• Авторизация


Дар читателя 17-01-2011 17:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[315x450]

 

" ИЗУЧАТЬ" ЛИТЕРАТУРУ – ВРЕДНО!

Понимаю: странно услышать такое от человека, который всю свою сознательную жизнь вёл в Латвийском университете методику преподавания литературы, писал учебники и пособия, проводил бесчисленные курсы словесников, давал по всей Латвии открытые уроки, в общем - учил учить литературе.
Но именно поэтому и созрело такое вот «крамольное» убеждение.
Постараюсь объяснить, почему, на мой взгляд, обязательное преподавание литературы и не нужно, и вредно, и опасно. Да, изучая литературу так, как это требуется сейчас, дети ( хоть и редко), усваивают какие-то знания.. Но не обретают главного – умения, а лучше сказать, дара наслаждаться встречей с литературным шедевром, искренне радоваться хорошей книге - и не по указанию учителя, а по зову души. А ведь этим и только этим можно, я думаю, объяснить и оправдать само присутствие литературы в школьной программе. Мы как-то «на минуточку» забыли, что литература - искусство.
Как музыка. Живопись. Или театр. И мало кто спорит: наслаждаться всем этим не  у ч а т. Ибо погружение в искусство – тоже искусство. Испытать катарсис – дар Божий. И сколько бы ни убеждали кого-то, что Пушкин, Чайковский, Гёте, Бах или Рембрандт – это гениально и надо их чтить, любить, знать, понимать, – ничего не получится, если человек не обладает  врождённым  вкусом,чутьём  прекрасного. Начисто лишён эстетического чувства. И нет у него того специфического слуха, который помогает различить шедевр искусства, насладиться им.  
Литература, которую вот уже долгое время «проходят» в школе, за редкими исключениями, превращена в невнятный придаток к другим предметам, например, социологии. Она - лишь средство ознакомления с неким списком  «обязательной литературы», составляющей “круг чтения” в средних классах и формирующих представление о творчестве крупнейших русских и западных писателей - в старших. Художественные произведения и их авторы остаются в сознании большинства выпускников как знания, приобретённые «для галочки», для аттестата, но для жизни, для духовного развития - совершенно непригодные, как, впрочем, формулы или задачи по физике, химии, математике, преподносимые теми учителями, которые не удосужились объяснить детям – для чего, собственно, им всё это понадобится.
В итоге своего «литературного образования» вчерашние выпускники, мои нынешние студенты, могут продемонстрировать (в лучшем случае!) какие-то отрывочные воспоминания об авторских судьбах, наивно-реалистическое понимание литературных сюжетов и характеров персонажей, растолкованные учителем темы, идеи, значения и смыслы (что хотел сказать автор?!), смутные представления о литературных направлениях и каких-то туманных и загадочных “измах”...
Вот я и думаю, почему бы литературу, во имя её же самой, не перевести из предмета массового и, не дай Бог, обязательного,-  в предмет элитарный  или факультативный – для её подлинных любителей, фанатов, если хотите. Превратить в «студию», где одарённый читатель – учитель ( таких, кстати, тоже не очень-то много), сотрудничая с одарённым читателем - учеником, - будут заниматься тем, ради чего и предназначена художественная литература – наслаждаться её искусством. Так, собствевенно, и работают, несмотря на всякую «обязаловку», на приближающиеся экзекуции Централизованного экзамена или ЭГО,  - талантливые и увлечённые искусством слова УЧИТЕЛЯ.
Всё, чем сегодня занимаются на уроках литературы, можно легко и без ущерба включить в цикл гуманитарных предметов . Истории культуры, например или русского языка. Я уверен – только так мы ещё можем вернуть литературе её подлинное предназначение и её читателя.
Читателя, а не «отгадчика» всевозможных тестов - бойкого знатока идей, тем, сюжетов и композиций произведений. Но так и не научившегося радоваться хорошей книге.
 
 Такого читателя, которого Владимир Набоков назвал высоким словом – ОДАРЁННЫЙ.
 
