• Авторизация


"Сохранить земную ось" lj_norshtein 27-10-2022 21:51


*

https://youtu.be/73o4UnhyKVI

Режиссер-мультипликатор Юрий НОРШТЕЙН вспоминает о больших и маленьких событиях своей жизни, которые формировали его как человека и художника, делится с нами своей печалью и надеждой.
Обновленная версия интервью от января 2022 года.

https://norshtein.livejournal.com/183470.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрий Норштейн на открытии выставки, посвященной 90-летию Андрея Тарковского lj_norshtein 17-10-2022 18:55


*

https://youtu.be/BkuhbaANhp0

Отрывок из публичной конференции на открытии выставки «Андрей Тарковский: про него и про кино».
Слово режиссера мультипликационного кино, художника-мультипликатора Юрия Борисовича Норштейна.

«В детстве заложено все то, что в течение жизни художник будет использовать», — говорил Андрей Арсеньевич.
Куратор выставки - Лариса Константиновна Алексеева
Оператор - Ирина Орлова,
дизайн титра - Мария Бурцева,
музыка из кинофильма"Солярис" Андрея Тарковского (И.-С.Бах, Э.Артемьев),
ведущий вечера - директор музея Дмитрий Петрович Бак.

https://norshtein.livejournal.com/183043.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

С Днём Рождения! lj_norshtein 15-09-2022 17:28


*


Поздравляем с Днём Рождения дорогого Юрия Борисовича Норштейна! Доброго здоровья!

https://norshtein.livejournal.com/182899.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрий Норштейн: "Я готов защищать социалистический реализм в живописи" lj_norshtein 24-10-2021 22:57


*

https://youtu.be/ELIec2og_1k

Выдающийся советский, российский художник-мультипликатор Юрий Норштейн рассказывает о своем отношении к власти, «мерзавцам-чиновникам», возвращению Крыма, либеральной интеллигенции, религии, об отце, пути к творчеству своих детей, и многом другом. Ведущий Александр Вальдман.
Интервью записано в сентябре 2018 года.

https://norshtein.livejournal.com/182782.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Выставка "Снег на траве" lj_norshtein 30-09-2021 12:21


Задайте вопрос Юрию Норштейну. И он ответит!
Что хотел сказать автор: синие шторы в комнате главного героя — это просто синие шторы или отсылка к гетевскому «Учению о цвете»? И пусть Ролан Барт утверждает, что автор мертв — желание задать вопрос великому писателю или художнику возникало практически у каждого человека.
Сегодня это желание будет исполнено. 27 октября в Еврейском музее откроется Выставка «Снег на траве». Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова. Она станет путеводителем не только по знаменитым произведениям, но и по воспоминаниям, размышлениям и переживаниям творческого тандема.
Специально к выставке мы вместе с Arzamas готовим проект, в котором Юрий Борисович в формате видео ответит на ваши самые интересные вопросы. Спрашивайте не только о работе и фильмах. Задайте Юрию Борисовичу вопрос, что такое любовь и искусство; почему шуршание автобусных шин по булыжной мостовой нельзя спутать ни с каким другим звуком; и чем пахнет морозное зимнее утро.
Оставляйте вопросы в комментариях под этим постом. Мы озвучим самые самобытные и пытливые:
https://www.facebook.com/jewishwuseum/posts/4290919394319203

https://norshtein.livejournal.com/182284.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Родные и близкие о Юрии Борисовиче lj_norshtein 17-09-2021 09:53


*

Юрий Норштейн и снимает, и преподает как настоящий художник. Фото: Photoxpress

Интереснейший материал в Российской газете.

Близкие Юрия Норштейна поделились воспоминаниями к его 80-летию
Юрий Норштейн учит чувствовать нюансы и передавать ощущения

Текст: Андрей Васянин
Российская газета - Неделя № 211(8562)

Ну, ты, прям, как ежик в тумане - говорят про людей, плохо ориентирующихся в окружающей обстановке. Сегодня 80 лет Юрию Норштейну, снявшему мультфильм, название которого давно стало мемом.

