• Авторизация


Новый учебник нашей истории 06-11-2013 21:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Очень пристрастно наблюдаю борьбу за новый учебник нашей истории. Сейчас количество трудных вопросов, вызвавших бурное обсуждение и дебаты, сокращается. По сути дела, эти вопросы - камни преткновения, если отбросить, к сожалению, широко бытующую версию толерантной постмодернистской истории, когда, типа, единого взляда быть не может - Наполеон победил или Кутузов %) Этот вариант, слава Богу, сразу отмели, но злопыхателей по сети бродит море.
Летом предварительный список из 31 вопроса был составлен Ассоциацией учителей истории и обществознания. У многих сложилось впечатление, что вся Отечественная история представляет собой череду трудных вопросов.
Вот этот 31 вопрос с ответами наиболее "средних" специалистов и всяко-разных публицистов, выражающих общественное мнение.
 
Вопрос 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
 
Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:
 
«Если единый учебник все-таки будет создан, то в нем надо отбросить как резкие антинорманнистские тенденции советской историографии, так и не разводить апологетики роли норманнов. Истина здесь не по середине, а говоря словами Шопенгауэра, истина - она дальше. Должно еще пройти какое-то время, чтобы точки над i оказались расставленными».
Вопрос 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
 
Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:
 
«Учебник должен отражать единство великороссов - нынешних русских, белорусов и малороссов-украинцев, как составных частей единой древнерусской народности. Мне кажется, нужно вернуться к тем научно-методическим подходам, которые существовали в учебниках дореволюционной России и которые в целом сохранялись в учебниках советской эпохи, по которым мы учились».
Вопрос 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.
 
Отвечает доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин:
 
«Существует один миф: «повернув» к Востоку, а не к Западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению…»
Вопрос 4. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.
 
Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:
 
«Совершенно феноменально пользуясь своей безвестностью, малыми своими размерами, Московское княжество умело оперирует информацией разного рода. За счет двух рычагов Москва набирала силу – союз с церковью и мир с Ордою. Не стоит сбрасывать со счетов и третьего игрока – Великое княжество Литовское, обладавшее самым высокоразвитым массивом земель, доставшихся ему от киевского периода. С Литвой Москва тоже заключила союз».
Вопрос 5. Роль Ивана IV Грозного в российской истории.
 
Отвечает доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин:
 
«Итог того периода правления Ивана IV, который ознаменовался наибольшей степенью его персонального влияния на военные, политические и культурные дела, скорее, отрицательный. Однако итог этот, во-первых, не следует переносить на весь период правления Ивана IV, и, во-вторых, даже на данном отрезке надо отметить не только неудачи, но и достижения…»
Вопрос 6. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
 
Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:
 
«Ограничение самодержавия в России в Смутное время было просто невозможно. Этот институт к тому моменту еще себя не изжил, не раскрыл своих потенций. Его апогей – это XVIII-XIX в. Поэтому я думаю, что в России не нашлось бы слоя, который, как в Великобритании, сумел бы взять на себя такую инициативу. Этот жест был слишком упреждающим, слишком незрелым».
Вопрос 7. Присоединение Украины к России (причины и последствия).
 
Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:
 
«Жители Левобережной Украины, Гетманщины, запорожские казаки не отделяли себя в этническом и, тем более, духовном плане от великороссов, от подданных Московской России, Московского царства. Это было воссоединение некогда расторгнутых - путем сначала монгольского завоевания, а затем установления власти Речи Посполитой – частей одного народа».
Вопрос 8. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
 
Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:
 
«Сам по себе сюжет чрезвычайно сложный и требует довольно высокого уровня знаний. В данном случае проблема заключается в том, насколько он доступен для понимания школьниками. Я бы не стал в школьной программе на этом концентрироваться».
Вопрос 9. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
 
Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:
 
«Когда мы говорим о петровских преобразованиях, вопрос о том, хороши они или нет, вопрос о том, изменил Петр естественное развитие России или наоборот приобщил ее к мировой цивилизации, находятся вне научного знания. Такие суждения носят оценочный характер, а мы должны рассматривать исторические события и задумываться над тем, почему они стали возможны».
Вопрос 10. Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.
 
Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:
 
«Я бы не стал такую проблему формулировать и отягощать умы школьников словосочетанием «просвещенный абсолютизм», по поводу которого у историков нет единого мнения».
Вопрос 11. Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III.
 
Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:
 
«Если трудности начала царствия Николая I были связаны с внутренней политикой (хотя восстание декабристов имеет и иностранные корни), то сложности для Александра II представляла внешнеполитическая конъюнктура. Провокаторы Крымской войны видели ее итогом крушение российской государственности. Александр, видя слабости в подготовке к войне и неудачную политику отца, "рыцарский" характер которой Европа не оценила, начинает проводить более тонкую как внешнюю, так и внутреннюю политику».
Вопрос 12. Характер общественного движения XIX – начала XX вв. и оценка его роли в истории России.
 
Отвечает Павел Павлович Панкин, директор школы № 1741 г. Москва, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания:
 
«Русская революция 1917 года не была плодом деятельности исключительно революционеров, и власть несет долю ответственности за свое падение».
Вопрос 13. Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале XX вв.
 
Отвечает Павел Павлович Панкин, директор школы 1741 г. Москвы, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания:
 
«Для нас Первая мировая остается малоизвестной. В России нет ни одного памятника погибшим на этой войне, несмотря на то, что мы сыграли свою роль в том, чтобы Франция не пала в 1914 году. Запад это никогда не отрицал. Мы должны были быть победителями в Первой мировой. Для этого были все предпосылки. Надо было, даже не наступая, просто удержать восточный фронт в течение нескольких месяцев».
Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:
 
«Этот период характеризуется противоборством двух сверхдержав. Основной силой на море была Великобритания, на суше – Россия».
Вопрос 14. Характер национальной политики самодержавия и ее оценка.
 
Отвечает Холмогоров Егор Станиславович, телеведущий, публицист:
 
«Национальная политика самодержавия привела к распаду Российской империи и Советского Союза».
Вопрос 15. Оценка уровня развития Российской империи в начале XX в.
 
Отвечает Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант:
 
«Однозначно оценить уровень развития Российской империи к началу Первой мировой войны невозможно. По формальным показателям он был очень хорош, а по сути это было несамодостаточное хозяйство, очень остро зависимое от зарубежных партнеров и практически остановившееся в развитии, как только взаимодействие с некоторыми из этих партнеров нарушилось».
Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:
 
«Россия входила в пятерку самых развитых государств. По промышленности мы были пятые-шестые, по уровню развития сельского хозяйства в первой тройке. По военной мощи мы были одной из самых сильных держав».
Вопрос 16. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
 
Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:
 
«Падение монархии вызвано серьезными социальными противоречиями и политическим кризисом. Правда, некоторые авторы склонны утверждать, что монархия могла бы существовать и дальше, если бы не субъективные и случайные факторы».
Вопрос 17. Русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье.
 
Отвечает Колеров Модест Алексеевич, историк, президент издательского дома «Регнум»:
 
«Абсолютное большинство высланных из советской России в 1922 году не хотели уезжать и не только были максимально лояльны по отношению к советской власти, но даже хотели остаться в Советской России для того чтобы участвовать в эволюции советской власти в сторону меньшего людоедства».
Вопрос 18. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
 
Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:
 
«Неустойчивость НЭПа сейчас тоже мало у кого вызывает сомнения. Восторженные характеристики политики НЭПа были характерны для времен перестройки, к настоящему моменту накоплен большой критический материал. Было видно, что НЭП пребывал к 1928 году в состоянии глубокого кризиса, и нужно было сделать какой-то выбор».
Вопрос 19. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
 
Отвечает Тишков Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН:
 
«Благодаря лозунгу национального самоопределения, равенства народов, ликвидации привилегий для каких-либо наций, большевики смогли мобилизовать, привлечь на свою сторону очень многих жителей страны из числа национальных меньшинств».
Вопрос 20. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина.
 
Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:
 
«В формулировке этого вопроса все смешано в кучу. Установление однопартийной диктатуры – это одна проблема, и хронологически она относится к периоду 1917-1922гг. Единовластие Сталина, если под ним понимать то, что Сталин возглавлял пирамиду партийной иерархии – это иная проблематика, относящаяся ко второй половине 20-х и особенно 30-х. Причины этих событий известны и в учебниках перечисляются».
Отвечает Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант:
 
«В едином учебнике истории не может идти речь о единоличной диктатуре Иосифа Виссарионовича Сталина в виду того, что такой диктатуры никогда не было».
Вопрос 21. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
 
Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:
 
«Внимательное прочтение советско-германского договора о ненападении показывает, что текст не свидетельствует о союзнических отношениях, он свидетельствует только об отношениях соседских. Германия и Италия были союзниками, а Германия и СССР – нет».
Вопрос 22. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
 
Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:
 
«Говорить о цене, конечно, можно, но сама Победа над нацизмом является бесценной. Нет такой цены, которую нельзя было заплатить за ту Победу».
Вопрос 23. Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны».
 
Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:
 
«Можно говорить о том, что развязали «холодную войну» страны Запада, но поддерживал ее и Советский Союз, сопротивляясь и проводя контрнаступления, поддерживая определенные силы в Латинской Америке, Африке, не говоря уже об открытых столкновениях в Корее и Вьетнаме».
Вопрос 24. Советская национальная политика.
 
Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:
 
«В рамках советской национальной политики ставился вопрос о формировании советского человека, в котором ретушировались определенные национальные черты. Однако этнонациональные конфликты конца 80-х показали, что этот вопрос в рамках советской системы не удалось решить».
Отвечает Тишков Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН:
 
«За весь советский период с этнической карты страны не исчезла ни одна даже самая малая группа или народость, в то время как в других регионах мира малые и слабые группы исчезали буквально десятками, а, может быть, и сотнями, особенно в Америке, в Африке, да и в Европе тоже не все сохранились».
Вопрос 25. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.
 
Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:
 
«Произошла настоящая научно-техническая революция, практически ставшая второй индустриализацией. Появились новые отрасли экономики, такие как космонавтика, атомная энергетика. К тому же были серьезные издержки, которые привели к новочеркасским волнениям. Очень жесткие отношения у власти в тот период сложились с интеллигенцией. Внешняя политика отличалась импульсивностью, хотя сфера советского влияния в период Хрущева очень сильно расширилась».
Вопрос 26. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
 
Отвечает Кагарлицкий Борис Юльевич, директор Института Глобализации и социальных движений:
 
«Вы можете написать, что Брежнев был гением, а диссиденты злодеями или наоборот. Но к выпуску из школы обнаружится, что молодые люди не помнят фамилии Брежнева и не знают, кто такие диссиденты. Нужно разработать методологию учебника, а идеология может быть какой угодно, все равно ее никто не усвоит».
 
Вопрос 27. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
 
Отвечает Александр Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:
 
«Кризис советского общества мы все видели своими глазами, выходы из него предлагались разные, в том числе предполагавшие сохранение основ социальной системы путем демократизации советов. О причинах его неудачи спорят. Может быть, проект был плох. Может быть, это было в принципе невозможно».
Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:
 
«Эксперименты в национальном вопросе, в национальной и территориальной политике в итоге взорвали Советский Союз».
Вопрос 28. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
 
Отвечает Сергей Владимирович Жаворонков, старший научный сотрудник института Гайдара:
 
«Крах социалистической экономической модели произошел во всем мире. Он был очевиден. Система не справлялась даже с элементарным снабжением граждан товарами народного потребления. Однако экономические реформы в России были осуществлены с многочисленными ошибками».
Вопрос 29. Роль Б.Н. Ельцина в истории России.
 
