• Авторизация


О ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЯХ 27-11-2008 12:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x488]

 


ИСПЫТАНИЕ СЛАВОЙ
 
 
Когда разговор об «Удивительном ребёнке»» подходил к завершению, я сказал Кристине, автору интервью: - А не предложить ли  написать последний комментарий самому Артуру?
- Ни в коем случае! – категорически ответила она.- Нельзя этого делать...
- Но почему – ведь он же знает, что интервью опубликовано, наверняка читает комментарии...
- Ничего  он не знает. И не узнает...
- ???
- Мы поговорили с мамой и решили: а вдруг нос задерёт - возгордится, зазнается, уверует в свою исключительность...
 И я понял, что она права.
Начал перебирать судьбы не в меру захваленных в своё время «вундеркиндов».
Вспомнился «солнечный мальчик» Серёжа Парамонов – некогда всенародный кумир... «Пусть всегда будет солнце». « Я играю на гармошке»... 
Концерты в переполненных залах, гастроли, всеобщее обожание, дифирамбы в прессе.
И что же? Мальчик «сломался». Не перенёс испытания славой. Оказалось, что оно гораздо тягостнее, чем испытание страданием или горем...
 Да, конечно, есть и другие примеры, противоположные. Но не все же таланты рождаются Моцартами или Шостаковичами, способными пройти отпущенный Богом путь –с малолетства и до последних дней.
 «Беречь талант» - для меня приобретает особый смысл - прямой : не увенчивать его лаврами, не превозносить, а - оберегать от восхвалений и словословий, не петь ему гимнов. Вообще – оберегать от «сглаза». Как мама того мальчика, о котором рассказала в своём комментарии GLUCHERRY. Больше всего эта мама боялась распространяться о том , как с её помощью  (она посвятила себя развитию сынишки целиком и полностью) - этот «недоразвитый» «списанный» школой за отсталость   мальчик - одну за другой брал непостижимые, казалось, бы для него «высоты» в  науках, в музыке, в спорте, пока не достиг совершенства, став учёным, оставив далеко позади всех признаваемых, восхваляемых и поощряемых учителями «отличников»...
 Больше всего меня беспокоят сегодня так называемые школьные «знаменитости» - победители и лауреаты всевозможных олимпиад, конкурсов, турниров, фестивалей,   соревнований и смотров – те, кем не устают гордиться учителя и директора, кого ставят в пример, на ком зарабатывают «очки» в борьбе за престижные места на городских, районных и прочих школьных олимпах: - Вот наш победитель! Слава нашей школы!
 Поймите меня правильно! Я тоже радуюсь за этих отличившихся детей и всегда желаю им успехов.
   Но я, как и Кристина с её мамой, против дифирамбов в их честь – и хочу повторить: «испытание славой  вещь жестокая, и для многих детей может оказаться непосильной ношей.
 А Вы как думаете – уважаемые читатели?
 
 