 
 
[498x331]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (48): вперёд»
-NEZNAKOMKA- 17-01-2011-19:32 удалить
Дошлепались...Думаю, что Вы с горяча так. Нужно и еще раз нужно изучать литературу в школе, иначе превратимся в киборгов...И потом, не столько мало по настоящему жаждущих знать, чувствовать, восхищаться прекрасным...
А_Гусев 17-01-2011-20:40 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- # [QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Пост не об этом. Он о том, к а к изучать и д л я чего изучать. О необратимых издержках неумелого преподавания. О том, чтобы литература стала искусством для одарённого читателя, а не сводом академических постулатов, которые надо запоминать. А "дошлёпались мы до того, что ученики дружно ненавидят "изучаемых" в школе классиков. И вообще всё, что входило в список обязательной литературы. Спасибо!
Изучать литературу не вредно, просто дети сами должны выбирать ту литературу, которая им нравится!
А_Гусев 17-01-2011-20:50 удалить
Ответ на комментарий ИНТЕРЕСНЫЙ_БЛОГ_ЛесякаРу #
Исходное сообщение ЛЕСЯКА Изучать литературу не вредно, просто дети сами должны выбирать ту литературу, которая им нравится!
Не вредно читать хорошие книги! А до этого как-то не доходит. Должны... А откуда они знают - какие книги хорошие и как их воодушивить на чтение шедевров, а не макулатуры? Вот этого в школе часто не умеют. Знать литературу и получать удовольствие от чтения - две разные вещи. Об этом, собственно, и пост. СПАСИБО!
А_Гусев 17-01-2011-21:23 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение ЛЕСЯКА Изучать литературу не вредно, просто дети сами должны выбирать ту литературу, которая им нравится! Не вредно, а нужно читать - но хорошие книги! А до этого как-то не доходит. Должны... А откуда они знают - какие книги хорошие и как их воодушивить на чтение шедевров, а не макулатуры? Вот этого в школе часто не умеют. Знать литературу и получать удовольствие от чтения - две разные вещи. Об этом, собственно, и пост. СПАСИБО!
17-01-2011-23:07 удалить
Я почти полностью согласна со всем написанным выше и говорю это как человек, совсем недавно закончивший 12-ый класс. Заставлять учеников читать то или иное произведение неправильно.Особенно в наши дни, когда, например, большинство моих одноклассников да и учеников вообще, активно использовали/используют интернет для того, чтобы сдать сочинения или рефераты.Им все те темы, что мы проходили были абсолютно неинтересны. Лишь бы получить оценку и поскорее обо всем забыть. Я всегда любила литературу как предмет, но даже мне отбили желание прочитать многие произведения, просто потому что это "нужно" было сделать к определенному сроку. Я несогласна с Вами только в том, что литературу преподавать все таки стоит, просто надо как-то изменить сам стиль преподавания или, может, программу. Хорошо было бы, если бы детям разрешали самим выбирать книги, но и тут проблема, которую Вы уже озвучили выше - они могут выбирать далеко не шедевры, а наоборот, где страниц поменьше и легче будет прочитать. С уважением, Ольга Владимирова
А_Гусев, Учить,изучать,читать литературу и это всё разное.Читать-можно разбить на разные нужды,для познания,отдыха,любопытства.Только самое плохое когда подводят под категорию ДОЛЖЕН.
А_Гусев 18-01-2011-00:14 удалить
Ответ на комментарий Такахаши_Омояра #
Исходное сообщение Такахаши_Омояра согласен..
Вы первый, кто согласен...
А_Гусев 18-01-2011-00:17 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 # [QUOTE]Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Вот и я восстаю против ДОЛЖЕН. А дети в школе именно - д о л ж н ы. А что касается самой литературы - у меня речь идёт о шедеврах, о таких вещах, которые требуют полной духовной отдачи. Спасибо!
Ответ на комментарий А_Гусев # Я думаю, учителя не должны заставлять детей, что им нужно читать. Дети должны сами выбирать понравившиеся им произведения. А читать всюю школьную программу-бред и засорение мозгов. Если ребенку это неинтересно - он все равно никакого смыла из книги не получит. А книги должны учить, особенно детей. Школьная программа по литературе должны быть в виде обзора , из которого дети смогли бы выбрать, то что хотели бы изучать.