Отвечает Борис Вадимович Межуев, кандидат философских наук, главный редактор сайта «Терра Америка»:
 
«Проблема, стоявшая перед Ельциным, заключалась в следующем: можно ли за счет резко негативного отношения к государственной мощи основать новое государство? Иными словами, можно ли усталость от империи сделать основой для государственного строительства? Оказалось, что сделать это очень сложно».
Вопрос 30. Оценка внешней политики России в 1990-е гг.
 
Отвечает Никонов Вячеслав Алексеевич, председатель комитета ГД РФ по образованию:
 
«В 1990-е было как минимум четыре этапа развертывания национальной внешней политики».
Вопрос 31 и последний. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
 
Отвечает Данилин Павел Викторович, генеральный директор Центра политического анализа, историк:
 
«Я полагаю, что концепция преподавания курса современной истории должна быть разработана в обязательном порядке. И должна включать в себя, чтобы не вызывать серьезных споров и раздражения у профессионального сообщества, по большей части фактуру с короткими обоснованиями и объяснениями. В конце концов, объективные данные вполне позволяют нарисовать картину современной России, за которую, по меньшей мере, не будет стыдно».
_____________________
Как вот так получилось. Болевые точки, таким образом, следующие - под напором альтернативщиков и политиков возникла необходимость особенно сохранить выделить факты преемственности Древней Руси, Московского Княжества, Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации.
 
Из новостей - в новом учебнике по истории отныне не будет термина "татаро-монгольское иго", который заменен на более толерантную "зависимость русских земель от Золотой Орды". Нет большой беды, мне кажется. а как татары как возликовали))) Но пока не ясно, как, с точки зрения ученых из Казани, следует оценивать поступок Дмитрия Донского, разбившего Мамая на Куликовом поле в 1380 году. По логике вещей, коль скоро Дмитрий Иванович не хотел допустить Мамая на один из московских рынков))), а также был против выплаты ордынцам дани (то есть налога, собираемого "по-божески"), его действия следует интерпретировать как нарушение правил свободной торговли и попытку уклониться от налогообложения. К счастью, эти противоправные действия русского князя были спустя два года - в 1382 году - пресечены ханом Тохтамышем. Почему бы это тоже не прописать в компромиссной концепции истории?
И Великого Княжества Литовского стало не в пример прошлым учебникам больше)))
Еще, к примеру, в новых учебниках акцент сделают на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг.
Расширится объем материала по истории народов России с акцентом на взаимодействие культур и религий. Что это будет - не знаю %)
Добавятся темы, связанные с историческим опытом гражданской активности и местного самоуправления (земские соборы, общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации). Увеличится число параграфов по истории культуры - ну этого никогда много не бывает)
И вот еще - было решено отказаться от терминов «Февральская революция», «Великая Октябрьская социалистическая революция» и заменить их одной «Великой российской революцией». «У Великой российской революции, которая началась в 1917 году, есть февральский этап, есть октябрьский и есть этап Гражданской войны, которая завершилась в 1921 году. Зачем такое?
 
Сейчас, осенью, вышла уже Концепция нового учебника, осталось всего 20 вопросов, которые из трудных.
 
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; 
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; 
3. Исторический выбор Александра Невского; 
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена; 
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия); 
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы; 
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; 
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; 
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры; 
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка; 
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. 
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; 
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне; 
15. Оценка СССР в условиях "холодной войны"; 
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; 
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения; 
18. Причины, последствия и оценка "перестройки" и распада СССР; 
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. ("шоковая терапия", методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.; 
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
 