Норштейна гораздо меньше знают как автора "Сказки сказок", "Лисы и зайца", "Цапли и журавля", снимающего "Шинель" по повести Гоголя. И совсем немногие знают Юрия Борисовича как друга, коллегу, отца, учителя. Сегодня мы попросили вспомнить о живом классике близких ему людей.


Леонид Шварцман, художник-мультипликатор, народный художник России

- Мы познакомились в 1960-м, когда я преподавал 19-летнему студенту курсов мультипликаторов академический рисунок. Это был еще совсем молодой человек - живой, темпераментный, любил играть в футбол. Уже тогда Юра поражал эрудицией, настолько не по годам зрело рассуждал и рассказывал, что все вокруг заслушивались. И сегодня, когда Норштейн называет меня своим учителем, я ему отвечаю - нет, это ты мой учитель.

Именно Юра, когда мы работали на "38 попугаях", предложил сделать Удава этаким мыслителем, чтоб тот клал голову на кончик хвоста. И у попугая убрал хвост, чтоб попугай был шустрее и энергичнее, добавил ему ораторских жестов - и получился, кстати, вылитый Ленин! И именно Юре на "Чебурашке", где он был кукловодом, пришло в голову оставить герою только ступни. Чебурашка стал еще смешнее.

Так что в какой-то степени мы с Норштейном оба друг друга чему-то научили.


Наталья Абрамова, редактор "Союзмультфильма"

- "Ежика в тумане" Норштейн хотел закончить не мыслями ежика о лошади, а уханьем филина в глубину колодца. Я говорила, что и так хорошо и до сих пор уверена, что это действительно лучше. Но он вечно не удовлетворен собой. Например, тем, что не стал живописцем, ведь цвет, гармония, красота его сжигают, оглушают! У него всегда идет борьба с изображением, она сквозит в каждом кадре - это от потребности сказать больше, чем само изображение, показать, что жизнь больше любого изображения в принципе. Случалось, я ехала на работу с дачи и приходила в мастерскую Юрия Борисовича с полевым букетиком - и вдруг он замечал на букете муравья или мошку, уносил букет и потом эти персонажи оживлялись им и появлялись в фильме.


Борис Норштейн, иконописец

- Я благодарен отцу за науку отличать хорошее от плохого, я учился, слушая его, пытаясь понять, почему в музее, на выставке, про картинки в "Огоньке" говорил - вот это хорошо, а это совсем никуда. Что-то он мне пытался объяснить, о чем-то он просил подумать. Когда я после архитектурного увлекся живописью, он меня поддерживал. А когда я свернул на иконопись, сказал: "Жаль".

Отец бывает в нашем храме Успения в Курчатове, видел мои росписи. Говорил мне: "Вот это красиво. А тут не очень". Я не всегда с ним могу согласиться, но слушаю всегда - у отца подход прежде всего художественный, он прекрасно разбирается в живописи, очень хорошо ее знает.

Что дарить на 80-летие? Папа любит работать с деревом, у нас дома даже стоял маленький верстак, он мастерил там мебель. И я вслед за ним полюбил дерево. Так что думаю в этом направлении.


Вениамин Смехов, актер театра и кино

- Чем человек выше, тем он яснее и проще в общении. Когда мы впервые посетили мастерскую Норштейна, моя жена Галина Аксенова, киновед, заговорила с Юрой на профессиональные темы, и это звучало как иностранная речь, а я сидел гордый, наблюдая, как он отражает ее речевые выстрелы. Но он пропитан и кино и одновременно является одним из знатоков поэзии самой высокой пробы. Однажды Лена Камбурова собрала у себя после 9 Мая переживших войну людей искусства, и Юра вдруг прочел там целую главу "Теркина". И он это так знал и так читал, что театральные мастера могли бы взять его учителем художественного слова.