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 # По поводу категории ДОЛЖЕН. Не вы ни я - не всилах изменить школьную программу, а все зависит от этого. Но вы как учитель, вправе проводить ознокомительный обзор с детьми разных произведений, а не заставлять их читать то, что им не нужно.
Ответ на комментарий # Полностью согаласна с вашим мнением по поводу этого.
А_Гусев 18-01-2011-00:25 удалить
Ответ на комментарий # [QUOTE]Исходное сообщение bohemienne8 Спасибо, Оля! Ты поняла меня лучше всех. И я тебя понимаю. Да, конечно, как-то преподавать нужно, но многие учителя разучились делать это так, чтобы целью преподавания стала "любимая книга", чтобы ты наслаждалась прочитанным, а не выполняла навязанное учителем задание. Одаренный читатель - вот цель литературного образования. Массовая школа с этим явно не справляется....
Ответ на комментарий А_Гусев # Вы хороший учитель, таких редко можно встретить. Детям, которых вы учите - просто повезло, раз у вас такие мысли. P/s. Я не Оля, Я - Олеся.
А_Гусев 18-01-2011-09:48 удалить
Ответ на комментарий ИНТЕРЕСНЫЙ_БЛОГ_ЛесякаРу #
Исходное сообщение ЛЕСЯКА Вы хороший учитель, таких редко можно встретить. Детям, которых вы учите - просто повезло, раз у вас такие мысли. P/s. Я не Оля, Я - Олеся.
Спасибо!
А_Гусев 18-01-2011-09:55 удалить
Ответ на комментарий ИНТЕРЕСНЫЙ_БЛОГ_ЛесякаРу #
Исходное сообщение ЛЕСЯКА Полностью согаласна с вашим мнением по поводу этого.
Этому и посвящён мой пост. Его идея - сделать литературу в школе предметом искусства - сформировать в ученике эстетический вкус, чутьё к хорошей книге, воспитать одарённого читателя. Теперешняя концепция преподавания литературы такими возможностями не обладает.
А_Гусев 18-01-2011-09:57 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение ЛЕСЯКА Полностью согаласна с вашим мнением по поводу этого. Леся, этому и посвящён мой пост. Его идея - сделать литературу в школе предметом искусства - сформировать в ученике эстетический вкус, чутьё к хорошей книге, воспитать одарённого читателя. Теперешняя концепция преподавания литературы такими возможностями не обладает.
19-01-2011-16:15 удалить
Привет! Разве нельзя научиться искусству ( погружения в искусство)? Ведь на дары, подобного рода Бог не слишком щедр, не в обиду ему будет сказано) . А талант, бывает так, - это труд, не всегда искра свыше. Меня в детстве заставляли читать, и только благодаря этому, я сейчас могу сказать, что читать я люблю, и читаю.
А_Гусев 19-01-2011-16:41 удалить
Ответ на комментарий #
Исходное сообщение tatianapirvu Привет! Разве нельзя научиться искусству ( погружения в искусство)? ************************ По-моему, такому искусству научить нельзя, как нельзя научить искусству - любить. Привлечь внимание к искусству можно, а вот искренне наслаждаться им... не знаю. Меня в детстве заставляли читать, и только благодаря этому, я сейчас могу сказать, что читать я люблю, и читаю.
Чаще всего те, кого заставляют читать ( дома или в школе), - начинают ненавидеть это дело... Ваш случай, я думаю, исключение. Спасибо!
А_Гусев 19-01-2011-16:55 удалить
Ответ на комментарий STanka_Dobreva #
Исходное сообщение STanka_Dobreva http://static.video.yandex.ru/lite/...29vc6lb60t.1211
Да здравствует выход в новую реальность! Спасибо Вам за эти магические коды! Да, мы сами вершители своей судьбы, своего вдохновения... Какой светлый и перспективный путь для каждого...
19-01-2011-20:59 удалить
ЮННА МОРИЦ О Ч У В С Т В Е Б О Г А Как только вам предъявят все улики, Все доказательства, таблицы, знаки, звуки, - Как только все великие науки Дадут потрогать, и понюхать, и на вкус Попробовать, что Бога нет как нет И человеки – не творенье Божье, А складчина молекул и бактерий, Которые сюда заслала группа Товарищей из множества вселенных, Чей разум превосходит вас настолько, Что человек – не тот научный опыт, Который надо продолжать… Тогда О чувстве Бога вспомните, о чувстве Сияющей любви, о благодати Божественной, о чистоте блаженства В объятьях складчины молекул и бактерий Черёмухи, сирени, и жасмина, И облаков, плывущих по реке, У молодого Пушкина в зрачке, В объятьях складчины молекул и бактерий "Руслана и Людмилы", "Сказки о…" – Речь не о Боге, а о чувстве Бога. нашла на сайте Ю.М. : www.morits.owl.ru С.С.