Ну вот, кому интересно, можете познакомиться с приаттаченной тут концепцией - там всё более подробно. Сам учебник появится к 2015 году. 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (45): вперёд»
filorema 06-11-2013-21:45 удалить
Интересно) Мне больше всего жаль, что в названии событий 17-года по-прежнему предлагается использовать слово "великая"... Думаю, что в учебнике должны быть представлены разные точки зрения -оценочного характера - на те или иные вопросы с аргументацией к каждой соответственно
ZnichKa 06-11-2013-21:51 удалить
Ответ на комментарий filorema # "Великая" - это по аналогии с французской, наверное, ох... А если вопросов таких спорных всего 20, то вполне можно по каждому как минимум две точки зрения представить, тем более что всё самое спорное касается 20 века, а это уже большие дети, 10 класс.
filorema 06-11-2013-21:57 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # О Французской вообще не хочется поминать добрым словом: и штаны там из кожи гильотинированных мужчин шили, и аборты открыто начали делать, а уж про гонения на церковь и подавление восстания в Вандее и так хорошо известно... А французы всё празднуют и празднуют(( Мне кажется, мы все-таки праздновать так больше не будем)
Victor_Juljevich 06-11-2013-22:00 удалить
Кино и немцы. Некоторые ответы на вопросы сразу же отсылают к советским учебникам. Или пытаются сложные комплексные проблемы отразить с примитивной точки зрения. К примеру: если мы говорим о падении самодержавия, КАК мы можем упустить последствия двух идущих подряд войн: Русско-японской и Первой Мировой? Разочарование дилетантским уровнем подхода к истории. Царизм - плохо. Революция неизбежна. Сталин - великий политик и вождь всего советского народа. Именно так в советских школах и надо было отвечать в младших классах.
ZnichKa 06-11-2013-22:08 удалить
Ответ на комментарий Victor_Juljevich # Не знаю, откуда ты это взял (извините, что на "ты", но у меня так все здесь, если что - говорите) Где в концепции такое есть? Или это ты по старой памяти младших классов?
ZnichKa 06-11-2013-22:10 удалить
Ответ на комментарий filorema # Отмечать 7 ноября - надо, чтобы не забыть, а праздновать так как прежде, я надеюсь, уже не будем никогда...
Victor_Juljevich 06-11-2013-23:03 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Я написал, откуда взял: из комментариев вышеуказанных "историков". Упрощение и чёрно-белые комментарии к сложнейшим историческим вопросам ведут к искажению истории. А школа, как планировалось, должна учить детей думать и анализировать факты.
ZnichKa 06-11-2013-23:16 удалить
Ответ на комментарий Victor_Juljevich # Ну, тут вообще эти ответы приведены как средняя температура по больнице... Просто как сказители наиболее общего мнения. У меня в предисловии об этом написано. Но, всё равно не понимаю - где
Исходное сообщение Victor_Juljevich Царизм - плохо. Революция неизбежна. Сталин - великий политик и вождь всего советского народа.
А, кстати, советские учебники были не так уж и плохи, особенно в сравнении с нынешними)
Victor_Juljevich 07-11-2013-00:28 удалить
Советские учебники были однобокими. Я имел 4-ку по истории. Сейчас хорошо знаю начало ХХ века. Половина сентенций была враньём. Сначала торжественно рассказывалось, как большевики выдвинули лозунг "Земля - крестьянам!" (лозунг эсеров, между прочим) Потом так же торжественно говорилось, что только политика военного коммунизма спасла города от голода (именно из-за этой политики и был голод в городах). Потом: какие были отвратительные кулаки, что не хотели (бесплатно) отдавать зерно большевикам. И на сладкое говорилось, что вместо владения землёй, крестьяне радостно вступали в колхозы целыми уездами (насильно). О том, что крестьянам не давали паспорта, чтобы не сбежали в сытый город - умалчивалось. Вот такие "хорошие" учебники.
ZnichKa, у меня из этих ответов сложилось впечатление, что школьников нынешних за слегка недоразвитых держат, либо хотят их таковыми сделать...
а где про гиперборейцев? это нечестная история))
