• Авторизация


Обсуждение повести Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно быть богом" 22-10-2008 19:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Научно-фантастическая повесть "Трудно быть Богом" братьев Стругацких была написано в 1963 году. Пожалуй одно из самый знаменитых произведений авторов. Сочный язык авторов, шедевры образов героев как дон Рэба, Пампа, Арата Горбатый, много тайн которые открыла и не открыла эта книга сделало её достойной занимать место на полке НФ классики.

Действие повести разворачивается в будущем на другой планете в государстве Арканар, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации и пытающиеся направить его по наиболее гуманному из возможных путей. Земные агенты внедрены в различных слоях общества, они отлично вооружены и могли бы поднять тысячные бунты, смещать династии, править, но все это им категорически запрещено.
Главный герой - землянин Антон, действующий по именем дворянина Руматы.

Главная диллема повести "вмешиваться - не вмешиваться". Работа Руматы приводит его к внутреннему конфликту. Понимая что ему запрещено вмешиваться в ход событий, он считает это своим нравственным долгом.
Диллема открывается с фразы доктора Будаха "Представьте, что вы могли бы посоветовать богу…".
Казалось бы, всё просто: если люди голодны — их надо накормить, если страдают под властью тиранов — их надо освободить. Но стоит копнуть чуть глубже, просчитать последствия хотя бы на один-два хода вперёд, и оказывается, что помощь и защита обернутся для защищаемых лишь новыми бедами и лишениями. И когда на смену "серым", пришли "черные", прогрессор не выдерживает и начинает убивать.

Первый вопрос которым задаешься ещё во время прочтения книги это "А имеют ли более развитые, решать кто должен жить. а кто нет? Как бы каждый из Вас поступил на месте Руматы и имел ли он на это права? И возможно ли "подтолкнуть" прогресс?"

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (47): «первая «назад
Domino-f, Совершенно согласна, любого тоталитарного, просто находились они в советском союзе, поэтому мне это первым в голову пришло)
raddis, их печатали пока их произведения соотвтствовали требованиям соцреализма, пока их герои были интеллигенты и гуманисты, пока там присутствовали интересные идеи о развитии науки, техники и т.п., которые нравились литературным критикам, государству. Как только появились намёки на сатиру и критику в адрес социализма, печать их перестали.
Сокол_Тамерлана, Однако, то, что он богатый, умеющий великолепно владеть оружием человек, знали все с самого начала.
Domino-f 24-10-2008-15:35 удалить
Исходное сообщение Сокол_Тамерлана ""когда торжествует серость, к власти приходят черные" - привет нам из середины 60х."
я б сказала не привет, а предостережение. Или напоминание. Тем более, что знанием истории у нас никогда не отличались. Так, может, хотя бы так донести... А по поводу Киры... Передо мной как-то этот вопрос не вставал. Пожалуй, нужно будет еще раз в текст заглянуть...
raddis 24-10-2008-16:04 удалить
Кеффирчик, естественно , что что- то и не печатали , но и не запрещали . И даже ставили фильмы . Других писателей , очень даже неплохих , просто не подпускали к редакциям . Конечно , у Стругацких есть произведения которые никогда бы не напечатали в те времена , но официальных запретов не было никогда .
fuppi 24-10-2008-16:12 удалить
? Дамы, а напомните мне, что у Стругацких запретили-то? И печтали, и фильмы ставили, и премии давали. Это вообще была "оппозиция его величества" - где-то кое-где у нас порой есть недостатки. Вас послушаешь, так в СССР совсем критики не было. А это не так, журнал "Крокодил" "Фитиль" и проч. никто не запрещал.
Domino-f 24-10-2008-16:22 удалить
fuppi, например, была запрещена "Сказка о тройке"... а Крокодил и Фитиль, кстати, никогда не говорили о недостатках строя. Они говорили лишь о пороках конкреных людей. Например, об обвешивающих продавцах и бракующих строителях. Но о том, почему в стране колбасы не было они скромно молчали...
raddis, Не знаю официально или нет, в то время много чего происходило неофициально и вообще, совсем не заметно, но здесь не это, вроде, обсуждается. Что по этому поводу спорить? Пока всё устраивало печталаи и любили, как только что-то не устроило перестали. И заметьте все экранизации сняты начиная с 79 года. fuppi, а критика как раз наоборт, была, только не в адрес режима и правительтва, такую критику не пропускали. Именно поэтому многие произведения Стругацких по тем или иным надуманным причинам не ииздавали. (Например: «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке», «Улитка на склоне»). А сколько произведений им пришлось корректировать, что бы те были изданы.
fuppi, а вот Крокодил, Фитиль как-то остались, тут уж не знаю, самой интересно.)
raddis 24-10-2008-16:49 удалить
Кеффирчик, вот тут я свами не соглашусь ." Улитку" напечатали ( правда часть ее ) в шестьдесят лохматом , у меня сборник есть очень старый ." Понедельник " печатался в молодежных журналах типа " Юность " ( сотнитысячные тиражи ) , причем сразу после " Сталкера " . На журнал просто так было не подписаться . А все произведения про Быкова просто ( Страна багровых туч ) и др. шли на ура . Вообщем подробнее ознакомтесь здесь :http://ru.wikipedia.org/wiki/Стругацкие
Ответ на комментарий Кеффирчик #
Исходное сообщение Кеффирчик Сокол_Тамерлана, Однако, то, что он богатый, умеющий великолепно владеть оружием человек, знали все с самого начала.
Естественно
fuppi, raddis, Кеффирчик, Domino-f, ну что-то мы от темы обсуждения далеко отклонились.
raddis, благодарю, ознакомилась ранее. Ну хорошо, они печатались частично, с поправками, а некоторые всё же не печатались, момет не те, что привела я, но всё же. Суть не в конкретных произведениях, а в том, что критика и сатира, которой в их произведениях достаточно, государством не принималась.
А вот насколько долго мог бы современный человек жить в средневековье? Не то что насколько быстро его убьют. А насколько быстро он сойдет/не сойдет с ума
amlugos 27-10-2008-00:55 удалить
Сокол_Тамерлана, мне кажется, это от человека сильно зависит. Прежде всего от его способности к адаптации, а во вторую очередь - от наличия каких-то черт в характере, выгодных в условиях конкретной среды. В современном обществе вон тоже некоторые с ума сходят, хотя в нем находились с начала своей жизни...
amlugos, Пожалуй очень сильно. А как бы Вы себя там чувствовали как думаете?
amlugos 28-10-2008-10:29 удалить
Сокол_Тамерлана, смотря в какой социальной роли и зависимости от окружения, должно быть :) Думаю, что в положении какого-нибудь барона Пампы жить полегче, чем крестьянствовать под жестоким или глупым феодалом...


Комментарии (47): «первая «назад вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Обсуждение повести Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно быть богом" | Литературное_Кафе - Amor librorum nos unit - Нас объединяет любовь к книгам | Лента друзей Литературное_Кафе / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»