А_Гусев 19-01-2011-21:09 удалить
Ответ на комментарий # [QUOTE][i]Исходное сообщение [/i Спасибо Вам за эту замечательную находку... Вот об этом чувстве я и думал, когда говорил о даре читателя... Пожалуйста, представьтесь - кто вы?)))
Nora_Eleo 23-01-2011-18:32 удалить
Вот я и думаю, почему бы литературу, во имя её же самой, не перевести из предмета массового и, не дай Бог, обязательного,- в предмет элитарный или факультативный – для её подлинных любителей, фанатов, если хотите. ------------------ я не согласна литература должна быть обязательным предметом, я считаю нужно изменить методику преподавания и надо начинать с дет.сада и с нач.школы если учитель будет любить литературу и дети будут мне в жизни повезло у меня были хорошие на люди на моем жизнен. пути они так влияли на меня своей эрудицией своей любовью к лит0ре что я учила Есенина наизусть, рассказы Паустовского наизусть и т.д. правда это было давно в а сейчас я уже пожилая дама.... Учитель должен быть личностью! литература воспитывает нравственность в человке а факультатив для для любителей как дополнение к обязательной программе ------------ посмотрите на слова ученик - учитель - учебник корень слова уч объедините их подружите их пусть ученик будет не сосудом для наполнения знаний а факелом который надо зажечь удачи
А_Гусев 23-01-2011-20:50 удалить
Ответ на комментарий Nora_Eleo # [QUOTE]Исходное сообщение Nora_Eleo ------------------ я не согласна литература должна быть обязательным предметом, я считаю нужно изменить методику преподавания... А вы знаете - сколько раз менялись эти методтки!!! Но воз и ныне там. Вы говорите: надо, должны, должен... Давно уже придуманы и воплощены в жизнь прекрасные, талантливые методики. С одной оговоркой - сделано это талантливыми словесниками, подлинными мастерами своего дела Я тоже могу привести немало примеров на тему "талантливый учитель - талантливый ученик" или "одарённый читатель - учитель - одарённый - читатель ученик". Но беда в том, что подобных талантов не так уж и много. А точнее - они редкость. Как талантливый актёр или поэт. Поймите - я знаю, о чём говорю. Насмотрелся. Вот как вы думаете - что полезнее: совсем не проходить в школе Гоголя или Достоевского или "проходить", но так, чтобы выйти из школы с отвращением к этим "обязательным" писателям, с убеждением, что вся эта классика - сплошная скука и тягомотина. А может этому замученному школьным преподаванием ученику когда-нибудь, во взрослой жизни, повезёт, и он сам, без подсказки, прочтёт того же Гоголя и скажет: - Какой прекрасный писатель! Сколько таких случаев! Спасибо Вам!
WebloggerKRSK 30-01-2011-08:22 удалить
Уважаемые господа и дамы, братья и сестры, ну почему мы все забываем, что школьная программа по литературе в первую голову отражение идеологии? Во времена моего отрочества мы учились по программе, где Толстой был "зеркалом русской революции", грешница Катерина - "лучом света в темном царстве", Горький - "буревестник революции", а его Ниловна - знаменосица... Сегодня в программу включаются Булгаков (поиграем в терпимость к христианской духовности), Солженицын (посудим слегка прежний режим), упомянем Набокого (остальное дети сами найдут - не Алису же, конечно). Завтра не приведи Господь придут к власти русофобы с коловратом на руковах и в школьной программе появятся Ницше и майн камп ... Не со школы надо начинать, а с семьи, со сказок перед сном и совместных чтений вслух, с молитв над детьми и над властями. Будет все это в семье - будет и правильное отношение к литературе, музыке, изобразительному искусству, ни как к чему-то обязательному, за что в дневники и табели оценки ставят, а к тому, без чего человек перестает быт венцом Творения и превращается в обезьяну, как хотели того живущие по потребностям, из карманов тех, у кого забирали (обкрадывали) все способности...
Сирициус 30-01-2011-11:27 удалить
Написали то, о чём и я думала...


Комментарии (48): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дар читателя | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»