[600x428]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (59): вперёд»
ekaterin_ka 27-11-2008-13:04 удалить
Понравилось! И даже если брат Кристины не станет знаменитым ученым, конструктором или железнодорожником, с такими порядочными, скромными и любящими родителями, с такой внимательной сестрой, он станет хорошим человеком. Ведь это намного важнее. Интересно будет почитать комментарии к данной теме.
А_Гусев 27-11-2008-13:27 удалить
ekaterin_ka Целиком с тобой согласен. Мне тоже интересно. И тем, кто комментировал интервью с "удивительным ребёнком" . Спасибо за внимание-)
songmeili 27-11-2008-13:29 удалить
Я за обязательное поощрение и похвалу,за то,чтобы всячески поддерживать ребёнка,но только без излишеств и возведения на пьедестал!Слава,успех-это тяжёлая ноша.Планку всё время хочется держать и пытаться ещё и повысить,а ,если не получается?Это травма!К тому же может так случиться,что лишь одно станет предметом углубления,а можно было бы и ещё в чём-то силы попробовать.
А_Гусев 27-11-2008-13:48 удалить
Спасибо - но я же с этим не спорю. Здесь речь о другом. Было бы интересно, если бы вы почитали предыдуший пост "удивительный ребёнок" и комментарии к нему...
Shark_True 27-11-2008-14:12 удалить
Хахха)) картинка клевая =) Меня когда хвалят, я сразу начинаю лениться. И так было всегда =) Хотя если не хвалят, зачем тогда вообще стараться... А звезд я школьных не любила, они были и правда зазнайки. Одна девочка зачем-то доказывала теорему Пифагора тогда, когда мы про нее ничего не слышали, зато видели какая эта девочка умная и с открытым ртом восторгались. Но не все естесн. Я не догоняла что в этом крутого... хотя да. Все дети любят хвалиться. А особо звездные математики вообще ни с кем не разговаривали, я даже и сейчас не вспомню как их зовут.
Ника1313 27-11-2008-14:45 удалить
Да так же и думаю, как Вы написали... У меня дочь училась в лучшей в нашем городе школе - физмат-лицее, да еще в "дарыновском" классе (дарын - талант), в каждой параллели из 4 классов 1 - "дарыновский" для "особо одаренных". На родительских собраниях сидеть было невозможно - тошнило от хвалебных речей педагогов и умильных поддакиваний родителей. Зато мировецкую тетку - математика старой школы предпенсионного возраста все почему-то дружно боялись и ненавидели, и рассказывали всякие небылицы - дескать, не дай бог, она станет классным руководителем, бедные наши дети!!! А мне она нравилась! Очень!!! Без всяких сюсюканий, с чувством юмора - видимо она и учителей помоложе воспитывала, вот они так и отзывались... Зато в старших классах - одни дифирамбы - наши дети - то! наши дети - сё! Да нам все говорят где вы таких детей берете! Да они лучше, чем студенты!!! Одна я, как последняя идиотка говорила "зачем им это надо?" Чтоб по второму разу в институте то же самое учить? Да лучше б с горки катались, кораблики пускали и мячик пинали!" У них ведь в школе ради этих самых показателей совершенный дурдом творился - заниматься считалось приличным только профильными предметами - математикой, физикой и информатикой. На дебатные турниры дети сбегали, сказавшись больными, в олимпиадах по истории дочь пыталась участвовать - так меня в школу вызвали - она разбрасывается, примите меры! Мальчишку-спортсмена математик изводил постоянными подкусываниями-подначками... Боже, чего мне стоило балансировать на границе поддержки-фрустрации, чтоб удержать дитя как от задирания носа, так и не обидеть наплевательским отношением!
А_Гусев 27-11-2008-15:54 удалить
Ответ на комментарий Shark_True # [QUOTE][b]Исходное сообщение Sharky, Спасибо, Даша. Ты совершенно права. "Звёздные болезни" выглядят довольно смешно. Но главное - они плохо кончаются. Но я всё-таки за то, что преподаватель просто обязан похвалить тебя за твой труд, заметить и отметить твое старание. чтобы мы ни говорили - похвала всегда приятна и необходима, если за дело.
