• Авторизация


УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. МИФЫ О ПУШКИНЕ. МИФ ВТОРОЙ. 19-12-2008 13:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[302x276]

                           МИФЫ О ПУШКИНЕ

                                МИФ  ВТОРОЙ   

  О СОЧУВСТВИИ УГНЕТЁННОМУ                          НАРОДУ                    

Юношеский протест Пушкина против «ужасов крепостного права» («Деревня» - «здесь рабствго тощее влачится по браздам неумолимого владельца) – со временем сменился убеждением: никаких «ужасов» крепостничества в России нет! В 1836 году он решительно осудит Радищева и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
 «Путешествие в Москву, причина его несчастья и славы, есть, как мы уже сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетование на несчастное состояние народа, на насилия вельмож и проч., преувеличены и пошлы...
 Он как будто старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием; не лучше ли было указать на благо, которое она в состоянии сотворить?...
... Проступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым».
( Пушкин А. С. Александр Радищев. Полн. Собр. Соч., т.7, стр. 358-359).
   Пушкин уверяет, что в России крестьянские повинности вообще не тягостны» ( «подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен...)
...« Взгляните на русского крестьянина; есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи?...
«Судьба крестьянина улучшается со дня на день по мере распространения просвещения... Благосостояние крестьян тесно связано с благососотянием помещиков: это очевидно для всякого»  (Пушкин А.С. Путешестввие из Москвы в Петербург. Там же. Стр. 291).
 Русские демократы всполошилсь...
Блистательный критик Писарев был, пожалуй, первым, кто уличил и высмеял Пушкина за то, что в «Евгении Онегине» тот проглядел такое страшное явление, как крепостничество, не пожелал «бунтовать» против позора России.
   С этой вот «ошибкой» Пушкина, с его «промашкой» за годы всего своего существования яростно сражалась советская школа. И надо сказать преуспела. Миф о Пушкине, борце против крепостного права, нет-нет да всплывает и сегодня.
 А начал эту кампанию ещё Валерий Брюсов, замечаиельный русский поэт.
В 1922 году ему уже явно было не до «чистого искусства» и
символизма – очень хотелось  в угоду советской власти «реабилитировать» оболганного Писаревым Пушкина.
 Аргументы Брюсова, конечно же, анекдотичны: милейшая помещица Ларина из «Онегина», которая «била, осердясь, служанок», ключница из того же «Онегина», которая не может говорить о барине иначе, как в выражениях чуть ли не благоговейных», «крестьянская дева, что прядёт при лучине, в то время, как зал в доме Лариных для танцев был освещён не лучинами», «пастух, поющий про волжских рыбарей, т.е. – в своей убогой доле вспоминает вольницу Стеньки Разина...
 Странно всё это. О какой ненависти Пушкина к крепостничеству можно говорить, если он сам, будучи помещиком, обращался порой со своими крепостными так, как требовали обстоятельства и его личные интересы: «Заложил я моих 200 душ, взял 38.000» ( письмо П.А. Плетнёву, 16 февраля 1831 ).
 «Я имею 220 душ в Нижегородской губернии, из коих 200 заложены в 40.000. По распоряжению отца моего, пожаловавшего мне сие имение, я не имею права продавать их при его жизни, хотя и могу закладывать как в казну, так и в частные руки» ( письмо Е.Ф Каверину, 6 ноября, 1836).
    Совсем недавно одна учительница литературы раздраженно сказала мне на курсах: - А как  прикажете тогда понимать слова поэта – «И неподкупный голос мой был эхом русского народа.»? Разве это не проявление его солидарности с угнетённым народом?
- Проявление, - ответил я. – Только другой солидарности.
Пришлось пояснить, что это строка из непрограммного стихотворения – «К  Н.Я Плюсковой» (1818) , где поэт воспевает императрицу Елизавету Алексеевну, известную своей добротой, милосердием и благотворительностью. Солидарность, стало быть, проявлена по несколько иному поводу.
«Я пел на троне добродетель с его приветною красой»...
 Народ обожал благодетельницу-императрицу, и Пушкин считал себя эхом этого обожания.
 А Плюскова была фрейлиной императрицы и усердно помогала ей в её деяниях.
 