Иван Максимов, режиссер, лауреат Берлинале за лучший короткометражный анимационный фильм

- Лет в 16 "Сказка сказок" казалась мне не мультфильмом, а произведением, действующим на какие-то другие отделы мозга, как, скорее, игровое кино. С такими впечатлениями я ходил лет 10, пока не стал учеником Норштейна на Высших режиссерских курсах. Юрий Борисович и как педагог отличался от других: он больше обращал наше внимание на передачу нюансов, связанных с какими-то тонкими ощущениями, переходами от изображения к
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юбилейный вечер Юрия Борисовича Норштейна lj_norshtein 17-09-2021 09:43


*


17 сентября в кинотеатре «Художественный» пройдет юбилейный вечер Юрия Борисовича Норштейна. Режиссеру великих мультфильмов «Сказка сказок», «Ёжик в тумане» и «Цапля и Журавль» 15 сентября исполнилось 80 лет.

В программе вечера «Норштейн и его Москва» гости смогут услышать воспоминания из уст самого виновника торжества, познакомиться с малоизвестными страницами его биографии и узнать о его учителях и студии «Союзмультфильм» 60-х годов.

Перед началом в фойе кинотеатра будет организована автограф-сессия, во время которой все желающие смогут приобрести книги Юрия Норштейна и подписать их у автора.

Показ проводится при поддержке студии «Союзмультфильм».

Вход свободный, по предварительной регистрации. Регистрация закрыта.

https://cinema1909.ru/events/Norshtein

https://norshtein.livejournal.com/181962.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
"Норштейн. Начало" lj_norshtein 15-09-2021 07:09


*
Уникальный материал от Георгия Бородина к Юбилею Юрия Борисовича.

https://norshtein.livejournal.com/181606.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрию Борисовичу Норштейну - 80! lj_norshtein 15-09-2021 00:02


*

В мастерской. Фото: Анна Данилова

С Днём Рождения, дорогой Юрий Борисович! С Юбилеем!!


https://youtu.be/y1-J0vQqYbE

В честь Праздника - прекрасный фильм Ирины Марголиной с дорогим Эдуардом Васильевичем Назаровым, 2002 год.

https://norshtein.livejournal.com/181408.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
О Владимире Меньшове lj_norshtein 08-07-2021 09:39