Andrrr 07-11-2013-09:08 удалить
Мдя... Это я по поводу комментов. А вопросы хорошие, правильные.Ответы же по большей части субъективные. Я бы вообще очень осторожно подходил к анализу: если с последствиями более-менее понятно, то вот причины исторических событий покрыты мраком. Тем более, что историю в школе изучают 6 (?) лет, то есть с 10-11 до 17 лет, значит и форму подачи материала нужно менять в зависимости от возраста.
ZnichKa 07-11-2013-09:46 удалить
Ответ на комментарий Victor_Juljevich # Ох, видно и четверка твоя была некрепкой... Отрывочные знания не делают картинки мира, а детям нужна именно целостная картинка.
ZnichKa 07-11-2013-10:08 удалить
Ответ на комментарий Качим_Кермек # Зеленый_Евгеш, каждое упрощение противоречий создает такое впечатление. А и вправду - говорить, что знаний, дескать, у ребенка не хватит, чтобы о крепостном праве рассуждать и о самодержавии, и эти вопросы не рассматривать - вообще какое-то недоразвитое мнение) А с детьми у нас всё в порядке, знаю точно)))
ZnichKa 07-11-2013-10:12 удалить
Ответ на комментарий Падунский # Про гиперборейцев будут все вопросы по ЕГЭ - такой методический ход.
ZnichKa 07-11-2013-10:19 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # С историей у всех отношения разные, а вопросам этим я рада, хоть ревизию небольшую устроили, и теперь хотя бы приблизительно известно - где играем, где не играм, а где рыбу... Еще, наверняка, есть сотня другая таких вопросиков, но сейчас вполне можно и эти пока порешать, если получится... А по многим - и не получится, потому, что никто не знает - на такие вопросы, я надеюсь, приведут пару теорий и скажут, что неизвестно, как с варягами, например. Всё, что можно было ожидать от концепции, понятно, теперь только учебник ждать - там форма подачи материала будет, и вообще всё конкретнее станет.
07-11-2013-11:30 удалить
Вообще-то ШКОЛЬНЫЙ учебник вовсе не должен заниматься проблемами истории. Это дело студентов университетов и взрослых дядей с научными званиями. Детям от 12 до 17 лет учебник должен просто и доходчиво и как можно более однозначно рассказывать: кто, что, почему и/или и во имя чего сделал в истории и каим словом этого "КТО" назвать можно и нужно. Вот когда азы будут усвоены, тогда переходим к следующей ступени, то есть приоткрываем завесу разновзглядности или разнотолковости в истории. Но дискуссии в школе разводить надобно очень осторожно. То бишь, падение кирпича с крыши на башку рассчитывать учим строго по Ньютону, а вовсе не по Энштейну с его туманным релятивизмом.
ZnichKa 07-11-2013-11:47 удалить
Ответ на комментарий # Ну вот, ну вот, осталось 20 вопросов разновзглядовости... Часть из них очень под современную коньюктуру, высосаны из пальца, как про Украину и цену Победы. А другие - строго по Ньютону все хотят, а не получается. Ну, может еще минимизируют списочек, а всё равно останутся всякие варяги... ничего не поделаешь.
07-11-2013-11:52 удалить
Ответ на комментарий # Вообще говоря-2, дело не в поставленных 30-40-100 вопросах. Половина из них как проблема не существует. Дело в общей основополагающей доктрине. Бисмарку приписывают фразу об учителях истории, которые выиграли Франко-прусскую войну. Вот от того какую войну (а война - это политика иными средствами) должны выиграть в будущем сегодняшние русские мальчики и зависит способ преподавания истории в школе. А от пресловутых варягов мы или от другого какого приблудного корня - дело третье для школы. Как говорил Государь Александр III - в одном случае мы, слава Богу, - законные, а во втором, слава Богу, - русские!
ZnichKa 07-11-2013-15:17 удалить
Ответ на комментарий # Ну, курс получается патриотичным, судя по концепции. Разве не это главное?
07-11-2013-18:14 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Патриотизим-то какой думают прописать? Эрэфию пока не поймешь, что за страна и какой народишко ее населять должен, а и Совейский еще не вмер. Гимн поём по-сталински, мавзол стоит по-ленински. Города и улицы всё еще носят имена подлецов, предателей и убийц русского народа. Так-что патриотизм он и буржуазно-мериканский бывает и всемирно-пролетарский из обещанного светлого будущего. А нам бы к уровню 1913 года вернуться для начала.