                               ( продолжение следует)
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (70): вперёд» последняя»
Tomas 19-12-2008-14:02 удалить
А правда, что Пушкин никогда не бывал заграницей ?
А_Гусев 19-12-2008-14:36 удалить
Да, не бывал. Он был "невыездной".
спасибо, я никогда не задумывалась над этой темой. верила школе :)
А_Гусев 19-12-2008-19:20 удалить
СПАСИБО! Таких мифов очень много... [565x699]
в школах учат соответсвенно эпохе, лидеру и политической обстановке в стране... вот такое сложилось мнение... особенно то что касается сочинений... у меня в школе это вызывало бурю эмоций...
А_Гусев 19-12-2008-19:27 удалить
А соответственно правде не учат? С Пушкиным - такая беда: его Полное собрание сочинений вообще мало кт о читал. И прежде всего - учителя литературы ( давно проверено)... Спасибо за отклик!
shantaklera 19-12-2008-19:55 удалить
Большая разница - между тем, что дают на уроках литературы, а потом - на филфаке.....Небо и земля...... Особенно когда почитаешь, например, Ю.МЮЛотмана...и других....Или вообще...В.В.Вересаева...... Спасибо!!!
Ответ на комментарий А_Гусев # А_Гусев, интересно, а есть такие люди, которые все читали?
А_Гусев 19-12-2008-21:08 удалить
nadin_astashkevich, Даже Лотман о таких вещах в советское время говорить не осмеливался, хотя и был гениальным толкователем Пушкина. Филфаки тоже бывают разные, увы...
А_Гусев 19-12-2008-21:12 удалить
Бол_ЛинИ, В данном случае речь идёт и будет идти о двух-трех последних томах десятитомника Пушкина - там письма, критика и пр. А вообще-то очень мало людей читало всего Пушлкина. Я прочитал несколько раз Полное собрание, ибо специально изучаю Пушкина.
Barucaba 20-12-2008-00:12 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Я прочитал несколько раз Полное собрание, ибо специально изучаю Пушкина.
Достойно уважения.
А_Гусев 20-12-2008-01:15 удалить
Просто я не верю многим "пушкинистам" и литературоведам, верю только самому Пушкину, его заметкам и статьям, хочу открыть для себя и для других подлинного, а не хрестоматийного Пушкина- со всей его правдой, открытиями и, может быть, заблуждениями. Сегодняшнее время всё расставило на свои места!
Marina_Margo 20-12-2008-01:58 удалить
С детства многие стихи учила и сказки знала чуть ли не наизусть, а вот так глубоко никогда не вникала, не анализировала. Спасибо! Мне очень интересно и познавательно. :-)
Меня принципиально не интересует биография Пушкина , во всяком случае даже советская школа не смогла сделать его революционером и декабристом в моих глазах. Копаться же в его жизни дело ненужное. Он весь, его душа -в его творчестве, все остальное уже не имеет значения - то дела плоти, а не духа. Для русской культуры не имеет уже значения как он относился к "угнетенному" народу.
Ника1313 20-12-2008-10:04 удалить
А меня, наоборот, очень даже интересует! Он был очень живым и очень интересным человеком. Меня не интересуют чьи-то домыслы и подтасовки его поступков под какие-то схемы. То, что он хотел быть с декабристами до восстания и разделял их взгляды - это факт, то что потом переосмыслил - тоже вполне естественно... Упираться не надо во что-то одно, не замечая другого - вот и все...
А_Гусев 20-12-2008-11:09 удалить
Исходное сообщение Marina_Margo С детства многие стихи учила и сказки знала чуть ли не наизусть, а вот так глубоко никогда не вникала, не анализировала. Спасибо! Мне очень интересно и познавательно. :-)
Благодарю! Вы меня вдохновляете на дальнейшие исследования!
А_Гусев 20-12-2008-11:21 удалить
Елизавета_Васильева], А я убеждён, что без знания достоверных фактов биографии Пушкина, его идеалов, политических и нравственных ,- обедняется или вообще невозможно эстетическое восприятие его творчества. Как много бы мы потеряли, если бы не знали о "пушкинских" - Лицее, Кишинёве, Одессе Михайловсом, Болдино, о пушкинском "дон -жуанском" списке, который он сам с оставил... Спасибо за ваши суждения! Это - повод для серьёзных размышлений...
А_Гусев 20-12-2008-11:27 удалить
Ника1313, Спасибо за поддержку. Я хочу только добавить: без знания биографических фактов, которые вы упомянули, разве можно осмыслить и адекватно воспринять лирику Пушкина?
Ника1313 20-12-2008-19:31 удалить
Когда знаешь факты его биографии, его окружение, обстановку - совсем по-другому читается каждая строка, за которой встают реальные переживания, события, люди, характеры, взаимоотношения...
Shuurey 20-12-2008-19:40 удалить
К сожалению,суть человека и автора-разные,потому что творчество - от бога,откуда-то сверху и не зависит от пишущего.И знать,что автор думал при написании и какие были обстоятельства- нам их не понять,традиции воспитания утрачены.Неуловимое,что не объяснялось словами в том обществе. У Ольги Ларионовой есть удивительный рассказ о Пушкине "Картель"-создана машина вычислительная,которая осознает себя Пушкиным после воспитания программистами.Они пошутили-велели написать новую главу "Евгения Онегина".Машина посылает им "короткий вызов,иль картель"...И пытается с ними стреляться.И сгорает,не позволяя себе убить людей.Потому что не смогла потерпеть насилия над творчеством. Мы не понимаем,что именно творилось в гениальной голове,а придумывать...Поэтому просто надо получать наслаждение,не думая о том,почему такое написалось.