*


"С Володей Меньшовым я почти не был знаком, но знал его через бесконечные рассказы Гарика Бардина, его друга ещё с времён учёбы актёрскому мастерству, рассказы об их театрализованных дуракаваляниях. Только однажды встретились в японском посольстве, куда во время московского международного кинофестиваля были приглашены на ужин со знаменитым японским режиссёром Канэто Синдо, автором фильма «Голый остров» (Большой приз Московского кинофестиваля 1961 года). Всем, кто любит пластический язык кинематографа, рекомендую посмотреть этот фильм. Но разговор больше сводился к обсуждению японской кухни, к тому же я должен был уехать и быстро раскланялся. Да, мы были почти незнакомы, но личность творческого человека это прежде всего знание его творческих пристрастий, чем забита его голова, его сердце, какой творческой теснотой, от которой порой трудно дышать. И это главное. Да, мы были почти незнакомы, но смерть Владимира Меньшова резанула до молчания. Нужно помолчать, чтобы не сказать что-то лишнее или неуклюжее, и сменить внутреннюю тишину, просмотрев сквозь память яркие отпечатки Володиного творчества. Совсем недавно, в который раз, на компьютере подробно, с возвратом кинокадров, просмотрел, точнее проработал фильм «Любовь и голуби». Так листают знакомую книгу и в этом смысле компьютер замечательная машина. Фильм «Любовь и голуби» как хорошая мелодия, которую ты возвращаешь при помощи музыкальной памяти. Себе возвращаешь, напевая мелодию «про себя». И снова восторг. Такое единство стилистического разнообразия. Это как вечерний запах разогретого разнотравья. Феноменальное решение: смесь простодушия, актёрской «лубочности», остротЫ «дурости», разыгранной через филигранную актёрскую разработку. Вот уж где актёрское мастерство-ремесло Меньшова растворилось в подобранном им актёрском ансамбле. Я почти покадрово, как мультипликатор, просматривал, перелистывал единство действия, сплетённого страстями героев. Дорогие зрители, это волшебное зрелище – смотреть пронизанное режиссёрской энергией, ярким водопадом действия. До сих пор не могу понять, как Юрский сохранял равновесие, когда, по всем законам физики, центр тяжести его героя выходил за площадь опоры. Какой невероятный схлёст кинематографической условности и доскональной, реальной промеренной шагами разработки. Так поэт шагами измеряет ритм своих будущих стихов. Полагаю, участники съёмки упивались материалом, мизансценами, в которые они, актёры, влетали на высоких скоростях со своими предложениями. Надо же, какой праздник создавал режиссёр всем участникам умной дурости.
И ещё. Я часто пересматриваю сцену из знаменитой, несравненной «Ликвидации» Урсуляка – сцену, где Меньшов–Георгий Жуков ужинает с портретом Сталина (тут впору вспомнить сцену Дон-Гуана с Командором). Мне представляется этот эпизод-сцена учебником актёрского мастерства, с портретом Сталина и под Русланову, под её знаменитые «Валенки». Не знаю, сколько репетиций ушло на эту сцену, снятую одним планом, но результат ошеломляющий. Эта сцена – отдельное музыкальное сочинение актёра и режиссёра Меньшова, с безупречным чувством драматургического и стихийного ритма, сквозь который накатываются волны судьбы героя. Меньшов проживает этим эпизодом низвергнутого генералиссимусом маршала Победы, низвергнутого, но не сломленного. Конечно, надо вспомнить, что Владимир Меньшов прошёл и актёрскую и режиссёрскую школу, но, мне кажется, что и та, и другая школа пропитаны человеческой стихией этого мастера, и проявляется она жизненным опытом и личными потрясениями. Всё дело в том, какими страстями, в самом высоком смысле, жизнь накапливает творческое возвышение. И это, на мой взгляд, можно обозначить, как творческую стихию.
Всем близким Володи и самым близким – примите моё безмерное сочувствие вашему горю, время не истребляет память, но даёт мужество жить и принимать жизнь в её реальности. Оно соединяет переживание с другими частями жизни и, тем самым, проявляет свои исцеляющие свойства. Володя был радостным и мужественным человеком, и потому воспоминания о нём должны быть обязательно весёлыми."


Юрий Норштейн


Источник: Norstein-Studio

https://norshtein.livejournal.com/181154.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Норштейн, Клейман, Крымов, Звягинцев lj_norshtein 06-07-2021 22:49


*

https://youtu.be/oePVi-kZUlk

Вступление Николая Солодникова:
— Я очень люблю Юрия Борисовича Норштейна, Наума Ихильевича Клеймана, Дмитрия Анатольевича Крымова и Андрея Петровича Звягинцева. И это была моя давняя мечта: собраться за одним столом, посидеть, поговорить и никуда не торопиться. Наверное, это один из явных образов человеческого счастья: неспешный вечерний разговор с дорогими твоему сердцу людьми. Это новый #ещенепознер. Приятного просмотра.

https://norshtein.livejournal.com/180851.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Фонд кино поддержит "Шинель" lj_norshtein 27-02-2021 03:20


Неожиданно:

Фонд кино сообщил, что поддержит 15 проектов для детской и семейной аудитории в 2020 году, среди них мультфильмы "Шинель" Юрия Норштейна, "Сквозь магический кристалл" Андрея Хржановского.

"1 декабря 2020 года состоялось заседание Совета Фонда кино, по итогам которого был утвержден перечень проектов, подлежащих финансированию Фондом кино в текущем году", - говорится в сообщении на сайте Фонда кино.