А_Гусев 27-11-2008-16:05 удалить
Ответ на комментарий Ника1313 # Исходное сообщение Ника1313, "Дифирамбомания", вы правы, это нечто неистребимое в самой психологии школы, как неистребима и скрытая или явная неприязнь к талантливому, яркому учителю. От двух этих "неистребимостей" многие беды в образовании. Спасибо за интересные размышления! Думаю, надо сделать вам это отдельным постингом. Будет над чем поразмышлять и о чём поспорить
Ника1313 27-11-2008-16:08 удалить
Исходное сообщение А_Гусев чтобы мы ни говорили - похвала всегда приятна и необходима, если за дело.
Да, но даже если за дело, похвала похвале - рознь, есть похвала-поддержка, признание, есть - восторженное аханье, есть - наверно, для детей наиболее опасная - боюсь, что не смогу правильно и смысл сформулировать - показушная слащавость, привычный набор штампов-восхвалений с целью показать, что и мы не лыком шиты... как-то так, примерно...
А_Гусев 27-11-2008-16:38 удалить
Марина , конечно же вы правы. Показушность и слащавость в комментариях не нуждаются. Но душа любого человека, особенно ребёнка, жаждет, чтобы заметили, оценили то достойное и хорошее, что он сделал. Это похавла-признание. Она рождает перспективу для дальнейшего труда.
Ника1313 27-11-2008-16:48 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Марина , конечно же вы правы. Показушность и слащавость в комментариях не нуждаются. Но душа любого человека, особенно ребёнка, жаждет, чтобы заметили, оценили то достойное и хорошее, что он сделал. Это похавла-признание. Она рождает перспективу для дальнейшего труда.
Да!!! Именно похвала - признание, поддержка, уважение - самое важное, и не только для детей))) Она и помогает всю жизнь...
Lonely_Violet 27-11-2008-16:53 удалить
на самом деле есть такие люди, я согласна с вами. Иногда становится обидно, что им (за какие то победы на олимпиадах или ещё где то) завышают отметки. Фразы типа : " Я ставлю тебе 5, но знай,эта 5 не твёрдая" , или так же "Эта пятерка тебе авансом". Не уже ли нельзя ставить то, что есть? Я понмю однажды моё сочинение (переделанное на другой лад) отправили на конкурс я взяла 2 место по городу. Тема "Мой любимый город". Учительница оставила всего лишь несколько непеределанных абзацев а остальное....чувство было, что это не моё. Я не люблю до такой степени городд, в котором живу, я не думаю так на самом деле, это не я, хотелось мне сказать,Ю но было уже слишком поздно. Я даже не хочу грамоту за этьо сочинение в "Папку достижений" лоить. Я люблю добиваться чего то сама, чтобы знать что это сделала я, а не кто то другой. Сегодня случай был...троешница из 5 номеров 4 сделала правильно, а 1 на половину правильно, и ей поставили 3. И она не смогла ничего доказать. Просто учительница привыкла видеть её успехи такими, воот и поставила 3. Обидно когла учителя не видят наших успехов, достижений а ставят то, что было всегда, не обращая внимание ни на что, а отличникам делают поблажки, особенно в старших классах, т.к. это "гордость школы". Я никогда с них пример не брала, и терпеть не могу, когда мне приводят в пример людей, которых на самом деле не считаю лучше себя. Почему есть такая несправедливость?
А_Гусев 27-11-2008-17:38 удалить
Ответ на комментарий Lonely_Violet # [QUOTE]Исходное сообщение Lonely_Violet Мне стыдно за таких учителей, мне очень жаль и тебя, и ту девочку, и всех ребят, успехи которых остаются незамеченными школой. Жаль и тех, бого оценивают не по заслугам ( придётся расплачиваться со временем). Жаль, когда таких честных девочек, как ты, выставляют лицемерами, и им стыдно становится за самих себя и за тот "любимый город". Я понимаю, что всё это делается из желания выслужиться перед начальством. Или из личной приязни-неприязни. Но разве от этого легче? Да ничего с этим нельзя поделать! Несправедливого, лживого и безнравственного учителя не перевоспитаешь. Он привык т а к жить... Спасибо тебе за интересную тему - напиши мне, как тебя зовут, а то не знаю, как обратиться. .