Ника1313 20-12-2008-20:04 удалить
Исходное сообщение Shuurey К сожалению,суть человека и автора-разные,потому что творчество - от бога,откуда-то сверху и не зависит от пишущего.
Простите, не очень понимаю вашу мысль... Что значит разные? Гений потому и гений, что для выражения СВОИХ чувств находит слова, задевающие наши души. Да мы не знаем, что он думал и я не пытаюсь этого угадать, но, простите, если я знаю, что поэт пережил смерть друга, с которым его связывало столько общих переживаний, мне более понятен трагизм строк "Зовет меня мой Дельвиг милый..."
А_Гусев 20-12-2008-20:32 удалить
Shuurey], Да, вы правы, но лишь частично. Действительно многое является поэту от Бога, и он сам не может объяснить откуда что взялось - об этом и у Канта есть, и у Гегеля. А по Шиллеру - "неожиданность души"... Пушкин же очень часто сам подробно рассказывает о своих замыслах, причинах появления той или иной темы, даже планы составляет. К тому же у него масса произведений - по случаю какого-то события. Самый любопытный, на мой взгляд, документ - это пушкинская записка о том, как появлися за одну ночь "Граф Нулин". Вплоть до разъяснения замысла и описания своих ощущений в часы создания: в общем - краткое пособие по такому предмету, как "творческий процесс", который я, кстати, преподаю. И вообще у него немало описаний появления замыслов, вариантов развития сюжета и пр. То же есть и у Гоголя, и у Толстого...
Ника1313 20-12-2008-20:46 удалить
Исходное сообщение Shuurey Мы не понимаем,что именно творилось в гениальной голове,а придумывать...Поэтому просто надо получать наслаждение,не думая о том,почему такое написалось.
Получать наслаждение, о котором вы говорите, можно, читая произведения с собственным сюжетом, но лирику Пушкина, не зная биографии, истории, мифологии понять невозможно... Можно лишь насладиться некоторыми стихами описательного характера (природы, например). И даже в случае знания - понять - это звучит слишком громко, потому что каждый понимает свое. Но половина его стихов была разбросана по светским альбомам, адресована конкретным людям, описывает конкретные события и эпизоды. Если знать мифологию, историю станет понятно почему в стихах, посвященных Гнедичу, упоминается Мельпомена или о ком идет речь в стихах "На выздоровление Лукулла", например...
Tomas 21-12-2008-09:37 удалить
Лично меня как обывателя - весьма удивляет "новая тенденция" превращать Пушкина в некого секс-монстра, который бросался на все что движется. Есть такие моменты в последнее время в "новых исследованиях".
Ника1313 21-12-2008-10:05 удалить
Tomas, А это, по-моему, новая тенденция заигрывания "с широкими слоями населения" не очень умных, но желающих срубить денежку, деятелей от... не знаю чего. Дескать, секс - это главная тема, которая интересует человечество и интересна всем без исключения. Из этого угла и пляшут - скоро в детских мультиках начнут показывать... Все остальное исследовано уже в творчестве Пушкина под микроскопом. Сенсацию не найти, деньгу не зашибить.
Tomas 21-12-2008-10:13 удалить
Ника1313, это все так подается, что "АСП был живой человек, не надо его "идеализировать" - он был современным и молодым, а вся его "гениальность" - просто от чрезмерной секреторной функции, заставляющей человека жить и творить интенсивнее, чем обычным людям.
Ника1313 21-12-2008-10:17 удалить
Shuurey, Ну про методы преподавания в школе уже только профсоюз сантехников не высказался. Но я считаю, что если хотя бы один урок литературы посвятить не изучению мифологии, истории, биографии, а показать на примере нескольких стихотворений, как меняется смысл прочитанного при знании всех этих нюансов, то хотя бы в нескольких головах и душах сдвиг произойдет. И тогда - как говорил знаменитый Лунин - не на урок с книгой, а с урока - за книгой. Про абсолютную искренность записок согласна целиком и полностью, сама порывалась сказать об этом в комментариях к предыдущему еще посту.
Ника1313 21-12-2008-10:21 удалить
Shuurey, И быть может, именно в этом и заключена гениальность - из мелочи и суетности обычной житейской чехарды подняться до нравственных общечеловеческих высот.
Ника1313 21-12-2008-10:24 удалить
Исходное сообщение Tomas Ника1313, это все так подается, что "АСП был живой человек, не надо его "идеализировать" - он был современным и молодым, а вся его "гениальность" - просто от чрезмерной секреторной функции, заставляющей человека жить и творить интенсивнее, чем обычным людям.
Если оглянуться вокруг, то ранняя сексуальность царит всюду, сплошь и рядом вокруг индивидуумы с чрезмерной секреторной функцией, только гениев что-то не видать.
Tomas 21-12-2008-10:52 удалить
Ника1313, это точно подмечено. Среди современников гениев нет. Меня вообще удивляет, что стихотворения и др.произведения классиков еще вообще ПОНИМАЮТ, они ведь на таком литературном русском языке написаны, который скоро придется переводить.


Комментарии (70): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. МИФЫ О ПУШКИНЕ. МИФ ВТОРОЙ. | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»