Поддержку получат три авторских национальных анимационных фильма ведущих российских режиссеров-мультипликаторов: "Шинель" Юрия Норштейна, "Сквозь магический кристалл" Андрея Хржановского и проект "Отель "Онегин".


https://www.interfax-russia.ru/moscow/news/fond-kino-podderzhit-15-proektov-detskogo-kino-po-itogam-2020-goda

Сам Норштейн, как и раньше, ничего не комментирует. Вот, например, вчера:

С 1981 года постановщик занимается съемками кукольного фильма по повести Николая Гоголя «Шинель». За 40 лет с большими перерывами команде удалось подготовить около получаса материала. Сам Норштейн признался, что не готов комментировать процесс производства ленты.

https://www.gazeta.ru/culture/2021/02/25/a_13490594.shtml

https://norshtein.livejournal.com/180576.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрий Норштейн: «Я пытаюсь остаться человеком…» (часть 2) lj_norshtein 25-02-2021 18:43


*


Беседа с Юрием Борисовичем в Минске. Часть 2.

Белорусскую столицу посетил режиссер-мультипликатор, автор легендарных мультфильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и многих других Юрий Норштейн. Творчество знаменитого режиссера наполнено христианским смыслом, его светлые образы рождают в душах зрителей чувства милосердия и сострадания. А сам Юрий Борисович — натура творческая, неравнодушная, он не стесняется остро высказываться на злободневные темы. Мы побеседовали с Юрием Норштейном о честности в искусстве, христианских ценностях, проблемах современного общества, воспитании детей и вере в Бога.

«Хотите воспитывать детей — показывайте им советскую мультипликацию»

— Юрий Борисович, советские фильмы были со смыслом: учили сочувствию, милосердию, поднимали проблемы, развивали образное мышление. Сегодня на место простоты, которая присуща подлинному искусству, пришел примитивизм. Кого воспитает такой продукт? Что с этим делать?

— Я не знаю. Мой итальянский друг-критик рассказывал, что Папа Римский Иоанн Павел II говорил: «Хотите воспитывать детей — показывайте им советскую мультипликацию». Откуда в стране, которую Иоанн Павел II называл «исчадьем ада», гуманистическое искусство? Антисоветский человек, но вот вам итог…

— На Западе показывают наши мультфильмы, а мы транслируем то, что производится там, и это, на мой взгляд, калечит наших детей…

— Это такая для меня боль!.. У власти в искусстве стоят невежественные люди. Старая мультипликация до сих пор дает большой доход, и чем эти люди занялись? Отъемом авторских прав! Им не нужна гуманистическая мультипликация, им нужна студия, чтобы пользоваться тем, что до них сделали другие. Придумывают каких-то монсиков, соединяют их с персонажами «Союзмультфильма» — этими дивными героями, нарисованными прекрасными художниками. Они, мол, товарищами будут. И куда дальше?..

У нас само понятие смысла жизни уже до такой степени искажено, что мы даже не можем зайти в хвост тому зыбкому началу, которое обозначило смысловые законы жизни. И вдруг выясняется, что жизнь — нелегкая штука и достаточно драматичное явление, но видеть это не хотят. И дальше следующая фаза — они не хотят, чтобы искусство об этом говорило. Им нужно, чтобы их услаждали. Сегодня самое часто употребляемое слово — «комфорт»: «Тебе комфортно, старик?» Мне не комфортно, если мне показывают фальшивки! Я понимаю, куда меня вгоняют, куда вгоняют моих детей и внуков.

У нас с Франческой восемь внуков, я смотрю на них и думаю: «Как они будут жить?» Либо надо брататься с этой мафией, и тогда они перестанут быть людьми, либо жить отдельно, а это будет невероятно трудно. Я думаю, Федор Михайлович многое переписал бы в своем романе. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — сегодня вопрос «право имеешь?» уже звучит с такой силой!..

 «Произошел сдвиг в понимании и ощущении самой жизни, и в этом смысле теряется суть. Зачем тогда искусство? Для прикрытия подлости? Карманы оттопыриваются, а они продолжают говорить о гуманизме. Такие фарисейские времена…»

«Сегодня пошлость стала привычкой»

— Любой здравомыслящий человек понимает, что продукт, в котором вместо христианских ценностей проповедуется агрессия, жажда наживы и цинизм, рубит под корень основу. Почему творческие люди молчат, глядя на то, во что превращают молодое поколение?

