знаю , что такое "педагогика" в пост-советском пространстве - это НИЧТО... А в Латвии, русский тем более - вне закона..... Я Вас очень люблю и уважаю! Ведь мы - коллеги!
********************* Всё, о чём вы мне пишите, - удручаящая неправда, выдумка и клевета. С чего вы взяли, например, что в Латвии русский язык вне закона!? В русских школах - это обязательный предмет. Его изучают и в латышских школах как иностранный, сдавая утверждённый Министерством образования серьёзный экзамен. У меня в вузе два кружка русского языка, где студенты-латыши навёрстывают упущенное, хорошо понимая, что сегодня без русского им не обойтись. Знали бы вы сколько солидных взрослых людей берут частные уроки русского языка русского, чтобы успешно продвигаться в бизнесе, журналтистике и других сферах! Зачем вы пишете о том, чего не знаете?!!


Комментарии (58): «первая «назад вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник что может человек | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»