ZnichKa 07-11-2013-20:33 удалить
Ответ на комментарий # Да ладно, не страдай постмодернизмом. И патриотизм у него уже серо-буро-малиновый))) Патриотизм бывает только один - старый добрый традиционный - готов ты отдать жизнь за Родину или нет. Вот именно в этом смысле я этот термин употребляю.
Интересно. Вопрос 25-й "Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева", 26-й "Оценка периода правления Л.И. Брежнева...", 29-й тоже сформулирован конкретно "Роль Б.Н. Ельцина в истории России", а вот 27-й более обтекаемо "Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР", так сказать без перехода на личности.
ZnichKa 07-11-2013-21:00 удалить
Ответ на комментарий Виктория_Махракова # Да, и с самой новейшей историей вообще-то - беда. Там и Путин есть, как гарант стабильности общества) Чтобы оценить последние 30 лет, надо все-таки расстояние, чтобы они успели стать историей. А так - одна болтология. Раньше история заканчивалась на восшествии на престол актуального царя.
Ответ на комментарий ZnichKa # Ну хоть (надеюсь) не будут детям вдалбливать, что американцы Великую Отечественную выиграли? Во всяком случае пока живы дети и внуки ветеранов...
ZnichKa 07-11-2013-21:10 удалить
Ответ на комментарий Виктория_Махракова # так и до сих пор в учебниках этого не было, и не будет)
Ответ на комментарий ZnichKa # Это радует.
Victor_Juljevich 08-11-2013-00:06 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Нет, четвёрка у меня была хорошая:) В училище уже была пятёрка. Сейчас о начале ХХ века я знаю даже больше некоторых учителей истории Ты можешь возразить аргументированно.
08-11-2013-12:14 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Вот у одних Родина Россия, у других - СССР, а ныне некоторым и в Эрэфии не плохо. Кому чё защищать придется, если вдруг война с империалистическими хищниками? А уж тем паче в будущей гражданской?
ZnichKa 08-11-2013-12:27 удалить
Ответ на комментарий Victor_Juljevich # 1.Знание истории подразумевает владение специфическим способом видения - т.н. "историческим мышлением". Это и должна прививать школа - не столько зубрежку фактов, а их взаимосвязи, понимание причин и следствий в определеннное время в определенном месте. Например, белогвардейцы это не только рыцари на белых конях и бледные ангелоподобные медсестры, но зверствующие по деревням банды убийц, расстреливающие все что движется, а Красная армия - это не только пьяный сброд рабочих и крестьян, но и многочисленные царские офицеры, спецы Генштаба, железная дисциплина и порядок. 2. В основе этого мышления - умение отбирать факты и определять значимость этих фактов независимо от эмоциональной окраски. Вот картинка про Освенцим - какая-то святая книга (Евангелия или Псалтырь), лагерный номерок с иудейской звездой, нижние челюсти с вырванными зубами, бокорезы, хлыст, фуражка с орлом с свастикой и, конечно, Майнкампф))) Такая картинка в принципе не может быть у историка - кроме недоумения она ничего не вызывает. 3. Правильный учебник дает больше, чем, например, факт наличия или отсутствия крестьянских паспортов. Он из всех огромной массы фактов выделяет только существенные и значимые, и оперирует ими. После советских учебников хлынула волна всяких разоблачателей во главе с солженицыными, и они на время затопили всё пережаренными фактами. Как будто и не было трудового энтузиазма первых пятилеток, заградотряды определили победу, а военный коммунизм - голод и тд, и тп. и несть им числа. Такой литературы - море. И вот даже "четыре по истории" дает возможность правильно оценить степень истеричности и степень историчности каждой книжки и вписать её в картинку мира - даже если этого и не проходили.


Комментарии (45): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Новый учебник нашей истории | ZnichKa - Дневник ZnichKa | Лента друзей ZnichKa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»