— Боюсь, что сегодня пошлость стала привычкой. По-моему, человек уже не различает, где заканчивается пошлость и начинается подлинное, он просто не знает подлинное. Как-то Сергей Довлатов пожаловался Виктору Шкловскому, что книги пишутся, но не читаются, на что Шкловский сказал: «Понимаете, трудно объяснить человеку вкус дыни, если он всю жизнь жевал сапожный шнурок». Вот и ответ…

«От "быстрой еды" становится тучная голова. Внешне вроде бы есть подобие человеческого существа, а внутреннее духовное состояние больное, и излечивается это тяжелое заболевание очень медленно…»

— Юрий Борисович, как Вы относитесь к компьютерной

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
О работе Ю. Норштейна на фильмах Р. Качанова lj_norshtein 25-02-2021 18:17



https://norshtein.livejournal.com/180172.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
С Днём Рождения, Юрий Борисович! lj_norshtein 15-09-2020 14:47


*

Фото из личного архива Ю.Б.

Интервью 2018 г. к выставке "Стол поэта" в Тель-Авиве. Беседовала Маша Хинич.

Юрий Норштейн: выход за пределы материального

Здравствуйте, Юрий Борисович. Вы работаете не только с бумагой и кистью, пленкой и камерой, а, в первую очередь, со временем и пространством. Время и пространство в ваших работах главенствуют, так что иногда создается впечатление полного отсутствия материи – один абстрактный дух, выраженный в музыке и движении.

Для меня этот вопрос важный и мучительный одновременно. У меня большой круг друзей, близких, коллег по мультипликации. И, естественно, у нас часто бывают застольные разговоры о кино, о мультипликации в частности. И вопрос о кристалле "одного абстрактного духа" для меня очень важен, потому, что у меня идет постоянная война с изображением. Как вы знаете, художник моих фильмов – моя жена, Франческа Ярбусова. Мне сильно повезло, потому что она выдерживает все мои натиски, капризы, все мои критические замечания, критическое отношение к изображению.

Выдерживает десятки лет.

Да, и она это выдерживает еще и потому, что знает, что я достаточно хорошо разбираюсь в живописи. Потому что я с живописи начинал и хотел бы ею закончить, убрав мультипликацию из своей жизни. Получится это или нет – не знаю.

Выставка в Тель-Авиве – шаг на пути к чистой живописи?

Может быть, не знаю. На выставке будет подлинные работы Франчески, будут большие отпечатки жикле. Центральное же пространство этой выставки можно назвать по-разному: перформанс, инсталляция и прочее. Я терпеть не могу эти слова, потому что это все чистая бессмыслица. Однажды ко мне пришла незнакомка и сказала: "Я пишу докторскую диссертацию по поводу перформанса". И я ей ответил: "У меня эти перформансы были во дворе на каждом шагу. И в подъезде были перформансы, и камни, которые лежали, и трава, которая росла у стены дома, и сараи, и колка дров к зиме – все это можно назвать перформансом".

Суть событий не меняется от того, что мы даем им новые названия.

Да, главное, что все это – узлы времени. И на выставке, в частности, будет такой узел времени. Мы сочинили театрализованный помост, и на нем будут представлены все персонажи, все детали фильмов, через которые мы с Франческой прошли. Но это одна сторона выставки. А пока возвратимся к кино. Почему для меня мучительна работа в кино, работа с материей? Для меня вообще мучительна всякая материальность. И началось это давно. Как только я всерьез ощутил свои занятия живописью и вхождение в нее, я вдруг стал себе задавать вопросы – почему я должен, рисуя портрет, рисовать складки пиджака или рубашки? Мне казалось, это все лишнее. Потом я стал относиться к этому по-другому.

Я тогда не знал имени Кандинского. Но то, о чем я размышлял, относилось к периоду Кандинского и, если бы я узнал о нем раньше, может быть, моя биография была бы проще и легче. Что мне нравится в Кандинском? Самый высокий его период для меня – когда постепенно материя у него переходила в дух живописи, но еще не ушла. Поэтому у него появились дивные романтические пейзажи. Они выставлены в Пушкинском музее в Москве, и на эти пейзажи я хожу любоваться.