Svetlitsa 27-11-2008-19:34 удалить
А я думаю иначе. Это еще не та слава, от которой начинается звездная болезнь. Не надо жалеть добрых слов для детей. Они точно также, как и мы, ждут одобрения и словесной оценки своей творческой деятельности. И для них это гораздо важнее, чем для нас. Если они ее не увидят или не услышат, то могут почувствовать разочарование во многом - в нас, в своих способностях, в окружающем мире. Мы, взрослые, наоборот, должны всячески поддерживать их интерес к развитию своих способностей. Убеждать их в том, что обязательно все получится, может не сразу, постепенно, не так, как хотелось бы... И другой разговор - как и в каком количестве. Здесь самое главное - не переборщить, чувство меры и форма выражения этого одобрения.
А_Гусев 27-11-2008-20:30 удалить
Всё правильно! Здесь речь о том и идёт, чтобы не переборщить, не захвалить... Почитайте комменетарии - почти всё о том, что вы сейчас сказали. "Да!!! Именно похвала - признание, поддержка, уважение - самое важное, и не только для детей))) Она и помогает всю жизнь.." (комментарий) А подобных - здесь большая часть.
Mona_Lizzeta 27-11-2008-20:49 удалить
Я с Вами полностью согласна! Правильно поступили, что мальчик не узнал. Да, испытание славой и для многих взрослых оказывается непосильной ношей, что уже говорить о детях?:)
А_Гусев 27-11-2008-21:48 удалить
Mona_Lizzeta Я ТЕБЕ ВЕРЮ!
Са-фи-ра 27-11-2008-21:58 удалить
Да, согласна с этим. Просто увлечение мальчика не возводить в разряд "Посадите на коня - посмотрите на меня!" Вообще, распухшей гордыни не будет в том случае, если хвалу и восхищение будут возносить Создателю, а не творению))) Похвалить конечно нужно мальчишку, сказать ему - так держать! И пусть он доживет до взрослости нормальным человеком. Я тоже считаю, что испытание славой тяжкое бремя для любого человека - ребенок он или взрослый, не имеет значения.
А_Гусев 27-11-2008-22:21 удалить
Са-фи-ра, Спасибо тебе за понимание - мы мыслим одинаково.Именно такого отношения к дарованному им таланту, мне кажется, хотел и сам Создатель...
Гениальность-она или однобока,или всеобемлюща,для последней ничего не грозит,она полностью исполнит свою миссию на этот момент,ну а всё другое для другого.
А_Гусев 27-11-2008-22:56 удалить
РАДОМИР_2006, Привет! Ты, как всегда, прав, дорогой. Но мы не о гениальности говорим. Мы совсем о другом...
А_Гусев, О педагогике,так делать,а так нет..,но в человеке изначально заложено количество добра и зла,что в жизни совершить он должен.Фаталистичен?,но с преобладанием оптимизма:)
А_Гусев 27-11-2008-23:44 удалить
РАДОМИР_2006], Ну не в тему всё это. Ты, видно, нас с философским диспутом перепутал. Извини, не готовы, да и ни к чему он сейчас...
Lonely_Violet 28-11-2008-13:25 удалить
А_Гусев, Я the screaam of a my soul, просто ник поменяла, НАСТЯ))))
А_Гусев 28-11-2008-15:40 удалить
Ответ на комментарий Lonely_Violet # ТЫ написала дельную рецензию, Настя-) Когда пришлёшь свои произведения? Уже созрела?
Lonely_Violet 28-11-2008-17:10 удалить
А_Гусев, На что созрела? Знаете, честно говоря давно не пишу. Вот честно не успеваю(((( Да им ыслей каких то глобальных пока что нет. Настроения особо хорошего нет, вот и не хочу писать что попало) как ваши дела?
А_Гусев 29-11-2008-17:23 удалить
По радио передали: ученик 92 рижской школы РОМАН ЧАПЛИНСКИЙ стал победителем Всемирной олимпиады по химии - золотая медаль! В интервью сказал, что химией увлекается с детства. И ещё заметил: во многом обязан своей учительнице химии... Не сомневается, что химии посвятит всю свою жизнь. Парню сейчас - 17 лет


Комментарии (59): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЯХ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»