Переход материи в другое состояние – это и есть суть творчества? Речь идет о том, как оторваться от изображения в живописи?

Да, как от материи. И это самый важный для меня момент – и в кино, и в мультипликации. Должна уйти материя, но если она не возносится, не отрывается от себя – она мне не нужна, становится для меня бессмысленной. Поэтому, когда мы работаем с Франческой и начинается период накопления изобразительного материала, он мне всегда не нравится. И не потому, что он плохой. Я еще не вошел настолько в эту материю, чтобы почувствовать ее – и потому это самый сложный период. Затем фильм начинает прорастать, он живет в тебе, ты вдруг ощущаешь, что все произошло само собой. Обыкновенные бумажки, цветные детальки персонажа уже перестали быть детальками, а стали моментами чего-то более общего. Но и персонаж должен стать частью общего, частью пространства.

А затем пространство персонажа должно прорасти в замысел фильма – стать той незримой целью, которую мы не можем определить, но к которой всегда стремимся. Дальше, если я не почувствую, что сам фильм – часть огромного целого, то потеряю к нему интерес.

Поэтому процесс мучительного освоения чего-то, что входит в фильм, что он собой захватывает – это и есть самое важное. Поэтому ваш вопрос ваш абсолютно точен.

Вы сказали, что фильм это часть чего-то более огромного. Опишите это огромное.

Это можно называть природой, космосом, божественным замыслом, как угодно. От названия здесь ничего не меняется. Чтобы в фильме возникло поле тяготения к
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрий Норштейн. Стрим с Клубом путешественников lj_norshtein 29-04-2020 23:18


*

https://youtu.be/z9UyaldkH-k

Беседа о культуре с Юрием Норштейном.

В конце 2012 года в журнале «Большой город» Михаилу Лысаченко попалось интервью или даже беседа двух великих людей: Юрия Норштейна и Резо Габриадзе. Клуба Путешественников Лаборатории Касперского тогда еще не было и в помине (Михаил тогда только 2 года как вернулся из первого похода на Камчатку), и он подумать не мог, что когда-нибудь пригласит Юрия Борисовича в Клуб Путешественников «на удалёнке».

Юрий Борисович предложил поговорить о Культуре - как способности людей выдерживать выпадающие им испытания и выходить из них на новый уровень. Но будут и ответы на «записки из зала».

https://norshtein.livejournal.com/179667.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрий Норштейн: «Я пытаюсь остаться человеком…» (часть 1) lj_norshtein 02-03-2020 15:37


*


Беседа с Юрием Борисовичем в Минске. Часть 1.

Белорусскую столицу посетил режиссер-мультипликатор, автор легендарных мультфильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и многих других Юрий Норштейн. Творчество знаменитого режиссера наполнено христианским смыслом, его светлые образы рождают в душах зрителей чувства милосердия и сострадания. А сам Юрий Борисович — натура творческая, неравнодушная, он не стесняется остро высказываться на злободневные темы. Мы побеседовали с Юрием Норштейном о честности в искусстве, христианских ценностях, проблемах современного общества, воспитании детей и вере в Бога.

«Конфетка в хорошей обертке, развернешь — мыло»

— Юрий Борисович, в одном из интервью Вы сказали, что, создавая фильм «Ежик в тумане», смотрели на икону «Спас» Андрея Рублева. Почему образ Христа?

— У Христа был путь... Он был обозначен внутри, Христос знал о Себе все. Если внутри живого существа не проложен путь, оно пустое, нет поступка. Ежик случайно, в силу любопытства, попадает в обстоятельства, о которых ничего не знает, погружается в них и испытывает разные чувства — от любопытства и задиристости до драматизма, когда он на грани гибели.

Изображение должно иметь такое содержание, чтобы даже в статике говорить о ситуации больше, чем если бы все двигалось внутри кадра. А где как не в изобразительном искусстве искать подтверждение твоих намерений?

Мы с моей женой Франческой Ярбусовой (она автор-художник Ежика) во время работы оба смотрели на образ Христа. У «Спаса» Рублева устремленность в бесконечность, это один из мировых шедевров. В европейском искусстве много произведений, связанных с бытием Христа, с Его Страстями, но в статике сделать бесконечность почти никому не удавалось. Как это удалось Рублеву, я не знаю, но это что-то запредельное, что-то идущее с Небес.

В подлинной живописи я нахожу содержание, которое с каждым новым обращением меняется. Для меня мучительна сама изобразительная материя. Если материя выходит впереди содержания, получается эффект на несколько мгновений, кроме любования материей ничего не остается. Важно найти состояние, чтобы персонаж был разным. Даже Франческа, автор Ежика, не всегда может его нарисовать. Конечно, любой человек скажет, что это «Ежик в тумане», но передать то самое глубокое содержание ей удается не всегда. Во время работы никто не предполагал, что мы делаем фильм, который на протяжении 40 лет будет на слуху.

— Иконописцы говорят, что церковное искусство — это всегда сотворчество Бога и человека. Вам не кажется, что в какой-то мере это характерно для любого вида творчества?

— Конечно, для любого. Иконописцы должны находиться в таком состоянии, чтобы забыть обо всем мелочном, но при этом я утверждаю: если бы эти художники не сталкивались с бытовым — со страстями, с ужасами жизни, — они ничего не могли бы сделать, у них было бы конфетное искусство. Оно и есть очень часто: смотришь на иконы и понимаешь, что это конфетка в хорошей обертке, развернешь — мыло. Я говорю такие резкие слова, но я отвечаю за эти слова.

 «Искусство делается в уединении, надо, как монах, оторваться от всего. Чтобы войти в состояние творчества и приблизиться к чему-то бесконечному, нужно так себя истерзать!.. Это не просто, знаете, сидишь с чашкой чая и что-то делаешь, это такое перенапряжение, которое не каждый выдержит…»

— А потом люди скажут себе: «А зачем я перенапрягаюсь, если можно сделать попроще? Все равно едят». «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» сделаны не попроще — это сложное соединение.

— После еды попроще не остается послевкусия... Кроме живописи, в чем еще Вы ищете вдохновение при создании образов?

— В «Сказке сказок» у нас волчок нарисовался, когда я увидел фотографию котенка, которого вытащили из воды. Я эту фотографию принес Франческе и сказал: «Вот глаза волчка — теперь он смотрит из бездны». Как мы можем понять переживание ребенка, он нам ничего не может сказать, он еще не обладает словарем? Только по переживаниям на его лице.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Юрий Норштейн: "Сострадание уходит из нашей жизни" lj_norshtein 13-11-2019 09:27


*

https://youtu.be/OlQHe8t4b-g

https://norshtein.livejournal.com/179127.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
С Днём Рождения! lj_norshtein 15-09-2019 11:08


*


Дорогой Юрий Борисович!! С Днём Рождения!!
Здоровья и творческого огня!

Фото - Efim Erikhman.

https://norshtein.livejournal.com/178806.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Поздравляем дорогую Франческу Альфредовну! lj_norshtein 26-03-2019 13:44


*


Франческа Альфредовна Ярбусова – лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2018 года!



Премия присуждена за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового анимационного искусства.

Франческа Альфредовна Ярбусова посвятила анимации более 50 лет своей жизни. В фильмографии художника «Левша» И.Иванова-Вано, «Паровозик из Ромашкова» В.Дегтярёва, «Как один мужик двух генералов прокормил», «Белая шкурка», «Мячик и мальчик» В.Данилевича, «Лиса и Заяц», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» Ю.Норштейна. Разработанные Франческой Ярбусовой уникальные изобразительные решения позволили создать необыкновенную вселенную поэтичных, глубоких и выразительных образов, стоящих в ряду признанных шедевров не только отечественной, но и мировой анимации.

http://kremlin.ru/supplement/5391
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/342992/

https://norshtein.livejournal.com/178647.html

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии